для чего аллах создал человека
Почему Аллах создал людей?
— Почему Аллах создал людей?
— Он не создал нас ради забавы: «Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16); «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).
И Он не создал нас, потому что нуждается в ком-либо или в чем-либо: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня» (51:57); «Аллах не нуждается в мирах» (3:97).
Он создал нас, чтобы мы познали Его через Его прекрасные имена и атрибуты и поклонялись Ему Одному не придавая сотоварищей, следуя Его велениям и оставляя то, что Он запрещает: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
— Все равно не понятно. Почему Аллах создал людей?
— Знаешь, я плохо понимаю физику. И если я спрошу физика почему стакан падает на землю, если выпустить его из рук, он ответит, что это закон всемирного тяготения, который гласит, что сила F гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделенными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Я ничего не пойму из сказанного, но я буду уверенно знать, что если решу выйти погулять через окно, то упаду и ударюсь об землю. Другими словами, со мной произойдет все непонятное для меня вышесказанное.
Если нам непонятно что-то уже существующее и происходящее, то мы должны это непонятное принять как факт. И, возможно, неким бальзамом для думающих над этим вопросом станут слова Ибн аль-Кайима: «Если бы Аллах приподнял завесу для Своего раба и показал ему, как Он управляет его делами, и как Аллах больше заинтересован в пользе раба, чем он сам, его сердце бы растаяло из любви к Аллаху и разорвалось бы на части из благодарности к Нему. Поэтому, если боли этого мира утомили тебя, не горюй, быть может Аллах желает услышать твой голос через мольбу. Так излей же свои желания в земном поклоне и забудь о них. И знай, что воистину Аллах не забывает».
И раз уж все создано, то важным является вопрос не «для чего все это создано?», а «куда мы идем?» и «что нас ждет впереди?»
А впереди нас ждет одно из двух: либо рай, либо ад.
Первый вариант предназначен для тех, кто в своей земной жизни уверовал в своего Создателя, поклонялся Ему, выполнял Его веления и отстранялся от запретов, что и является смыслом его создания.
Второй вариант уготован для тех, кто посчитал ложью своего Создателя и все то, что пришло от Него через Его Пророков и Писания.
Два варианта вечности.
Верующий подтверждает мудрость в сотворении Всевышним всего сущего, хоть и не может понять ее, так как его разум ограничен в познаниях. И при этом он не останавливается на этом вопросе, а смотрит вперед — в день завтрашний, как описывает это Всевышний: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне« (3:190-191).
Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Для чего аллах создал человека
Как создавалось человечество? (Источник фото: shutterstock.com)
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Сотворение человека произошло в два этапа. На первом этапе создан общий предок всего человечества – Адам (а.с). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «И вот сказал твой Господь ангелам:
«Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника. Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 30).
По велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (а.с) на земле – это люди разных рас и внешности (Суюти Дурруль-Мансур: 1/120).
«Который сотворил все совершенным образом. Он дал начало творению человека из глины» (Ас-Саджда, 7).
«Сотворение человека из глины» активно изучают ведущие исследователи в области геологии и биологии. Исследованием этого вопроса были заняты такие известные учёные, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow. Они изучали свойства ила – смеси глины и песка. Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь её восстанавливает.
Лейл М. Койн говорит: «Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни – брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление – это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни».
Доктор Хартман добавляет: «Понятия «жизнь» и «живое» не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны».
То самое, по выражению доктора X. Хартмана, «что придаёт жизни живое», есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама [у обоих не было отца]: [Аллах] создал его [Адама] из земли, после чего сказал ему: «Будь! [Оживи!]» – и тот ожил» (Али Имран, 59).
«[Иудеи] спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» (Аль-Исра, 85).
Но Господь миров не ограничился созданием человека. Всевышний по Своей Безграничной Мудрости научил Адама (а.с.) всему необходимому.
«Он [Всевышний Аллах, чтобы показать превосходство первого человека над ангелами] научил Адама всем именам [и названиям всех творений]…» (Аль-Бакара, 31).
Господь дал Адаму (а.с.) возможность дать имена всему сущему на Земле, обучил его языку и речи. Аллах вложил в него неутолимую потребность и любовь к познанию. Когда Адам (а.с.) узнал название и предназначение всего, Всевышний Аллах сказал ангелам:
«Назовите мне их имена, если вы говорите правду [о том, что Адам не достоин быть наместником]». Они [ангелы] ответили: «Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый» (Аль-Бакара, 31-32).
«Он сказал: «О, Адам! Сообщи им те имена [и названия вещей]». И когда сообщил им их имена, Он [Всевышний Аллах] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайное [все, что уже было и что произойдет] на небесах и на земле, и знаю все, что вы проявляете и что скрываете?» (Аль-Бакара, 33).
Пророк Адам (а.с.) был одинок в райских садах. Однажды утром он проснулся и увидел взирающую на него женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (а.с.) спал, Аллах сотворил из его ребра женщину. Если подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (а.с.) была создана из его генетического материала. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. Она ответила: «Чтобы ты находил во мне покой». Ангелы, чтобы испытать его знания, спросили Адама (а.с.): «Как ее зовут?» Он ответил: «Хава». Ангелы спросили: «Почему ей дано имя «Хава»?» Адам (а.с.) ответил: «Потому, что она создана из живого (прим. в переводе с арабского «Хава» – «живая»)» (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
«О, люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин» (Ан-Ниса, 1).
Затем Аллах сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (Аль-Араф, 19). В садах Рая Адам и Хава обитали в полном благоденствии 130 лет (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [самим себе, нарушив повеление Аллаха]» (Аль-Бакара, 35).
Приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими обоими Аллах), что это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево.
Согласно преданию, которое приводится от Абу Алия (рахимахуллахи), у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в Раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из Рая (Ибн Касир: 1/113, Суюти Дурруль-Мансур: 1/130).
Таким образом, Господь оказал великий почет Адаму (а.с.) – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик Своим всемогуществом и повелел ангелам пасть ниц перед ним.
«…Затем Мы сказали ангелам: «Совершите земной поклон Адаму [из уважения к нему]!» Они совершили земной поклон, кроме Иблиса, который не поклонился» (Аль-Араф, 11).
Иблис (Сатана) – один из джиннов, созданных из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов, но, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама (а.с.), а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.
«И все ангелы до единого совершили земной поклон. За исключением Иблиса. Он отказался совершать земной поклон [Адаму]. [Всевышний Аллах] спросил: «Иблис! Что с тобой? Почему ты не совершил земной поклон?» Он ответил: «Не подобает мне кланяться перед человеком, которого Ты сотворил из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли». [Всевышний Аллах] сказал: «Выйди отсюда [покинь небеса]. Отныне ты [лишен всех благ, проклят] и побиваем [камнями]. И, поистине, проклятие на тебе до Судного Дня» (Аль-Хиджр, 30-35).
«[Иблис]сказал: «Клянусь Твоими достоинствами! Я введу в заблуждение их всех, кроме Твоих [избранных] очень искренних рабов!» (Сад, 81).
Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний изгнал Иблиса из Рая. Покидая Рай, Иблис сказал:
«Затем я буду подходить к ним [со всех четырех сторон] спереди и сзади, справа и слева. И Ты увидишь, что большая их часть – неблагодарные». «[В ответ на это Аллах] сказал: «Выйди отсюда презренным и отвергнутым! А кто из них [потомков Адама] последует за тобой, теми Я и наполню Ад – всеми вами» (Аль-Араф, 16-18).
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (Аль-Араф, 20).
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха]» (Та Ха, аят 115).
Согласно смыслу аята, Адам (а.с.) был прощен за свою забывчивость, и его приближение к дереву не нарушило его невиновности. Аллах простил их, после этого они были спущены из Рая на землю, где Адам (а.с.) получил пророческие откровения Всевышнего. Аллах приказал Адаму (а.с.):
«Спуститесь отсюда вместе, и между вами [потомками Адама и Хавы] будет вражда [одни будут притеснять других]. А когда к вам придет от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадет в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]» (Та Ха, 123).
Арабское слово инсан (человечество) происходит от нисйан (забывать). Это часть человеческой сущности. Люди забывчивы, поэтому нуждаются в напоминании о своей сущности и предназначении. Земля лишь временное пристанище, и от того, как человек проживет свою жизнь, зависит, попадет он в Ад или в Рай.
Перед смертью Адам (а.с.) напомнил детям, что Господь не оставит их без руководства, Он станет отправлять к ним пророков (мира им всем), каждый из которых будет особенным, с разными именами, качествами и чудесами. Но у всех них будет одна миссия – призыв поклоняться Единому Богу.
Для чего Всевышний создал людей?
В чем смысл нашей жизни?
В преддверии священного Рамадана – когда заканчивается еще один период нашей жизни, самое время остановиться и осмыслить свою жизнь, подумать над ее смыслом и целью.
Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задает себе вопрос – а для чего, собственно, я живу, для чего я пришел в этот мир, что я должен здесь сделать, куда я потом уйду?
Животные, к примеру, появляются на свет просто в силу естественного порядка вещей, вся их жизнь подчинена инстинкту – вложенной в них биологической программе, сами они сделать какой-то выбор не могут. В положенное время они рождаются, в положенное время оставляют родителей и начинают сами добывать себе пищу, в положенный срок заводят потомство и в положенный им срок умирают.
Многие люди – особенно те из людей, кто считает, что мир и все живое в нем появилось случайно, без участия Творца, тоже уверены в том, что смысл жизни – в том, чтобы жить. Получать удовольствие от работы или от семейной жизни, преодолевать какие-то трудности, добиваться успехов в любимом деле, заниматься спортом, путешествовать, растить детей и в положенный срок покинуть этот мир. Не говоря уж о таких людях, для которых смысл жизни заключается только в материальных приобретениях и достижениях – накоплении денег, разном имуществе, в карьере, в достижении славы и почета, знатности и богатстве, для них реальна только земная, материальная жизнь, видеть дальше нее они не способны.
Но с другой стороны, иногда даже убежденных атеистов не удовлетворяет такое примитивное объяснение смысла жизни человека. Как же так, ведь мы, люди – такие сложно устроенные существа, благодаря нашему уму и способностям мы смогли покорить космос, расщепить атом, подчинить себе многие природные явления – как ветер, воду или солнечную энергию, мы построили огромные дома и изобрели сложно устроенные станки и машины, и мы появляемся на свет только для того, чтобы есть, пить, произвести потомство и умереть?
А сколько миллионов людей положили жизни ради борьбы с тиранией или несправедливостью, боролись за человеческое счастье – всю жизнь занимаясь изобретениями, которые должны были облегчить труд человека, или открывая лекарства, которые помогли победить многие неизлечимые болезни – ради чего были все эти усилия, только ради того, чтобы немного продлить жизнь смертному человеку?
Часто на вопрос, в чем смысл жизни, приходится слышать такие ответы: «Смысл жизни у каждого человека свой. Для кого-то он заключается в детях и в заботах о семье. Для кого-то – в любимой работе, в том, чтобы принести пользу другим людям своим трудом. А для кого-то – просто в том, чтобы получать удовольствие от жизни всеми возможными средствами».
Все религии откровения говорят о том, что смысл жизни человека в приближении и в служении Тому, Кто создал этот мир – к Всевышнему Богу.
В Коране так говорится о цели, ради которой Господь создал человека:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, 56).
В хадисе-кудси говорится:
«Я был сокрытым сокровищем, о котором никто не знал, и Я захотел, чтобы Меня узнали».
Иными словами, Всевышний хочет, чтобы человек познавал Его и поклонялся Ему.
Служение Богу подразумевает не только исполнение религиозных обязанностей – хотя это тоже весьма немаловажная вещь для человека, но постоянное осознание того факта, что человек появился в этом мире не случайно и не напрасно – у него есть Создатель. Который вложил в человека понимание того, что есть добро и зло, что есть истина и ложь. Который сообщил человеку – какими его поступками будет доволен Творец, а какие дела Ему не угодны.
Часто приходится слышать от людей, что религия связывает их свободу, что она ограничивает жизнь человека, мешая ему в полном смысле реализовать свои таланты и возможности. Но так может говорить только человек невежественный. Наоборот, именно вера в Бога, именно жизнь, преданная Ему, дает человеку истинное счастье и истинный смысл жизни.
Верующий человек может жить такой же жизнью, что и другие люди – но при этом каждое его действие, даже самое обыденное, будет совершаться не только ради материальных, земных нужд и целей, но и ради Творца, ради приближения к Нему.
Мы уже говорили об этом в статье про намерение – когда любое наше повседневное действие может стать богослужением, посвящением себя Всевышнему: Как обыденное действие превратить в поклонение?
Обычный человек ест и пьет, чтобы утолить свой голод и жажду, получить удовольствие от приема пищи, чтобы у него были силы для работы, но верующий человек при этом будет благодарить своего Создателя, который посылает ему земные блага. В пище и питье он не будет проявлять излишество – не предаваясь чревоугодию, поскольку знает, что «Аллах не любит расточительных».
Обычный человек вступает в брак и рождает детей, чтобы иметь помощников в старости и продолжение рода, но верующий человек создает семью, поскольку знает, что Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили во взаимной любви и гармонии:
Обычный человек ходит на работу, чтобы заработать себе средства к существованию, но верующий человек делает это также ради довольства Создателя – который повелел людям заботиться о своих семьях. Верующий человек производит потомство не только чтобы иметь опору в старости, но чтобы увеличить общину верующих, чтобы иметь праведное потомство, которое будет молиться за него после смерти.
Обычный человек старается достичь успеха в своей профессии, поскольку хочет таким образом привнести в жизнь что-то полезное, поскольку получает удовольствие, реализуя свои таланты. Но верующий человек – помимо всего этого, будет таким образом проявлять признательность Творцу за те таланты, который Он ему дал, служа другим людям теми способностями, которыми его наделил Всевышний.
Обычный человек – если он человек добрый и порядочный, помогает другим людям, поскольку ему тяжело видеть человека, находящегося в беде, ему приятно делать добро – но верующий человек знает, что Всевышний любит делающих добро, поэтому ему особенно приятно делать добро другим людям:
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2, 195).
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».
Верующий человек знает, что Аллах любит щедрых, добрых, терпеливых – и наоборот, не любит скупых, гневливых, злопамятных и мстительных, и поэтому будет стараться воспитывать в себе эти качества ради Его довольства.
7 категорий людей, которых не любит Всевышний
Когда верующего человека постигают испытания – а никто в этом мире не застрахован от потери имущества, работы, близких людей, от болезней и несчастных случаев, он не впадает в отчаяние, не жалуется, но проявляет терпение – поскольку знает, что и эти беды постигли его по воле Бога, который посылает ему это ради его же пользы. Ведь мы не знаем, в чем сокрыто для нас истинное добро – может быть, в чем-то для нас неприятном?
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2, 216).
Как мы видим, вера в Бога – то есть, постоянная память о своем Создателе, благодарность Ему за дарованную нам жизнь и ее блага, совершение каждого дела с мыслью о Его довольстве, наполняет жизнь человека небывалым счастьем и смыслом.
При этом мы можем внешне вести жизнь обычного человека – но внутренняя наша жизнь, наш духовный мир будет необыкновенно богатым. Более того, когда придет время покинуть этот мир – мы, как и прочие люди, не сможем унести с собой наши материальные блага и достижения. Но мы возьмем с собой те благие намерения, которые у нас были при совершении этих поступков, нашу веру в Создателя, нашу надежду на Его любовь и милость к нам.
«Тот, кто совершил добро весом с пылинку, увидит его, и кто совершил зло весом с пылинку, увидит его» (99:7,8).
Так что вера оказывается сильнее смерти – поскольку перед Богом все наши деяния всегда будут ценными. Отсюда можно сделать вывод, что смысл жизни человека – именно в познании Всевышнего и в приближении к Нему.
Также по этой теме читайте:
Как наполнить свою жизнь светом истины?
Во Вселенной не может быть ничего важнее Аллаха.
Как верующему избавиться от грусти и начать радоваться жизни?
Коран о сотворении человека
Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.
На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.
35. Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».
36. Дьявол же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определённого срока».
37. Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он — Принимающий покаяние, Милосердный.
38. Мы сказали: «Низвергнитесь [из Рая] все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены.
39. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно (сура 2 «Корова», аяты 35-39).
Если говорить на языке современной науки, то поначалу эмбрион человека представляет собой крошечную каплю, помещённую в надёжном месте — утробе матери. Спустя некоторое время он вытягивается, приобретая форму пиявки. Арабское слово алака имеет несколько значений: «сгусток крови», «пиявка», «нечто подвешенное».
На этой стадии зародыш получает питательные вещества из крови матери, подобно тому как пиявка питается кровью других организмов. Он прикрепляется к стенке хорионического мешка и располагается в амниотической жидкости в подвешенном состоянии. Таким образом, слово алака соответствует и внешнему виду зародыша, и способу его крепления к поверхности матки.
Не менее важно и то, что зародыш человека и эмбриональные мешочки на этой стадии имеют внешнее сходство со сгустком крови. Причина этого в том, что в зародыше на этой стадии имеется относительно большое количество крови. Однако кровь в эмбрионе пока ещё не циркулирует, и так продолжается до конца третьей недели развития. Поэтому эмбрион на этой стадии похож на сгусток крови. Одним словом, три значения слова алака точно описывают эмбрион человека в начале четвёртой недели развития.
Следующая стадия, упомянутая в аяте, называется стадией разжёванного кусочка. Арабское слово мудга означает «нечто разжёванное». Если взять пластинку жевательной резинки и разжевать её во рту, а затем сравнить её с эмбрионом на двадцать пятый — двадцать шестой день развития, то сходство между ними будет очевидно: сомиты, располагающиеся в спинной части эмбриона, напоминают отпечаток, оставляемый зубами на разжёванной пластинке.
Эта ответственность, возложенная исключительно на человека, определяется разумом, который удерживает его от соблазнов. Разум ставит его выше животных, которые руководствуются только инстинктами, и благодаря ему человек может достичь больших высот. Но если разум не удерживает его от потакания низменным страстям, то он опускается до уровня низших творений.
Благодаря разуму человек отличает истину ото лжи, а прямой путь — от заблуждения, принимает высшие ценности и отвергает дурные качества. Гуманизм, любовь, справедливость, сострадание и прочие духовные ценности, которыми наделён человек, отличают его от других существ и определяют его превосходство.






