для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Назначение и устройство воздушного дыхательного аппарата. Баллон с запорным вентилем и коллектором.

Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. Баллоны, входящие в состав дыхательного аппарата, выполняются в соответствии с НПБ 190-2000 «Техника пожарная. Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования. Методы испытаний». Вместимость и конструкция баллонов могут быть различными (рисунок 1) от 1 до 10 л.
На цилиндрической части баллона наносится надпись: «ВОЗДУХ 29,4 МПа».

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

В зависимости от модели аппарата могут применяться металлические, металлокомпозитные баллоны (рисунок 2). Баллоны имеют цилиндрическую форму с полусферическими или полуэлептическими донышками (обечайками).

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Сферические баллоны применяются редко, несмотря на целый ряд их преимуществ. Например, у сферических баллонов меньшая масса, так как они более прочные вследствие равномерного (по сравнению с цилиндрическими баллонами) распределения давления. В дыхательном аппарате PSS 500 с тремя сферическими баллонами (рисунок 3) удается снизить положение центра масс, относительно поясного ремня, поэтому совершать наклоны с таким аппаратом более удобно.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 3. Применение сферических баллонов в аппарате PSS 500

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типаРисунок 4. Использование сферических баллонов в аппарате ИВА-12С

В результате работ по снижению массы аппаратов и совершенствованию применяемых материалов широкое применение получили металлокомпозитные баллоны. Производство и использование металлокомпозитных и полностью композитных баллонов позволяет, в сравнении с цельнометаллическими баллонами, увеличить время защитного действия и надежность дыхательного аппарата. Так, основу металлокомпозитного баллона составляет стальной или алюминиевый лейнер, который оплетают специальным химическим волокном (для этих целей могут использовать стекловолокно, нить «Армос» и др.). В результате этого металлокомпозитные баллоны, в отличие от цельнометаллических, становятся «безосколочными». На рисунке 5 приведен пример безосколочного искусственного разрушения металлокомпозитного баллона объемом 2-литра и с рабочим давлением 300 кгс/см2. При номинальном проверочном давлении в 450 кгс/см2 (150% от рабочего давления) разрушение баллона произошло только при давлении в 530 кгс/см2.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 5. Пример безосколочного разрушения металлокомпозитного баллона

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типадля чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа
для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типадля чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Примером совершенствования надежности вентилей баллонов является запатентованный фирмой Interspiro (Швеция) вентиль с механизмом блокировки от случайного закрытия. Такой вентиль снабжен предохранительным устройством, предотвращающим случайное закрывание: вентиль баллона может быть закрыт только при дополнительном нажатии на вентиль (маховичок) баллона. Вентиль баллона соединяется с блоком редуктора при помощи резьбового соединительного штуцера.
Все большее распространение получают вентили баллонов, оснащенные индикаторами и предохранительными устройствами (рисунок 7 г). Индикатор позволяет контролировать наличие и величину давления сжатого воздуха в баллоне. Предохранительное устройство обеспечивает защиту баллона от разрушения вследствие увеличения в нём давления, например, при нагревании или неправильной заправке.
Для экономии времени на замену баллонов, фирмой MSA AUER разработан штекерный адаптер AlfaClik, позволяющий заменить баллоны в 10 раз быстрее, чем при использовании резьбовых соединений. AlfaClik представляет из себя быстроразъемное соединение, одна часть которого навинчивается на резьбовой соединительный штуцер редуктора, а другая устанавливается на воздушный баллон (рисунок 8). По сравнению с резьбовым соединением, система AlfaClik обеспечивает не только простоту использования, но и более высокий уровень безопасности. При использовании системы AlfaClik баллон может быть отсоединен только когда давление уже сброшено. Для отсоединения баллона необходимо повернуть специальное высвобождающее кольцо на 20 градусов, одновременно надавив на него.
для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 8. Устройство AlfaClik

При отсоединении баллона начинает действовать особый клапан-ограничитель потока воздуха, встроенный в систему AlfaClik, что помогает избегать опасных ситуаций в случаях, когда вентиль баллона был случайно оставлен открытым.
Устройство AlfaClik имеет встроенный фильтр против грязи для очистки подаваемого воздуха и подходит ко всем баллонам со стандартным резьбовым соединением [EN 144].
Штекерный адаптер AlfaClik может использоваться для подсоединения баллонов к системам наполнения воздухом в мастерских (рисунок 3.13).
для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 9. Вариант использование AlfaClik для наполнения баллонов в мастерских

В целях снижения времени на наполнение и перезарядку баллонов аппаратов рядом фирм производителей воздушных дыхательных аппаратов используется система быстрого наполнения баллонов. Для работы этой системы на магистрали высокого давления аппарата устанавливается адаптер (разъем) к которому подсоединяют источник высокого давления. Это соединение позволяет заправлять баллон(ы) от независимого вторичного источника высокого давления, например, от ресивера, в течение 1-2 минут, при этом спасатель может не выключаться из дыхательного аппарата. Примером реализации системы быстрого наполнения воздухом являются системы Quick-Fill фирмы MSA Auer и ChargAir фирмы Drager (рисунок 10). Недостатком системы быстрого наполнения являются зависимость от места нахождения вторичного источника воздуха, необходимость приобретения, транспортировки и наполнения ресивера.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 10. Пример использования системы быстрого наполнения баллонов Quick-Fill

Адаптер (разъем) системы быстрой дозаправки аппарата воздухом может быть для удобства спасателя установлен на выносном шланге, расположенном в районе поясного ремня (рисунок 10) или расположен непосредственно за коллектором аппарата (рисунке 11).

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 11. Пример безшлангового варианта адаптера системы Quick-Fill

Вариант безшлангового варианта адаптера (разъема) системы быстрой дозаправки баллонов Quick-Fill позволяет не только упростить конструкцию, но и снизить вес аппарата до 10%. На рисунке 12 представлены варианты ресивера для заправки аппаратов через систему Quick-Fill.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

а) Возимая ресивер-кассета

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

б) Передвижной ресивер 2*50л

Рисунок 12. Варианты ресивера для заправки аппаратов через систему Quick-Fill

Коллектор (рисунок 13) дыхательного аппарата предназначен для подсоединения баллонов с воздухом к редуктору.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 13. Варианты внешнего вида коллектора

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 14. Коллектор

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Рисунок 15. Аппарат АВХ-НТ

Разработанная конструкция обеспечивала автоматическую продувку токсодозы при открытии вентиля и сброс остаточного давления из коллектора при закрытии вентиля баллона. Эта схема позволила производить попеременную и безопасную замену баллонов в загазованной зоне спасателю, не выключаясь из дыхательного аппарата.

Источник: Никулин В.В., Сидорчук В.К., Андрианов С.Н.
Изолирующие дыхательные аппараты. Аппараты на сжатом воздухе
и особенности их конструктивных элементов.
Т.2/ Тула, 2010. – 299 с.

Источник

Адаптер. Адаптер (рис.5.7) предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства и состоит из тройника I и разъема 2

Адаптер (рис.5.7) предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства и состоит из тройника I и разъема 2, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5. Герметичность соединения адаптера с редук­тором обеспечивается кольцом уплотнительным 6. В корпус разъема 3 ввинчена втулка 7, на которой смонтирован узел фиксации штуцера спа­сательного устройства, состоящий из обоймы 8, шариков 9, втулки 10, пружины 11, корпуса 12, кольца уплотнительного 13 и клапана 14.

Герметичность соединения втулки 7 с седлом 15 и корпусом 3 обес­печивается прокладками 16. Герметичность соединения разъема со шлан­гом спасательного устройства обеспечивается манжетой 17. Для защиты от загрязнения разъем закрыт защитным колпаком 18. Вместо спасательного устройства к разъему можно подключить магистраль шланговой подачи воздуха или устройство поддува защитного костюма.

При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устрой­ства, упираясь в манжету 17 и преодолевая сопротивление пружины 11, отводит клапан 14 с уплотнительным кольцом 13 от седла 15 и обеспечи­вает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема втулку 10, шарики 9, выходя из соприкосновения с втулкой 10, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 8 под воздействием

пружины 19 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке шту­цера спасательного устройства, обеспечивая, таким образом, необходимую надежность соединения штуцера с разъемом. Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер шланга спасательного устройства и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 11 и клапан закроется.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Легочный автомат (рис 5.8) является второй ступенью редуциро­вания дыхательного аппарата. Он предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве. Легочные автоматы могут применять клапаны прямого (давление воздуха под клапан) и обратного (давление воздуха на клапан) действия.

Легочный автомат состоит из корпуса 1 с гайкой 2, седла клапана 3 с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, щитка 6, закрепленного вин­том 7. В крышке 8 установлен рычаг 9 с пружинами 10, 11, заодно с крышкой выполнен фиксатор 12. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15 и гайки 16.

Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, флан­ца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.

Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положе­нии клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.

При первом вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и

прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, перекашивая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редук­тора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редук­тора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и пере­крывает поступление воздуха из редуктора.

Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении «Вкл».

Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении «Выкл».

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

В состав аппарата может входить спасательное устройство, состоя­щее из легочного автомата со шлангом низкого давления, лицевой части промышленного противогаза ШМП-1 ГОСТ 12.4.166 (рост 2) или пано­рамная маска.

При эвакуации людей из задымленных помещений пожарные испо­льзовали резервные КИП, которые они брали с собой в разведку. Известны случаи, когда звено из 3-х пожарных, обнаружив в задымленном поме­щении людей, отдавали свои аппараты, но это связано с большим риском, т.к. включение в КИП необученных лиц может вызывать опасные послед­ствия как для эвакуируемого, так и для пожарных. В последнее время для вывода людей из задымленных помещений стали использовать изолирую­щие самоспасатели на химически связанном кислороде, которые вывозятся на пожарных автомобилях. Но данные средства имеют ряд серьезных недостатков, а именно: большая масса около 3 кг; дыхание кислородом при очень высокой температуре достигающей 60°С, самоспасатель одно­разового действия и срок его хранения весьма ограничен.

Все это привело к решению включать в аппараты дополнительное устройство, которое при соединении с дыхательным аппаратом со сжатым воздухом позволило бы спасать людей из задымленных зданий и сооружений.

Спасательное устройство состоит из примерно двухметрового шлан­га, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (напри­мер, баянетное) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсое­динен легочный автомат. В качестве лицевой части используются шлем- маска или устройство искусственной вентиляции легких.

Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.

Использовать Т-образный разъем, можно, работая в дыхательном аппарате, подключится к внешнему источнику сжатого воздуха проводить спасательные работы, эвакуировать людей из задымленной зоны и обеспе­чить работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном уст­ройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.

Соединения для подключения легочного автомата основной лице­вой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа «евромуфта»). Соединения должны быть легко­доступны и не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Лицевая часть (маска) (рис. 5.9) предназначена для защиты орга­нов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окру­жающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом. Маска состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробкой 8, в которую ввин­чивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного авто­мата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо. В кла­панной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15, седлом 16 и крышкой 17. На голове маска крепится с помощью наголовника 18, состоящего из объединенных между собой лямок; лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.

Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке — крышкой 27.

Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.

Для ношения маски на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 28. При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасоч- ного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха. Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избыточное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.

Капилляр служит для присоединения к редуктору сигнального уст­ройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.

Сигнальное устройство это приспособление, предназначенное для подачи звукового сигнала работающему о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.

Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных

аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные укрепленные на плечевом ремне. Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до задан­ной величины служат указатели минимального давления.

Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил — силы давления воздуха в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструк­ций: штоковый, физиологический и звуковой.

Штоковый указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1 и АВМ-1М

штоковый указатель снабжен манометром и вынесен на плечевой ремень на гибком высоконапорном шланге.

Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.

Физиологический указатель или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-7, АГА «Диватор» и др. он представляет собой запорное устройство с подвижной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше минимального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального, клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) давления.

Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппа­ратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или сов­мещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструкции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах перемещается шток и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук. Наиболее удачная конструкция приме­нена в аппаратах фирмы «Drager», где управление клапаном осуществляется высоким давлением, а звуковой сигнал работает от низкого давления. При­менение данной конструкции позволило снизить расход воздуха при работе звукового сигнала до 2 л/мин.

Использование светового сигнала можно наблюдать в аппаратах фир­мы «АО Кампо» аппарат АП-93. Сигнализатор (диод) устанавливается в маску пол лицевой частью.

Размещение тоже различно: например в легочном автомате «Скотт», Ад-242; на раме «Дана», РА-80 («Drager»); на плечевом ремне АИР-317, «Drager», «Ракал»; с манометром BD-96 «Ауэр».

Размещение звукового сигнала в легочном автомате (аппарат фирмы «Скотт») создает кроме звукового сигнала еще и физиологический сигнал

— при срабатывании звукового сигнала идет сильная вибрация по маске.

Размещение на аппарате BD-96 фирмы «Ауэр» возможно и на раме вверху. Это дает пожарному возможность точно определить, что звук издает именно его звуковой сигнал.

Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса воздуха в снаряженном баллоне. Громкость звука должна быть, по крайней мере, на 10 Дб больше чем на пожаре. Он должен быть легко отличим от других звуковых без ущерба для других чувствительных или важных рабочих функций. Исходя из этих требований, и разрабатываются современные сигнальные устройства.

Продолжительность работы сигнала должна быть не менее 60 с.

Сигнальное устройство (рис. 5.10) предназначено для контроля дав­ления воздуха в баллоне по манометру и подачи звукового сигнала об исчер­пании рабочего запаса воздуха.

для чего нужен адаптер дыхательных аппаратов изолирующего типа

Работает сигнальное устройство следующим образом. При открытом
вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через капилляр
в полость А и к манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости А воздух под высоким давлением через радиальное отверстие во втулке 13 поступает в полость Б. Шточок под действием высокого давления воздуха пере мешается до упора во втулке 5, сжимая пружину. Оба выхода косого отверстия штока находятся при этом за уплотните­ льным кольцом 7. По мере уменьшения давления в баллоне и, соот­
ветственно, давления на хвостовик шточка пружина перемещает шточок к гайке 15.

Когда ближний к уплотнительному кольцу 7 выход косого отверстия в штоке перемес­тится за уплотнительное кольцо, воздух под редуцированным давлением через канал в корпусе 1, косое отверстие в шточке и отверстия во втулке 5 поступает в свисток, вызы­вая устойчивый звуковой сигнал. При дальнейшем падении давления воздуха оба выхода косого отверстия в шточке переместятся за уплотнительное кольцо, и подача воздуха в свисток прекратится.

Регулировка давления срабатывания сигнального устройства произ­водится за счет перемещения свистка по резьбе в корпусе. При этом переме­щается втулка 5 со втулкой 6 и уплотнительным кольцом 7.

Вывод по теме: Применение СИЗОД является необходимым при разливе горючих жидкостей, в задым­ленной среде, возможности выброса пламени из открывшейся двери, необ­ходимости проведения дальнейшей разведки в задымленном помещении и ликвидация различных аварий.

Лекционный материал составил

Старший преподаватель цикла пожарной техники и связи

Подполковник вн. сл. Бормотов В. Н.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тема № 6.1 Принцип работы СИЗОД.

В последнее время дыхательные аппараты со сжатым воздухом (ДАСВ) завоевывают все большее признание у работников пожарной охраны.

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изолирующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в баллонах с избыточном давлении в сжатом состоянии. Дыхательный аппарат работает по открытой, схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу.

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для защиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ.

Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате пожарному импульсную подачу воздуха. Объема каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разряжения на вдохе.

Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступенчатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легочный автомат или раздельно.

Все дыхательные аппараты применяемые в пожарной охране России, должны соответствовать требованиям предъявляемым к ним НПБ 165-97 «Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний».

Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных вариантах исполнения.

В комплект дыхательного аппарата входят:

спасательное устройство (при его наличии);

эксплуатационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуатации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуатации и паспорт);

инструкция по эксплуатации лицевой части.

Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных ДАСВ, является 29,4 МПа.

Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/ мин), должна обеспечить условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 минут, а масса ДАСВ должна быть не более 16 кг при УВЗД 60 мин и не более 17,5 кг при УВЗД 120 мин.

В состав ДАСВ обычно входят баллон (баллоны) с вентилем (вентилями); редуктор с предохранительным клапаном; лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха; легочный автомат с воздуховодным шлангом; манометр со шлангом высокого давления; звуковое сигнальное устройство; устройство дополнительной подачи воздуха (байпас) и подвесная система.

В состав аппарата, входят: рама или спинка с подвесной системой, состоящей из ремней плечевых, концевых и поясного, с пряжками для регулировки и фиксации дыхательного аппарата на теле чело­века, баллон с вентилем, редуктор с предохранительным клапаном, коллектор, разъем, легочный автомат с воздуховодным шлангом, лицевая часть с переговорным устройством и клапаном выдоха, капи­лляр с звуковым сигнальным устройством и манометр со шлангом высокого давления, проставка, устройство спасательное.

В современных аппаратах кроме того применяются следующие устройства: перекрывное устройство магистрали манометра; спасательное устройство, подключаемое к дыхательному аппарату; штуцер для подключения спасательного устройства или устройства искусственной вентиляции легких; штуцер для быстрой дозаправки баллонов воздухом; предохранительное устройство, располагаемое на вентиле или баллоне для предотвращения повышения давления в баллоне выше 35,0 МПа, световые и вибрационные сигнальные устройства, аварийный редуктор, компьютер.

В комплект дыхательного аппарата входят:

спасательное устройство (при его наличии);

эксплуатационная документация на дыхательный аппарат (руководство по эксплуатации и паспорт);

эксплуатационная документация на баллон руководство по эксплуатации и паспорт);

инструкция по эксплуатации лицевой части.

Дыхательный аппарат выполнен по открытой схеме с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) в коллектор (при его наличии) и фильтр редуктора, в полость высокого давления и после редуцирования в полость редуцированного давления. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости редуктора воздух поступает в адаптер (при его наличии), по шлангу в легочный автомат, в муфту и через клапан по шлангу в легочный автомат спасательного устройства.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости. При вдохе воздух из полости легочного автомата подается в полость маски. Воздух, обдувая стекло, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха воздух поступает в полость для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха, расположенный в клапанной коробке. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления поступает по капиллярной трубке высокого давления в манометр, а из полости низкого давления по шлангу к свистку сигнального устройства. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Аппарат выполнен по открытой схеме (рис. 5.11) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом:

При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и фильтр 4 редуктора 5, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость редуцированного давления Б. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления на входе.

В случае нарушения работы редуктора и повышения редуцированного давления срабатывает предохранительный клапан 6.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 7 в легочный автомат 11 или в адаптер 8 (при его наличии) и далее по шлангу 10 в легочный автомат 11. Через клапан 9 подсоединяется спасательное устройство.

Легочный автомат обеспечивает поддержание заданного избыточного давления в полости Д. При вдохе воздух из полости Д легочного автомата подается в полость В маски 13. Воздух, обдувая стекло 14, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 15 воздух поступает в полость Г для дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу открывается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 17. Клапан выдоха с пружиной позволяет поддерживать в подмасочном пространстве заданное избыточное давление.

Для контроля за запасом воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 18 в манометр 19, а из полости низкого давления Б по шлангу 20 к свистку 21 сигнального устройства 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.

Общий вывод по пройденной теме: использование ДАСВ благодаря простоте в обслуживании на сегодняшний день является приоритетным.

Прототипом всех современных кислородных изолирующих противогазов является дыхательный аппарат «Аэрофор» со сжатым кислородом, созданный в 1853 г. в Бельгии в Льежском университете. С того времени многократно менялись тенденции развития КИП и улучшались их технические данные. Однако принципиальная схема аппарата «Аэрофор» сохранилась до настоящего времени.

Применяемые для работы в подразделениях ГПС МЧС России КИПы, должны соответствовать по своим характеристикам, требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с Нормами пожарной безопасности (НПБ) «Техника пожарная. Кислородные изолирующие противогазы (респираторы) для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний».

В состав противогаза должны входить:

корпус закрытого типа с подвесной и амортизирующей системой;

редуктор с предохранительным клапаном;

устройство дополнительной подачи кислорода (байпас);

манометр со шлангом высокого давления;

шланги вдоха и выдоха;

клапаны вдоха и выдоха;

влагосборник и (или) насос для удаления влаги;

лицевая часть с переговорным устройством;

сумка для лицевой части.

В состав противогаза рекомендуется включать перекрывное устройство магистрали манометра и продувочное устройство.

В воздуховодной системе происходит регенерация выдыхаемого воздуха, т.е. восстановление газового состава, который имел вдыхаемый воздух до поступления в легкие. Процесс регенерации состоит из двух фаз: очистки выдыхаемого воздуха от избытка углекислого газа и добавления к нему кислорода.

Первая фаза регенерации воздуха происходит в регенеративном патроне. Выдыхаемый воздух очищается в регенеративном патроне в результате реакции хемосорбции от избытка углекислого газа сорбентом. Реакция поглощения углекислого газа экзотермическая, поэтому из патрона в дыхательный мешок поступает нагретый воздух. В зависимости от вида сорбента проходящий по регенеративному патрону воздух также либо осушается, либо увлажняется. В последнем случае при дальнейшем его движении в элементах воздуховодной системы выпадает конденсат.

Вторая фаза регенерации воздуха происходит в дыхательном мешке, куда из кислородоподающей системы поступает кислород в объеме, нес­колько большем, чем потребляет его человек, и определяемом способом кислородопитания данного типа КИП.

В воздуховодной системе КИП происходит также кондиционирование регенерированного воздуха, которое заключается в приведении его температурно-влажностных параметров к уровню, пригодному для вдыхания воздуха человеком. Обычно кондиционирование воздуха сводится к его охлаждению.

Дыхательный мешок выполняет ряд функций и представляет собой эластичную емкость для приема выдыхаемого из легких воздуха, поступающего затем на вдох. Он изготовляется из резины или газонепроницаемой прорезиненной ткани. Для того, чтобы обеспечить глубокое дыхание при тяжелой физической нагрузке и отдельные глубокие выдохи, мешок имеет полезную вместимость не менее 4,5 л. В дыхательном мешке к выходящему из регенеративного патрона воздуху добавляется кислород. Дыхательный мешок является также сборником конденсата (при его наличии), в нем также задерживается пыль сорбента, которая в небольшом количестве мо­жет проникать из регенеративного патрона, происходит первичное охлаждение горячего воздуха, поступающего из патрона, за счет теплоотдачи через стенки мешка в окружающую среду. Дыхательный мешок управляет работой избыточного клапана и легочного автомата. Это управление может быть прямым и косвенным. При прямом управлении стенка дыхательного мешка посредственно или через механическую передачу воздействует на избыточный клапан или клапан легочного автомата. При кос­венном управлении указанные клапаны открываются от воздействия на их собственные воспринимающие элементы (например, мембраны) давления или разрежения, создающихся в дыхательном мешке при его заполнении или при опорожнении.

Избыточный клапан служит для удаления из воздуховодной системы избытка газовоздушной смеси и действует в конце выдохов. В случае, если работа избыточного клапана управляется косвенным способом, возникает опасность потери части газовоздушной смеси из дыхательный аппарата через клапан в результате случайного нажатия на стенку дыхательного мешка. Для предотвращения этого мешок размещают в жестком корпусе.

Принципиальная схема является обобщающей для всех групп и разновидностей современных КИПов. Рассмотрим различные ее варианты и модификации.

Маятниковая схема циркуляции воздуха отличается увеличенным объемом вредного пространства, в которое помимо лицевой части входят дыхательный шланг, верхняя воздушная полость регенеративного патрона (над сорбентом), а также воздушное пространство между отработавшими зернами сорбента в верхнем (лобовом) его слое. С возрастанием высоты отработанного слоя сорбента объем указанной части вредного пространства увеличивается. Поэтому для КИП с маятниковой циркуляцией характерно повышенное содержание углекислого газа во вдыхаемом воздухе по сравнению с круговой схемой. С целью уменьшения объема вредного пространства до минимума сокращают длину дыхательного шланга, что возможно лишь для КИП, расположенных в рабочем положении на груди человека.

Известны КИП с круговой схемой циркуляции воздуха, в которых кроме основного дыхательного мешка, имеется дополнительный мешок, расположенный между клапаном выдоха и регенеративным патроном. Этот мешок служит для уменьшения сопротивления выдоху за счет «сглаживания» пикового значения объемного расхода воздуха.

Варианты и модификации принципиальной схемы кислородоподающей системы КИП предопределяются в первую очередь способом резервирования кислорода, реализованным в данном аппарате.

Кислородный изолирующий противогаз КИП-8 до последнего времени являлся основным СИЗОД в пожарной охране России, а до этого в СССР, он представляет собой аппарат с замкнутым циклом дыхания, регенерацией газовой смеси с использованием газообразного кислорода.

Противогаз КИП-8 состоит из следующих основных узлов:

кислородный баллон с вентилем;

блок легочного автомата и редуктора;

предохранительного клапана дыхательного мешка;

гофрированных трубок вдоха и выдоха;

корпуса с крышкой и ремнями.

Все узлы противогаза, за исключением клапанной коробки со шлем-маской, гофрированных трубок и манометра, размещены в жестком металлическом корпусе с открывающейся крышкой.

Для работы противогаз закрепляется на спине работающего с помощью двух плечевых и поясного ремня.

Выдыхаемая газовая смесь в регенеративном патроне 4 очищается от углекислого газа, а в дыхательном мешке 5 обогащается кислородом, поступающим через дюзу 12 легочного автомата 10, из кислородного баллона 7. При вдохе обогащенная кислородом газовая смесь из дыхательного мешка 5, через звуковой сигнал 15, гофрированную трубку 23 и клапан вдоха клапанной коробки 2 поступает в легкие человека.

В случае если кислорода, подаваемого через дюзу 12, не хватает на вдох, то подача недостающего количества кислорода осуществляется через клапан 11 легочного автомата.

Открытие клапана 11 легочного автомата происходит при достижении разряжения в дыхательном мешке 20. 35 мм вод. ст.

При возникновении разрежения в полости дыхательного мешка, мембрана 9 легочного автомата прогибается и через систему рычагов и открывает клапан 11, обеспечивая поступление кислорода через редуктор 13 из кислородного баллона в дыхательный мешок 5. Кислород через легочный автомат будет подаваться в дыхательный мешок до тех пор, пока разрежение, в дыхательном мошке не достигнет величины меньшей, чем 20. 35ммвод.ст.

Если в полости дыхательного мешка окажется избыточное количество газовой смеси, то последняя стравливается через предохранительный клапан 23 в атмосферу.

В аварийных случаях, подача кислорода в дыхательный мешок производится ручным байпасом 8. При нажатии на кнопку байпаса 8 клапан 11 легочного автомата 1), отходит от седла, и кислород через открытый клапан 11 из баллона через редуктор поступает в дыхательный мешок 5.

По выносному манометру 19 контролируется запас кислорода в баллоне.

В линии, подводящей высокое давление к манжете звукового сигнала, имеются две дюзы 25 (малые отверстия), которые предназначены для предотвращения кислородного удара на манжету 21.

Вывод по вопросу: принцип действия и техническая характеристика ДАСК – сведения, необходимые для подготовки газодымозащитника.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *