что означает перемывать косточки фразеологизм
Значение словосочетания «перемывать косточки»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
перемывать косточки
1. кому. сплетничать, злословить, судачить ◆ После длинного разговора о любви одна из девиц встаёт и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей. Все находят, что она глупа, несносна, безобразна, что у неё лопатка не на месте. А. П. Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», 1887 г. (цитата из Фундаментальной электронной библиотеки)
Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: комодик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «косточка»
Синонимы к словосочетанию «перемывать косточки»
Предложения со словосочетанием «перемывать косточки»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «перемывать косточки»
Сочетаемость слова «перемывать»
Сочетаемость слова «косточка»
Афоризмы русских писателей со словом «косточка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «перемывать косточки»
Когда старушки возле подъезда перемывают косточки соседям, они душевно беседуют и чувствуют себя явно лучше.
Сия житейская мудрость взяла верх над склонностью добела перемывать косточки ближнему своему.
Впрочем, люди охотно перемывают косточки своей благоприобретенной родне и не побрезгуют разговаривать со всеми, кто готов слушать, так что это, может быть, ничего особенного и не значит…
Перемыть косточки
Смотреть что такое «Перемыть косточки» в других словарях:
перемыть косточки — обтереть, обсудить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка
перемыть косточки — Позлословить, посплетничать о ком л … Словарь многих выражений
ПЕРЕМЫТЬ КОСТИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка
перемыть — мо/ю, мо/ешь; св. см. тж. перемывать, перемываться кого что разг. 1) Вымыть заново, ещё раз. Перемы/ть пол. 2) Вымыть всё, многое или всех, многих. Перемы/ть вс … Словарь многих выражений
перемыть — мою, моешь; св. кого что. Разг. 1. Вымыть заново, ещё раз. П. пол. 2. Вымыть всё, многое или всех, многих. П. всю посуду. ◊ Перемыть косточки. Позлословить, посплетничать о ком л. ◁ Перемывать, аю, аешь; нсв. Перемываться, ается; страд … Энциклопедический словарь
ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — Этимологические и культурно исторические корни многих выражений русского литературного языка восходят к глубокой, дописьменной старине. Восстановить полную семантическую историю этих выражений на всех этапах их устно народного и литературного… … История слов
ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка
Перемывать косточки — кому. ПЕРЕМЫТЬ КОСТОЧКИ кому. Разг. Экспрес. Сплетничая, долго и с упоением судачить, злословить о ком либо. Когда мы, таким образом, перемыли всем нашим знакомым косточки, когда переговорили обо всех деревенских делах и безделицах, разговор на… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Перемывать / перемыть (промывать, перебирать) косточки — кому. Разг. Неодобр. Злословить, сплетничать о ком л. ФСРЯ, 209; БМС 1998, 308; Ф 2, 99, 38; БТС, 811; Глухов 1988, 122; ЗС 1996, 358; Мокиенко 1986, 31 … Большой словарь русских поговорок
Перемывать косточки
Смотреть что такое «Перемывать косточки» в других словарях:
ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — Этимологические и культурно исторические корни многих выражений русского литературного языка восходят к глубокой, дописьменной старине. Восстановить полную семантическую историю этих выражений на всех этапах их устно народного и литературного… … История слов
Перемывать косточки — (иноск.) судачить, осуждать. Ср. Около столика, въ барской гостинной, Дамы усѣлись вокругъ И занялися бесѣдой невинной: Косточки моютъ у близкихъ подругъ. Н. Стружкинъ. Дѣловое время. Ср. Когда мы такимъ образомъ (называя кого или дуракомъ, или… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
перемывать косточки — См … Словарь синонимов
ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ — кто кому, <реже >кого, чьи Злословить, сплетничать, судачить о ком л. Имеется в виду, что лицо (X) подробно, до бытовых и часто нелицеприятных, скандальных мелочей, обсуждает другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. неформ. ✦ Х перемывает… … Фразеологический словарь русского языка
перемывать косточки — Перемывать (перебирать) ко/сточки кому Злословить, сплетничать о ком л … Словарь многих выражений
