для чего людям нужны деньги
Зачем людям нужны деньги и какова их ценность
Ицхак Калдерон Адизес
Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 50 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.
Этот пост был опубликован 04 января 2014 года.
Что такое «деньги»? Для некоторых это способ существования. Они дают возможность покупать еду, иметь крышу над головой и оплачивать медицинские расходы, если в них есть потребность. Чаще всего так думают люди, которые очень мало зарабатывают или пытаются свести концы с концами.
А как насчет тех, кто имеет больше, чем нужно для скромного существования? Здесь деньги играют совсем другую роль. Для некоторых деньги становятся мерилом самоуважения : «Можете себе представить, сколько они готовы заплатить за мои услуги?». Для других – способом завоевать уважение и подняться в глазах окружающих.
Также деньги могут играть важную роль в распределении таких ценных ресурсов, как время, например. Те, у кого достаточно денег, получают желанные услуги. Деньги служат критерием отбора. И это относится не только к времени, но и к золоту, бриллиантам и прочим драгоценным ресурсам…
Деньги также могут использоваться для того, чтобы сделать сотрудничество более надежным, или же для решения проблемных ситуаций.
Все вышеперечисленное – это привычные способы применения денег, но я столкнулся еще с двумя, о которых не знал раньше и сейчас хотел бы поделиться ими с вами.
У меня есть довольно богатый друг, который в понятие «денег» вкладывает следующее значение: «Деньги дают мне свободу выбора», – говорит он.
Чем больше денег имеешь, тем свободней себя чувствуешь при выборе того, чем и когда хочешь заниматься. Больше средств означает больше альтернатив.
Как бы там ни было, в этой интерпретации есть одна загвоздка. Чем больше альтернатив ты хочешь иметь, тем больше денег тебе нужно. А чтобы иметь больше денег, необходимо больше работать, тратить больше времени и сил. Все это поглощает, и человек практически не распоряжается своим временем, а возможности выбора значительно сужаются.
На мой взгляд, это толкование значения денег подходит лишь тем людям, которые могут осознанно сказать себе: «Хватит. У меня есть достаточно денег, чтобы иметь свободу выбора. Мне не нужно больше вариантов, а значит и денег тоже».
Звучит заманчиво, но не так-то просто это сделать, ведь в некоторых людей деньги вызывают привыкание. Чем больше денег у них есть, тем больше они хотят иметь, люди становятся рабами денег.
Один богатый человек (он входит в рейтинг 500 самых богатых людей мира) сказал мне, что для него ценность денег определяется удовольствием, которое он получает с их помощью.
Задумайтесь над этим. Ценность денег зависит от того, сколько радости и удовольствия вы можете из них извлечь. Следовательно, чтобы получить от них удовольствие, необходимо их потратить.
К примеру, давайте возьмем человека, заработавшего миллионы, но не умеющего их тратить. Он живет очень скромной жизнью. Сколько у него денег? Ровно столько, сколько удовольствия и радости он от них получает. Но чтобы деньги были в радость их необходимо тратить.
Деньги на счетах имеют смысл лишь в том случае, если вам нравиться их считать или размер ваших активов поднимает вам самооценку.
Скажите мне, сколько наслаждения вы получаете от своих денег, и я скажу вам, сколько вы на самом деле вы имеете. Если вы не используете свои сбережения, то можно считать, что их у вас нет. Когда вы умрете, они отойдут государству или вашим детям. Так кто же богат по-настоящему? Тот, кто умеет получать удовольствие от денег.
Кроме траты денег в свое удовольствие можно попробовать и другие варианты. Идеальным я считаю филантропию. Отдавать деньги другим, предоставлять людям возможность изменить их жизни к лучшему… Это приводит к тому, что богатство одного человека дарит радость не только непосредственно ему, но и другим. Чем больше вы будете отдавать, тем больше получите взамен.
Чем больше вы отдаете людям, нуждающимся в вашей помощи, тем вы богаче.
Мои выводы: Деньги могут быть мерилом самоуважения, они должны давать человеку выбор и свободу делать то, что угодно его сердцу. Но чтобы знать, насколько человек богат, нужно понять, сколько радости и удовольствия приносят ему его деньги. И наиболее приятный способ использовать свои сбережения – это помогать тем, кто в этом нуждается.
Когда деньги становятся целью жизни
«Деньги, а не Мораль, являются главным принципом общественных отношений цивилизованной нации.” Томас Джефферсон
«Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Они, поэтому, лишили человеческий мир его собственной ценности.» Карл Маркс.
Когда-то говорить о деньгах считалось неприличным, тема была недостойной общественного внимания не только потому, что воспринималась как «низменная», но и потому, что не у всех они были, не для всех были достижимы. В последние десятилетия тема денег превратилась в центральную, в главную тему обсуждений, звучащую в офисах, на улице, в семье, во всех человеческих связях, во всех произведениях искусства. Экономические возможности появились у многих, деньгaми стали определяться не только покупательная способность, но и способность участвовать в экономической игре.
Кредитная система позволила даже тем, чья заработная плата покрывает только необходимые ежедневные расходы, приобретать дома, автомашины, предметы роскоши. Выходные дни большей частью посвящены приобретению всё новых вещей, Shoping превратился в форму отдыха и развлечений. Отношения между людьми всё больше стали регулироваться деньгами, и деньги заняли центральное место в шкале общественных интересов.
Деньгами стали оцениваться те сферы жизни, к которым раньше применялись другие критерии. Талант в любой сфере деятельности определяется не профессиональными достижениями, а уровнем оплаты.
Успешный врач не тот, кто помог большему количеству пациентов, а тот чей, годовой доход выше, чем у его коллег. Инженер не тем, сколько благ обществу он принёс своей работой, а тем, сколько он за неё получил. Писатель, художник, актер, режиссёр оцениваются не по значимости своих творений, а по размеру полученного гонорара.
Деньги всегда были символом жизненного успеха, но в условиях экономической демократии они больше, чем абстрактный символ общественного статуса, так как дают многие формы свободы, делают человека хозяином своей судьбы. Ими, а не сложными критериями оценки человеческой ценности прошлых эпох, определяется ценность личности.
Деньги истинный институт демократии, демократии равенства, они отвергают оценку человека через его индивидуальные, личностные качества. В «правильном», т.е. демократическом обществе, построенном на экономике, не личность, не индивидуальность становится определяющим критерием ценности человека, иерархия создаётся экономическим статусом, она делает человека личностью в глазах других, выделяя его из безликой массы.
Деньги всегда играли огромную роль в жизни любого общества, но, степень значения денег в различных культурах была разной. В «Венецианском купце» Шекспира герой-ростовщик использует силу денег, чтобы наказать тех, кто видит в нём лишь изгоя, которым венецианские патриции пользуются в своих целях и презирают его за то «неблагородное занятие», которым он добывает средства к существованию. В период интенсивного развития капитализма, в первой трети XIX века, деньги превратились в основной инструмент роста экономики, роста капитала и их значимость начала возрастать для всех общественных классов.
В России, капиталистические формы экономики, изменявшие традиционные критерии ценности человека в глазах общества, появились позднее, чем в Европе. Но тенденция уже чувствовалась, и первым её увидел Пушкин. В «Скупом рыцаре», само название пьесы подчёркивало несоответствие жажды денег и рыцарского достоинства. В «Пиковой Даме» блестящий гвардейский офицер, аристократ, убивает старуху ради денег, угрожая ей пистолетом. Не происхождение, благородство, аристократизм или личные качества, только деньги приносят уважение общества. Имя героя, Герман (German), немец, вполне однозначно говорило, откуда эта тенденция пришла.
Александр Герцен, много лет проживший в Европе, в которой тенденция уже превратилась в фундамент жизни: «Прежде хоть что-нибудь признавалось, кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами, мог рассчитывать хоть на какое-то уважение. Ныне же без денег не только на уважение, но и на самоуважение нельзя иначе рассчитывать.».
Топор средство народное, и он показатель того, что в процесс погони за деньгами включились массы. С деньгами человек получает уважение, без денег он “тварь дрожащая”.
Огромный накал страстей во всех романах Достоевскго, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть денег над жизнью людей, которая воспринималась как трагедия, так как противоречие морали и денег было неразрешимо. Российская либеральная интеллигенция видела возможность решения этой дилеммы в революционной буре, в уничтожении всей государственной структуры, все беды страны она видела в безнравственности власти.
В России государство и экономика были неотделимы. В Европе же, экономика была достаточно самостоятельна, независима от государственной структуры. Государство постепенно утрачивало свою абсолютную власть, так как экономика перестраивала всю общественную систему, экономика стала определять место человека в обществе.
Европейская литература, начиная с мольеровского «Мещанина во дворянстве», говорила о пересмотре иерархии традиционных оценок без надрыва Достоевского. Процесс разрастания статуса денег в Европе был достаточно драматичным, но он не нёс в себе трагедии, так как традиционная мораль постепенно, шаг за шагом, уступала своё место жизненному практицизму, философии выживания, характерного для низших классов, впервые в истории получивших возможность уйти от вековой нищеты.
Европейское мещанство превратилось в новый буржуазный класс, от которого стали зависеть старые хозяева жизни, аристократия, дворянство. Новые хозяева жизни создавали новую иерархию ценностей и превращались в аристократию нового времени, аристократию денежную.
С момента появления капитализма в XVIII веке, культурная элита Европы осуждала процесс смены ценностей нравственных, духовных, т.е. аристократических, на мещанские, демократические, денежные. И реакция культурной элиты была понятна, она лишалась привычного заказчика, новому заказчику они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности.
Французский аристократ, маркиз Алексис Токвиль: «Я не знаю страны, где страсть к деньгам так поглощала бы все мысли и чувства людей. Обогащение, деньги, в такой степени мыслятся как самоцель, что становятся чем-то трансцендентальным и даже просто иррациональным по отношению к счастью и пользе отдельного человека. ».
Обеспеченные классы Европы видели в деньгах лишь средство для полноценной жизни, целью было счастье, которое достигалось в гармоническом слиянии человека с природой, в постижении истины, в широкой палитре чувств, эмоций, мыслей, в богатстве человеческих отношений. Жизнь, посвящённая лишь погоне за деньгами, казалась им иррациональной.
Американский философ Джордж Сантаяна объяснял, почему деньги играют такую огромную роль в США: «Американец так много говорит о долларах потому, что доллар это символ и мера измерения успеха, единственная мера, которую он имеет, чтобы оценить свой успех, свой ум и свою власть над обстоятельствами. В то же время, он относится к деньгам довольно легко. Он их делает, теряет, тратит, раздаёт с легким сердцем. Это уважение не к самим деньгам, а к количеству вообще, потому что качество трудно определимо.
Но Сантаяна был исключением из правила, американская культурная элита видела в обожествлении денег признак распада основ общества, деградацию вечных ценностей.
Философ Ральф Эмерсон: «Американец просто машина, добывающая доллары. Он придаток к своему имуществу.»
Генри Джеймс, классик американской литературы, бежавший от меркантильного духа Америки в Европу, где провёл большую часть своей жизни, говорил с сарказмом: «Te, кто не делает деньги, принадлежат к дегенератам, которые думают, а таким нет места в Америке.»
Противостояние общей тенденции видеть в деньгах не средство для жизни, а цель самой жизни, в начале ХХ века было достаточно широко распространено и в проповедях протестантской церкви. Tак, Вильям Нэймс, один из самых известных в то время проповедников, говорил о преимуществах бедности: «Мы презираем тех, кто избрал бедность для того, чтобы упростить своё существование и сохранить свою внутреннюю жизнь. Мы не имеем мужества признать, что идеализация бедности в течении многих веков христианской цивилизации означала свободу, свободу от мира вещей, человек оценивал себя через то, что он есть, а не через то, что он имеет.»
Но что сегодня означает осознанный выбор жизни в бедности? Он означает не только общественное презрение. Он означает, что в условиях современной цивилизации бедняк полностью отрезан от тех источников, которые и делают жизнь счастливой. Раньше говорили, что «не в деньгах счастье», что в жизни есть множество необходимых для счастья вещей, красота природы, искусство, чувства, привязывающие нас к другим людям, а их нельзя купить. Но сегодня за чистый воздух, чистую воду, за натуральные продукты, не прошедшие химическую обработку, за пребывание на природе в естественных природных условиях, нужно платить. Нужно платить также и за человеческие отношения внутри того социального круга, к которому человек хочет принадлежать. Без определённого экономического статуса вход во многие социальные круги закрыт.
Единственная мера жизни, денежная, исключает из нашего внимания полноценность существования во всём его многообразии и широте. Смотря на себя, на свою жизнь через абстракцию нашего банковского счёта, мы сужаем мир до замочной скважины, через которую мы можем только подглядывать за жизнью, а не жить.» Популярный журнал «Psychology Today».
Деньги, более чем когда-либо раньше, стали определять все формы человеческих отношений. Цифры денежной оценки делают отношения людей, неравные в своём качестве, т.е. в своей природной сущности, равными друг другу в абстрактной шкале измерений. Деньги виртуальная схема мира, они являются чем-то вроде географической карты, изображающей города, реки, горы точками, линиями, цифрами, а географическая карта безразлична к цветам и краскам природы, к человеческим чувствам, ко всей культуре, гуманистической цивилизации в её многомерном, качественном содержании.
Принято считать, что деньги разрушают человеческие отношения, но они также вносят в хаос спонтанных отношений, построенных на чувствах, эмоциях, импульсах, порядок, новый порядок. То качество отношений между людьми, которое вся мировая культура считала высшим выражением человеческого духа, бескорыстие, создавало огромное напряжение.
Моральные, этические или идеологические принципы далеки от определённости и чёткости экономических критериев, что приводило к постоянным конфликтам, взрывавшихся гражданскими войнами и войнами между странами. В экономическом обществе конфликты разрешаются большей частью мирным путём, а высокие принципы и этические нормы лишь обязательный декор, соблюдение правил приличий, за которым стоит прагматизм, экономический интерес.
Но можно ли было создать достойные условия материального существования для масс зовом сердца, непосредственным чувством, чувством справедливости и состраданием к слабым? На чувствах симпатии и антипатии, на высокой морали и этике, в конечном счёте, на бескорыстии, экономика строиться не может, и только благодаря ожесточённой борьбе эгоистических, «корыстолюбивых» интересов миллионов и взаимной эксплуатации, массы смогли получить то что они сегодня имеют.
Экономический интерес, став центральным, не вытеснил другие интересы человека, но сделал их значительно менее привлекательными, превратив количество в более важный критерий нежели качества. Объём материального богатства ценнее объёма человеческой жизни, её многокрасочной палитры эмоций, чувств, переживаний. Рациональная логика вытеснила непосредственное восприятие, но лишь развитый капитализм с его рационализмом, пронизавшим все аспекты общественной жизни, смог уничтожить унижающую нищету, в которой массы жили веками.
Америка начиналась как рыночное общество и, за почти два столетия, сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм такое же органически присущее человеку качество, как понтанность и непосредственность чувств. Деньги превратились в самый мощный инструмент рационализаци всех аспектов деловой жизни и всех форм человеческих отношений, сделавшие Америку самой богатой страной мира.
Культура денежных отношений в США в течении времени приобретала всё более цивилизованные, благопристойные формы, в их создании участвовало всё общество, все его институты. Это культура общественного договора, консенсуса, всеобщего согласия, а деньги, чётко обозначая границы конфликтных интересов, выполняют роль регулятора, жироскопа, удерживающего баланс.
Российская либеральная интеллигенция в XIX веке видела в Америке образец для подражания, но недостижимый в российских условиях, в ХХI веке, несмотря на всю антиамериканскую пропаганду, Россия внедряет американскую модель в экономике, культуре, повседневной жизни. Сегодня весь мир хочет стать Америкой, не только Европа, но и Азия пытается воспроизвести в своих национальных формах систему, показавшую свою эффективность.
Но без сложной общественной инфраструктуры, без бюрократизации, т.е. рационализации всех форм общественной жизни, развитого законодательства и воспитания норм индивидуального поведения, которые создавались в Европе и Америке в течении столетий, процесс проходит, как в Азии, так и в современной России, в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти, так как нормативные инструменты развитой экономики отсутствуют. В стихии базара норм и цен не существует, есть лишь столкновение инересов в данный момент, в котором стоимость определяется лишь тем, на чьей стороне в данный момент сила.
Запад же постепенно подменял стихийность отношений межу людьми отношениями, регулируемые деньгами, законами рынка, создавал сложное законодательство и многослойную инфраструктуру общества внутри сетки взаимосвязанных экономики, культуры, пропаганды и системы образования.
На людском рынке, который в Штатах принято называть «personality market», прейскуранта цен нет, но есть общее представление о том, что сколько стоит. Несмотря на сложность определения, сколько стоят в денежном выражении человеческие чувства, те или иные формы привязанности, обязательства друг перед другом, они, тем не менее, введены в более или менее твёрдые рамки. Цены на рынке человеческих отношений выработаны практикой.
Денежные отношения обозначают точные границы и формы всех видов неопределённых и постоянно меняющихся чувств, возникающих между людьми. Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает. Материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами. Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределённость страстей и претензий, основанных на чувствах, в чёткие параметры денежных оценок.
Отношения между друзьями, ведущими общее дело, может превратиться в испепеляющую ненависть, при малейшем подозрении на невыполнение неопределённых, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств. Эмоциональные отношения между родителями и детьми также несут в себе зёрна часто неразрешимых конфликтов.
Рыночная цивилизация сумела ввести многие формы отношений, раньше стровшихся на моральных нормах, на симпатиях-антипатиях, любви-ненависти, в русло чётких экономических норм, формулирумых традицией и законом. Она ввела стихию человеческих отношений в русло математически рассчитанного, рационального порядка, в котором бескорыстие, построенное на чувствах, эмоциях, выглядят безнадёжным атавизмом, лишь напоминанием об уходящей или ушедшей в прошлое иррациональной эпохе.
Старую, уходящую цивилизацию было принято называть гуманистической, так как в ней человек, Human, был мерой всех вещей, сегодня мерой всех вещей и самого человека стали деньги.
Можно ли купить счастье: что говорит на эту тему наука
Многие считают, что за деньги счастье не купишь, но все больше исследований показывают, что между финансами и психологическим благополучием есть крепкие и разносторонние связи.
Опираясь на научные данные, рассказываем о том, как деньги влияют на нашу психику.
Ученые давно обнаружили взаимосвязь между бедностью и ментальными заболеваниями: потеря работы и снижение дохода повышают риски депрессии и тревожного расстройства.
Вот лишь пара примеров: в сельскохозяйственных районах Индонезии потеря урожая из-за непогоды и, как следствие, потеря дохода регулярно вызывает рост количества самоубийств и случаев депрессии. Закрытие заводов в Австрии привело к росту потребления антидепрессантов и количества случаев госпитализации, связанных с психическим здоровьем.
Ментальные проблемы родителей, испытывающих нужду, переходят к детям. Крупное австралийское исследование, проводившееся 30 лет, показало, что выросшие в бедных семьях в три раза чаще страдают от депрессии и тревожности даже после совершеннолетия. К похожим выводам пришли британские исследователи, которые проанализировали судьбы более 6 тысяч детей, родившихся в 2000 году.
По всей видимости, бедность так опасна для ментального здоровья из-за хронического стресса, вызванного повышенной неопределенностью будущего. Он делает нервную систему более чувствительной: типичные физиологические реакции вроде повышения уровня кортизола, давления и частоты сердечных сокращений срабатывают, даже если большой угрозы нет. Например, из-за перепалки в очереди или потери незначительной суммы.
Чем дольше человек в стрессе, тем больше времени ему нужно, чтобы восстановиться. Организм находится в режиме выживания, в котором нет места спокойствию и счастью.
Важные навыки в периоды стресса — ВОЗPDF, 5,7 МБ
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Тем не менее высокий доход не означает, что человек счастлив. В начале 1990-х вышла книга американского психолога Дэвида Майерса «Стремление к счастью»: в ней он рассматривал, как разные факторы, в том числе финансовое положение, влияют на эмоциональное благополучие.
Чтобы продемонстрировать, что деньги — далеко не главный его элемент, ему хватило графика с двумя кривыми: доходами американцев с 1956 года и их субъективным уровнем счастья. Доходы за это время увеличились более чем в три раза, а количество счастливых людей лишь уменьшилось.
Другие исследования, проведенные на очень состоятельных людях, также продемонстрировали, что высокий доход не гарантирует счастья. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Нортон спросил около 2 тысяч человек с состоянием от 1 млн долларов, сколько им денег нужно для счастья. Подавляющее большинство миллионеров ответило, что в два-три раза больше, чем у них есть.
Но эта планка вызывает споры. Одни исследования подтверждают, что она есть, а другие ее не находят. По всей видимости, это противоречие вызвано тем, что ученые по-разному определяют счастье: для одних это чувство осмысленности жизни, а для других, как для Канемана и Дитона, это психологическое благополучие, основанное на преобладании позитивных эмоций.
Метаанализ 357 исследований с общим количеством участников 2,3 миллиона человек показал, что более удовлетворены жизнью те, кто зарабатывает больше своих знакомых: при этом не так важно, о какой именно сумме идет речь.
Если уровень доходов вырастает у всех, это приносит человеку гораздо меньше позитивных эмоций, чем если заработок увеличивается только у него. Норвежцы прочувствовали это на собственном опыте: в 2001 году налоговая отчетность любого человека стала доступной онлайн — чтобы узнать, сколько зарабатывает сосед, достаточно было зайти на сайт налоговой.
В течение следующих 12 лет этот сайт стал одним из самых посещаемых в стране. Ученые выяснили, что субъективный уровень счастья был больше связан с размером дохода у людей, которые пользовались интернетом хорошего качества и могли узнать о зарплате других, чем у тех, кто почти не проводил время в онлайне.
Эффект прозрачности дохода на психологическое благополучие — NBERPDF, 978,4 КБ
В результате в стране на 29% вырос разрыв в уровне счастья между богатыми и бедными: сравнивая свои доходы с чужими, первые ощутили себя более счастливыми, чем раньше, а вторые, наоборот, оказались меньше удовлетворены жизнью.
Люди ориентируются на уровень жизни окружающих. Если они не могут его поддерживать, то испытывают ощущение относительной депривации. Именно оно заставляет многих тратить деньги не на удовлетворение базовых потребностей, а на вещи, которые они едва могут себе позволить.
Относительной депривации подвержены и миллионеры. Исследовательница Брук Харрингтон, которая изучает привычки очень богатых людей, говорит, что они редко задаются вопросом «хватит ли у меня денег на дорогие вещи, которые я хочу?». Их гложет другой вопрос: «Не меньше ли у меня денег, чем у людей, с которыми я себя сравниваю?» Это влияет на потребительское поведение: они покупают очень и очень дорогие вещи не для удовольствия, а для того, чтобы сохранить свой статус.
Пока не хватает исследований, чтобы утверждать это наверняка, но уже есть работы, показывающие, что источник дохода важен для самоощущения. Исследование с участием 4 тысяч миллионеров показало, что более счастливы те из них, кто самостоятельно заработал состояние, а не получил его в наследство или благодаря браку.
Эксперименты психолога Арбера Тасими показали, что доллар, полученный от хорошего парня, ценится выше, чем доллар, участвовавший в сомнительных операциях, — причем к подобным оценкам склонны даже пятилетние дети. Более того, моральная оценка денег приводит к разному поведению: деньги, полученные честным путем, подталкивают людей к щедрым и справедливым поступкам, а «грязные» деньги — ровно наоборот.
Большинство людей предпочли бы получать кристально чистый доход, но если сумма становится слишком привлекательной или если окружение часто позволяет себе лишнего, многие готовы на сделку с совестью. В таком случае мозг запускает реакции в префронтальной коре, которые позволяют рационализировать самый нерациональный выбор. Но несмотря на большие усилия, вряд ли эти деньги принесут человеку столько же удовольствия, сколько принесли бы заработанные честно или этично.
Исследователи опросили 585 клиентов британского банка о том, насколько они удовлетворены своей жизнью. Оказалось, что наличие приличной суммы на счете гораздо важнее для этой удовлетворенности, чем высокая зарплата сама по себе.
Клиенты с высокой зарплатой, которые при этом тратили деньги, а не сберегали, были менее счастливы. Как полагают ученые, дело в свободном доступе к деньгам: мысль о том, что деньги есть в любой момент и для того, чтобы их получить, не надо обращаться за кредитом или продавать машину, освобождает от тревоги.
Гедонистическая адаптация — психологический феномен, из-за которого люди привыкают к новому уровню комфорта и перестают его ценить. Если вы купили новый гаджет, как правило, довольно скоро радость обладания им угаснет.
Исследования показывают, что деньги, которые тратятся на новые впечатления, приносят гораздо больше радости. Работает эффект ретроспективного удовольствия — когда воспоминания о событии повышают настроение и уровень удовлетворенности жизнью. Траты при этом могут быть разного размера — путевка на море или билеты в кино: главное, чтобы новый опыт приносил удовольствие или подкреплял позитивные представления человека о собственной личности.
Особенно стоит тратиться на новый опыт, который можно разделить с родными или друзьями: походы с ними в рестораны, на выставки и в другие места заставят наши эволюционные механизмы работать на позитивный настрой. Люди — социальные существа, на протяжении почти всей истории человечества хорошие связи с другими увеличивали шансы выжить.
Сегодня одиночество не несет угрозы выживанию, но по-прежнему все действия, которые помогают нам улучшить контакты с другими, приносят больше всего счастья.
О психологической ценности сэкономленного времени говорят и более крупные исследования. В 2017 году ученые опросили 6 тысяч человек из разных стран. Им задавали вопросы о том, насколько они удовлетворены жизнью и есть ли у них статьи расходов на экономию времени.
Оказалось, что те, кто заказывал на дом готовую еду, нанимал клинеров и пользовался другими услугами для экономии времени, ощущали себя более счастливыми. Важная деталь: этот вывод справедлив не только для богатых людей, но и для тех, чьи доходы ниже среднего.
Иногда желание миллиардеров отдать большую часть состояния на благотворительность может казаться странным, но исследования Гарвардской школы бизнеса показывают, что это помогает им увеличить уровень счастья.
И это касается не только людей с очень высокими доходами. Известное исследование с участием 632 американцев показало, что те из них, кто тратил деньги на благотворительность или просто на других людей, оценивали свой уровень счастья выше. Чем больше было потрачено на эти цели, тем заметнее был результат. При этом размер суммы, потраченной на себя, не имел влияния на уровень счастья.
Эффект может иметь даже единичная трата. В Университете Британской Колумбии группе студентов выдали разные — не очень большие — суммы и поручили потратить их на себя или на других до конца дня. Вечером студентов протестировали. Те, кто все деньги потратил на других, находились в лучшем настроении. Причем от размера потраченной суммы это не зависело.
Почему траты на других так позитивно влияют на нас? Когда мы жертвуем деньги, в мозге активируются полосатое тело и орбитофронтальная кора — эти же области работают, когда мы получаем вознаграждение.
Эти зоны активируются и в тех случаях, когда деньги переводятся на благотворительность в обязательном порядке, например вместе с налогами, и когда это личный выбор. Но во втором случае активность зон существенно больше.
Психологи объясняют это так: когда мы проявляем искреннюю заботу о других, мы убеждаемся, что можем сделать мир лучше. Ощущение, что мы можем контролировать ситуацию и влиять на нее, улучшает наше эмоциональное состояние.

