действие третьей стороны доказывающее что обеспечивается соответствие продукции

Сертификация и другие базовые определения

Сертификация— это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».

Третья сторона— это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона). Подтверждение соответствия третьей стороной является независимым, дает гарантию соответствия заданным требованиям и осуществляется по правилам определенной процедуры.

Перечень продукции, подлежащей сертификации, устанавливается каждой страной на основе национальных законов о безопасности про­дукции и охраны окружающей среды. Это могут быть национальные, международные, региональные стандарты, стандарты отраслей, предприятии, научно-технических обществ, санитарные правила и нормы безопасности и др.

Сертификация продукции— процедура подтверждения соответст­вия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, испол­нителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письмен­ной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация производства— действие третьей стороны, дока­зывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия являются залогом стабильности характеристик производимых продук­ции, услуг или работ, определенных нормативными документами.

Система качества— совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления обще­го руководства качеством.

Сертификация систем качества— действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели или другим нормативным документам, определен­ным заявителем.

Основные цели сертификации

Согласно закону «О сертификации продукции и услуг» сертифика­ция осуществляется в целях:

Источник

Действие третьей стороны доказывающее что обеспечивается соответствие продукции

ГОСТ Р 55368-2012/ISO/IEC Guide 28:2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ

Conformity assessment. Guidance on a third-party certification system for products

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия»

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов (руководств) соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2020 г.

Введение

Настоящий стандарт устанавливает требования к типовой системе сертификации продукции третьей стороной. Это не исключает наличия других эффективных систем оценки соответствия третьей стороной. Существует много типов возможных систем в зависимости от вида продукции, требующей сертификации.

Настоящий стандарт разработан на основе пересмотренного Руководства ИСО/МЭК 28:1982, эффективность которого признана мировым сообществом.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системе сертификации продукции*.

* Для обязательной сертификации положения настоящего стандарта используются в той части, которая не противоречит требованиям к процедурам сертификации, установленным в технических регламентах и других нормативных правовых актах, действующих на территории Российской Федерации.

Он применим к системе сертификации продукции третьей стороной для определения соответствия продукции установленным требованиям посредством сертификационных испытаний образцов продукции, оценки и инспекционного контроля за действующей системой качества** или инспекционного контроля путем проведения испытаний образцов продукции, отобранных у изготовителя или у продавца, или как того, так и другого. В настоящем стандарте рассматриваются условия использования знака соответствия и условия выдачи сертификата соответствия.

** Здесь и далее под «системой качества» следует понимать систему менеджмента качества по ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).

Настоящая система соответствует схеме 5 сертификации продукции, описанной в [1].

В приложении A приведен типовой контрольный перечень требований к системе сертификации третьей стороной.

2 Нормативные ссылки

*** Заменен на ISO/IEC 17000:2020.

Заменен на ISO/IEC 17025:2017.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения, приведенные в стандарте ISO/IEC 17000.

4 Заявка на проведение сертификации

Заявка оформляется на специальном бланке, выдаваемом органом по сертификации. Образец такого бланка приведен в приложении В.

Заявка касается конкретного изделия или группы изделий, в отношении которых заявитель ходатайствует о проведении сертификации в соответствии со схемой сертификации продукции.

По получении заполненного бланка заявки и оплаты орган по сертификации предоставляет заявителю расчет времени, требуемого на проведение предварительного оценивания, и запрашивает дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения заявки.

5 Первичная оценка

5.1 Общие положения

Для использования настоящей типовой системы сертификации продукции орган по сертификации должен удовлетворять требованиям стандарта ISO/IEC 17065. После подтверждения принятия заявки орган по сертификации должен принять необходимые меры и согласовать с заявителем проведение первичной оценки в соответствии со схемой сертификации продукции.

Орган по сертификации несет ответственность за все действия, осуществляемые в рамках конкретной схемы сертификации, включая отбор образцов, испытания, оценку производственного процесса или системы качества и инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции. Орган по сертификации может признавать (учитывать) имеющиеся результаты оценки соответствия согласно данной схеме сертификации продукции.

Орган по сертификации должен информировать заявителя о результатах первичной оценки и сертификационных испытаний.

Если орган по сертификации не удовлетворен выполнением всех требований, он должен информировать заявителя о тех аспектах, которые не отвечают действующим требованиям.

Если заявитель может подтвердить принятие корректирующих мер для удовлетворения всех требований в заданный период времени, орган по сертификации должен повторить только необходимые элементы первичной оценки и сертификационных испытаний.

В тех случаях, когда органом по сертификации установлена предельная стоимость процедуры принятия и рассмотрения заявок на проведение сертификации, может потребоваться подача новой заявки или увеличение предельной стоимости.

В случае последующей подачи заявок на ту же продукцию повторное проведение оценки может не потребоваться.

5.2 Оценка производственного процесса и системы качества

Оценка производственного процесса или системы качества заявителя является частью первичной оценки в соответствии со схемой сертификации продукции.

В приложении C приведен пример оценки.

Все документы, связанные с внедрением системы качества и относящиеся к сертификации, должны быть полностью доступны для оценки, проводимой органом по сертификации.

Заявитель должен обеспечить четкое определение вопроса ответственности за систему качества и доведение его до сведения органа по сертификации. Это возможно путем назначения уполномоченного лица, независимого от менеджмента организации с точки зрения технического осуществления данной функции и правомочного осуществлять контакты с органом по сертификации.

5.3 Сертификационные испытания

5.3.1 Отбор образцов

Отбор образцов для испытаний предусматривается схемой сертификации продукции.

Образцы должны быть репрезентативными (представительными) для всей номенклатуры или всего ассортимента сертифицируемой продукции и должны быть изготовлены с использованием компонентов и сборочных узлов, идентичных тем, которые применяются в процессе производства, изготовлены на производственном оборудовании и собраны по технологии, разработанной для серийного производства.

Если испытания проводятся на опытных образцах, необходимо организовать также проведение испытаний серийных образцов на соответствие установленным требованиям.

5.3.2 Проведение сертификационных испытаний

Испытания должны проводиться в соответствии с действующими стандартами или установленными требованиями и схемой сертификации продукции.

5.3.3 Использование результатов испытаний, полученных другими организациями

В тех случаях, когда орган по сертификации использует результаты испытаний, полученные другими организациями (в том числе лабораториями поставщика), орган по сертификации должен убедиться в выполнении требований к компетентности стороны, проводящей испытания, которые установлены в стандарте ISO/IEC 17025.

6 Анализ данных

Анализ данных должен проводиться для определения того, насколько результаты первичной оценки производственного процесса или системы качества и сертификационных испытаний отвечают установленным требованиям.

7 Решение

После завершения анализа данных должно приниматься решение о соответствии. Заявление о соответствии, как результат такого решения, может иметь форму отчета и сертификата (см. образец сертификата в приложении D) или знака соответствия и удостоверяет выполнение установленных требований.

8 Разрешение на применение

После принятия решения о выдаче сертификата орган по сертификации должен довести решение до сведения заявителя и передать ему на подпись соглашение на применение знака соответствия. После подписания этого соглашения орган по сертификации должен передать заявителю разрешение на применение знака соответствия. Образцы такого соглашения и такого разрешения приведены в приложениях E и F.

Соглашение должно содержать условия использования знака и устанавливать правила поведения в случае его неправильного использования.

9 Расширение области действия сертификации

Держатель сертификата, желающий расширить область действия сертификата* для включения в него дополнительных видов или типов продукции в соответствии с теми же установленными требованиями, которые действуют в отношении продукции, которая уже была сертифицирована, должен обратиться в орган по сертификации, используя соответствующий бланк заявки (приложение B).

* Если это предусмотрено правилами системы сертификации.

В этом случае орган по сертификации может решить не проводить оценку производственного процесса или системы качества, а затребовать контрольные образцы таких дополнительных видов продукции, чтобы определить их соответствие установленным требованиям. Если испытания пройдут успешно, область действия сертификата может быть расширена, и соглашение на применение может быть изменено.

Если держатель сертификата желает сертифицировать дополнительные виды продукции, но на соответствие иным требованиям, или если держатель сертификата хочет расширить действие сертификата соответствия на продукцию, выпускаемую на другой площадке, потребуется осуществление первоначальной процедуры подачи заявки на проведение сертификации в части, касающейся новых обстоятельств.

10 Инспекционный контроль

Орган по сертификации должен осуществлять инспекционный контроль за соответствием продукции на основании требований соответствующего стандарта или системы сертификации продукции. Орган по сертификации должен осуществлять инспекционный контроль за производственным процессом или системой качества на основе требований, относящихся к схеме сертификации продукции. Орган по сертификации может признавать имеющиеся результаты оценки соответствия согласно схеме сертификации продукции*.

* Если это предусмотрено правилами системы сертификации.

В некоторых случаях для осуществления инспекционного контроля может не потребоваться повторение всех элементов первичной оценки соответствия. Это может касаться изготовленной по заказу (несерийной) продукции и быть применимо в тех случаях, когда сертификационные испытания чрезвычайно сложны или когда образцы являются весьма дорогостоящими. В таких случаях инспекционный контроль может быть основан только на осмотре или осмотре в сочетании с более простыми определительными испытаниями, которые подтверждают, что продукция соответствует установленным требованиям. Такие определительные испытания должны быть описаны в системе сертификации продукции.

Держатель сертификата должен быть проинформирован о результатах инспекционного контроля.

Держатель сертификата должен информировать орган по сертификации о любых предполагаемых изменениях в продукции, производственном процессе или системе качества, которые могут повлиять на соответствие продукции установленным требованиям. Орган по сертификации должен определить, требуют ли заявленные изменения дополнительных первичных испытаний и оценки или других дальнейших исследований. В таких случаях держателю сертификата не разрешается выпускать продукцию с такими изменениями, пока орган по сертификации не уведомит держателя сертификата соответствующим образом.

Источник

Тема 4. Сертификация продукции,
услуг и систем качества

Оглавление

Основные понятия в области сертификации

В условиях рыночных отношений, когда предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям НД, является сертификация.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Приведем некоторые определения, действующие в этой области.

Таковы основные понятия, связанные с сертификацией продукции, которые потребуются для усвоения дальнейшего материала.

Цель сертификации, как указано в Законе РФ, заключается в следующем:

В настоящее время предусмотрено, что в целях государственного регулирования общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России.

Самостоятельная сертификация (самосертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям стандарта.

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливают или отменяют действие выданных им сертификатов, формируют фонд НД по сертификации, предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию.

Свою деятельность ОС осуществляет на основе материалов испытательной лаборатории, которая проводит испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Процедуры сертификации в России регламентируются следующими документами:

Организация сертификации за рубежом

Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее продвижения на рынок.

Крупнейшей международной организацией в области торговли является Всемирная торговая организация (ВТО). Она содержит специальные рекомендации для участников в области стандартизации и сертификации. Участие в этой организации дает определенные преимущества во внешней торговле, поэтому Россия также стремится стать членом ВТО. Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, в рамках которого этими вопросами занимался Комитет по сертификации (СЕРТИКО). В 1985 г. этот комитет в связи с дальнейшим развитием работ был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Совместно с ИСО проблемами сертификации занимается МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций ( ИСО/МЭК).

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний.

В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) утвердила общие положения систем сертификации и взаимного признания странами общего рынка (ЕС), направленные на устранение различий между национальными стандартами посредством разработки директив ЕС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране ЕС, должна быть допущена на рынки других стран сообщества.

В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕС и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества. Этот процесс наглядно виден из табл. 3.

В связи с созданием единого рынка и принятием в 1989 г. «Глобального подхода к испытаниям и сертификации» была создана Европейская организация по испытаниям и сертификации и были разработаны стандарты (евро-нормы) EN серии 45000 в качестве единой нормативной базы для испытательных лабораторий и органов по аккредитации и сертификации. Эта серия состоит из 7 стандартов:

1. Получение органом по сертификации декларации-заявки на сертификацию продукции

Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов

2. Экспертиза исходных материалов

Сбор информации о качестве реализуемой продукции

Орган по сертификации

Заключение договора на проведение сертификации производства

3. Формирование комиссии по проверке производства

Назначение главного эксперта и состава комиссии

Орган по сертификации

Оформление приказа о составе комиссии

4. Составление рабочей программы

Выбор объектов и процедур проверки производства

Орган по сертификации

Принятие программы проверки производства

5. Проверка производства

Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка

Орган по сертификации

Составление акта о результатах проверки

6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации

Оформление проекта сертификата

Орган по сертификации

Направление акта и проекта сертификата в Технический центр Регистра

7. Принятие решения о сертификации производства

Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра

Технический центр Регистра

Направление сертификата заявителю

8. Инспекционный контроль

Проверка стабильности качества изготовления продукции

Орган по сертификации, Технический центр Регистра

Оформление актов проверок

В Европе в период с 1990-92 гг. организации, занимающиеся сертификацией, объединились в Европейскую сеть, которая включает как страны-члены ЕС, так и другие западноевропейские страны. Это обеспечивает взаимное признание сертификатов и дает возможность предприятиям не проводить без надобности многократные оценки систем качества разными организациями. Сертификацию систем качества осуществляет также Американское общество по контролю качества, Японское общество проверки, регистрации и аккредитации систем качества и другие национальные и региональные организации. Сертификация продукции, услуг и систем качества прочно вошла в мировую практику торговых отношений. В связи с этим для российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сертификация приобретает важнейшее значение для допуска их продукции на внешние рынки. Некоторые предприятия провели работу по сертификации с привлечением отечественных и зарубежных организаций. Однако в настоящее время сертификация в России намного отстает от того, что сделано в Европе, США и Японии.

Схемы сертификации продукции

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях перехода к рыночной экономике дает следующие преимущества:

При обязательной сертификации организация и проведение работ возложены на Госстандарт РФ, которым разработана Система сертификации ГОСТ Р. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции и услуг в этой системе регламентированы ГОСТ Р 40.001.-95. Применительно к системе сформулирована номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Такая номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые содержат обязательные требования к продукции. Номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Предусмотрено, что в целях государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

При добровольной сертификации предусматривается сертификация продукции только по инициативе изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.

Общепринятые в России схемы сертификации продукции приведены в табл. 4.

Схемы сертификации продукции

Инспекционный контроль сертифицированной продукции

Испытания образцов, взятых у продавца

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя

Сертификация производства (системы качества) у изготовителя

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства

Рассмотрение декларации о соответствии

Сертификация системы качества у изготовителя

Контроль за стабильностью функционирования системы качества

Испытания каждого образца

Рассмотрение декларации о соответствии

Рассмотрение декларации о соответствии

Анализ состояния производства

Рассмотрение декларации о соответствии

Рассмотрение декларации о соответствии

Анализ состояния производства

Примечания. Под испытанием типа понимается испытание типового образца продукции с целью распространения результатов испытаний на всю совокупность. Рассмотрение декларации о соответствии проводится вместе с прилагаемыми документами.

Как видно из табл. 4, схемы сертификации различаются объемом и способами проводимых органами сертификации работ, а также инспекционного контроля. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в международной практике. Схемы 9-10а основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как принятой в странах ЕС практике подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. От выбора схемы сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности ОС в надежности выданных сертификатов. При выборе схемы нужно учитывать состояние производства, серийность продукции, конструктивную сложность изделий.

Последовательность процедур при сертификации продукции представлена в табл. 5.

Процедуры сертификации продукции

1. Подача заявки на сертификацию

2. Принятие решения по заявке, в том числе, выбор схемы

Орган по сертификации

3. Отбор, идентификация образцов и их испытания

Орган по сертификации

4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации)

Орган по сертификации

5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия

Орган по сертификации

6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия

Орган по сертификации

7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

Орган по сертификации

8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия

9. Информация о результатах сертификации

Орган по сертификации

Срок действия сертификата устанавливает ОС с учетом срока действия НД на продукцию, но в любом случае этот срок не превышает трех лет.

Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой ОС. Правила выдачи лицензий на применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукции проводит изготовитель, который несет ответственность за соответствие продукции НД и сертифицированным образцам.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет ОС в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации.

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям НД, внесены изменения в НД на продукцию или метод испытаний, в конструкцию, в комплектность продукции или технологию ее производства.

Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. С учетом Законов РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» определен порядок ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, установленных в России. Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Госстандартом РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

Сертификация услуг

Актуальность сертификации услуг во всех странах обусловлена главным образом ростом объемов национальной и международной торговли. В большинстве стран мира сфера услуг получает все более широкое развитие, охватывая новые формы деятельности. Но при этом и традиционные виды услуг, связанных с торговлей, коммунальным и техническим обслуживанием, транспортом и связью, гостиничным и туристическим обслуживанием и др., развиваются очень интенсивно. Особенностью современного рынка услуг является увеличение числа организаций (фирм), предоставляющих аналогичные по характеру и стоимости услуги, что приводит к конкуренции.

