для чего нужен компрессор голоса
Компрессия вокала
Компрессия
Бывает так, что в некоторых частях песни вокалисту приходится петь очень громко и без компрессии вокала этот трек будет звучать раздражающе и неровно.
Компрессия вокала позволяет устанавливать баланс между громкими и тихими частями трека, автоматически сжимая сигнал, когда он достигает определенного уровня.
О том, что такое динамический диапазон читайте по ссылке
Основные понятия компрессии звука
Очень важно, чтобы применяя те или иные настройки компрессора, вы делали это осознанно, понимая суть ваших действий.
Основные параметры компрессора это порог срабатывания (treshold),коэффициент сжатия (ratio), время атаки (attack) и время восстановления (realease).
Параметры компрессора
Threshold — порог срабатывания компрессоров.
Ratio — соотношение входного сигнала к выходному. Ratio 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.
Attack — время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.
Release — время восстановления чувствительности эффекта.
Gain — Регулирует уровень выходного сигнала.
GR (Gain Reduction) — показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.
Так устроена компрессия
Самое важное при использовании компрессии не переусердствовать. Грамотное использование компрессии позволить сделать звук более ярким и насыщенным, а излишнее применение компрессии сделает звук пережатым, что заметно повлияет на качество ваших миксов.
Компрессия вокала в миксе
Так как мы рассматриваем цифровую запись музыки, то будем использовать vst-плагины. Сейчас очень большое количество vst-компрессоров и выбирать их, конечно же, следует в зависимости от целей, которые вы преследуете. Но как сказал один мой знакомый «установи пакет waves и не парься». Действительно плагины Waves очень хорошие и востребованные.
Настройка плагинов:
Мы должны обратить внимание на то что время атаки очень короткое, это потому что вокал имеет достаточно переходящий характер именно поэтому лучше всего установить короткое время атаки.
Release достаточно медленный, потому что когда вокалист поет громкие части песни ноты в ней как правило длятся дольше чем короткие.
Это конечно же достаточно условные настройки вы также должны пользоваться собственными ушами что бы довести до ума вашу компрессию.
Компрессия бэк-вокала
Подпевки или бэк-вокал, как правило компрессируют сильнее, чтобы он звучал собраннее, ровнее и образовывал подстилку под основной вокал.
В зависимости от звучания, которое хочется получить можно прибегать, как к компрессированию каждого голоса в бэк-вокале, а затем и всю группу, так и просто к компрессированию общей группы бэк-вокалов. Т.е Ratio можно установить в районе 5-8:1, ну и Threshold может быть в районе 10-14 dB, таким образом мы получаем достаточно сильное сжатие.
Компрессия вокала: Когда и как компрессировать вокал

Нет ничего более мощного, чем выдающийся вокал. Когда вокал поражает, поражает и вся песня, поэтому инженеры-микшеры тратят так много времени на освоение искусства микширования вокала. Есть несколько ключевых инструментов, которые инженеры используют для микширования вокала . Одним из самых важных, но, к сожалению, неправильно понимаемых инструментов микширования является вокальный компрессор.
Однако с большой силой приходит и большая ответственность. Слишком сильная компрессия может сделать вокал плоским, в то время как вокал с недостаточной компрессией может быть невероятно непоследовательным и сложным для прослушивания.
К счастью, мы собрали окончательное руководство по вокальной компрессии, в котором приведены настройки и особенности вокальной компрессии, чтобы помочь вам понять эту важную концепцию микширования. Мы также подробно расскажем о различных типах компрессоров и объясним, где вы можете использовать различные компрессоры, чтобы вы могли начать включать их в свои сессии. Давайте погрузимся в это!
Что такое компрессия и как она работает?
Это происходит за счет процесса, называемого уменьшением усиления, создавая потолок, называемый порогом, за который не переходят самые высокие части аудиосигнала. Компрессоры можно использовать для различных инструментов, и выбор компрессии вокала не является исключением из правил.
Подводя итог, можно сказать, что компрессоры создают более последовательный и часто воспринимаемый как «более громкий» звук. Они также могут добавлять тональное качество к затронутой дорожке или использоваться для формирования переходных процессов конкретного сигнала.
Как использовать компрессор?
Управление компрессором осуществляется с помощью стандартных регуляторов, таких как порог, коэффициент, колено, уменьшение усиления, а также атака и отпускание. Эти регуляторы нужно настраивать методично и медленно, чтобы в итоге не получить чрезмерно сжатый сигнал. Сначала давайте разберемся, для чего используется каждый из регуляторов компрессора.
Части компрессора
Обратите внимание, что это только основные настройки компрессора. Более специализированные компрессоры могут иметь другие полезные элементы управления, например, ручку dry/wet, но эти основные параметры должны быть доступны на любом стандартном компрессоре.
Порог
Можно считать, что это «потолок» вашего компрессора. Порог компрессора определяет, в какой момент компрессор начинает срабатывать. Если звук громче порога, компрессор включается, уменьшая усиление или амплитуду сигнала, что отображается на индикаторе уменьшения усиления. Компрессоры делают низкие звуки громче, но они также снижают амплитуду более громких звуков, чтобы сделать аудиосигнал более последовательным.
Соотношение
Это то, насколько сильно уменьшается громкость, или насколько мощным является снижение усиления. Чем больше коэффициент, тем интенсивнее компрессия.
Атака
Атака относится к тому, как быстро компрессор начинает действовать после того, как звук переходит пороговое значение. Медленное время атаки может сделать звук более резким и динамичным. Более быстрое время атаки может быть более точным, но с точки зрения слушателя оно может показаться более очевидным.
Релиз
Это время, необходимое для возвращения компрессора в состояние покоя после включения.
Колено
Усиление макияжа
Это увеличение громкости, производимое компрессией для компенсации необходимого снижения усиления. Компенсационное усиление увеличивает громкость полностью сжатого сигнала.
Измеритель уменьшения усиления
Измеритель снижения усиления показывает, насколько необходимо снизить усиление для сжатия определенного сигнала. Это также может показать, насколько сильно работает компрессор. Чем больше дБ уменьшения усиления, тем интенсивнее компрессия.
Как использовать любой компрессор
При использовании компрессора необходимо стремиться к максимально естественному звучанию компрессии. Хотя у каждого своя философия использования компрессии, цели примерно одинаковы: используйте один или несколько компрессоров, чтобы получить трек с естественным звучанием, который не будет звучать неестественно или пережато.
Знайте, что все компрессоры разные. Некоторые звучат современно и имеют более четкий, точный звук, но эти компрессоры могут быть столь же желанными, как и более медленные компрессоры, которые могут привнести аналоговую теплоту. Некоторые из этих характеристик можно определить по названию компрессоров, но лучше всего просто знать свой набор плагинов на слух. Проведите достаточно времени в DAW, чтобы понять, где и когда следует использовать каждый компрессор.
Два компрессора с одинаковыми настройками могут иметь совершенно разные звуковые результаты в зависимости от настроек, но вот несколько общих правил, которые вы можете иметь в виду при настройке компрессора:
Вы можете обнаружить, что больше всего возитесь со временем атаки. Возможно, регуляторы атаки и отпускания оказывают наибольшее влияние на тембр аудиосигнала, поэтому не торопитесь в процессе компрессии.
Также помните, что это лишь отправная точка для одного компрессора. Нередко на одном треке используется два компрессора и более, особенно если вы используете более специализированные виды компрессии, такие как многополосная компрессия или ламповая компрессия для более теплого звучания.
Что такое вокальная компрессия?
Компрессоры используются в самых разных звуках. Компрессия вокала применяется почти к каждой дорожке вокала и фонового вокала, поскольку одним из самых сложных аспектов управления вокалом является укрощение динамического диапазона. Вокальные дубли могут сильно варьироваться в зависимости от уникального инструмента, исполнения и общей подготовки певца. В изысканном вокальном треке используется именно то количество компрессии, которое нужно, чтобы вокал звучал громко, вперед и наполненно жизнью, хотя и последовательно.
Достичь такого баланса непросто, тем более что для каждого конкретного трека требуется индивидуальная степень компрессии. Любой профессионал в области аудио понимает, что правильная компрессия вокала достигается, когда вы создаете естественный, гладкий вокальный трек в рамках сессии. На это могут уйти годы, но оно того стоит, поскольку сильный, современный вокал может легко сделать или сломать трек.
Вокальная компрессия По жанрам
Важно отметить, что каждый жанр имеет свой собственный набор стилистических параметров, которые абсолютно точно влияют на то, как вы подходите к компрессии. Вот основной обзор вокальной компрессии по жанрам:
Хотя это общие рекомендации для некоторых основных жанров, всегда есть исключения по стилистическим или иным причинам. Примите эти рекомендации с долей соли и используйте их в качестве базовой основы для вашей философии компрессии во время сессии.
Когда нужно сжимать вокал?
Вообще говоря, вокал нуждается в той или иной форме компрессии, поскольку это такой динамичный инструмент. Учитывая это, настройки компрессии вокала сильно варьируются в зависимости от конкретного случая использования в рамках сессии. Вам может понадобиться один компрессор, а может понадобиться шесть, но суть в том, что в большинстве треков вокал нуждается в той или иной форме компрессии, чтобы получить последовательный, гладкий звук, приятный для слушателя.
Где следует размещать вокальный компрессор?
Наложение компрессии на вокал является важной частью процесса микширования. Тем не менее, существует много различий в типах компрессоров и в том, где именно вы решите использовать компрессор в цепи аудиоэффектов вокала.
Следовательно, не существует жесткого и быстрого правила, где следует, а где не следует использовать компрессоры. На самом деле, большинство инженеров используют несколько компрессоров с помощью метода, называемого последовательным сжатием.
Этот метод позволяет осуществлять тонкий динамический контроль с легкой компрессией каждого компрессора. Вместо того чтобы использовать один компрессор, аудиосигнал получает преимущество от тонального и контекстуального контроля со стороны второго компрессора. Второй компрессор (или несколько) не всегда необходим, но он может обеспечить большую динамическую согласованность в зависимости от того, что идет до или после него.
Виды компрессии
Прежде чем погрузиться в изучение лучших настроек компрессии вокала и того, как можно начать компрессировать вокал из вашей DAW, важно понять, что плагин компрессора может иметь широкий спектр применения. Вот некоторые из основных типов вокальной компрессии, которые следует держать в голове при подходе к любой сессии микширования.
Тональная компрессия
Этот тип компрессора по-прежнему обеспечивает снижение усиления и более стабильную динамику, но он также обеспечивает собственное тональное качество. Тональная компрессия может добавить теплоты и присутствия в вокале, позволяя треку занять соответствующее место в миксе. Эта общая категория компрессоров может включать в себя более специфические компрессоры, такие как ламповые или VCA-компрессоры, о которых речь пойдет ниже.
Динамическое сжатие
Динамическая компрессия используется в основном для выравнивания усиления полного аудиосигнала. Кроме того, динамическая компрессия уменьшает пики громких участков тяжелого вокала и поднимает нижние части всего вокала. С помощью динамической компрессии вы пытаетесь создать более гладкую звуковую дорожку.
Поиск баланса
Очень важно найти баланс между оригинальным вокальным сигналом и сжатым вокальным сигналом. Это связано с тем, что чрезмерно сжатый вокал может звучать плоско и неестественно, что покажется слушателю безжизненным. С другой стороны, агрессивный вокал, недостаточно сжатый, может показаться резким и неуместным.
По этим причинам вы можете рассмотреть возможность использования процесса, называемого параллельной компрессией, который рассматривается ниже. В любом случае, ваш идеальный сжатый вокал должен быть динамически последовательным, сохраняя при этом большую часть энергии и чувства оригинального вокала.
Сжатие фонового вокала
Также стоит отметить, что при компрессии фонового вокала вы, скорее всего, будете использовать другой подход, чем при компрессии основного вокала. При работе с фоновым вокалом менее важно сохранить первоначальную энергию бэк-вокала.
Поскольку бэк-вокал должен звучать на заднем плане, его можно подвергнуть более сильной компрессии. Более сильные настройки компрессии могут помочь бэк-вокалу правильно слиться с контекстом микса. Вы также можете использовать быструю атаку и жесткий клен с фоновым вокалом, чтобы получить как можно более стабильный уровень выходного сигнала.
Другие виды компрессии
В мире вокальной компрессии в вашем распоряжении множество различных типов компрессоров. Вот некоторые из различных типов компрессоров, которые следует рассмотреть при обработке вокала.
De-Esser
Де-эссеры работают путем сжатия этих областей, когда срабатывает установленный инженером порог. Компрессор сжимается всякий раз, когда этот заданный диапазон частот превышает пороговое значение, тем самым уменьшая сибилянты.
Параллельное сжатие
Ограничитель
Многополосная компрессия
Вы можете использовать многополосную компрессию для усиления контроля над звуком или как способ создания собственного де-эссера. Эти очень полезные инструменты облегчают продюсерам точную настройку параметров компрессора в соответствии с уникальными потребностями входного сигнала.
Компрессия сайдчейна
Например, бас и кик имеют много мутных низких частот, которые могут быстро затуманить ваш микс. Для того чтобы оба элемента выделялись в миксе должным образом, вы можете использовать компрессию боковой цепи.
Компрессор помещается на дорожку, которую вы хотите сжать. В данном случае это будет бас, поскольку вы хотите, чтобы звук кика выделялся среди постоянного гула басовых нот. Вы можете выбрать «Sidechain», а затем выбрать в качестве входа ударные или группу ударных. Это сделает так, что бас будет уменьшаться в громкости при каждом проигрывании кика.
Клеевая компрессия
Этот особый тип компрессии направлен на «склеивание» нескольких дорожек вместе, поэтому он отлично подходит для бэк-вокала или нескольких вокальных дорожек. Тем не менее, вы можете использовать этот компрессор для отдельного вокального или инструментального трека.
Стоит отметить, что этот тип компрессора разработан для имитации аналогового компрессора 80-х годов, поэтому он также может выступать в качестве формы тональной компрессии.
Сжатие трубки
Этот тип тональной компрессии предназначен для добавления теплоты в микс путем имитации аппаратного оборудования, в котором использовались лампы для окрашивания звука. Многие продюсеры до сих пор используют аппаратные ламповые компрессоры для достижения фирменного звучания.
Компрессия VCA
Компрессия VCA расшифровывается как компрессоры усилителей, управляемых напряжением. Эти точные компрессоры предлагают более специализированный опыт компрессии, поскольку они имеют параметры управления, диктующие, применяется ли снижение усиления к входному аудиосигналу или нет. Вы обнаружите, что эти типы копрессоров имеют чистый звук, без особых окрасок, в отличие от ламповых или клеевых компрессоров.
Как сжимать вокал: Создание сильного вокального исполнения
Давайте рассмотрим базовый подход к компрессии вокала! Как и при сведении любого вокала, помните, что вы должны стремиться использовать наименьшее количество компрессии, необходимое для каждого конкретного трека. Прежде чем погружаться в обработку вокала аудиоэффектами, убедитесь, что у вас самая лучшая запись из возможных.
Также стоит изучить аппаратную компрессию входного сигнала вокалиста. Такие компрессоры, хотя и стоят дорого, могут обеспечить присутствие и теплоту, которые трудно воспроизвести в цифровом формате.
После того как вы получите отшлифованную запись, вот основные шаги по компрессии вокала.
Компрессия вокала
Здесь представлен пошаговый процесс компрессии вокала. Рассматривайте это описание как базовую схему того, как вы можете подойти к компрессии вокала, а не как жесткую схему того, как вы должны подходить к обработке.
Как и любой другой навык, важно понимать, что вокальная компрессия требует много практики и тренировок. Продолжайте пробовать различные методы и искать другие философии компрессии, чтобы расширить свой подход на этом пути.
Кроме того, обратите внимание на то, как другие инженеры компрессируют вокал, используя пару референсных дорожек. Всегда полезно взять с собой в сессию эталонный трек для сравнения и контраста при настройке компрессии вокала.
Вопросы и ответы по вокальной компрессии
Вам все еще трудно понять, что такое компрессия вокала? Вот несколько часто задаваемых вопросов и ответов на них, чтобы расширить ваше представление о компрессии вокала.
Какая степень компрессии нужна для вокала?
Этот вопрос сильно зависит от жанра вокала, который вы записываете. Например, для хип-хоп песни потребуется другой тип компрессии, нежели для поп-песни. Тем не менее, общее эмпирическое правило гласит, что компрессия должна быть достаточной, чтобы выдвинуть вокал вперед, не убивая динамику. Прежде всего, доверяйте своим ушам.
Нужно ли сначала сжимать или эквалайзером?
Хорошей идеей является эквалайзер перед компрессией, так как компрессор только выдвинет эти недостатки на первый план в миксе. Однако нередко эквалайзер нужен до и после компрессора в цепи эффектов, поскольку компрессия может добавить тональные качества, которые могут потребовать дополнительной доработки.
Нужно ли использовать лимитер для вокала?
Вы определенно можете использовать лимитер для вокала, хотя делать это нужно осторожно, поскольку это, по сути, сверхмощные компрессоры. Некоторые жанры, например, поп-музыка, могут принять более сжатый звук. В этом случае стоит попробовать параллельную компрессию и пропустить через лимитер только часть вокала.
На что похоже слишком сильное сжатие?
Слишком сильная компрессия приводит к плоскому, нединамичному исполнению, в котором нет ощущения «живого» звучания. Чрезмерно сжатый вокал будет казаться слушателю неестественным и скучным, поэтому важно избегать этого момента, если это возможно. Вокал должен быть равномерным, но при этом иметь определенную степень динамических колебаний.
Насколько громким должен быть вокал в миксе?
Как компрессия делает вещи громче?
Компрессия повышает усиление самых низких точек аудиосигнала, создавая тем самым впечатление, что весь трек звучит громче. Это также может сделать звук более последовательным, что может быть более приятным для слушателя.
Нужно ли сжимать перед автонастройкой?
Перед использованием автонастройки целесообразно обеспечить мягкое сжатие, чтобы программе было легче определить высоту тона в аудиосигнале. При этом после автонастройки может потребоваться более сильное сжатие в зависимости от условий использования.
Как узнать, скомпрессирован ли ваш вокал?
Вы можете увидеть уменьшение усиления на компрессоре, чтобы убедиться, что ваш компрессор работает. Кроме того, сжатый звук должен восприниматься как более громкий и последовательный, чем оригинальная запись. В большинстве современных песен используется та или иная форма компрессии для поддержания согласованности и создания эффекта присутствия в миксе.
Хотя мы дали несколько общих советов о том, как следует компрессировать вокал, помните, что ваши уши являются самыми важными оценщиками звука. Вы можете не думать об этом, но компрессоры могут быть как стилистическими и творческими, так и техническими. Позвольте себе поэкспериментировать с компрессией, чтобы найти то, что имеет наибольший смысл для вас и вашего уникального звучания.
Надеемся, что это руководство еще на один шаг приблизило вас к созданию правильно обработанного вокала. А теперь идите и опробуйте некоторые компрессоры вашей DAW!
Компрессия вокала
Эта статья посвящена рассмотрению действенных методов параллельной компрессии вокала, которые применяет в своей практике известный звукорежиссёр Майкл Брауэр. В ней также приведены советы по их воспроизведению в программе Cubase.
В ноябрьском номере «Sound on Sound» напечатано интервью с Майклом Брауэром, звукорежиссером, занимавшимся сведением записей таких звезд, как Rolling Stones, Пол Маккартни, Aerosmith и Боб Дилан.
Майкл востребован и сегодня, он работает с Джеймсом Моррисоном и группой Coldplay. Я старался узнать как можно больше информации о его технике обработки вокала, так как на меня произвел неизгладимое впечатление звук, который он получил в первом альбоме Джеймса Моррисона под названием Undiscovered.
Выяснилось, что Брауэр очень необычно подходит к компрессии вокала, он одновременно использует пять разных компрессоров, а потом смешивает сигнал. Тут возникает вопрос, почему бы не упростить процесс вставкой напрямую компрессора в вокальный трек?
По словам Брауэра, первая причина заключается в том, что при использовании пяти разных моделей компрессоров каждый из них по-разному меняет тембр вокала и привносит в него свои побочные эффекты. Смешивая эти сигналы, вы можете добиться очень яркого и убедительного тембра.
При использовании этого метода в дальнейшем я выявил еще одно его важное преимущество, заключающееся в серьёзном сжатии динамического диапазона без жесткого ограничения пиков в случае применения параллельной компрессии.
Параллельная компрессия вокала.
В Cubase предусмотрена возможность разных способов параллельной установки нескольких компрессоров. Например, самый простой способ — продублировать аудио трек и в каждый из них добавить по компрессору. Однако процесс может стать довольно не комфортным, если вам захочется в дальнейшем еще раз обработать сигнал.
Удобнее посылать трек на разные каналы, включая в них компрессоры, тем более, если вы намерены обрабатывать сигнал с помощью дилеев и ревербераторов. Может быть, вам захочется прописать каждый компрессор на отдельный FX Channel Track — в таком случае все эффекты посыла будут находиться в одном месте на экране.
Итак, в окне проекта создается 5 Group Channel треков. Для связки их с первоначальным аудио сигналом выбирается вокальная дорожка и открывается секция «Sends» в инспекторе трека.
При нажатии мышью на любой слот появляется выпадающее меню, содержащее список только что созданных Group Channel треков. Каждый из них устанавливается в отдельный слот. Следует проверить, все ли слоты активированы и на каждом ли из них установлена нулевая громкость. Целесообразно установить максимальную громкость именно здесь, а затем заниматься регулировкой уровней непосредственно в микшере.
Кроме того, установите все «sends» в режим «post-fader», о причинах этого я расскажу попозже.
Теперь от ведущего вокала должна идти параллельная передача сигнала каждому Group Channel треку на одинаковом уровне, и при смене выхода главного трека на No Bus необработанный сигнал пропадет из микса.
И в завершение создайте еще один Group Channel Track, на который назначьте выходы остальных Group Channel.
Итак, маршрутизация сигнала завершена, теперь можно заняться выбором компрессоров. Проблема заключается в примерно одинаковом звучании всех компрессоров, встроенных в Cubase, и зацикливание только на них погубит суть нашего эксперимента. А суть в том, чтобы, подобрав компрессоры с разным звучанием, выиграть на этом контрасте.
Многие музыканты устанавливают на своих компьютерах огромное количество сторонних компрессоров, большинство из которых можно бесплатно скачать в интернете, так что, я думаю, вы не столкнетесь с ограничениями в выборе. Все, что потребуется от вас, это сравнить их звучания и выбрать оптимальную, на ваш взгляд, комбинацию.
Сначала бывает трудно различить звучание нескольких компрессоров, и для понимания специфики работы каждого стоит активизировать их на полную мощность, после чего побочные эффекты, которые являются целью нашего эксперимента, станут более заметными.
Однако все эти кручения ручек приборов будут бессмысленными без вашего понимания того, что вы хотите получить в результате этой обработки.
Итак, чему нужно уделить внимание в первую очередь? Включив плагин, послушайте, как изменяются ваши ощущения от прослушивания при усилении и сжатии сигнала. Некоторые компрессоры делают звучание вокала более оживленным, в то время как другие, наоборот, выравнивают его и заставляют звучать более сдержанно.
Некоторые компрессоры искажают звук, и как раз эти побочные эффекты обычно являются их основным плюсом. Однако в конечном итоге все зависит от сводимой вами музыки.
Для этого эксперимента я выбрал пять плагинов, доступных для бесплатного скачивания, так что вы сможете легко воспроизвести мои установки и в будущем применять их в качестве отправной точки в своих начинаниях.
Первые два компрессора обеспечивают сравнительно чистое звучание. Речь идет о ярком и естественном Cubase Vintage Compressor и чуть более явном Stillwell Audio’s Dbx 160-inspired Major Tom.
Каждый из трех остальных выдает нам собственное искаженное звучание. У Bootsy’s Density звук воздушный, богатый на высокие частоты. Buzzroom’s Grancomp обеспечивает получение слегка острого, трубочного призвука. Antress Modern’s VHME выдает тяжеловесное звучание. При желании вы можете подобрать другие плагины, но все-таки постарайтесь придерживаться такой же «вкусовой комбинации».
После подключения всех компрессоров можно заняться микшированием. Здесь нет каких-то строгих правил, и вам позволительно начать работу на интуитивном уровне. Единственная рекомендация, которую я считаю довольно полезной, — время от времени нажимайте кнопку «Mute» для заглушки того или иного канала. Таким образом, вы сможете оценить участие каждого из них в достижении общего результата.
Нельзя забывать, что общий уровень громкости вокала зависит от любых тональных изменений, так что рекомендуется время от времени подстраивать громкость на мастер-шине вокала.
Если вы уже успешно поэкспериментировали со всем изложенным выше, позволю себе поделиться еще несколькими идеями для продолжения ваших экспериментов.
Во-первых, можно создать еще один Group Channel Track, ориентируясь как бы на шестой компрессор, но на самом деле не вставлять его туда. Используйте его для добавления в микс некомпрессированного вокала, параллельно с остальными треками. Таким образом, вы сделает звук более живым, если вдруг до этого вы переборщили с компрессией.
Для украшения вокала эффектами наподобие реверберации и дилэя самое лучшее, что вы можете сделать, это вставить их в секцию «Sends» на мастер-шине вокала в режиме «post-fader».
Тем не менее, не пренебрегайте возможностью вставить их в канал, в котором содержится оригинал вокального трека. Такой метод позволит вам добиться более слабого эффекта в местах с тихим звучанием вокала и наоборот, что также сделает микс более живым.
И, наконец, помните об автоматизации, без которой вы не сможете получить желанное коммерческое звучание. Подумайте, какой трек выбрать для выстраивания общей автоматизации громкости.
Если делать это на первоначальном аудиоканале, автоматизация будет оказывать сильное влияние на работу компрессоров, тогда как изменение уровня на мастер-шине скажется только на компрессированном сигнале.
Моя практика показала, что более музыкальное звучание выдает первый метод, и выбирать мастер-шину стоит лишь в случае проблем с самой компрессией.
Автор: Майк Сеньор | Перевод: Андрей Скидан
Звукорежиссура
150 постов 1.3K подписчиков
Правила сообщества
— в сообществе запрещены оскорбления;
— посты, не соответствующие тематике сообщества, будут переноситься в ленту;
— в сообществе отключена премодерация, поэтому, добавляя посты, убедитесь, что они наполнены качественным контентом, а так же, не повторяют предыдущие посты;
сначала надо попробовать услышать ту самую разницу работы приборов, не все софтовые компрессоры красят (или красят как надо), или же попросту можно вообще не услышать этого окраса ввиду оборудования или физиологических критериев.
Хм, интересная идея. Надо будет попробовать где-нить применить и не обязательно на вокале.
Большое спасибо за пост. Очень информативно и интересно вышло.
15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.
3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.
5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.
7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.
8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.
9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее
10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.
11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут «сказать» вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.
12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо
14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.
Создание глубины в миксе
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в феврале 2009 года.
Перевод: Бережной Вячеслав
В реальной жизни мы слышим звук в трёх измерениях, и хотя в стереозаписи все источники, очевидно, размещены перед слушателем (в диапазоне слева – справа звуковой сцены), но существуют определённые методы, позволяющие получить ощущение того, что они находятся также и ближе – дальше (то есть, вглубь звуковой сцены). К примеру, близкие звуки имеют тенденцию быть громче, чем дальние – и это очень легко воссоздать в миксе. Но кроме этого, имеется много других факторов. Таким образом, используя их, Вы сможете добиться намного больших результатов, чем если будете полагаться только лишь на фейдеры, управляющие громкостью. В этой статье я расскажу о многих путях, которыми Вы можете управлять этим аспектом своего микса.
Эквализация для создания расстояния
Если Вы хотите поместить кое-что на задний план микса, это должно быть не только тише фронтальных звуков. В этой партии должно быть меньше и высоких частот, чтобы подражать тому способу, которым их поглощает воздух. Чтобы усилить иллюзию расстояния, Вы можете также срезать и низкие частоты (ниже 150 – 200Гц). Если рассматриваемый инструмент записывается через микрофон, то размещение его дальше от инструмента (на стадии записи) поможет ещё больше укрепить иллюзию.
Срез высоких и низких частот поможет заставить звуки казаться более отдалёнными.
Используйте правильную реверберацию
Обрабатывая ревербератором отдалённые звуки, выбирайте диффузный (рассеянный) тип реверберации – то есть, другими словами, без слишком большого количества деталей. Кроме того, уберите на ней некоторые высокие частоты (так же, как и на источнике). Отдалённые звуки обычно сталкиваются с большим количеством отражающих поверхностей, чем близкие, поэтому Вы можете позволить себе добавить к этим звукам больше реверберации. Тем не менее, не слишком переусердствуйте с этим эффектом, если у Вас нет художественной потребности в нём – современные записи имеют тенденцию быть очень сухими по сравнению с миксами, сделанными в 70 – 80-х годах. Как правило, чем более просторна и разрежена аранжировка, тем больше реверберации Вы можете использовать, не опасаясь затопить всё содержимое. Миксы с плотными аранжировками обычно извлекают выгоду или из меньшего количества реверберации, или из использования так называемой «окружающей» реверберации – то есть такого эффекта, где присутствуют только ранние отражения.
Комбинирование повторяющегося эха и реверберации является отличным способом создания расстояния, особенно если у Вас есть ленточный дилэй (или его виртуальная эмуляция). По сравнению со стандартными цифровыми задержками, их повторы менее стерильны и однородны. Однако, если в наличии только обычный цифровой дилэй,попытайтесь срезать частоты ниже 200Гц и выше 4кГц. Также стоит поэкспериментировать с аналоговой задержкой (или её эмуляцией), потому что она имеет довольно тусклые и неясные повторы.
Чтобы создать впечатление от расстояния, могут использоваться плагины-эмуляторы ленточного эха, такие, как Universal Audio RE201 Space Echo. Если у Вас нет доступа к такому процессору, Вы можете попытаться использовать цифровую задержку, при этом срезав частоты ниже 200Гц и выше 4кГц.
Такие эффекты, как хорус, имеют тенденцию отодвигать звуки назад, заставляя их казаться менее сфокусированными. Таким образом, вы можете использовать его (или подобный ему эффект) на клавишных подкладах, которые предназначены для того, чтобы сидеть позади микса. Вы также можете достичь подобного результата, используя двухканальный питч-шифтер, чтобы создать два дополнительных слоя – один, смещённый на 7 центов вверх, а другой – на такое же количество вниз. Roland Dimension D (или эквивалентный ему плагин) может создать подобное хорусу пространственное распространение, но не давая слишком очевидного ощущения своего присутствия. Если Вы должны использовать хорус на звуке, который должен находиться во фронте микса (как например гитара), то держите этот звук ярким и свободным от чрезмерной реверберации. Обычно это приводит к хорошим результатам.
Модуляционные эффекты, такие, как хорус Roland Dimension D (или его виртуальная версия от UAD), могут помочь расфокусировать звук, убирая его с фронта звуковой сцены и оставляя место для других звуков, которые требуется выдвинуть вперёд. В качестве альтернативы, Вы можете использовать питч-шифтер, немного расстроив каналы и панорамировав их в противоположные стороны.
Вся перспектива – в контрасте: если какие-то звуки убраны назад, и сделаны менее яркими и более реверберирующими, то они должны быть уравновешены более яркими и сухими звуками, находящимися впереди микса. Не делайте ошибку, пытаясь полностью сохранить исходные звуковые качества каждого инструмента. В итоге Вы можете обнаружить, что задник звуковой сцены пуст, а фронт – переполнен (или наоборот).
Ведущий вокал будет казаться очень близким к слушателю, если на нём будет мало (или вообще не будет) реверберации. Вы можете создать очень драматичные эффекты, если сделаете некоторые вокальные элементы абсолютно сухими и добавите «воздуха», подняв частоты между 7 и 10кГц. Вероятно, такую вещь не стоит использовать для всего вокала, звучащего на протяжении всей песни, но для некоторых особенных фраз, которые должны звучать прямо в лицо слушателю, это может быть очень эффективно. Компрессор может усилить дыхание в таких близких вокальных партиях, заставляя их приблизиться ещё больше.
Задержка для глубины
Примите во внимание, что использование задержек вместо реверберации добавляет вокалам больше свободного места. Альтернативно, Вы можете скомбинировать задержку с небольшим количеством реверберации, или использовать реверберацию с большой пред-задержкой (в районе 90 – 110 мс). Как Вы уже знаете, близкие звуки обычно более яркие, чем отдалённые. Поэтому, обрабатывая ведущий вокал, Вы часто сможете позволить себе использовать более яркую реверберацию с яркими ранними отражениями. Зачастую, полезно настраивать два ревербератора: один с искусственным звуком, типа пластины, другой – с ранними отражениями или образцом окружения. Этим путём Вы сможете сбалансировать характер ранних отражений с более очевидным характером листовой реверберации. Также, задержка может быть замечательной для того, чтобы создать звук гитарного соло на большом рок-стадионе, но при этом не отдалить его от слушателя.
Распланируйте свою аранжировку так, чтобы выбранные Вами звуки не входили в противоречие с концепцией микса. Например, яркие подклады гораздо труднее поместить на задний план звуковой сцены, чем более тусклые. Точно так же, если подпевки будут более яркими, чем ведущие вокалы, то они вряд ли усядутся позади его. Есть, конечно, и исключения, где бэки нарочно выдвинуты вперёд (как например в «Video Killed the Radio Star»), но, как правило, ведущий вокал должен быть всегда на первом месте. Чтобы было легче поместить подпевки назад, добавьте к ним большое количество реверберации или сделайте к каждой из партий несколько дабл-треков (по сути дела – это естественный хорус).
Если Вы используете барабанные сэмплы, попытайтесь не очень сильно обрабатывать их эквалайзером – даже если перед Вами стоит искушение сделать их ещё более яркими и большими. Если музыкальный жанр не требует, чтобы барабаны сидели впереди микса, то выбрав для них более естественный звук, Вы облегчите задачу построения правильной перспективы.
Освобождая место для вокалов, Вы можете использовать не только автоматизацию громкости, «наклоняя» такие вещи, как гитары и подклады, но и автоматизацию эквалайзеров, аккуратно срезая в нужных местах высокие частоты. Обычно применяется low pass фильтр с крутизной 12 или 18dB/октава. Он должен сделать аккомпанирующие партии менее яркими в тех местах, где они играют вместе с вокалами. Вы можете использовать эту технику как самостоятельно, так и в комбинации с автоматизацией громкости. Но не слишком переусердствуйте с уменьшением высоких частот, иначе это станет заметным для слушателя – а Вы вряд ли этого хотите. Проверьте свои субъективные ощущения, слушая микс снаружи студии (с открытой дверью). Если Вам удалось создать чувство глубины в миксе, то это будет слышно и здесь. И, заодно, Вы проверите общий баланс всех элементов.
Настройка в контексте
Всегда имеется искушение включать в соло разные индивидуальные элементы и решать, какую же обработку применить к ним. Но если у Вас мало опыта, это может привести к большому количеству больших и ярких звуков, борющихся друг с другом за место во фронте Вашего микса. Поэтому, основное решение о той или иной обработке индивидуальных партий следует принимать с учётом общего контекста микса. В большинстве поп-миксов вокалы находятся ближе всего к слушателю, гитары и основные клавишные партии – немного позади их, примерно рядом с барабанами. Дополнительные элементы, такие, как подклады и бэк-вокалы, могут быть отодвинуты ещё дальше. Послушайте вещь «Won’t Get Fooled Again» группы The Who. Вы заметите, что мощные гитарные и барабанные партии не настолько ярки, как Вы могли бы себе вообразить, и реально помогают вокалу проникнуть в самое сердце слушателя. Таким образом, современная тенденция эквализовывать всё до хрустального блеска не всегда является хорошей стратегией!
Тренируйте свой профессиональный слух – слушайте свои любимые коммерческие записи и пытайтесь определить, какие из описанных методик в них применялись. Скоро Вам легко будет это сделать, и Вы сможете применить эти знания и в своём музыкальном производстве.





