для чего нужно научить учащихся строевым приемам
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке,приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроениеиз одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.
Двигательные упражнения как средство снятия напряжения Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть.
Конспект занятия по физической культуре в средней группе детского сада Место организации: Физкультурный зал. Форма одежды детей: Спортивный костюм. Форма занятий: Учебно – тренирующая. Количество детей: 12.
Методика организации занятий по обучению грамоте Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности показала, что добиться положительного результата по обучению грамоте.
НОД по физической культуре «Воробушки» НОД по физической культуре «Воробушки» Цель: учить детей перешагивать через препятствия, ходить друг за другом по кругу, змейкой, сохраняя.
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки Воспитатель: Краснова Т. Н. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ.
Памятка для воспитателей по организации занятий по физической культуре ПАМЯТКА по организации занятий по физической культуре Структура занятий: 1. Вводно-подготовительная часть; 2. Основная часть; 3. Заключительная.
Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.
Для чего нужно научить учащихся строевым приёмам?
Для чего нужно научить учащихся строевым приёмам?
а) Для подготовки к армейской службе
б) Для развития различных умений школьников
в) Для улучшения дисциплины на уроке
г) Для улучшения организации урока и формирования навыков совместных действий
Какая подается команда для построения в одну шеренгу?
а) В одну шеренгу – стройся!
б) В одну шеренгу – становись!
в) Встать в одну шеренгу!
г) В шеренгу по одному – становись!
Как называется это положение?
а) Упор присев, руки на пояс
б) Сед, руки на поясе
в) Сед на пятках, руки на пояс
г) Сед на коленях, руки на пояс
Где должен располагаться преподаватель при обучении упражнениям, выполняемым проходным способом, если занимающиеся двигаются по периметру зала?
а) Находиться внутри периметра и двигаться навстречу движения строя занимающихся
б) Где удобно преподавателю
в) Находиться внутри периметра и двигаться с занимающимися в одном направлении
г) Находиться снаружи периметра и двигаться навстречу движения строя занимающихся
Как определяются условные точки зала?
а) По расположению окон
в) Стоя спиной ко входу в зал
г) По расположению центра зала
Что такое интервал?
а) Расстояние между рядом стоящими в шеренге
б) Расстояние между рядом стоящими в колонне
в) Расстояние между занимающимися в строю
г) Дистанция между занимающимися
Какие команды подаются для перестроения из одной шеренги в три?
а) По три рассчитайсь! В три шеренги – стройся!
б) На первый, второй, третий рассчитайсь! Третьи вперед, вторые – на месте, первые назад – стройся!
в) По три рассчитайсь! В три шеренги – становись!
г) На первый, второй, третий рассчитайсь! В шеренгу по три – стройся!
Как определяются фланги в строю?
а) По отношению к преподавателю
б) По отношению к залу
в) По отношению к строю
г) В зависимости от роста занимающихся
Как называется это движение?
а) Сгибая левую, наклон вправо, левая рука вверх
б) Выпад влево с наклоном вправо, левая вверх
в) Сгибая левую, наклон вниз, левая рука вверх
г) Полуприсед на левой с наклоном корпуса вправо, левая вверх
Что означает термин «выпад»?
а) Приседание на одной ноге в широкой стойке ноги врозь с переносом на нее веса тела
б) Сгибание ноги с переносом на нее опоры из положения широкой стойки ноги врозь
в) Движение с выставлением и сгибанием опорной ноги
г) Падение со снаряда
Какие требования предъявляются к гимнастическим терминам?
а) Доступность, точность, образность
б) Краткость, точность, наглядность
в) Краткость, точность, доступность
г) Точность, доступность, последовательность
Выберите неправильный вариант описания положения?
а) Стойка ноги врозь, руки на пояс
б) Основная стойка, руки на пояс
в) Стойка, руки на пояс
г) Сед на пятках, руки на пояс
Из каких частей состоит любая команда?
а) Подготовительной и заключительной
б) Предварительной и основной
в) Предварительной и исполнительной
г) Подготовительной и исполнительной
Какая команда подается для начала следующего упражнения, если занимающиеся стоят в исходном положении:
И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон влево, руки за голову
3 – 4 – то же в другую сторону
а) Упражнение делать начи-най!
б) Упражнение начи-най!
в) Упражнение выполним в левую сторону. Упражнение начи-най!
г) Влево упражнение начи-най!
Какой из перечисленных вариантов соответствует методу обучения ОРУ совмещенным способом?
в) «На раз» – словесное описание положения (движения), «на два» – словесное описание положения (движения).
г) «На раз» – словесное описание с одновременным показом положения (движения), «на два» – словесное описание с одновременным показом положения (движения).
Как называется положение 1?
а) Стойка на правом колене, левая в сторону на носок, мяч вверх
б) Стойка на правом колене, левая в сторону, руки вверх, мяч в руках
в) Левая в сторону на носок, руки с мячом вверх
г) Стойка на правом колене, левая нога в сторону на носок, мяч вверху в руках
В каком случае соблюдена правильная последовательность в описании положения:
а) Сед ноги врозь, поворот головы направо, наклон вперед, руки в стороны
б) Сед ноги врозь, руки в стороны, наклон вперед, поворот головы направо
в) Наклон вперед, руки в стороны, сед ноги врозь, поворот головы направо
г) Сед ноги врозь, наклон вперед, руки в стороны, поворот головы направо
Как называется движение?
б) Присед, держась за стенку
в) Опуститься в вис присев
Как называется движение?
а) Наклон к левой, руками коснуться носка
б) Лечь на левую, руки вверх
в) Наклон вперёд к левой, руки вперёд
г) Наклон к левому носку
Что такое «упор»?
а) Положение, при котором ось плеч находится ниже точек хвата (опоры)
б) Положение, при котором ось плеч находится выше точек хвата (опоры)
в) Положение с опорой любой частью тела
г) Подпорка для устойчивости
Выберите неправильный вариант описания положения?
а) Присед руки на пояс
б) Упор присев, руки на пояс
в) Сед на пятках, руки на пояс
г) Сед, руки на пояс гимнастического снаряда
Как называется положение 2?
а) Присед на правой, левая назад, руки с мячом вверх
б) Выпад правой вперёд, руки с мячом вверх
в) Наклонный выпад правой, мяч вверх
г) Выпад правой вперед, мяч в руках вверху
Что такое «вис»?
а) Положение, при котором ось плеч находится ниже точек хвата (опоры)
б) Положение, при котором ось плеч находится выше точек хвата (опоры)
г) Прямое положение тела с захватом опоры (перекладины) руками
Как называется положение 2?
а) Сед углом с мячом
б) Сед ноги подняты вверх с мячом
в) Поднять мяч вперед ногами
г) Упор сидя сзади углом, мяч в ногах
Как называется положение 2?
а) Сед на скамейке продольно с наклоном вперед, руками коснуться носков
б) Согнуться к ногам, руками захватить носки
в) Сед на скамейке поперек с наклоном вперед, руки вверх
г) Наклон согнувшись, руки к ногам
Для чего нужно научить учащихся строевым приёмам?
а) Для подготовки к армейской службе
б) Для развития различных умений школьников
в) Для улучшения дисциплины на уроке
г) Для улучшения организации урока и формирования навыков совместных действий
Статья «Рекомендации по обучению строевым приемам в школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В программе для средних общеобразовательных школ по физической культуре и основам безопасности и жизнедеятельности строевые упражненпия занимают значительное место и являются неотъемлемой частью уроко физической культуры и ОБЖ. Строевые упражнения составляют основу строевых смотров при проведении военно-спортивных мероприятий.
Значение строевых упражнений очень велико:
— формируют правильную осанку
— учат учащихся коллективным действиям
Строевые упражнения можно разделить на построения, перестроения, строевые приемы, передвижения, размыкания и смыкания.
Вот примерный перечень с определений строя и его элементов:
СТРОЙ – установленное строевым Уставом размещение (военнослужащих) учащихся для их совместных действий;
ШЕРЕНГА – строй, в котором (Военнослужащий) учащийся размещены один возле другого на одной линии;
КОЛОННА – строй, в котором (военнослужащие) учащиеся расположены в затылок друг к другу;
ФЛАНГ – правая (левая) оконечности строя;
ФРОНТ – сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены лицом;
ТЫЛ – сторона строя, противоположная фронту или сторона строя, в которую (военнослужащие) учащиеся обращены спиной;
ИНТЕРВАЛ – расстояние по фронту между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в шеренге;
ДИСТАНЦИЯ – расстояние в глубину между (военнослужащие) учащимися или расстояние между учащимися в колонне;
ШИРИНА СТРОЯ – расстояние между флангами;
ГЛУБИНА СТРОЯ – расстояние от первой шеренги до последней;
Для уроков по ОБЖ перечень определений строя и его элементов значительно больше.
Учитель, во время строевых занятий, должен находить там, откуда ему удобнее командовать и наблюдать за выполнением учащимися строевых приемов. Все Строевы команды делятся на предварительную и исполнительную.
Предварительная команда подготавливает учащихся к выполнению приема, а исполнительная – обязывает точное выполнение приема.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ. 1 КЛАСС.
Основная стойка – подбородок приподнят, раки опущены свободно вниз и кисти касаются бедер, пятки вместе, носки стоп – врозь. В начальных классах учащиеся часто прижимают руки к туловищу – это ошибка.
Согнуть по четыре пальца кисти – два
Прижать большие пальцы – три
Свободно опустить руки – четыре.
Построения в колонну по одному, в шеренгу выполняются после распределения учащихся по росту. При построениях можно класс поделить на мальчиков и девочек, что позволить с экономить время на основную часть урока при занятиях в группах. Построения выполняются несколько раз, до тех пор, пока учащиеся запомнят свое место в строю. Команды должны быть понятны детям: « За мной в затылок друг другу – становись». Построение в шеренге следует применять только в начале или в конце урока.
ПОВОРОТЫ (нале-во, напра-во) на месте выполняются переступанием по команде учителя. Между предварительной и исполнительной командами сделать паузу не менее 2-3 секунд.( для правильного выполнения поворотов учащимся рекомендуется сжимать пальцы той руки, в какую сторону следует поворот).
РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ – на интервал руки в стороны –от Иванова Саши приставным шагом разом- кнись, к направляющему сом – кнись.
Движение и остановка класса выполняются по следующим командам:
«ШАГОМ – МАРШ», «КЛАСС – СТОЙ», «НАПРАВЛЯЩИЙ НА МЕСТЕ, КЛАСС – СТОЙ»
Совершенствование разученных строевых элементов в первом классе.
Перестроение из одной шеренги в две – после расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги – стройся!»
По исполнительной команде учащиеся (второй номер) – выполняют шаг левой назад раз, правой в право ( два) и приставляют левую ( три).
Обучение начинается по разделениям.
Размыкание на интервал руки в стороны приставным шагом.
Правильное выполнение команд полностью зависит от показа учителем.
Расчет по – порядку производится по команде: «По порядку рассчитайся!»
Поворот направо осуществляется на пятке правой, после левой ноги. Налево – на пятке левой, носке правой ноги. Кругом – на пятке левой, носке правой через левое плечо.
Учащиеся выполняют шаг правой и поворачиваются налево продолжая движение в заданном направлении с меньшей скоростью, до полного перестроения.
Перестроение из одной шеренги в три ступени выполняются после предварительного расчета.
Повторяются ранее изученные строевые упражнения.
По этой команде направляющий движется налево в обход, сзади
Строевой шаг – шаг, при котором ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоте 15 – 20 см от пола ( земли) и становить ее твердо на всю ступню.
При движении рук вперед сгибают их в локтевых суставах так, что бы поднимались на ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела.
Переход с шага на месте в движении происходит по команде: «Прямо!» Команда подается под левую ногу, правой на месте и с левой движение вперед.
Используется материал прошедших лет обучения.
Примечание : На уроках физической культуры в водной части строевые упражнения организуют учащихся. В начальных классах строевые упражнения можно использовать в игровой форме как в команде так и в одиночном.
Статья «Строевые упражнения в современной школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Строевые упражнения в современной школе.
Манахов Владимир Ильич
учитель физической культуры
Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий.
Разновидности строя, элементы строя.
1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.
2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.
6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,
8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.
9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.
Основные правила произношения команд.
Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
4. Способы передвижения.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:
Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.
2. Строевые приемы на месте.
1. Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.
3. По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,
5. Поданной команде применяется предшествующее положение.
левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.
8. Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.
3. Перестроения на месте.
2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда:
После предварительного расчета по три подается команда: Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: Перестроение выполняется приставными шагами.
2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.
3. Прекращение движения. Команда: подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.
4. Ходьба. Команда: подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.
5. Перемена направления движения.
1. Движение в обход. Команда:
2. Движение по диагонали. Подается команда:
6. Перестроения в движении.
7. Размыкание и смыкание.
1. БрыкинА. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.
2. Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений.—М.:Просвещение,1996.—С.106-204.
3. Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. Пособие по обучению молодого солдата. — М.: Воениздат, 1970. — Выпуск 4. Строевая и физическая подготовка. — 180с.