Японские специалисты рассматривают три уровня услуги:

Стремление к оценке соответствия (сертификации) в сфере услуг требует однозначного определения объектов и введения единых критериев их оценки, что влечет за собой внедрение согласованных на международном и национальном уровнях НД.

К показателям, определяющим требования к услугам, могут относиться:

За рубежом большое распространение получила аттестация предприятий сферы услуг, позволяющая выявить их способность оказывать услуги на соответствующем уровне. При этом реализуются следующие способы аттестации:

Оказываемые населению услуги по функциональному назначению можно условно разделить на три группы:

Схемы сертификации услуг, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом РФ. Схемы должны указываться в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации услуг. При выборе схемы сертификации необходимо учитывать функциональное назначение услуги и особенности ее исполнения, возможность проведения испытаний и уровень их доказательности, обеспечение сохранности имущества потребителя и затраты заявителя.

Схемы сертификации услуг приведены в табл. 6.

Кратко охарактеризуем каждую из схем.

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг путем проверки его квалификации, знаний технологической и нормативной документации, а также последующий инспекционный контроль за выполненной услугой. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает оценку мастерства исполнителя и последующий инспекционный контроль за выполненными услугами путем проведения социологического опроса потребителей услуг. Рекомендуется применять для сертификации медицинских, парикмахерских услуг, услуг физической культуры, спорта и обучения.

Схемы сертификации услуг

Оценка мастерства исполнителя

Оценка процесса оказания услуг

Сертификация системы качества

Выборочная проверка результатов услуги

Проверка результата услуги

То же (социолог. оценка)

Контроль стабильности процесса

Проверка результата услуги

Контроль стабильности системы

Схема 3 предусматривает оценку процесса оказания услуг, включающую проверку технологического процесса исполнения услуг, квалификации исполнителя, условий обслуживания, а также выборочную проверку результатов услуги и инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги. Рекомендуется применять для сертификации услуг по ремонту на средних и крупных предприятиях, для изготовления изделий по индивидуальным заказам, услуг общественного питания.

Схема 4 аналогична схеме 3 в части оценки процесса оказания услуги, но без проверки результатов услуги. Инспекционный контроль проводится путем социологического опроса для сертификации транспортных услуг, услуг связи и др.

Схема 5 предусматривает аттестацию предприятия, включающую проверку санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей, ассортимента и качества услуги, качества обслуживания. Рекомендуется для сертификации гостиниц, ресторанов, кинотеатров и пр. Инспекционный контроль может осуществляться путем социологического опроса потребителей услуг.

Схема 6 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.

Порядок проведения сертификации услуг приведен в табл. 7.

Процедуры сертификации услуг

1. Подача заявки на сертификацию

2. Принятие решения, указание схемы сертификации

Орган по сертификации

3. Оценка мастерства исполнителя услуг

Орган по сертификации

4. Оценка процесса оказания услуги:

Орган по сертификации

5. Аттестация предприятия сферы услуг

Орган по сертификации

6. Оценка результатов материальных услуг

Орган по сертификации,

7. Анализ результатов проверок

Орган по сертификации

8. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия

Орган по сертификации

9. Инспекционный контроль

Орган по сертификации

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата (знака соответствия) в случаях:

Сертификация систем качества

По определению, данному ранее, под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством. Сертификация систем качества определяет собой деятельность, подтверждающая, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.

Основными целями сертификации систем качества являются:

При проведении сертификации систем качества можно выделить два этапа:

Состав этапов приведен в табл. 8.

Этапы оценки системы качества

1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации

1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества

1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества

Орган по сертификации

1.4.Заключение договора на проведение сертификации системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.1. Подготовка системы качества к окончательной проверке

2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества

Орган по сертификации

2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.4. Проведение проверки системы качества

Орган по сертификации, предприятие

2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания

Орган по сертификации

2.6. Проведение заключительного совещания

Орган по сертификации, предприятие

2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества

Орган по сертификации

2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества

Орган по сертификации

Предприятие, решившее проводить сертификацию системы качества, должно представить в ОС вместе с заявкой анкетуво просник для проведения предварительной проверки системы качества, руководство по качеству, информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, испытаниях продукции и т. п.). По просьбе ОС могут быть представлены также другие сведения о предприятии и системе качества.

По результатам первого этапа ОС составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества. Такое заключение может быть и отрицательным, где приводятся причины, не позволяющие в данное время сертифицировать систему качества предприятия.

При положительном заключении договором устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу. В случае, если при проведении работ по второму этапу ОС обнаруживается несоответствие системы качества требованиям стандарта, то совместно с предприятием определяется срок доработки системы и устанавливается срок повторной проверки. При положительном решении выдается сертификат на срок, не превышающий три года.

Полученный сертификат на систему качества дает определенные преимущества, заключающиеся в следующем:

Методические указания по проверке систем качества изложены в международном стандарте ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества», состоящем из трех частей:

Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок. Цель такой проверки состоит в постоянной оценке эффективности системы качества, имеющейся на предприятии. При проверке создается инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов. По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся результаты проверки. При проверках чаще всего обнаруживается несоблюдение отдельных положений НД и несовершенство самих документов. Для устранения отмеченных в акте недостатков устанавливаются сроки и исполнители работ.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контракта. Цель этих проверок заключается в том, чтобы заказчик получил гарантию качества продукции, убедившись в наличии у поставщика системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО 9000. В процессе проверки особое внимание обращается на качество и надежность выпускаемой продукции, наличие и оформление «Руководства по качеству», наличие сертификата на систему качества. В процессе проверки заказчик может потребовать, чтобы на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции. После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие требованиям стандартов.

Проверки системы качества третьей стороной (органом по сертификации) проводятся для подтверждения ранее выданного сертификата. При обнаружении в системе качества большого количества недостатков проводятся дополнительные проверки, чтобы убедиться в выполнении согласованных корректирующих воздействий в течение трех месяцев после обнаружения недостатков. В случае, если количество недостатков мало, готовятся отчеты о корректирующих воздействиях, которые не требуют дополнительной инспекционной проверки.

В случае, когда в задачу сертификации входит только оценка качества производства, в рассмотрение вводят понятие сертификации производства. Под сертификацией производства (производственной системы) понимают действие, доказывающее, что должным образом идентифицированное производство обеспечивает соответствие производственной системы требованием качественного изготовления продукции (требованиям стандартов).

Производственная система представляет собой совокупность технологических процессов, предназначенных для изготовления определенной продукции, удовлетворяющей заданным требованиям. Для процессов изготовления необходимо технологическое оборудование, приспособления, инструмент, средства измерений для контроля параметров продукции. Таким образом, для сертификации производств нужна проверка качества продукции, качества технологических процессов и их составных частей. Реализация проверки качества обязательно связана с процессом измерений значений параметров продукции, и, следовательно, с системой метрологического обеспечения.

Основными этапами работ по сертификации производств являются:

Модель обеспечения качества производства менее жесткая по сравнению с моделью системы качества. Поэтому предпочтение следует отдавать последней.

Результаты сертификации системы качества используются:

Аккредитация органов по сертификации
и испытательных лабораторий

Развитие деятельности по сертификации в экономике России создало предпосылки и обусловило необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов: органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. С этой целью был сформирован комплекс требований, применяемых в России к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию. В настоящее время в стране создана Российская система аккредитации (РОСА), которая регламентирована комплексом государственных стандартов. В рамках этой системы объектами аккредитации в соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95 являются:

Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти. Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. 20. Аккредитация организаций проводится применительно к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие НД.

Работа по аккредитации состоит из следующих основных этапов:

Общие требования к испытательным лабораториям определены в ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с евростандартом EN 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям, рабочим процедурам, методам испытаний систем качества и др.

Порядок аккредитации испытательных лабораторий определен ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45002. Аккредитация лабораторий производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этапы аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95, при этом каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

На основании результатов аккредитации испытательной лаборатории выдается аттестат аккредитации со сроком действия, не превышающем пять лет. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной программе. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий проводит аккредитующий орган. По результатам этого контроля могут приниматься следующие решения:

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

Цель работы: оценка возможностей использования искусственных нейронных сетей (ИНС) в задачах управления качеством. ИНС предназначены для решения задач классификации и регрессии. В данной работе знакомство с ИНС демонстрируется на примере задач классификации.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *