Принцип «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» означает:
«Прими с достоинством то, что принесет будущее в результате твоих действий и решений».
Здесь нужно выделить несколько важных моментов:
1. Речь идет о будущем. Будущее принципиально неизвестно.
3. Принцип «делай, что должно, и пусть будет, что будет» является «мировоззренческой платформой», т.е. «фундаментальной моделью» через которую человек рассматривает весь мир и все свои действия.
5. Поэтому можно сказать так: «Поступай правильно и не заботься о будущем». (Для молодого человека, находящегося в начале Пути, полная формула такова: «Поступай правильно и не заботься о будущем; это и будет твоя лучшая забота о твоем будущем». Для того, кто уже прочно стоит на Пути полная формула такова: «Поступай правильно и не заботься о будущем; стыдно заботиться о будущем, заботься только о правильности, о Дхарме»).
Диалектические вопросы не решаются одним, единожды принятым, решением или одним, единожды совершённым, действием.
Они решаются многократным принятием решения и многократным, повторяющимся в разных конкретных ситуациях, действием.
Это очень важно. Повторю:
Есть такие вопросы, которые «решаются» только «протяженным действием».
В диалектических (дзенских) вопросах слово «решается» означает «стягивать нитью решения/действия «края дуальности» (т.е. две противоположности) на какое-то время».
Т.е. «старая дуальность» никуда не исчезает. Она, просто, «временно нейтрализуется».
Что бы вы ни делали, люди не изменятся, но нужно продолжать.
Это и есть Путь и «то, что должно». Так «в чем же смысл прихода Бодхидхармы с запада?» ( = «в чем смысл дзен?»). В чем смысл этого вечного сшивания «краев дуальности»?
Афоризм является переводом французской поговорки, имеющей глубокий смысл. В далекие времена 16-18 веков эта фраза считалась важнейшим нравственным девизом рыцарей. «Делай что должен! И будь что будет!» – это выражение несколько перефразировано от первоначального канонического утверждения, в котором вместо слова «должен» было «должно».
Откуда появилась эта фраза?
Подлинная история фразы, которая в настоящее время считается распространенным афоризмом, до конца неизвестна. Ее формулировка приписывается многим людям, это: — Лев Николаевич Толстой; — библейский Царь Соломон; — римский император и полководец Марк Аврелий; — римский государственный и литературный деятель Катон Старший.
Помимо вышеперечисленных фактов, с давних пор известно, что данная фраза: — является формулировкой французской пословицы; — это распространенный в древнем рыцарстве девиз; — один из главнейших принципов Карма-йоги.
Современные мыслители, размышляя над словами, делали умозаключения, основные из которых приведены ниже: — Принимать свою судьбу какой бы она ни была; — Поступать по совести, не ожидая наград и ответов; — Верить в судьбу; — Помнить, что жизнь – это далеко не всегда игра; — Не стоит просчитывать события и все до единого дела наперед; — Жить по собственным правилам; — Во всем доверять себе; — Не следовать за толпой; — Не бояться выделяться из среды других.
Что я должен делать?
Фраза сочетает в себе несколько сторон жизни: — долг перед обществом; — доверие судьбе; — свобода воли.
Человек имеет право выбрать, делать ему то, что он должен, или нет. Но всегда ли правильно поступать в пользу долга? Об этом стоит задуматься подольше. Кто имеет право определить для конкретного человека его долг?
Есть три варианта ответа на этот вопрос:
1. Такие диктаторы с внешних сторон, как правительство, отец и мать, дети, супруг, друзья, жизненные обстоятельства?
2. А может, человек сам, приняв во внимание ожидания и потребности всех вышеперечисленных, выстраивает свои приоритеты по долгу и обязанности?
3. Или решает все сам, согласно личным взглядам и предпочтениям, не учитывая мнение остальных?
Опасными крайностями определения долга являются первый и третий варианты, если исключить такие сложные или экстремальные обстоятельства жизни, как: — Война; — Спасение человеческой жизни; — Тяжелобольные близкие люди и пр.
Здесь берется во внимание самая обычная повседневность, рутина обыденной жизни.
Необходимо помнить, что долг – это то, что мы делаем по собственным желаниям и пониманиям, по собственной воле. Однако многие люди, трактуя долговые обязанности, допускают в своих умозаключениях немаловажные ошибки:
1. Подчиняются принуждениям, считая их выполнение исполнением долга. Прямое принуждение, диктаторство, разрушают волю человека. Поступки по принуждению ни в коем случае не могут считаться долгом.
2. За диктаторством следует манипуляция – еще более злейший враг человека. Самая большая ошибка в жизни – повестись на манипуляцию, поддаться ей, вняв речам о высоком – о совести, долге и необходимости. За этим скрывается ложь, а поэтому и неприятные последствия: душевные переживания, подавленность, пустота.
3. Проявляем заботу, жертвенность без надобности. Это происходит из-за наших собственных представлений о благе близких. Навязываясь им в добрых делах «ради их блага», мы не получаем ни слова благодарности, ни улыбки в ответ, расстраиваемся и обижаемся. Хотя виноваты в случившемся сами: нас никто ни о чем не просил. Исполнять долг в отношение дорогих сердцу людей нужно тогда, когда в этом есть необходимость.
Правильное понимание долга, руководство собственными побуждениями, интересами и принципами – вот основа жизненного успеха. Свое предназначение выполнять нужно, но не во вред себе, погибая от тяжести повешенных требований или влияния манипуляции.
Делай что должен и будь что будет, не жди подарков судьбы (они приходят, когда их не ожидают), но и не вреди чувством долга своей судьбе, не останавливайся на достигнутом, верь в лучшее – и в конце концов будет у вас не просто то, что будет, а то, что вы желаете, чтобы было.
Один из источников: 1-vopros.ru/404-delaj-chto-dolzhen-i-bud-chto-budet.html
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Стоики опередили время. Поэтому и до сих пор актуальны, а многие их идеи активно используются в самых разных областях.
Философская школа стоиков просуществовала почти 1000 лет. Зародилась в Афинах в 300-х гг до н.э. Потом перекочевала в Древний Рим, где стала очень популярной. Философ Сенека и император Марк Аврелий были представителями именно школы стоицизма.
Как вы понимаете, чтобы захватить власть над умами на столько лет, философы должны были придумать, что-то из ряда вон важное. Добавим к этому, что идеи стоицизма лежат в основе современной научной методологии. В честь этих философов появился термин стоический = стойкий. Чем же они зацепили такое количество людей, что прошли сквозь века?
Стоики настаивали на равенстве всех людей, что было довольно странно в рабовладельческом строе и прав богатых и сильных.
Стоики призывали творить больше нравственных поступков. Даже в мелочах. Эти действия благостно скажутся на окружающих, заставят и их поступать хорошо. Поэтому каждый нравственный поступков увеличивает уровень гармонии в мире.
Формула успеха от стоиков
Эпиктет был греком по национальности, жил в Древнем Риме, родился рабом в богатой семье. Его хозяином был секретарь императора Нерона.
Эпиктет был классическим философом-стоиком. А его харизма и ум были столь велики, что он повлиял на мировоззрение своего хозяина и других аристократов.
Однажды, его хозяин разозлился и в гневе начал жестко колотить Эпиктета. Тот невозмутимо заметил: «Ты мне ногу сломаешь». И тот, действительно, сломал ногу. На что философ хладнокровно добавил: «Разве я не говорил, что сломаешь?». Философ остался хромым на всю жизнь. А его хозяину стало стыдно. Он сам стал прислушиваться к философии Эпиктета и дал ему вольную.
У него была одна хитрость, сильно упрощавшая ему жизнь.
«Не стремитесь к тому, чтобы все события шли так, как хотите вы. Желайте, чтобы они происходили так, как они и происходят. И все с вами будет хорошо!»
Что же имел в виду Эпиктет? Что мы должны отбросить свои цели, не двигаться к ним и все отправить на то, как решит судьба?
Нет! Суть в том, что мы не можем полностью контролировать внешние обстоятельства. Мы должны действовать на свое усмотрение. Но не надо пытаться контролировать все вокруг. Нельзя быть уверенным, что результат на 100% зависит от нас.
Посмотрите, как мы живем? В офисах, в образовании, в отношениях. Часто люди стараются контролировать каждую мелочь.
Мы хотим, чтобы события происходили такими, какими мы их себе представляем. И на это тратится масса сил, энергии, нервов.
Лайфхак от Эпиктета: делайте все, что вы реально можете, и приспосабливайтесь к тому, что происходит.
Многие вспоминают об этом древнем афоризме-наставлении. Многие считают его своим девизом. Сам я познакомился с этим изречением много лет назад. Я читал интервью с Борисом Гребенщиковым и встретил там эту фразу. Она меня поразила своей внятностью и категоричностью. Кажется, все предельно просто: делай, что ДОЛЖЕН, будь, что будет.
А первая часть фразы поднимает несколько вопросов.
Что значит «должен»? Кому человек «должен»? И как понять, что ты «должен» делать, а что «не должен».
Как же это совместить с постулатом «делай, что должен»?
Попробуем переформулировать. «Делай, что ХОЧЕШЬ. И будь, что будет». Простите, но это напоминает королевское «После нас, хоть потоп».
А если так: «Делай, что НУЖНО. И будь, что будет». Брр. Это уж совсем. приземленно, материально и предельно прагматично. Да и чрезвычайно скучно, к тому же.
И, все-таки, как понять, что ты ДОЛЖЕН делать?
Святые просили у Бога возможности знать и исполнять Его волю. «Хочу» и «должен «для них сливались в едином потоке благодарности и любви. И они проявляли его в молитве, чтобы обрести вновь, и пребывать в потоке благодарности и любви.
И, наверное, это значит, что вы делаете то, что должны. И пусть будет, что будет.
Если вы оставите свои мнения-комментарии я буду очень признателен вам.
Делай, что должно, и пусть будет, что будет С французского: Fais ce que tu dois, et advienne qui pourra. Французская поговорка. Выражение часто встречается в сочинениях Л. Н. Толстого, поэтому иногда ошибочно ему и приписывается.
Смотреть что такое «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» в других словарях:
Эхо Москвы — МИФ О «СПАСИТЕЛЕ ОТЕЧЕСТВА». Правду нужно знать всю… В президентской предвыборной компании популярен миф о кандидате в президенты В.В.Путине, как своего рода «спасителе отечества». Смысл мифа прост, его содержание можно уложить в несколько строк … Экономико-математический словарь
Список знаменитых сновидений — Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору п … Википедия
Знаменитые сны — Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору приснился ангел с крестом лабарумом в руках, в солнечном сиянии и с надписью «Сим победиши!» Список включает перечисление… … Википедия
Андрей Юрьевич Боголюбский — великий князь суздальский, сын Юрия Владимировича Долгорукого от брака его с княжной Половецкой, дочерью Аэпы; род. около 1110 года, княжил в Суздале с 1158 г., ум. в 1174 г. Летописи начинают упоминать об Андрее во время знаменитой борьбы отца… … Большая биографическая энциклопедия
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «. Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели… … Православная энциклопедия
Цельные по смыслу выражения — Цельные по смыслу выражения не выделяются знаками препинания. 1. Запятая не ставится перед подчинительным союзом или союзным словом в составе неразложимых сочетаний, например: сделать как следует (как полагается, как подобает),… … Справочник по правописанию и стилистике
Цельные по смыслу выражения — Цельные по смыслу выражения не выделяются знаками препинания. 1. Запятая не ставится перед подчинительным союзом или союзным словом в составе неразложимых сочетаний, например: сделать как следует (как полагается, как подобает),… … Справочник по правописанию и стилистике
Марк Туллий Цицерон — (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия