для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю

Статья 15. Количественные ограничения экспорта и импорта

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 15. Количественные ограничения экспорта и импорта

Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

О мерах по защите российского птицеводства см. постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 48

О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами см. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ

О временном запрете экспорта продовольственных товаров см. постановление Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. N 130

Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения Российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.

Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, преимущественного права организациям-изготовителям.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

ГАРАНТ:

Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений утверждено постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299

Источник

Цифровое ВТО: как регулировать международную онлайн-торговлю

для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю

Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) Министерства экономического развития оценила барьеры для трансграничных потоков услуг, связанные с регулированием цифровой торговли. Проведенное в 2019 году исследование показало, что в России, как и в других странах БРИКС, в этой сфере создаются дополнительные ограничения для российских и иностранных поставщиков услуг. Однако эти барьеры зачастую связаны с необходимостью обеспечить конкуренцию на рынке и безопасность данных.

В поисках баланса

Современные цифровые технологии расширяют возможности для международной торговли — онлайн-магазины позволяют потребителям легко приобретать товары со всех концов света. Однако цифровизация международных рынков ставит вопрос о необходимости вмешательства государства, причем и национальное, и глобальное регулирование еще только формируется. Вопросы барьерности регулирования сферы цифровой экономики — предмет острых международных дискуссий. Одни страны, например Россия и Китай, считают необходимым для достижения национальных целей, информационной безопасности, в частности, ввести ограничения в сфере передачи и хранения данных; другие, в первую очередь США, называют подобную позицию торговым протекционизмом.

Действительно, регулирование в цифровой среде часто оказывается достаточно обременительным. Примером может служить китайский проект «Золотой щит» (Great Firewall), позволяющий блокировать иностранные СМИ и цифровые платформы (около 10% из 1000 наиболее популярных глобальных онлайн-сервисов недоступно на территории Китая).

На практике при введении той или иной нормы (пример — требование к ИТ-компаниям раскрывать исходные коды при выходе на национальные рынки) регуляторам часто приходится делать выбор между интересами национальной безопасности и принципом свободы международной торговли.

На фоне других

Россия не является исключением. Однако, согласно оценкам ВАВТ, требования российского законодательства в цифровой сфере, включая регулирование взаимодействия с операторами связи, правила трансграничной передачи данных, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и регулирование электронных транзакций, не являются более обременительными, чем в большинстве стран ОЭСР.

В ряде случаев можно говорить о том, что в других странах, в том числе членах ОЭСР, существуют барьеры, отсутствующие в России. В качестве примеров можно привести ограничения на онлайн-рекламу, требования обеспечить коммерческое или локальное присутствие, а также требования для получения национального доменного имени. Требования, связанные с необходимостью обеспечить физическое присутствие в стране, чтобы получить национальное доменное имя, существуют во многих странах, включая Японию, Республику Корея, США, Австралию, Турцию, Бразилию и Аргентину.

Подобные барьеры на зарубежных рынках препятствуют расширению российского экспорта услуг. Если принять общий уровень нетарифных ограничений в отношении российских услуг, которые сегодня действуют на зарубежных рынках, за 100%, то в случае устранения рассмотренных выше ограничений снижение нетарифных барьеров в транспортных, строительных, страховых и информационно-коммуникационных услугах, поездках и услугах по переработке товаров может достигнуть от 25 до 40%.

С другой стороны, требования о локализации данных, применяемые в России и других странах, означают для российских компаний дополнительные ограничения на импорт услуг в целом ряде секторов, включая страховые и финансовые услуги, плату за пользование интеллектуальной собственностью. В России, в зависимости от сектора, верхняя граница локализационных барьеров составляет от 10,8 до 44,4% от общего уровня нетарифных ограничений в торговле услугами. Аналогичные ограничения в странах — партнерах российских поставщиков в разных секторах могут достигать от 14,2 до 38,4%.

Риск доминирования

Оборотной стороной снижения нетарифных барьеров в условиях распространения цифровых технологий может стать чрезмерный эффект масштаба, когда «победитель получает все». Это значит, что в случае снижения нетарифных барьеров первоначальное усиление конкуренции и выигрыши потребителей могут закончиться быстрым сокращением числа поставщиков и монополизацией рынков. В частности, сейчас серьезные опасения вызывает доминирующее положение на рынке таких технологических гигантов, как Amazon, Alibaba, Google.

Многие правительства уже обращаются к инструментам антимонопольной политики, чтобы решить проблему злоупотребления рыночной силой и обеспечить равные условия для небольших фирм, а также стимулировать развитие отечественных компаний.

Сформировавшееся сейчас цифровое регулирование действительно ставит барьеры для развития международной торговли, однако они часто обоснованы наличием рисков национальной безопасности и ограниченными возможностями становления и развития отечественных отраслей цифровых услуг в условиях доминирующего положения технологических гигантов.

Дополнительное открытие рынков возможно лишь по мере принятия коллективных усилий по формированию международных правил, способных в том числе обеспечить конкуренцию на национальных и международных рынках.

Источник

Раздел 4. Экономические основы и тенденции развития мирового хозяйства

Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.

Тема 1. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс

Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.

Оглавление

1.1. Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация

Мировая экономика – это объединение национальных экономик стран мира. Однако, это не просто сумма отдельных экономик, а новое качество – система, сложный организм, функционирующий как результат взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности в развитии национальных экономик. Эта система основана на преимуществах международного разделения труда, интернационализации, интеграции и глобализации. Как живой, развивающийся организм данная система функционирует в результате развертывания, разрешения и воспроизводства на новой базе противоречий между ее составляющими.

«Сердцем» мировой экономики, обеспечивающим ее жизнеспособность и развитие, является мировой рынок. Он как бы «предопределяет» роль отдельных стран в системе, «требует» реструктуризации национальных экономик и, соответственно, необходимых изменений в экономической политике государств.

для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю

Рис. 1. Роль мирового рынка в мировой экономике

Современное мировое хозяйство явилось результатом длительного и противоречивого исторического развития различных стран и их взаимосвязей, в ходе которого образовались промышленно развитые, развивающиеся (в свою очередь, включающие новые индустриальные и слаборазвитые) страны и страны с переходной экономикой.

Это предопределяет многополярность и неоднородность структуры мировой экономики, наличие массы противоречий в процессе переплетения, взаимодействия и взаимозависимости между структурными элементами системы, острую конкурентную борьбу как между ними, так и внутри них.

Независимо от социальных и экономических различий практически все страны участвуют в международном разделении труда, стремятся получить от этого определенные выгоды либо в виде прибыли, либо для того, чтобы занять определенную нишу на мировом рынке.

Международная специализация порождает интернационализацию произ­водства. Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран, которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.

Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также и интернационализация капитала, миграция капитала между промышленно развитыми странами. Капитал является воплощением отношений собственности, и его интернационализация ведет к появлению нового явления в мировой экономике – транснационализации. Возникновение транснациональных корпораций еще больше усиливает взаимозависимость национальных экономик, с их появлением происходит размывание прежних экономических границ, появляются разветвленные многоотраслевые комплексы, выходящие за рамки одной национальной экономики. Теперь внутренние и внешние рынки отдельных стран превратились для транснациональных корпораций лишь в отдельные сегменты единого мирового рынка. Но национальные традиции, интересы, законы весьма устойчивы, т. к. складывались столетиями под влиянием национальных факторов. Отсюда конфликтный характер протекания процессов интернационализации.

Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это – процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Следующим качественно новым этапом международной интеграции является глобализация. Глобализация – процесс многогранный, включающий в себя экономику, культуру, политику, право, демографию, науку, технику и т. д. В основе этих процессов лежат экономические явления, т. е. экономическая глобализация. Глобализация мировой экономики означает процесс формирования единого мирового информационного и делового пространства.

Формируется новая стадия мирохозяйственной системы, характерной чертой которой является и экономическая, и технологическая, и правовая, и информационная взаимозависимость национальных хозяйств различных стран, приводящая к тому, что национальные хозяйства становятся составными элементами единого мирового экономического хозяйства.

Итак, глобализация – это качественно новая стадия развития мирового экономического хозяйства, высшая стадия интеграции, объективный процесс создания единого мирового рынка товаров, услуг, ресурсов, информации. Основными субъектами глобализации выступают такие экономические институты, как транснациональные корпорации, транснациональные банки и многонациональные компании, т. е. крупные международные структуры, которые осуществляют свою деятельность по всему миру.

1.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика

Основные тенденции развития мировой торговли таковы:

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма:

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, т. к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Выделяют несколько форм протекционизма:

Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Нетарифные — все остальные.

Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Международная торговая политика это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.

Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ — международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация ВТО. Высший руководящий орган ВТО — конференция министров.

Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.

1.3. Мировая валютная система. Валютный курс

Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Мировая валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов:

Валютный курс необходим для:

групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний — для операций внутри Сообщества, внешний — для операций с другими странами. Между валютами стран ЕС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к евро с пределом колебаний ±15 %. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей систему ЕС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курсов в странах ОПЕК: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других нефтяных странах. ОПЕК «привязали» курсы своих валют к ценам на нефть.

Свободные колебания валютных курсов являются механизмом автоматического уравновешивания платежного баланса. Центральный банк может предотвратить свободные колебания валютного курса, продавая или покупая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов. Активное же сальдо платежного баланса сопровождается ростом этих резервов. Операции с валютными резервами, как правило, используются для поддержания режима фиксированного валютного курса или «управляемого плавания».

Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам:

Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный – показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.

Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).

К структурным факторам относятся:

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами, такими как:

На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.

Под паритетом покупательной способности (ППС) понимается соотношение стоимости одинакового набора товаров на сопоставляемых рынках. К примеру, если стоимость набора товаров в США равна 100 долл., а в России такой же набор стоит 1000руб., то ППС один доллар стоит 10руб.

Рыночный курс валюты нередко отклоняется от ППС. Их соотношение можно установить по формуле:

для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю,

где e – рыночный валютный курс,

Р 1 – уровень цен за рубежом,

Р – уровень внутренних цен.

Если рыночный курс доллара стоит 30 руб., то в приведенном примере он завышен относительно ППС в 3 раза, а курс рубля соответственно в той же степени занижен (К = 30 * 100: 1000 = 3).

Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.

Снижение валютного курса обусловливает:

При увеличении валютного курса складывается следующая ситуация:

Большое значение для экономики имеет конвертируемость национальной валюты. Конвертируемость валюты – это свободный обмен (конверсия) валюты данной страны на валюты других стран в любой форме и во всех видах операций без ограничений.

Все валюты условно подразделяются на три группы: свободно конвертируемые (СКВ), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).

Конвертируемость валюты может быть внешней и внутренней. Внешняя конвертируемость означает возможность свободного перевода валюты на счета иностранных нерезидентов и свободной обратимости средств в данной валюте. Внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами.

Источник

Статьи

для чего правительство страны вводит ограничение на международную торговлю

Анна Тангаева, начальник отдела анализа торгового режима Исследовательского центра Международная торговля и интеграция, представляет обзор внеочередных мер, предпринятых странами в сфере регулирования внешней торговли в связи с COVID-19.

Последние несколько лет характеризовались усилением протекционизма в международной торговле, включая рост числа ограничений против отдельных государств, идущих вразрез с принципами недискриминации в торговле. Однако начиная с марта текущего года, в условиях распространения коронавируса, странами было предпринято множество чрезвычайных мер торговой политики, которые меняют сложившуюся тенденцию.

На фоне снижения показателей общего спроса и предложения товаров и услуг наблюдается существенный рост спроса на товары, необходимые для борьбы с пандемией, а также на продовольствие. Во избежание дефицита данных товаров и поддержания их предложения на необходимом уровне страны предпринимают экстренные меры.

Меры регулирования импорта

В части регулирования импорта предпринимались преимущественно меры либерализации и упрощения торговли, направленные на снижение стоимости импорта. В основном послабления импортного режима коснулись продукции, необходимой непосредственно для борьбы с COVID-19 — медицинских изделий, тестовых систем, дезинфицирующих средств, аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).

Европейская комиссия издала Решение (ЕС) 2020/491 об отмене таможенных пошлин на товары, импортируемые для целей сдерживания COVID-19. Перечни таких товаров должны быть определены в каждом отдельном государстве — члене ЕС, исходя из ситуации в стране. В Великобритании, помимо импортных пошлин на соответствующие товары медицинского назначения, оборудование и защитную одежду, отменён также и ввозной НДС.

В Турции отменены пошлины на импорт спирта, медицинских масок и аппаратов ИВЛ. Аналогичные меры приняты в Индонезии, Индии, Пакистане, ЮАР, Эквадоре, Доминиканской Республике, Сальвадоре, Колумбии, Боливии, Парагвае, Перу, Панаме, Уругвае.

В связи с пандемией COVID-19 в Мьянме было отменено требование на получение лицензии на импорт сырья для производства лекарств. В Таиланде отменены импортные пошлины на медицинские маски. В Сербии отменены ввозные пошлины на этиловый спирт.

Власти Гватемалы приняли новый закон, освобождающий от НДС и таможенных пошлин весь импорт, ввозимый в качестве пожертвования благотворительным ассоциациям.

Наибольших масштабов либерализация импорта достигла в странах Латинской Америки. В частности, Бразилия обнулила импортные пошлины на широкий перечень медицинских товаров, необходимых для сдерживания COVID-19: спирт, иммуноглобулины, средства индивидуальной защиты, маски и ткани для их изготовления, аппараты ИВЛ и их части, диагностическое оборудование и его части, различные медицинские изделия. Аргентина, помимо обнуления импортных пошлин, отменила также и статистический сбор на данные товары, а также на многие другие медицинские товары, в частности аппараты УЗИ, МРТ, электрокардиографы и многие другие.

Грузия объявила об освобождении от НДС при ввозе ряда медицинских изделий, необходимых для борьбы с COVID-19, таких как медицинские костюмы, бахилы, перчатки, маски, очки, бесконтактные термометры. Аналогичные меры приняты в Азербайджане.

В рамках ЕАЭС от уплаты таможенных пошлин освобождены средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, материалы для их производства, лабораторные реагенты, вакцины, фармацевтические субстанции, медицинские морозильники, контейнеры, термосумки, эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки. Помимо этого, расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, плёнки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

В ряде стран послабления импортного режима коснулись также продовольственных товаров. Так, в Марокко обнулены пошлины на пшеницу, чечевицу, нут, бобовые. В рамках ЕАЭС обнулены пошлины на товары из утверждённого Советом ЕЭК перечня «критического импорта» на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень вошли наиболее значимые сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозёрный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания).

Подробнее о мерах технического регулирования, а также санитарных и фитосанитарных мерах, предпринятых странами в условиях пандемии, читайте в материале эксперта ITI Анны Рыбаковой «Международная торговля и пандемия».

Меры регулирования экспорта

Первая волна запретов коснулась экспорта медицинских масок, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии: запреты были введены в Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Южной Корее, Иордании и других странах. Индонезия и Украина ввели запрет на экспорт этилового спирта.

Вторая волна касалась запрета лекарственных средств, необходимых для лечения или сдерживания COVID-19, а также в связи с ожидаемым дефицитом определённых препаратов. Бельгией введён запрет на экспорт ряда фармацевтических препаратов в страны за пределами Европейского экономического пространства (ЕЭЗ). В числе запрещённых к экспорту — препараты против малярии (гидроксихлорохинсульфат и хлорохинфосфат). Запрет на экспорт введён в связи с ожидаемым дефицитом в стране после вспышки COVID-19. Аналогичные меры приняты в Великобритании, Чехии, Венгрии, Сербии, Албании, Молдавии, Беларуси, Украине, Пакистане, Индии. В Болгарии введён запрет на экспорт препаратов на основе хинина.

Норвегия ввела запрет на экспорт пневмококковых вакцин. Также введены меры наблюдения за экспортом ряда других лекарственных средств — глазных капель против глаукомы, лопинавира и ритонавира, азитромицина, дабигатрана, этексилата и апиксабана, оксазепама, средств индивидуальной защиты. Данные меры контроля введены для оценки целесообразности введения дальнейшего запрета на экспорт данных препаратов.

В Пакистане введён запрет на экспорт средств индивидуальной защиты. Индия ввела ограничение экспорта большинства диагностических наборов, некоторых лекарств и дезинфекторов, а также аппаратов ИВЛ, медицинских масок и тканей для них, и других средств защиты, необходимых как пациентам, так и медицинскому персоналу. Аналогичные меры приняты в Колумбии, Эквадоре, Коста-Рике, Египте, Саудовской Аравии, Индонезии, Грузии.

В Польше введён запрет на экспорт респираторов и кардиомониторов, а также требование получения разрешения на экспорт некоторых средств индивидуальной защиты после вспышки COVID-19. Аналогичные меры приняты в Германии и Франции.

США ввели требование получения разрешения на экспорт Федерального агентства США по чрезвычайным ситуациям (FEMA) в отношении экспорта средств индивидуальной защиты.

В странах ЕАЭС введены запреты экспорта средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, медицинских масок, респираторов, ваты, марли, перчаток, бахил, очков.

В условиях масштабных ограничений на экспорт товаров, необходимых для борьбы с COVID-19, Китай становится их основным поставщиком на мировой рынок, ограничившись мерами лицензирования и контроля экспорта.

Ограничения экспорта коснулись также и продовольствия. Странами были введены запреты на экспорт различных продовольственных товаров, в зависимости от внутренних потребностей рынка.

В связи с COVID-19 Таиланд ввёл запрет на экспорт куриных яиц, Вьетнам — на экспорт риса, Пакистан — лука, Украина — гречки, Кыргызстан — на экспорт кормов для животных. Македония ввела запрет на экспорт пшеницы и пшеничной муки, ЮАР — на экспорт вина, Египет — на экспорт алкогольной продукции и всех видов бобовых, Гондурас — на экспорт красных бобов. В Турции введён разрешительный порядок экспорта лимонов. Иордания ввела запрет на экспорт всех видов пищевой продукции на период оценки стратегических запасов продовольствия.

Казахстан ввёл запрет на экспорт следующих товаров: гречневая крупа, белый сахар, картофель, лук, семена подсолнечника, подсолнечное масло. Также введены временные экспортные квоты на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, такие как морковь, репа, свёкла, капуста, пшеничная и ржаная мука. Условием получения экспортной квоты является требование о продаже порядка трети произведённой продукции на внутреннем рынке по фиксированной цене. Объявленные меры были приняты для обеспечения стабильных поставок продовольствия и продуктов в условиях чрезвычайного положения, объявленного в результате COVID-19.

Россия ввела экспортные квоты на некоторые зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза). Общая квота составляет 7 миллионов тонн на все зерновые. Данные меры не распространяются на экспорт в страны ЕАЭС и семена.

В странах ЕАЭС введены запреты экспорта следующей пищевой продукции: лук репчатый, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, гречневое зерно обрушенное, готовые пищевые продукты из гречки, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, соевые бобы, семена подсолнечника.

Практика применения тарифных и нетарифных мер в торговой политике стран в 2020 году показывает синхронные изменения политик различных стран и существенные изменения характера внешнеторгового регулирования на фоне глобальной пандемии. Новые ограничения торговли касаются преимущественно экспорта, а послабления, напротив, — импорта.

Таким образом, на фоне снятия странами ограничений импорта, экспортная политика стран приобретает преимущественно ограничительный характер, начиная с марта 2020 года. В первую очередь ограничения вводятся в отношении товаров медицинского назначения, необходимых для борьбы с COVID-19, а также отдельных продовольственных товаров. Ограничения принимаются в форме прямых запретов на экспорт, количественных ограничений экспорта или введения разрешительного порядка экспорта (мер лицензирования, контроля, наблюдения за импортом). Данные ограничения вводятся на временной основе в рамках чрезвычайных обстоятельств для обеспечения национальной безопасности стран — с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка стран после вспышки COVID-19.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) к настоящему моменту запреты или ограничения экспорта медицинских масок, перчаток, специальных костюмов и других средств защиты от коронавируса введены в 80 странах мира. В целом запреты и ограничения в торговле, не согласованные странами при присоединении к ВТО, идут вразрез с правилами ВТО. Однако правилами предусмотрены исключения, позволяющие принимать временные меры для предотвращения или облегчения критической нехватки продовольствия или других продуктов, имеющих критически важное значение для экспортирующей стороны. В текущих условиях ВТО призывает правительства стран к соблюдению транспарентности в отношении принимаемых ограничений.

Также предлагаем вам ознакомиться со справочным материалом о торговых мерах, применяемых членами ВТО для обеспечения защиты от пандемии COVID-19, подготовленным экспертами Исследовательского центра Международная торговля и интеграция.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *