для чего нужны школьные праздники
Роль праздников в жизни ребенка
Содержание статьи
Праздник – это один из самых главных аспектов в жизни детей. Он просто необходим для развития ребенка, если конечно родители хотят вырастить успешного человека. Ведь успех в жизни напрямую зависит от положительных эмоций, полученных нами в детстве. То какие мы есть, наши цели и достижения, жизненные ценности, наша жизнь в целом, всё это мы берём из детства и проносим с собой через весь жизненный путь.
Некоторые взрослые, ошибочно думают, что само детство уже и есть праздник, никакой тебе работы, никаких проблем и внутренних переживаний. Такая позиция в корне не верна! Дети – такие же люди, они тоже умеют переживать и у них тоже есть свои проблемы, только масштаб этих проблем, по мнению взрослых, совершенно незначителен. Попробуйте прислушаться к своему ребенку, поговорить с ним, понять его, и вы убедитесь в том, что он ежедневно проделывает огромную работу, по значимости нисколько не уступающею вашей.
Именно поэтому, праздники так важны для детей. Но и здесь ребенок не перестаёт учиться новому и развиваться.
Социализация
На любом празднике ребенок учится общаться, это очень важно для маленького человека. Заводить новые знакомства, находить общие интересы необходимо, это своего рода адаптация. Через общение, дети быстрее усваивают общепринятые нормы поведения, нравственные ценности, что в дальнейшем играет не малую роль в становлении самостоятельной социальной личности ребенка.
Работа в команде
Участие в массовых играх и конкурсах, дают возможность детям увидеть, как важно помогать и поддерживать друг друга. В игровой форме, они учатся отзывчивости, учатся определять свою роль в жизни других.
Творчество
Эмоции
Эмоции – самое главное в жизни человека. От того какие эмоции преобладают в вашей жизни, плохие или хорошие, зависит всё! Для детей, они играют очень большую роль, поэтому чем больше положительных эмоций в жизни ребенка, тем успешнее он будет в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос по-настоящему сильным и успешным, вам придется хорошо постараться, наполнить его детство положительными эмоциями. И чем больше их будет, тем лучше. В этом-то вам и помогут праздники.
Какие бывают праздники
В наше время, повод для праздника, особенно детского, найти не трудно. Праздники есть мелкие, например, такие, как поход с детьми в парк развлечений или на представления, да для ребенка – это праздник.
Наличие огромного количества ТРЦ, так же даёт возможность расширить «афишу» праздников в жизни ребенка, потому как именно там, можно совершенно бесплатно посещать тематические вечеринки, мастер-классы и развлекательные программы. Торговые центры очень часто устраивают такие мероприятия.
Утренники в детских садах, школьные мероприятия, выступления, концерты, в которых ваш ребенок принимает непосредственное участие, всё это должно быть праздником и сделать их таковыми, задача родителей. Именно тогда, когда ребенок будет чувствовать праздничную атмосферу, а не обязанность перед взрослыми за хорошее выступление, он будет получать положительные эмоции, и не находится в постоянном стрессе.
Ну и конечно же, традиционные семейные праздники, которые учат маленькие сердца любви, учат ценить традиции, учат ценить семью!
Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов
Ключевые слова: функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника.
Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, политические страсти, неясность политической перспективы. И вдруг – праздники! Что ж – не едиными буднями жив человек. Праздник – не праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.
Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей. В системе подготовки и проведения праздников, которая направлена на развитие личности ребёнка, его интеллектуального, творческого, духовного потенциала;
Предвкушение праздника – это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и, нужно чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое. Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге – это немаловажная задача родителей и педагогов. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из нас, вспоминая своё раннее детство, ярко представляет картины праздников, на всю жизнь врезавшиеся в память.
Праздники в жизни общества занимают важное место:
– во-первых, это часть духовного наследия народа – обряды, ритуалы, традиции;
– во-вторых, сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника;
– в-третьих, праздничные дни – яркое событие жизни, на которые ориентируются, которые ждут;
– в-четвёртых, праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка;
– в-пятых, праздники – пространство «роскоши человеческого общения», как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.
Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений
Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.
| Функция | Определение |
| 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | Процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности |
| 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ | Сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг |
| 3. РАЗВИВАЮЩАЯ | Направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности |
| 4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ | Проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей |
| 5. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ | Отношения, возникающие в результате общения между людьми |
В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.
Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:
– объединение педагогических усилий;
– формирование межличностных отношений;
– тематическая направленность праздника;
– отслеживание творческого роста ребёнка.
Рассмотрим каждое из этих направлений:
Объединение педагогических усилий. Создание триединого союза:
В начальных классах при подготовке праздника необходимо максимально привлекать потенциал родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год, которые обычно проводятся в школе и классе. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей, вносятся коррективы и дополнения. План утверждается на родительском собрании. Родители по желанию делятся на творческие группы от 3 до 5 человек, которые будут отвечать за организацию и проведение того или иного праздника. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе знакомятся друг с другом, с коллективом детей, с педагогами.
Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнёрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями вместе как бы на равных и подольше.
Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.
Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров.
Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, – тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. При этом первая задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений:
Отслеживание творческого роста ребёнка осуществляется путём сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определённые периоды времени – полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны. И мы видим те позитивные изменения в характере, в поведении, в умственном развитии ребёнка, в отношении к сверстникам, к родителям, на которые и была нацелена вся работа.
Всё вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе.
Первый этап – выбор темы праздника. «Он определяется всей системой работы. Возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рождённых сегодняшним днём, духовной жизнью народа». Например, праздник «Ысыах» уместно проводить в рамках изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в третьем классе, в связи с тем, что дети в этом возрасте имеют представление об обрядах праздника, связанных с ними обычаях и традициях.
Тематический праздник «Посвящение в первоклассники», целесообразно проводить в конце первой четверти первого класса, в связи с тем, что дети уже ощутили себя полноценными участниками школьной жизни, познакомились с порядком и правилами учащихся, настроились на главное школьное дело – учёбу.
Необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная мысль – как устроить праздник? Обсуждается программа праздника.
Так, в ходе беседы по подготовке проведения праздника, посвящённого Дню 8 Марта, дети высказывали своё видение формы проведения мероприятия. Например, в первом классе проводилась концертная программа с участием всех детей, мам и бабушек. Во втором классе своё мастерство и умение в ведении домашних дел показали мальчики и папы. А в третьем классе дети предложили провести конкурс «Мисс Весна» с концертными номерами. Таким образом, мы видим, как меняется характер проведения беседы и самого праздничного мероприятия, в зависимости от возрастных особенностей детей.
Второй этап – организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. Вся эта работа открывает большие возможности как для коллективной, так и индивидуальной деятельности школьников. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. В ходе подготовки к православному празднику «Масленица» детям были заранее розданы роли, и они вместе с родителями готовили костюмы персонажей, оформляли зал в соответствующей стилизованной форме, готовили реквизиты и атрибуты праздника.
Особого внимания учителя требуют индивидуальные задания учащихся. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей. Помню, как в первый класс пришла девочка Аня, которая долго не могла найти себе друзей, была замкнута. Приобщаясь к творческой деятельности, в конце года она раскрылась, стала более общительна, появилась уверенность в себе, исчезло давление комплексов, в поведении стали проявляться признаки неформального лидера.
Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.
Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.
При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления, во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.
При проведении тематического праздника «Ярмарка русской азбуки», который проводится в первом классе по окончанию изучения букваря, детьми и родителями класса красочно оформляется кабинет элементами ярмарки: гирляндами, флажками, связками сушек, баранок, пирогами, готовятся национальные костюмы. Праздничная атмосфера усиливается игрой детей на музыкальных инструментах, пением народных песен, частушек, чтением стихотворений.
Подготовка к празднику – большая и серьёзная работа педагога, коллектива родителей, детей. От её качества зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на ребят.
Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства. Такие обсуждения желательно проводить после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника. Например, некоторые из них:
– Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
– Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
– Если бы награждал каждый из вас, то кого бы из ребят и за что наградил бы?
– До того, как вы увидели главного героя на празднике, каким вы его себе представляли? А на празднике он оказался лучше или хуже? Чем?
Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но зато приносит удовлетворение и педагогу, и детям, и родителям.
Основная цель всего воспитательного процесса – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Большую помощь в эстетическом, духовном развитии детей оказывали и оказывают родители, являясь постоянными участниками, зрителями, болельщиками, спонсорами всех наших конкурсов, праздников, концертов. В 2008 – 2009 учебном году у меня новый набор первоклассников. За неполный учебный год в школе и классе были проведены следующие праздники:
1. «Давайте познакомимся»
2. «Царица Осень»
3. «Посвящение в гимназисты»
4. «Новогодний карнавал»
5. «Прощай, Азбука»
6. «День защитника Отечества»
7. Международный женский день «8 Марта»
Помню, какими робкими, «закрытыми» были малыши в начале учебного года. Но, включившись в учебный процесс, участвуя в праздниках, видно как ребята раскрепощаются, появляется уверенность в собственных силах. Если на первом празднике «Давайте познакомимся» и дети, и родители были пассивными участниками происходящего, то на втором и на четвёртом праздниках они постепенно включились в творческую деятельность. Значительную нагрузку взяли на себя родители. Они были главными героями праздников, а дети читали стихи, разгадывали загадки, пели песни и были задействованы в театре – экспромте. А когда проходил праздник «Прощай, Азбука» на школьной сцене дети показали мини – спектакль для учащихся первых классов и педагогов. И с уверенностью можно сказать, что за короткий промежуток времени, виден творческий рост, желание и стремление ребят и родителей принимать активное участие в жизни классного коллектива.
Конечно, не все дети сразу могут раскрыться, но то, что вовлечение в творческую деятельность в ходе проведения праздников развивает ребёнка – это очевидно. Примером может служить эпизод из школьной жизни. Когда заболела Таня П., исполнявшая главную роль бабушки в инсценировке стихотворения «Три мамы», посвящённый международному женскому дню «8 марта», её успешно заменила Соня Х., которая до этого не являлась активной участницей наших постановок. Народный учитель А.А. Захаренко говорил о том, что «школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которая, увлекает сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуется. Учитель призван реализовать мечты детей» [4, с.47]. И мы в своей работе с детьми стараемся следовать этому.
Влияние школьных праздников на личностное развитие учеников
Школьная пора – один из самых запоминающихся в жизни человека этапов, где с нами происходят незабываемые моменты: настоящая дружба, которая длится долгие годы, первая любовь, первое разочарование. И даже длинные уроки и волнительные контрольные не откладываются в нашей памяти так, как школьные праздники, где мы шутили, ставили сценки, пели и танцевали, поздравляли учителей и учеников.
Несмотря на то, что поводы для мероприятий всегда разные, есть во всех праздниках в школе что-то схожее и что-то особенное. Кроме того, участие в таких мероприятиях – это всегда хорошая возможность проявить и показать себя, свои таланты.
Программа школьных праздников всегда составляется таким образом, чтобы способствовать всестороннему развитию личности: в эмоциональной и познавательной сфере, расширению кругозора и получению положительных эмоций. А подготовка к празднику в школе способствует развитию у детей социальной адаптации, инициативы и нравственной культуры. Развиваются умения, интересы, практические навыки учащихся.
Все проводимые в школе мероприятия можно разделить на несколько тематик:
Каждое мероприятие, в зависимости от тематики, имеет свои неповторимые организационные моменты и условия:
Но все они имеют и нечто общее: имеют не только развлекательную цель, но и способствуют развитию талантов, включают в себя познавательную функцию, остаются в памяти, как светлые и радостные моменты школьной жизни.
Праздники как форма воспитательной работы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Праздники как форма воспитательной работы
Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, коллективиста, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.
Основные приметы праздника : идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.
Эстетическая функция праздников связана с их эмоционально-чувственной целенаправленностью воздействия. Праздник вместе с тем аккумулирует самые разнообразные творческие поиски детского и педагогического коллективов.
Развитие способностей и потребностей детей к творчеству – важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.
Весомую роль выполняет компенсаторная функция – восстановление сил энергии, затраченных ребенком в процессе учебы, труда, общественной деятельности.
Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению ребенком мировоззренческих и эстетических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, чувства патриотизма и интернационализма, вырабатывает уважение к труду и людям труда, к общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию к жизни коллектива, критическое отношение к самому себе, нормам и правилам поведения в разных видах объединений. Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.
Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено прежде всего их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно – образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.
Массовый праздник характеризуется целостной структурой, которая включает в себя подготовительный период, собственно массовые действия и последующий момент, связанные с переживанием воспринятого, анализом его результативности. Все компоненты этой структуры находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействие праздника на учащегося обусловлено мерой его активности, инициативности, ответственности, личной позицией в коллективе.
Нравственное воспитание учащихся происходит в процессе интересных, увлекательных по форме, общественно полезных по содержанию дел. В праздниках находят отражение общие задачи воспитания школьников. Проводимые в нашей стране недели книги, науки, техники и т.д., праздники «Путешествие в страну знаний», дни рождения школы, праздники, приуроченные к началу учебного года, Дню учителя, праздники поэзии воспитывают сознательное отношение к учению, способствуют развитию познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление и самостоятельному приобретению знаний
В практике же праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения.
Велика воспитательная роль праздника: развлекая, поучать – это истина в сознании людей утвердилась далеко не сразу. Долгое время праздник резко противопоставлялся будням, его воспринимали, прежде всего, как разрешенную, узаконенную праздность, которая, разумеется, в строго ограниченных дозах необходима человеку. В настоящее время, конечно, никто не признает себя сторонником таких взглядов, и хотя слова «праздник» и «праздность» имеют единый корень, они отличаются по смысловому содержанию.
Широта проводимого в нашей стране научного изучения празднеств объясняется тем, что они являются важным средством воспитания нового человека, развития его духовной культуры. Деятельность организации школы немыслима без разносторонней внеурочной воспитательной работы. Планы предстоящих праздников должны увязываться с конкретными задачами школы и делами организации, отвечать возрастным особенностям ребят, соответствовать уровню их развития и опыту. В практике праздники часто проходят по сценариям, разработанным только взрослыми, в них нередко процветает шаблонность и стереотипность форм проведения. Иногда педагоги и вожатые считают праздником любое массовое мероприятие, что, безусловно, обедняет его содержание, значительно снижает к нему требования и воспитательную эффективность.
Анализ проводимых праздников, содержания их сценариев показывает, что зачастую они носят преимущественно развлекательный характер, что принижает их значимость и воспитательную результативность, так как препятствует формированию у подростков общественной направленности, развитию у них социально – ценностных мотивов деятельности. Существует и другая крайность – непомерная увлеченность вожатых, педагогов лишь только массовыми праздниками и, как следствие, ослабляется уровень работы ученического коллектива, появляется формальное отношение к делу. Недостатком многих праздников является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров специалистов, способных подготовить, организовать и провести массовое мероприятие.
Эффективному проведению праздников и их воздействию на развитие личности, формирование нравственного облика способствует выработанная общая позиция его организации (планирование всех этапов), объединение всех составных частей праздника вокруг главной цели, отбор художественного материала, выбор выразительных средств, подбор исполнителей, коллективное подведение и оценка итогов проделанной работы. Следовательно, праздник, во-первых, надо рассматривать как относительно самостоятельную форму организации воспитательного процесса с подростками; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в-третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания; выделять закономерности его всесторонне целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности ребенка.
Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Ведущей функцией праздника является формирование положительного нравственного опыта самих подростков и приобщение их к нравственным нормам общества; развитие глубоких нравственных чувств, переживаний и организация нравственных поступков учащихся.
Массовый праздник по природе своей – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания, настроения, создают общественное мнение, нравственные установки. Специально организованные исследования позволяют выделить признаки, характеризующие праздники как комплексную форму воспитания. Прежде, всего, это сочетание идейно – политического, нравственного, эстетического воздействия на подростков: включение обучающихся в разнообразные виды деятельности; оптимальное использование различных средств воздействия, аккумулирующих многообразные виды искусств. Единство названных признаков, их органическое сочетание обуславливают возможность эффективного воздействия праздника на целостное формирование нравственного облика ученика. Эстетическая направленность праздника реализуется посредством расширения знаний, обогащения умений и навыков в различных видах художественного творчества; стимулирования познания подростком различных видов искусств, включенных в праздник, и активизации эстетического отношения к празднику как источнику радости.
Природа праздника такова, что может заставить ребенка реально пережить события, каких он в силу недостаточного жизненного опыта не испытывал, сделать его сопричастным к событиям внутренней и международной жизни. Подросток не просто воспринимает и оценивает определенные политические и нравственные идеи, но и эмоционально переживает их. В результате усваивает новые нравственные ценности. Которые становятся мотивами его поведения, критерием оценки жизненных явлений. Таким образом, педагогически целесообразно организованный праздник целостно влияет на нравственное развитие ребенка. И действительно, диапазон задач праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности дружины, возможности её непосредственного нравственного влияния на развитие личности и коллектива.
Многие авторы сходятся во мнении, что необходимо выделить 3 «нельзя» на празднике:
— нельзя взрослым забирать инициативу у детей. Они сами должны пройти путь праздника от начала до конца. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводиться к ненавязчивой подсказке, тактичному совету. Праздник «наш» и именно поэтому «мой»;
— нельзя использовать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия. Острота мироощущения поможет им понять даже сложную образную систему праздничного зрелища;
— нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами подростка притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.
Проведению праздника (вечера) предшествует большая кропотливая работа. Она складывается из следующих этапов:
I этап . Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.
Поступившие предложения в Совет праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.
Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.
Ответственные люди за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни. Увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка эмоционального наивысшего подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе в памяти детей его главную мысль. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.
IV этап . Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, Совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.
Таким образом, к основным условиям успеха праздника можно отнести:
— продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
— создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
— опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;
— создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни; использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
— иметь продуманную композицию;
— каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;
— использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.
— государственные праздники: День России (12 июня), День защиты детей (1 июня), День 8 марта;
— трудовые праздники: День города, День урожая, День учителя;
— школьные праздники: День знаний, Дни здоровья и спорта, последний звонок, выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи. Предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками;
— праздники Природы и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Русской березки, Осенний бал;
— воинские: День победы, День защитников отечества;
— семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие. Дни здоровья и спорта. Дни здоровья и спорта проводятся один – два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от двух-трех часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым днем.
В положении о Дне здоровья и спорта, которое разрабатывают учителя физической культуры совместно с заместителем директора по воспитательной работе и физкультурным активам школы, указываются задачи, участники, место и время проведения мероприятия, его программа, условия проведения массовых соревнования и порядок определения победителей, порядок организации (построение, передвижение, распределение мест занятий, время начала и окончание каждого вида программы, место массовых игр и развлечений и ответственность за их организацию, порядок возвращения в школу) и подведение итогов.
День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве, стихи, музыка, песни, ярмарка. Всё это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.
Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и ёлка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Весёлые игры, ряженые, пение и пляски «коляды» нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие.
Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми – древнейшие земледельческие ритуалы язычества – дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба – Яга, Солдат и.т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые. Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.
День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, её подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.
Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в районе готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.
9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни.
Троица. Троица (Духов день, Семик, Березка) – пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий и женский праздник. В тот день они как бы воссоединяются с Матерью – природой и берут от неё плодородную силу. Олицетворением женского начала по славянской мифологии являлась береза. Поэтому праздник проводится в лесу, на поляне, где растут березы. Ветками березы, «маем» украшаем дома внутри и снаружи. Фольклорный ансамбль и школьные хоры поют «майские» песни («мае – мае зелено!»). Впереди шествия детей и жителей микрорайона несут чучело русалки (атрибут праздника). Идем в лес, к березкам, где совершается обряд кумления. Интересны роли и девочек, и мальчиков. Они образуют платочками замкнутый круг вокруг березки, здороваются с ней – кумятся – роднятся, приговаривают: «Кумись, кумись, дружись!» плясовыми песнями и Троицкой трапезой с чаепитием заканчивается этот день.
Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет её радостным ожиданием, формирует «мажор» школьного климата. К основным праздникам можно отнести также физкультурные праздники. Они могут являться внешней формой проведение вышеперечисленных типов праздников, но могут считаться и отдельным видом.




