что означает термин реабилитация в специальной педагогике
Что означает термин реабилитация в специальной педагогике
Реабилитация предполагает возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизнедеятельности в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и средств профессиональной подготовки Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация», так как в отношении раннего возраста речь идёт о первоначальном формировании детских способностей.
Социальная адаптация — приведение индивидуального поведения ребёнка с ограниченными возможностями в соответствии с системой норм и ценностей общества.
Специальное образование — дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями с использованием специальных средств и технологий обучения и воспитания.
Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётов их компенсаторных возможностей.
Компенсация — это замещение (перестройка) недоразвитых функций организма, процесс приспособления организма к дефекту. Декомпенсация — разрушение компенсаторных механизмов, в связи с отсутствием следующих факторов: гармоничного развития личности, охранительно-педагогического режима, коррекционно-педагогической помощи, и наличием отрицательной микросреды.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.
Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации
Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте. Сохраняется и некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она используется в более узком профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, в средствах массовой информации.
Мы уже говорили о том, что с середины 90-х гг. активнее начали использовать такие термины как: «коррекционная педагогика» и «лечебная педагогика». Термин «лечебная педагогика» по сущности означает лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных.
Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе 19 века. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, которые в первые десятилетия ХХ в. занимались лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.
В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально–волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно–развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Компенсация(лат. compensation – возмещение, уравновешивание) –это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).
Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.
Дети с особыми образовательными потребностями не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, асоциальное поведение.
Реабилитация социальная– это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это сложное многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через:
· Медицинскую реабилитацию – лечение недостатков, снятие последствий дефекта.
· Психологическую реабилитацию – снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.
· Педагогическую реабилитацию – восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных качеств.
Социальная реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно–педагогической деятельности.
Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация»(от лат. habilis– быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.
«Абилитация» –система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем особенность организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении?
2. Какие методы воспитания Вы можете выделить?
3. Назовите категории специальной педагогики.
Тест на усвоение материала:
а) методы; б) формы; в) принципы; г) способы.
2. Кто в 1908 году в Москве основал школу-санаторий для «исключительных детей»:
а) Е.К. Грачева; б) В.П. Кащенко;
в) Л.С. Выготский; г) Г.Я. Трошин.
3. К первичным дефектам не относится:
а) частные и общие нарушения функций центральной нервной системы;
б) явление ретардации;
в) нарушения межфункциональных связей;
г) социальная депривация.
4. Что не является личностной реакцией на первичный дефект:
а) игнорирование; б) вытеснение;
в) интроекция; г) гиперкомпенсация.
5. Кто предложил для изучения личности ребенка «метод психологических профилей»:
а) Г. И. Россолимо; б) Г.Я. Трошин;
в) П.П. Блонский; г) Л.С. Выготский.
а) компенсация; б) реабилитация;
в) депривация; г) абилитация.
7. Возникает в ходе развития ребенка с особыми образовательными потребностями в том случае, если социальное окружение детерминирует отклонения в личностном развитии:
а) вторичный дефект; б) первичный дефект; в) регресс; г) акселерация.
8. Что не входит в психотерапевтическую коррекцию по В.П. Кащенко:
а) гипноз, убеждение, психоанализ;
б) внушение и самовнушение;
в) выработка систематичности и выдержки в работе;
г) укрепление слабой воли.
9. К категориям специальной педагогики не относится:
Коротко о реабилитационной педагогике
1.реабилитационная педагогика — дисциплина комплексная, которая опирается на различные отрасли научных знаний, в том числе дефектологическую;
2.реабилитационная педагогика представляет из себя особый вариант специфического педагогического воздействия;
3.восстановление ресурсов развития происходит путем коррекции, компенсации, реабилитации;
Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет коррекция недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи.
К коррекционным мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При коррекции недостатков физического развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, к-рые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).
В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется коррекции недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физич. развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.
В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, к-рые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).
К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.
Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).
Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.
Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
• Компенсация- это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции;
• коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.
П роисходит замена выпавшего звена на сохранное,в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Синонимы : замещение, замена, восполнение.
П роцесс компенсации не является автоматизмом. Развитие других функций происходит благодаря постоянному, интенсивному их использованию. Слепые люди начинают в большей степени полагаться на слух, осязание, обоняние- как основные источники информации; сосредотачиваются на этом. Увеличивается аналитический опыт получения и обработки информации из этих каналов. Люди с ограниченными возможностями именно учатся максимально использовать сохранные функции. Например «читать пальцами».
По этой причине у людей с ОВЗ, некоторые сохранные функции получают наибольшее развитие, даже по сравнению со здоровыми людьми. Перестраивается работа мозга. Исключаются раздражители из недоступных каналов.
Это утверждение будет справедливым в отношении людей, активно использующих сохранные возможности, постоянно обучающихся новым способам взаимодействия с окружающим миром.
Основными факторами успешной компенсации являются:
1)возраст (в раннем возрасте ЦНС обладает большей пластичностью, и чем раньше начнется работа, тем больше вероятность получения положительного результата. ) и краткий временной интервал с момента
возникновения дефекта (в случае приобретения дефекта);
2) Доступная среда — среда, приспособленная под нужды людей с овз, способствует их активности, а значит открывает возможности для деятельности и развития.
3) социальное окружение. В условиях психологической поддержки и поощряющей дозированной помощи родных и близких возможности компенсации возрастают;
4)личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направленные на достижение поставленной цели.
5) специальное обучение.
Р еабилитационная педагогика, представляя собой специфическую педагогическую деятельность, выступает в качестве одного из аспектов социально — реабилитационной деятельности.
В.З. Кантор определяет социальную реабилитацию как « ….социально- политический феномен, как особый аспект социальной политики государства. При таком понимании реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. она выступает как деятельность общественных институтов, направленная на удовлетворение специфических нужд и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. и тем самым способствует преодолению той социальной недостаточности, которая прямо или косвенно связана с нарушениями тех или иных функции организма».
С оциальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей ( труда, быта и культуры). Социальная реабилитация должна предполагать повышение социальной дееспособности инвалидов в каждой из этих сфер.
Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:
социально — бытовая реабилитация инвалидов
социально — трудовая реабилитация инвалидов
а) социально- бытовая реабилитация — это направление социально — реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в сфере домашнего и общественного быта.
Стоит отметить, что термины социально — трудовая реабилитация и профессиональная реабилитация не являются синонимами.
Что касается профессиональной реабилитации, то она, прежде всего, предполагает возвращение человека либо к той же профессии, по которой он работал до приобретения того или иного нарушения, либо сопоставимой с ней по квалификационным требованиям. Трудовая же — представляет из себя любую трудовую деятельность, доступную для инвалида в данный момент, учитывая структуру его дефекта.
Она представляет собой комплекс реабилитационных средств и методов, направленных на подготовку человека к трудовой деятельности (выработка трудовых и производственных навыков, переквалификация, общеобразовательная либо профессиональная подготовка).
Трудовая реабилитация может быть, например, необходима для того, чтобы улучшить двигательные навыки или навыки речи, научиться пользоваться вспомогательными техническими средствами, разрешить психологические проблемы.
Трудовая реабилитация может включать в себя следующие виды деятельности :
• двигательная терапия и консультирование
• помощь социального педагога
• консультирование, основанное на личном опыте
• врачебное (в т.ч. психиатрическое) консультирование.
Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);
психологическая поддержка профессионального самоопределения;
обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;
содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
Трудовая реабилитация способствует развитию личности человека, преодолению недостатков, приобретению необходимых навыков необходимых в дальнейшем для осуществления трудовой деятельности.
Но не всякая трудовая деятельность является профессиональной деятельностью. Проф.деятельность наиболее высокий уровень человеческой трудовой деятельности. Она обеспечивается необходимым образованием- комплексом конкретных знаний, навыков и умений.
Так, например, профессиональная реабилитация помогает людям, потерявшим по какой-то причине возможность дальше продолжать свою профессиональную деятельность в данной сфере, перепрофилироваться и использовать свои знания и навыки в другой работе.
К райне важным условием успешности реабилитационно — педагогической деятельности является комплексность подхода к ее организации. Очевидно, что перед тем, как специалистом будет принято решение о том объеме помощи, который необходим ребенку, предстоит долгий путь по сбору сведений о ребенке, его анамнезе, его проблеме и т.п.
П ри организации реабилитационно-педагогической деятельности важен учет факторов риска в психическом развитии ребенка, которые могут не только оказать влияние на психическое развитие ребенка, но и повлиять на успешность всей реабилитационно- педагогической деятельности в целом.
В зависимости от степени вероятности угрозы выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска; от времени действия – однократные факторы и факторы хронического действия; от источников возникновения, источников психического развития – биологические, психологические и социальные факторы риска. В их число входит множество крайне разнородных по своей природе средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, отсутствия или недостаточных возможностей общения со сверстниками до конфликтных отношений в школе, информационных перегрузок, требований, превышающих возможности ребенка и мн. др.
![]() |
Составьте 15 обобщающих вопросов в тестовой форме по теоретической части курса, уделяя особое внимание значению реабилитационной педагогики в структуре социально реабилитационной деятельности.
Тест должен включать вопрос и несколько вариантов ответа (не менее 3).
Правильный ответ необходимо выделить жирным шрифтом.
Тест направлен на укрепление знаний по терминологическому аппарату и препятствует смешению терминов, которыми мы будем оперировать в процессе практических занятий.
Задание теста может содержать вопрос, а также может описывать проблемную ситуацию. По результатам ее анализа необходимо сделать выбор в пользу того или иного термина.
1) При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно:
— всесторонне изучение познавательной и волевой сферы;
-соблюдение принципов психологического обследования
-определение причин нарушенного хода развития
2) Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков – это:
3) Вид реабилитации, в ходе которого осуществляется формирование у лиц с нарушениями специфических знаний, умений и личностных свойств, необходимых для участия в социальной практике.
4) Сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма – это:
5) Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – это:
6. На резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека опирается:
7. Понятие «…» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии:
8) Выделяются следующие варианты интеграции в обучении:
9. При данном варианте интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога:
1. частичная интеграция
2. временная интеграция
3. полная интеграция
4. комбинированная интеграция
10. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
— социально-педагогическую диагностику;
— социально-педагогическое консультирование;
— педагогическую коррекцию;
— коррекционное обучение;
— медицинскую помощь.
11. Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:
— социально — бытовая реабилитация инвалидов
-социально — трудовая реабилитация инвалидов
12. Декомпенсация – это … функциональных нарушений:
13. Данный принцип специальной коррекционно-педагогической деятельности обеспечивает целостность педагогического процесса:
1. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения
2. деятельностный принцип коррекции
3. принципа единства диагностики и коррекции
4. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения
15. К биологическим факторам риска НЕ относятся…
-патология родовой деятельности
-пребывание ребёнка в семье группы социально риска
-инфекционные и вирусные заболевания матери
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.