перемывать косточки — (иноск.) судачить, осуждать Ср. Около столика, в барской гостиной, Дамы уселись вокруг И занялися беседой невинной: Косточки моют у близких подруг. Н. Стружкин. Деловое время. Ср. Когда мы таким образом (называя кого или дураком, или подлецом)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Перемывать косточки — – злоречиво сплетничать о ком либо. Распространенное, но недостойное поведение, особенно в отношении своих друзей, родных и близких. И промывали же они ей косточки: каких сплеток ни выдумывали… чтобы как нибудь имя ее порочить (П. Мельников–… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
перемывать косточки — злоречиво сплетничать о ком либо. Распространенное, но недостойное поведение, особенно в отношении своих друзей, родных и близких. • И промывали же они ей косточки: каких сплеток ни выдумывали… чтобы как нибудь имя ее порочить (П.… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
перемывать косточки, или кости — неодобр. злословить, сплетничать, судачить о ком либо. Выражение связано с древним обрядом вторичного захоронения покойника. По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит … Справочник по фразеологии
перемывать — Перемывать косточки сплетничать о ком н. Сидя на лавочке, перемывали косточки соседям … Фразеологический словарь русского языка
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Выражение перемывать кости известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка.
Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения. Корнями оно упирается во времена Киевской Руси. Тогда существовало великое множество языческих обрядов, которые не дожили до наших времен.
Существовал тогда обряд, который проводился после погребения усопшего, а точнее по прохождении нескольких лет с того момента (точное количество неизвестно, существует несколько версий, вплоть до нескольких дней).
Проводился он следующим образом. Раскапывалась могилка и оттуда вызволялись останки. На обряде присутствовали только родственники. Родственники вызволяли останки и чистили кости от остатков других тканей. Во время этого они восхваляли усопшего, говорили о нем только хорошее, вспоминали сотворенные им благие дела — эта часть обряда была обязательной. После того как кости были «перемыты» (во прямом и переносном значениях слова) останки снова хоронили, при захоронении присутствовали опять же только родственники. Считалось, что в процессе перемывания костей дух усопшего становился благодетельным для родни и обретал покой.
Есть еще версия, что если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.
Так и получается, что В Киевской Руси выражение «пермывать косточки» имело значение «говорить об умершем хорошие слова». Вся, так скажем, ирония этого выражения заключается в том, что в наше время оно приобрело отрицательный характер. Хотя в некотором роде и не утеряло своего значения, а именно в том, что обсуждение человека идет в его отсутствие.
Вот в Израиле кстати, гиды рассказывают практически то же самое про вот это место:
Вот что рассказывают туристы: Мы стояли на смотровой площадке, расположенной на самой высокой точке Иерусалима. И с этой высоты слушали повествования о различных храмах, которые были видны. потом гид попросил обратить наши взоры за перила смотровой площадки. Буквально метрах в пяти ниже сохранился в первозданном виде омывальный камень — место, где умерших готовили в последний путь в далекой древности.
Обратите внимание, рядом с камнем в стене есть ниши. Обряд захоронения происходил следующим образом:
Сначала умершего мыли на этом камне, обмазывали благовониями, заворачивали в ткань и помещали в эти ниши в стене. Через 40 дней от тела умершего оставались одни косточки. Их доставали, снова складывали на камень и перемывали кости, вспоминая жизнь умершего и говоря о нем всякие хорошие слова.
Отсюда и пошло выражение “перемывать кости”
«Перемывать косточки»
Во многих источниках можно прочитать, что выражение перемывать косточки пришло к нам из глубокой древности и появилось благодаря обряду так называемого «вторичного погребения». У разных народов, в том числе и у славян, существовал обычай: через несколько лет после смерти человека его останки выкапывали из земли, перебирали и промывали, а затем перезахоранивали. В процессе перемывания костей вспоминали покойного, говорили о нем. Отсюда и пошло выражение перемывать кости в значении ‘говорить о ком-либо’ (первоначально в нейтральном или положительном ключе). Со временем фраза приобрела отрицательный эмоциональный оттенок и стала означать сплетни, недоброжелательное обсуждение кого-либо.
Такое объяснение правдоподобно и убедительно. Вполне возможно, что оно истинное. И все же мы не можем быть полностью уверены, что фразеологизм перемывать косточки возник именно так, а не иначе.
Время появления этого фразеологизма нам неизвестно. В литературных текстах он встречается с середины XIX века; видимо, именно тогда он попал из народной речи в литературный язык. Форма выражения обладает небольшой вариативностью: перемывать (также употреблялись глаголы вымыть, промывать) косточки (кости). Есть еще варианты перебирать косточки и разбирать по косточкам, однако они являются более поздними.
Конечно, если выражение фиксируется на письме лишь с XIX века, то это еще не значит, что в живой речи оно не употреблялось раньше. Можно даже допустить, что выражение перемывать косточки на самом деле очень древнее и пришло из дохристианской эпохи, где возникло как отражение обряда «вторичного погребения» с промыванием останков покойного. Проблема в том, что нет свидетельств о бытовании этого обычая у наших тогдашних предков. В VI – IX вв. славяне сжигали тела умерших; в наши дни при раскопках пережженные остатки костей иногда находят тщательно очищенными от золы и углей. Археологи считают, что они могли быть промыты. Но мытье здесь — этап единого погребального обряда, без перезахоронений.
В древнерусскую эпоху обычаи уже изменились. Так, вторичное погребение практиковали древнерусские монахи (например, в Киево-Печерском монастыре); эту традицию они переняли примерно в XI веке у греков. О бытовании вторичного погребения у остального населения Древней Руси точных сведений нет. «Повесть временных лет» сообщает, что в 1044 году по распоряжению Ярослава Мудрого были извлечены из могил кости Олега и Ярополка — братьев Владимира Крестителя. Над останками князей провели обряд крещения, затем похоронили их в церкви. Вот, пожалуй, и все упоминания…
Однако вторичное погребение было широко распространено у южнославянских народов (болгар, сербов, македонцев и др.). Об этом есть многочисленные подробные свидетельства, поскольку данный обычай существовал даже в ХХ веке. У южных славян бытовало представление, что душа человека после смерти только тогда освобождается полностью, когда истлевает тело в земле. Через несколько лет после первых похорон могилу раскапывали, дабы оценить состояние останков, промыть их и снова захоронить. Если от тела к тому времени оставался лишь скелет, это считалось хорошим знаком. В случае, когда труп истлевал не полностью, предполагали проклятие на покойном или совершённый им при жизни тяжкий грех, мешающий душе найти успокоение. Но больше всего опасались обнаружить в могиле совершенно не поврежденное разложением тело: согласно народным верованиям, такое случалось, если покойный был упырем. Он вылезал по ночам из могилы и питался кровью живых людей. Поэтому при нахождении хорошо сохранившегося мертвеца требовалось вбить ему в грудь осиновый кол.
Откуда и в какое время появилось вторичное погребение и перемывание останков у южных славян? Был ли этот обряд заимствован у греков или являлся наследием собственной языческой традиции? Насколько он был распространен у других славянских народов? Ответов пока нет.
Подытожим сказанное. Существовал ли у наших предков обычай вторичного погребения в языческую эпоху, точно неизвестно. Во времена Древней Руси как минимум иногда такое практиковали (вспомним о монахах и перезахороненных князьях). Могло ли произойти устойчивое выражение перемывать кости от вышеназванного обычая? Или вообще от обычая промывать кости — неважно, целые или сожженные? Конечно, но ключевое слово здесь — могло. Точных свидетельств нет. Поэтому утверждение, что данный фразеологизм берет начало в древнем похоронном обряде, точнее будет сопровождать оговоркой «возможно» или «скорее всего»…
Виноградов В. В. История слов. — М., 1999.
Шанский Н. М. В мире слов. — М., 1985.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. — Т. 4. — М., 2009.
Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990.
Русанова И. П. Славянские древности VI – IX вв. между Днепром и Западным Бугом // Свод археологических источников. — Вып. Е1-25. — М., 1973.

