что означает приостановление деятельности организации
Что нужно сделать предпринимателю, чтобы избежать штрафа или приостановления деятельности организации во время пандемии? ЧЕК-ЛИСТ
![]() |
| rudall30 / Depositphotos.com |
Предприятия торговли, а также иные организации, которые посещают граждане (кинотеатры, театры, объекты бытового обслуживания и т.п.) должны соблюдать требования федерального законодательства, постановления Роспотребнадзора и органов власти субъектов РФ в целях борьбы с новой коронавирусной инфекцией. За нарушения санитарных правил установлена административная ответственность в виде штрафа:
Так, как заявил на днях мэр Москвы Сергей Собянин, уже около 150 магазинов в столице были закрыты из-за нарушения мер безопасности, связанных с коронавирусом. Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах РФ. Наш эксперт, Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской Юридической Службы, составил чек-лист, который поможет быстро проверить, учли ли вы все предписания в организации своей работы, и если нет, отладить бизнес-процессы до проверки контролирующим органом.
Для того, чтобы объект торговли не закрыли или не выписали штраф из-за несоблюдения установленных ограничений, необходимо соблюдать постановления и рекомендации Роспотребнадзора:
Обеспечить соблюдение социальной дистанции между покупателями – не менее 1,5 м, нанеся в торговом зале и перед кассами разметки (подп. 2.11 п. 2 МР 3.1/2.3.5.0191-20).
В нормативно-правовых актах конкретного субъекта РФ может конкретизироваться, как должно соблюдаться это требование. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге оно должно обеспечиваться путем нанесения в магазине соответствующей разметки, а также установлением специального режима допуска и нахождения на торговом объекте (Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). В Екатеринбурге и Свердловской области установлена обязанность для собственников и иных законных владельцев помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, определяемого из расчета не более 1 человека на 4 кв. м площади помещения (Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 г. № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»).
Проводить мероприятия по обеспечению дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря (п. 1.4 Постановления № 6):
Организовать «входной фильтр» для сотрудников. Ежедневно перед началом рабочей смены, а также вечером нужно проводить контроль температуры тела работников, при этом обязательно отстранять от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторного заболевания. Также следует уточнять состояние здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информацию о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (опрос, анкетирование и др.), фиксировать контроль температуры в специально заведенном журнале.
В некоторых регионах при оказании услуг бытового обслуживания предусмотрена обязательная термометрия посетителей и иные требования. Например, на территории Ленинградской области предусмотрено, что работа парикмахерских, салонов красоты, косметических салонов и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающих очное присутствие гражданина, необходимо осуществлять при условии использования входной термометрии и сотрудников, и посетителей (Постановление Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. № 573 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). И при выявлении повышенной температуры и (или) симптомов ОРВИ не допускать обслуживания посетителей, обеспечить незамедлительное отстранение сотрудников от работы; вести список посетителей, содержащих фамилию, имя, отчество (при наличии), номер мобильного телефона и дату посещения.
Обеспечить персонал одноразовыми масками, которые необходимо менять не реже 1 раза в 3 часа, или многоразовыми масками со сменными фильтрами, смена которых осуществляется в соответствии с инструкцией (п. 2.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20).
Осуществлять контроль за использованием посетителями масок и перчаток в случае установления таких требований региональными НПА.
Отказывать в обслуживании посетителей при отсутствии масок и перчаток (информация Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г.).
Соблюдать удаленный режим работы в случае установления таких требований региональными НПА. Так, например, в Москве с 5 по 28 октября не менее 30% персонала, а также сотрудников старше 65 лет и имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением тех сотрудников, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций и ИП, должны трудиться дистанционно (п. 11 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности»).
О применении меры административного наказания в виде административного приостановления деятельности
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора информирует потребителей и предпринимателей.
В случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности назначается судом на срок до девяноста суток.
До вступления в законную силу решения суда должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области осуществляется временный запрет деятельности.
Так, за истекший период 2019года, за допускаемые нарушения санитарных правил и норм, технических регламентов Таможенного союза данная мера применялась в отношении следующих лиц:
— ИП Вагабова А.Н., осуществляющего деятельность предприятия по производству молочной продукции по адресу Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Бухтал, ул. Трактовая, д. 1а, стр. 1;
Деятельность предприятия по решению суда от 07.02.2019г приостанавливалась на срок 50 суток.
— ООО «Татьяна», осуществляющего деятельность предприятия общественного питания (столовая) по адресу Тюменский район, п. Боровский, ул. Ленинградская, 21;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 04.03.2019г приостанавливалась на срок 9 суток;
— ООО «Триумф», осуществляющего деятельность предприятия торговли магазин «Продукты 24 часа» по адресу г. Тюмень, пр. Солнечный, 8, корп. 1/6;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 07.03.2019г приостанавливалась на срок 15 суток;
— ООО «Успех», осуществляющего деятельность предприятия общественного питания кафе «Аристократ» по адресу Тюменский район, п. Московский, ул. Бурлаки, 14, стр. 1;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 04.03.2019г приостанавливалась на срок 20 суток.
В настоящее время в отношении указанных выше лиц проводятся проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях судья, назначившее административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица может досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Так, административное приостановление деятельности досрочно прекращалось в отношении:
— ООО «Енисей», осуществляющего деятельность предприятия торговли на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу г. Тюмень, ул. Широтная, 172 корп. 2;
Деятельность предприятия торговли по решению суда от 05.02.2019г приостанавливалась на срок 40 суток, в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности (уровень шума от наружных блоков холодильного оборудования приведен до нормативных) административное приостановление деятельности досрочно прекращено;
— ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса», осуществляющего деятельность по адресу г. Тюмень, ул. Республики, 237;
Деятельность пищеблока колледжа по решению суда от 21.02.2019г приостанавливалась на срок 20 суток, по истечении данного срока проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности, нарушения устранены (проведены мероприятия по дезинсекции, уборка производственных помещений и пр.), пищеблок возобновил деятельность;
— ИП Горячев М.В., осуществляющего деятельность предприятия общественного питания «Дон бульон» по адресу г. Тюмень, ул. Газовиков, 41/1;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 27.02.2019г приостанавливалась на срок 15 суток, в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности (приведено в надлежащее санитарное состояние производственных помещений, организован сбор отходов, проведена дезинсекция, установлено дополнительное оборудование) административное приостановление деятельности досрочно прекращено;
Юридическими лицами заявлялись ходатайства в суды о досрочном прекращении административного наказания, но по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено не устранение нарушений и материалы направлены в суд для принятия решения в отношении:
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 20.03.2019г приостановлена на срок 20 суток;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 20.03.2019г приостановлена на срок 20 суток; кроме того, по факту неисполнения судебного решения (фактически предприятие не приостановило деятельность), материалы направлены в службу судебных приставов для принятия обеспечительных мер.
Деятельность по решению суда приостановлена, срок административного приостановления деятельности не истек в отношении:
— ПАО «Мегафон», осуществляющего деятельность базовой станции сотовой радиотелефонной связи по адресу г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 146/1;
Деятельность оборудования по решению суда от 15.03.2019г приостановлена на срок 20 суток, срок административного приостановления деятельности не истек;
— ИП Рзаев А.А., осуществляющего деятельность предприятия общественного питания «Шашлычная № 1» по адресу г. Тюмень, ул. Дружбы, 76;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 25.03.2019г приостановлена на срок 30 суток;
— ИП Родащук Е.Н., осуществляющего деятельность детского игрового центра «Карамба» в многоквартирном жилом доме по адресу г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 146/1;
Деятельность музыкального оборудования по решению суда от 27.03.2019г приостановлена на срок 30 суток;
Деятельность предприятия общественного питания по решению суда от 28.03.2019г приостановлена на срок 40 суток.
После истечения срока, установленного судом, будет проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности.
Прокурор разъясняет
ля обеспечения правомерного поведения природопользователей и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено административное приостановление деятельности.
Согласно статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В числе случаев применения административного приостановления деятельности КоАП РФ называет причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Административное приостановление деятельности за правонарушения в области охраны окружающей среды может быть назначено только судом и лишь в случаях, предусмотренных в статьях главы 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. До приостановления деятельности судом в качестве меры обеспечения производства в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может быть введен временный запрет деятельности.
Главой 8 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха и водных объектов, деятельностью по обращению с отходами производства и потребления. В частности, этот вид наказания установлен за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2), порчу земель (статья 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13), нарушение правил водопользования (статья 8.14), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38).
Рассматриваемая мера административной ответственности относится к срочным видам административного наказания и определяется верхним временным лимитом. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (часть 2 статьи 3.12 КоАП РФ), а как санкция – является относительно-определенной, поскольку конкретные временные пределы устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушений, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения. Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может быть сокращен судьей в процессе его исполнения по ходатайству самого лица, чья деятельность приостановлена, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого административного наказания (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).
Представляется, что административное приостановление деятельности природопользователя является одним из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований, поскольку помимо наступления для нарушителя негативных последствий и предупреждения противоправного поведения в сфере экологии, целью административного приостановления может быть предупреждение или пресечение экологического вреда. В то же время применение указанной меры административной ответственности требует взвешенного подхода ввиду высокой экологической и социальной значимости возможных последствий.
Прокуратура
Республики Коми
Прокуратура Республики Коми
16 октября 2018, 00:00
Административное приостановление деятельности как один из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований
ля обеспечения правомерного поведения природопользователей и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено административное приостановление деятельности.
Согласно статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В числе случаев применения административного приостановления деятельности КоАП РФ называет причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Административное приостановление деятельности за правонарушения в области охраны окружающей среды может быть назначено только судом и лишь в случаях, предусмотренных в статьях главы 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. До приостановления деятельности судом в качестве меры обеспечения производства в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может быть введен временный запрет деятельности.
Главой 8 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха и водных объектов, деятельностью по обращению с отходами производства и потребления. В частности, этот вид наказания установлен за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2), порчу земель (статья 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13), нарушение правил водопользования (статья 8.14), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38).
Рассматриваемая мера административной ответственности относится к срочным видам административного наказания и определяется верхним временным лимитом. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (часть 2 статьи 3.12 КоАП РФ), а как санкция – является относительно-определенной, поскольку конкретные временные пределы устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушений, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения. Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может быть сокращен судьей в процессе его исполнения по ходатайству самого лица, чья деятельность приостановлена, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого административного наказания (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).
Представляется, что административное приостановление деятельности природопользователя является одним из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований, поскольку помимо наступления для нарушителя негативных последствий и предупреждения противоправного поведения в сфере экологии, целью административного приостановления может быть предупреждение или пресечение экологического вреда. В то же время применение указанной меры административной ответственности требует взвешенного подхода ввиду высокой экологической и социальной значимости возможных последствий.
Что означает приостановление деятельности организации
КоАП РФ Статья 32.12. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности
(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
1. Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
3. Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 настоящего Кодекса. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в пятидневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном главой 29 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. После исследования представленных документов судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, выносят постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности указываются сведения, предусмотренные статьей 29.10 настоящего Кодекса, а также дата возобновления деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
5. По истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
