для чего нужны шахматы детям

Шахматы для детей – что развивают и какая польза, куда отдать ребёнка обучению в шахматы. Правила игры в шахматы для детей

Обучение игре в шахматы поможет развить умственные способности ребенка. Для гармоничного развития детей педагоги советуют не только выбирать секции для физического развития, но и совмещать интеллектуальные виды спорта. Шахматы подойдут для детей, имеющих противопоказания для занятий активными видами спортивных игр. Исследования ученых говорят, что дети, занимающиеся шахматами, на 60% лучше усваивают школьную программу, у них быстрее развивается память, легче дается изучение точных наук. Поэтому родителям, желающим улучшить результативность детей в учебе, стоит подумать о секции шахмат.

для чего нужны шахматы детям

Польза шахмат для детей

Даже если ребенок не станет великим шахматистом, занятия в секции позволят:

Обучение игре в шахматы для детей должно быть регулярным, чтобы получить пользу. Мало узнать, как двигаются фигуры, нужно учиться анализировать партии, запоминать расклады, постоянно практиковаться.

Когда отдавать ребёнка учиться шахматам

Оптимальный возраст для начала занятий — 4-7 лет. Многие думают, что это слишком рано для сложной игры, где нужна усидчивость, придется много думать. В этом возрасте мозг ребенка работает на 100%, информация усваивается лучше, быстрее появляется способность к стратегическому анализу.

для чего нужны шахматы детям

Для гармоничного развития можно начинать занятия шахматами для детей и в более позднем возрасте. Часто секции шахмат открыты при школах или в детских центрах развития. Однако позднее начало редко приводит к завоеванию шахматных пьедесталов, но хорошо помогает в развитии, формировании личности и учебе. Обучение шахматам детей можно начинать с любого возраста, это полезная и увлекательная игра может стать интеллектуальным хобби ребенка и помочь в будущих начинаниях.

Как сделать игру интересной для ребёнка

Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.

для чего нужны шахматы детям

Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:

Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.

для чего нужны шахматы детям

Правила игры в шахматы для детей

Многие родители, да и педагоги в секциях, начинают обучение для детей с правил хода фигур. Длительные теоретические занятия для детей слишком утомительны, обучение быстро надоедает, пропадает желание заниматься шахматами. Малышам подойдет обучение правилам в игровой форме. Ведь шахматы для детей— настоящий плацдарм для боевых действий.

Интересно представить ребенку ладью, как башенные орудия, которые поражают врагов только по прямым линиям, из-за того, что их трудно поворачивать. Стреляют они далеко, но попадают в ближайшего врага.

для чего нужны шахматы детям

Следом за башнями располагаются конные отряды, которые мобильны и могут двигаться не так, как другие, а буквой Г, на ходу разворачивая конницу, перепрыгивая через других воинов.

Слоны — это дальнобойные лучники, стрелы которых поражают по диагонали, и не могут перелетать через других воинов.

для чего нужны шахматы детям

Ферзь — хитрая интриганка королева, которая может на поле боя все. Она, как любая модница, подбирает наряд по цвету.

для чего нужны шахматы детям

Пешки — пешие отряды, которые могут наступать, но далеко уйти не могут, только на одну клетку.

Король — главная, но слабая фигура. Он может командовать отрядами, но сам может атаковать только в ближнем бою, при необходимости защитить свою жизнь.

для чего нужны шахматы детям

После игрового рассказа и демонстрации, как располагаются и ходят фигуры, нужна практика. Практическое освоение, с анализом каждого хода, поможет научить ребенка думать. Остальные правила игры в шахматы для детей, тоже можно рассказать малышам в игровой форме, а познакомиться с ними можно в этой статье.

Правила обучения

Есть базовые советы, помогающие не только научить ребенка играть в шахматы, но и привить любовь и привязанность к игре. Педагоги рекомендуют в первую очередь развивать интерес, а потом рассказывать теоретические основы. Среди практических рекомендаций:

Главное правило обучения детей игре в шахматы — это получение удовольствия от процесса игры. Учителю, родителю и ребенку — должно быть комфортно и интересно, тогда ребенок быстро полюбит игру, в которой захочет достичь определенного уровня мастерства, развивать таланты и навыки.

для чего нужны шахматы детям

Как выбрать секцию для обучения игры в шахматы

Неумелое наставничество может негативно сказаться на прогрессе мастерства, ухудшить результаты, вплоть до потери интереса к игре. Поэтому к поиску кружка нужно отнестись ответственно. Перед выбором стоит оценить несколько критериев:

Источник

Польза шахмат для детей

для чего нужны шахматы детям

Причина №1. Игра в шахматы развивает логическое мышление

Шахматы — это битва умов. Игроки соревнуются за самую удачную стратегию, которая приведет их к победе. Когда ребенок сидит за доской, его задача — быстро оценить ситуацию, подобрать варианты, просчитать возможные исходы, взвесить все за и против. И так каждый ход. Поначалу это будет непросто, но чем больше шахматных игр останется за плечами, тем быстрее мозг привыкнет анализировать и принимать рациональные решения.

Такой навык будет полезен не только на турнирах, но и в жизни. Люди, которые играют в шахматы, лучше справляются с трудными ситуациями. Если возникнет проблема, они не станут поддаваться эмоциям, а сразу начнут искать ее логичное решение. Это — преимущество человека с опытом игры в шахматы перед другими.

Причина №2. Игрок учится «читать» других людей

Одна из вещей, чем полезны шахматы для развития ребенка, — это то, как они учат игроков быть хорошими психологами. Во время игры важно следить за языком тела и мимикой противника. Так ребенок будет понимать, когда у оппонента закончились варианты, он загнан в угол или сомневается в свой стратегии и уже готов согласиться на ничью. Это умение приходит с опытом игры в шахматы и будет полезнее для жизни детей, чем многие школьные навыки.

Причина №3. Шахматы заставляют мыслить нестандартно

Шахматные стратегии не всегда срабатывают так, как предполагает игрок. Иногда на доске возникает неожиданная ситуация, из которой нужно выбраться. И тогда ребенок должен подключить фантазию, чтобы найти непротоптанные дорожки и стать победителем. Этот навык помогает и в нападении: например, когда нужно застать противника врасплох свои ходом.

Дети, что развили нестандартное мышление благодаря шахматам, вырастают творческими и вдохновленными людьми. Они умеют взглянуть на ситуацию под разными углами и придумать необычное решение. Это — одна из причин, для чего детям в жизни нужны шахматы.

Причина №4. Игрок тренирует стрессоустойчивость

Одна из причин, почему ребенку полезно играть в шахматы — это то, как они научат его бороться с эмоциями в трудных ситуациях. На доске часто бывают моменты, когда игрок не видит выхода из положения. Но чем больше он будет играть, тем быстрее научится брать себя в руки, когда хочется заплакать и сдаться.

Дети, играющие в шахматы, умеют легко переносить стрессовые условия. Их психика закалена, поэтому во взрослом возрасте будет трудно нарушить их эмоциональное равновесие.

Причина №5. Ребенок учится быть самодостаточным

Когда ребенок начнет играть в шахматы, он быстро поймет, что во время партии никто не сможет ему подсказывать. Все решения нужно будет принимать самому. А значит, что ему придется тщательно продумывать ход в шахматной игре, прежде чем делать его. Это поможет ребенку в будущем стать самостоятельным и уверенным в своих решениях человеком.

Причина №6. Игра в шахматы развивает память и внимательность

В игре в шахматы простые правила, но тактических приемов и стратегий — десятки. Чем выше будет расти уровень ребенка как игрока, тем лучше он сможет сочетать приемы на доске. Чтобы делать это грамотно, придется:

бороться с детской неусидчивостью;

учиться внимательно следить за ситуацией на доске;

отслеживать ходы противника и разгадывать его стратегию.

Допустив пару ошибок, ребенок быстро поймет, что одна упущенная деталь может стоить ему победы. Это поможет ему вырасти внимательным к мелочам взрослым с хорошей памятью, который умеет применять знания на практике. Это один из вариантов, для чего полезны занятия шахматами детям.

Причина №7. Ребенок учится проигрывать достойно

Еще одно полезное для человека качество, что дает игра в шахматы ребенку, — развитие его способности проигрывать. С провалами сталкивается каждый игрок, и поэтому важно не бросать увлечение из-за неудач, а продолжать расти. Шахматы учат ребенка с достоинством принимать свой проигрыш и мотивируют улучшать навыки, чтобы победить в следующий раз. Так в человеке развивается целеустремленность.

Причина №8. Шахматы помогают в социализации

Ребенок должен уметь общаться с людьми, чему и учит игра в шахматы. Во время командных турниров игроки попадают в группу других детей, где им важно поддерживать друг друга на пути к цели. А в шахматном клубе любой ребенок может завести друзей, которые будут разделять его интересы. Это поможет ему сформировать безопасный круг общения, научиться дружить и понимать людей вокруг себя.

Причина №9. Ребенок тренирует интуицию

Выучить и просчитать все до мелочей не сможет даже самый внимательный и начитанный шахматист. Не всегда из ситуации можно выйти с помощью логики. Иногда во время шахматной игры ребенку придется полагаться на подсознательное — его интуицию. Она не подскажет верный ответ, но может подтолкнуть к нужному пути на основе опыта. Возможно, навык слушать свое чутье однажды поможет ему стать гроссмейстером и прославиться среди миллионов людей по всему миру.

Причина №10. Игра учит быть уверенным в себе

Когда ребенок изучает все больше теории и чаще оставляет соперников позади, его опыт растет. Со временем побед в шахматном клубе станет недостаточно, и он захочет принять участие в турнире. С каждым пройденным этапом и выигранным соревнованием ребенок будет все больше гордиться своими достижениями. Может быть, это вдохновит его посвятить жизнь шахматам, а может — настроит на победы в других сферах.

В этой статье мы перечислили 10 основных причин, зачем детям играть в шахматы. Если и вы хотели бы заинтересовать ребенка этим видом спорта, начните с онлайн-курсов по шахматам для детей. Мы создали отдельные программы для учеников разного уровня: новичкам тренер расскажет, что такое шахматы и тактические приемы, а более опытным поможет закрепить навыки в игре. Немного усилий — и ребенок сможет проявить себя в бесплатных турнирах от Skysmart.

Источник

Шахматы для детей: с какого возраста и какая польза

Когда стоит отдавать детей в шахматы? Что следует учесть при выборе секции, в какую сумму обойдутся занятия и какие есть противопоказания у этого вида спорта? Об этих и других особенностях шахмат узнаете из нашей статьи.

Шахматы — королевская игра. По некоторым данным она возникла в Индии в 1-м веке нашей эры и пользовались популярностью у первых лиц государств. Впервые международные турниры по шахматам стали проводить в середине 19 века. А в 1924 году была создана Международная шахматная федерация.

Виды шахмат

Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.

С какого возраста

для чего нужны шахматы детям

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом. Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением. Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Медицинские противопоказания

Занятия шахматами для детей не требуют интенсивных физических нагрузок. При этом приходится долго сидеть, много думать и анализировать. Поэтому у шахмат свои особенные противопоказания:

При поступлении в секцию шахмат могут потребовать справку от педиатра. Поэтому готовьтесь к визиту к детскому врачу.

Девочки и мальчики

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип. По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах.

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

Плюсы

У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

Сколько стоят занятия

Шахматами можно заниматься в школьных секциях, в бюджетных спортивных учреждениях или нанять персонального инструктора. Ориентируйтесь на вашу цель и финансовые возможности. В бюджетных учреждениях занятия скорее всего будут бесплатными. Персональный тренер в Москве обойдется в среднем в 2 000 рублей за час занятий. Если вы выберете занятия с персональным инструктором, то весь инвентарь придется покупать самостоятельно. Вам понадобятся:

Инвентарь можно купить на долгое время. А вот расходы на соревнования: проезд, проживание и в некоторых случаях сборы за участие в чемпионатах (могут варьироваться от 300 до 8 000 рублей), будут постоянными.

Как выбрать секцию

Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения. Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора.

Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение. Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу.

Подводим итог

Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании. Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом. Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.

Источник

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»

для чего нужны шахматы детям Елена Козырева
Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»

«Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека»

О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди.

Сухомлинским: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».

Русский писатель Л. Н.Толстой говорил: «Я люблю шахматы потому, что это хороший отдых; они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно…»

«Шахматы — это игра – пробный камень человеческого ума». Так говорил писатель Иоганн Вольфганг Гете.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же,что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка.

Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника. Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд, способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.

Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки.

Такое авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6 летних детей дает все основания широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях. Из своего опыта работы могу сделать вывод, что у детей дошкольного возраста действительно имеется громадный потенциал возможностей обучения игре в шахматы

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном возрасте. Х. Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Благодаря раннему знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому я начинаю обучение дошкольников игре в шахматы с 5 летнего возраста.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы. Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, дидактические игры, шахматные миниатюры и инсценировки, встречи с игроками с большим опытом игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов

Цель: научить детей игре в шахматы; в процессе обучения способствовать концентрации внимания, развивать логическое мышление, произвольную память, изобретательность.

1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей.

2. Организация здорового досуга.

3. Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры.

4. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

5. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Игра в шахматызахватывает сразу несколько образовательных областей:

3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям

. 4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Формы и режим работы кружка

Летом 2016 года я прошла обучение технологии проведения шахматных занятий и получила сертификат. В этом учебном году в нашей группе началось обучение шахматной игре. Шахматный кружок посещают все дети группы. Проводится он 1 раз в неделю в течение 30 минут. В работе отсутствует принудительный момент, дети не замечают, что их обучают. Оказываю помощь в игре тактично, не назойливо, воспитываю у ребят привычку к преодолению трудностей.

Процесс обучения шахматампроводится в форме увлекательной игры: рассматриваются рисунков в книгах, чтение сказок В. Г. Гришина, придумывание своих, заучивание стихов и загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступном для ребенка. В работеучитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир. Эта игра при умелом руководстве становится средством воспитания и обучения

Важным условием успешного обучения является визуальный контакт т. к. игра в шахматы развивает наглядно- образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Все дети изначально талантливы.Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы –каждодневный труд, труд упорный и настойчивый

Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка.

Планируемые результаты освоения программы

К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партия, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья

-начальное положение (начальная позиция,;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

— правила хода и взятия каждой фигуры.

-ориентироваться на шахматной доске;

— играть каждой фигурой в отдельности ив совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

-правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

-различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

-решать элементарные задачи на мат в один ход ребенок владеет материалами и инструментами

1. Методическая литература под редакцией И. Г. Сухина «Там клетки чёрно белые чудес и тайн полны» 1 и 2 часть, специально разработанная для дошкольников.

2. Рабочие программы 1-4 годы обучения «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина

3. Перспективный план работы на год, который был выставлен в родительском уголке для ознакомления.

4. На группу мы приобрели

шахматы деревянные настольные (4 шт.)

-демонстрационную настенную доску (1метр/ 1метр)

-шахматное напольное полотно (3 метра/3 метра)

5. Увлекательная книга «Малыши играют в шахматы» под редакцией В. Г. Гришина, которая уводит детей в сказочный мир шахматной игры, достойно заняла своё место в книжном уголке

5. Картотеки с шахматным содержанием

-схемы ходов шахматных фигур и пешки

6. Альбом со сказками

Всё оборудование находится в доступном месте и дети в любую свободную минуту отрабатывают своё мастерство

Работа с детьми

1. Просмотр познавательных шахматных мультфильмов, где шахматные фигуры и пешки оживают и с ними происходят приключения

2. Игры на развитие логического мышления «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Правильно, неправильно», «Найди сходство и разницу», «Узнай по описанию», «Шахматная лесенка«, «Домино», «Узнай фигуру», «Собери шахматную доску«

для чего нужны шахматы детям

3. Создание альбома «Шахматная страна»

Наши дети очень любят рисовать. И с заданием «Придумать и нарисовать сказку про шахматные фигуры» они с лёгкостью справились. У детей получились яркие и позитивные рисунки. Нарисованы целые шахматные семьи и все фигуры, пешки улыбаются. Только было несколько рисунков где нарисовано сражение

Из солёного теста дети с удовольствием лепили шахматные фигуры и доску, а затем раскрашивали их

для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям

5. Решение шахматных задач

«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Сними часовых», «Выиграй фигуру».

6. Участие в муниципальном конкурсе рисунков на шахматную тему «В шахматном королевстве», в рамках партийного проекта ВПП «Единая Россия» «Шахматный всеобуч»

1. Конкурс рисунков ориентирован на развитие познавательной активности.

2. Цель конкурса – содействие развитию интеллектуальной деятельности.

• Популяризация шахмат среди воспитанников, родителей и педагогов;

• Выявление одаренных детей, для дальнейшего развития их способностей

7. Встречи с интересными людьми

К нам в гости приходил дедушка Симоненко Любы Семёнов Сергей Дмитриевич шахматист с 55-летним стажем игры. Он рассказал детям свою биографию, много интересного и увлекательного из мира шахматной игры, с удовольствием отвечал на вопросы детей.

— С какого возраста вы стали играть в шахматы? (вопрос детей)

— С 10 лет! И вот уже 55 лет играю в эту очень развивающую и познавательную игру

— А кто вас научил играть?

— Я смотрел, как играют другие и сам учился. Вам, дети, очень повезло, что у вас в садике есть воспитатель, который учит вас играть в шахматы

— А вам шахматы помогают в жизни?

— Конечно! Я работал инженером в ПТО, а шахматы развивают логическое мышление, помогают думать, решать задачи, развивают усидчивость, память, внимание, а ещё помогают серьезнее заниматься. найти друзей по интересам с которыми я общаюсь очень долгие годы. А для вас, дети, это отличная подготовка к школе

— А вы обижаетесь когда проигрываете?

— НИКОГДА! Проигрыш это стремление к победе, новая возможность для развития. Желание побеждать

— А где придумали эту игру?

— Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий. Считается, что их придумали в Индии.

Сергей Дмитриевич рассказал очень интересную историю о том, что раньше он общался с другими игроками с помощью отправленной открытки по почте. Такая шахматная игра является одним из видов заочных игр. Сергей Дмитриевич с зарплаты покупал большую пачку открыток и посылал их в другие города. В каждой открытке был написан 1 ход. На ответ отводилось 3 дня. Партия по почте могла длиться 1-1.5 года! В наше время компьютеризации есть много возможностей игры в шахматы. Можно играть с компьютером, по скайпу или в онлайн с живыми игроками. В нашем городе есть шахматный клуб на машгородке, где проводятся занятия и шахматные турниры. Там можно найти друзей по интересам. Но помимо игры в шахматы надо заниматься спортом посоветовал детям Сергей Дмитриевич! Главное не потерять интерес и развиваться! Сергей Дмитриевич сыграл партию с Ариной комментируя все ходы и давая мудрые советы. Остальные дети с интересом наблюдали за игрой. Партия закончилась по обоюдному согласию в ничью.

Сергей Дмитриевич посоветовал мне и детям покупать деревянные доски. Шахматные фигуры состоят из цельного дерева (бук) с металлическим утяжелителем внутри. У них войлочное основание. На шахматных турнирах используются только такие шахматы и лучше, если ребёнок будет привыкать к ним с детства. Пластиковые фигуры не используются на турнирах, но они очень легкие и их удобно использовать в повседневной жизни, также можно для занятий дома или взять с собой в поездку.

У нас получилась душевная беседа из которой дети вынесли свой урок. Благодарим Сергея Дмитриевича и обязательно пригласим его на шахматный бал, где дети в игровой форме покажут свои знания шахматной игры

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Работа с родителями

1. Родительское собрание

2. Передвижная ширма в родительский уголок по темам

— Нужно ли учить детей играть в шахматы

— ежемесячный отчёт о кружковой работе

-встреча с интересными людьми

3 В решении шахматных задачек, таких как «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Захват контрольного поля» нам неоднократно помогали наши папы Крачковский Александр Сергеевич и Мальцев Леонид Леонидович, а глаза их дочерей блестели от радости и гордости за своих пап

для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям

4. Ботева Марина Борисовна приняла активное участие в создание замков для итогового мероприятия «Путешествие в шахматную страну»

для чего нужны шахматы детям

5. Гребенникова Елена Николаевна сшила для детей шахматные костюмы

для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям

6. Помощь в приобретении шахматного оборудования

7. Выступление перед родителями с презентацией «Опыт работы по обучению детей шахматной игре»

7 Итог работы

Развлечение «Шахматная страна» для родителей, учителей начальных классов, педагогов детского сада и города и детей старшей группы

Вот ссылка на это мероприятие

для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям для чего нужны шахматы детям

Работа с педагогами детского сада и города

1. Выступление перед педагогами детского сада с презентацией «Опыт работы по обучению детей шахматной игре»

2. Участие в ГМО (городском методическом объединении)

3. Выступление на ГМО перед учителями и воспитателями с презентацией по опыту работы

4. Участие в шахматных турнирах среди педагогов города 6 ноября 2018г., 7 ноября 2019г. (3 место в командном зачёте и 3 место в индивидуальном зачёте)

https://miasskiy.ru/20181107-miasskie-pedagogi-sygrali-v-shahmaty | Миасский Рабочий

В Миассе провели лично-командный турнир по шахматам среди работников образования. Как известно, миасское местное отделение партии «Единая Россия» уделяет пристальное внимание реализации регионального проекта «Шахматный всеобуч» и повышению мастерства педагогов. Наш город — один из немногих в регионе, где шахматный всеобуч проводится на серьезной научной основе. Благодаря семинарам автора курса «Шахматы — школе» профессора Игоря Сухина (Москва, в Миассе создан актив из учителей, преподающих в школах шахматы как учебный предмет. Турнир состоялся 6 ноября.Организаторами официального соревнования муниципального уровня выступили: Горком профсоюзов работников образования, «Управление ФК и спорта» МГО, ММО «Единая Россия» и средняя школа № 11. На открытии турнира с приветственным словом выступила председатель Горкома профсоюзов работников образования — Антонина Васильевна Михеева. После торжественной речи главный судья соревнования – Сергей Гайнутдинов дал сигнал к началу первого тура. Турнир проходил в смешанном составе по швейцарской системе в семь туров. В просторном и уютном помещении школы №11 встретились 26 педагогов: 7 мужчин и 16 женщин из 9 школ и 7 детских садов города.

5. Приняла участие в муниципальном конкурсе презентаций «Шахматная фигура» (Награждена грамотой за1 место)

Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=54522

Соревновались в педагогических талантах

Первого места в конкурсе удостоились сразу пятеро педагогов: Екатерина Новикова (ДОУ № 108, Ольга Швалева (ДОУ № 2, Анастасия Максимова (ДОУ № 2, Елена Дьячкова (ДОУ № 58, Елена Козырева (ДОУ № 101).

Важным достижением работы можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Дети научились рассуждать, делать выводы, у них стало более развито логическое мышление, умение работать в паре, умение поддерживать командный дух и играть за себя.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и поэтому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Дидактические игры с использованием конструктора Лего как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР Вымолова Л. Б., Магистр педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Методическая разработка «Дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО и.

Игры-эрудиты В. В. Воскобовича как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Дети с ОВЗ имеют специфические особенности психолого-педагогического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.

Педагогический опыт «Использование игровых методов и приемов как эффективное средство подготовки ребенка к обучению в школе» Представление инновационного педагогического опыта воспитателя МДОУ «Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида» Глуховой Юлии Сергеевны.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Сказка» г. Черкесска «Дидактическая игра как средство.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников» Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их.

для чего нужны шахматы детямОпыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Семейное чтение как средство воспитания и развития ребенка» в подготовительной группе Мелещенко Евгения Сергеевна воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Семейное чтение, как средство воспитания.

Опыт работы «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали И нравственности.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *