для чего предназначен прямой узел

Прямой узел: как вязать и где использовать?

Прямой узел – это древнейший способ соединения двух веревок, который был изобретен тысячелетия назад. Сегодня он активно используется во всем мире для самых различных целей. Рассмотрим его характеристики, а также представим подробный алшоритм по его исполнению.

Где применяется

Основной сферой использования прямого узла изначально было морское дело. Моряки применяли его для уменьшения площади парусов во время шторма, чтобы оставить судно на плаву. В несколько измененном виде он использовался ткачами. Сегодня он популярен среди туристов, альпинистов и рыболовов.

Несмотря на многочисленные модификации данного типа веревочного соединения, чаще всего используется классическая схема.

Для каких веревок подходит

Прямой узел предназначен для соединения тросов, шнурков, нитей, лески и любых типов веревок. Главным требованием является одинаковый диаметр обоих отрезков.

Характеристики

Завязанный по классической схеме, он надежно скрепляет две нити между собой. В результате получается надежная и легкая в исполнении связка, которую можно использовать для решения самых различных задач. Конструкция выглядит незамысловато, но тем не менее многие используют ее и в декоративных целях.

История возникновения

Археологи выяснили, что прямой узел является изобретением древних египтян, о чем свидетельствуют находки в гробницах фараонов. Но в то же время нельзя исключить его использование другими народами.

для чего предназначен прямой узелПрямой узел был распространен в быту древних египтян

Со временем такое плетение не потеряло своей популярности, а область его применения расширилась.

Преимущества и недостатки

Популярность прямого узла в туризме, альпинизме и рыболовстве объясняется такими его преимуществами как:

Но помимо указанных плюсов, прямой узел имеет и недостаток. Это можно заметить при использовании его для завязывания шнурков. Так, в зависимости от материала, шнурки могут слишком сильно скользить или, наоборот, затянутся так сильно, что их будет непросто распустить.

Именно за счет этой особенности такая конструкция не используется в альпинизме, такелажном и ткацком деле. В этих случаях используются другие вариации соединений.

Технология завязывания

Технология вязки прямого узла довольно проста. Чтобы научиться завязывать прочное соединение, не требуется каких-либо специальных знаний и навыков. Но чтобы понимать, как правильно это сделать, необходимо изучить пошаговую инструкцию к выполнению.

Основные требования

Главное требование, предъявляемое к этому плетению, – использование веревок одинакового сечения. Для соединения веревок и тросов разных диаметров нужны совершенно иные узлы, встречные и самозатягивающиеся. Также следует помнить о том, что перед затягиванием конструкцию нужно смочить. Это повысит ее прочность и надежность.

для чего предназначен прямой узелДля выполнения прямого узла следует использовать только тросы или веревки одинакового диаметра

Пошаговое выполнение

Есть несколько схем вязания прямого узла, выбор одной из них зависит от сферы использования. Например, ткацкий узел применяется преимущественно в декоративных целях, шкотовый не дает развязаться веревкам при рифлении парусов. Также есть разные виды соединений для веревок на опоре. Но лучше всего начинать обучение с классической схемы. Она включает в себя следующие этапы:

В итоге нужно получить оплетку первого конца веревки между первым переплетом и окончанием веревки. Для укрепления конструкции следует сделать еще 2-3 контрольных узелка.

Возможные трудности и ошибки

Прямой узел нередко применяется в туризме. Однако его не рекомендуется использовать в тех случаях, когда предполагается большая нагрузка на связанные веревки. Это может привести к разрыву, если потянуть за один конец веревки. Для таких целей лучше выбрать более прочные модификации, например, шкотовый или брамшкотовый узел.

Прочность связки основывается на сцеплении двух концов веревки благодаря силе трения. По этой причине лучше избегать использования скользких нейлоновых тросов во избежание их быстрого развязывания.

для чего предназначен прямой узелДля вязки прямого узла лучше не использовать скользкие тросы из нейлона

Применять прямой узел можно в самых разных ситуациях ввиду универсальности и простоты исполнения. В отличие от простого, он затягивается не так сильно, поэтому такое плетение проще развязать. Также он более надежный и не распускается даже при постоянной нагрузке. Конечно, при условии правильного исполнения и использования качественного материала.

А где вы используете прямой узел и как часто применяйте? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме

Источник

Прямой узел

для чего предназначен прямой узел

Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.

Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.

Основные характеристики прямого узла

Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).

для чего предназначен прямой узелРисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязки

Это объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.

История возникновения

Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.

Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.

Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи. При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.

Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.

Плюсы и минусы узла

Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).

Это объясняется его многочисленными преимуществами:

При наличии достоинств, у прямого узла есть и определенные недостатки. Возможно, вы не знаете об этом, но при завязывании шнурков используется именно данный тип соединения. На практике это позволяет заметить, насколько он несовершенный. Веревки начинают скользить, могут развязаться или наоборот, затянуться настолько сильно, что их невозможно будет развязать и придется просто разрезать.

для чего предназначен прямой узелРисунок 2. В морском деле используется не обычная прямая модель (слева), а специальный рифовый тип соединения веревок (справа)

Эти недостатки объясняют, почему в альпинизме, спасательных работах, ткацком промысле и такелажном деле используется не традиционная комбинация, а собственные вариации соединения. К примеру, один из самых надежных альпинистских узлов проводник был создан именно на базе прямого узла. Дело в том, что обычная конструкция не подходит для страховки, так как она может развязаться в любой момент. Именно поэтому используют либо вариации соединения, либо скрепляют готовый прямой узел контрольными. В морском деле также применяется вариация прямого узла – рифовый, который позволяет быстро уменьшить площадь парусов, но сама конструкция не развязывается при намокании веревки.

Где применяется

Кратко рассказать о сфере применения и назначении прямого узла чрезвычайно сложно, ведь он используется не только в специализированных промыслах, но и в повседневной жизни (рисунок 3).

Еще с древних времен он служит для вязки между собой веревок, тросов, канатов и лесок в морском деле, на производстве и в повседневной жизни. Довольно часто его используют и для удлинения веревки, особенно, если есть необходимость соединить ее в месте разрыва. Не задумываясь, мы часто используем такой узел и в повседневной жизни: для завязывания шнурков, плетения фенечек или вязки макраме.

Если вы сомневаетесь, правильно ли вы завязываете прямой узел, мы приведем детальную схему его вязки.

Технология завязывания прямого узла

Схема вязки выглядит предельно просто. Если вы уже интересовались, как завязать прочный морской узел, вы наверняка заметили, что это требует определенных навыков и усилий. Прямой тип соединения, напротив, отличается удивительной простотой, но при этом завязанные веревки не распустятся только в том случае, если соединение будет правильно использоваться.

Чтобы вы могли применять данный тип узла в быту, мы приведем основные требования к данному типу соединения и пошаговую инструкцию по его выполнению.

Основные требования

Ключевой требование к прямому плетению состоит в том, чтобы для его выполнения использовались только тросы или веревки одинакового диаметра. В противном случае соединение легко развяжется.

Следует принимать в расчет и сферу использования связанных таким образом веревок. Несмотря на простоту и универсальность прямого узла, его не принято использовать в спасательных операциях или альпинизме в традиционном исполнении. Дело в том, что при больших или переменных нагрузках плетение распускается, и от этого может зависеть человеческая жизнь. Поэтому для данных целей лучше применять другие, более надежные соединения, предназначенные именно для таких целей.

Пошаговое выполнение

Схем вязки простого узла существует достаточно много, причем отличаются они преимущественно сферой своего применения. К примеру, шкотовый узел не дает влажным веревкам развязаться при рифлении парусов, а ткацкий тип обладает повышенной декоративностью. Отдельно существуют модификации для вязки веревки на опоре. Такой тип соединения также отличается от классического (рисунок 4).

Научиться вязать прямой узел проще всего по традиционной схеме:

После этого достаточно затянуть соединение, потянув за оба конца двух веревок, и узел можно считать готовым. Однако, если вы хотите укрепить конструкцию, желательно завязать еще и несколько контрольных узелков.

Возможные трудности и ошибки

Несмотря на то, что данный тип соединения часто используется в туризме, его нельзя применять в условиях, когда предполагается сильная нагрузка на веревки. Если трос будет сильно нагружен, потянув за один конец веревки, можно с легкостью развязать узел. Для подобных целей подойдут более надежные модификации: штоковый или морской узел (рисунок 5).

для чего предназначен прямой узелРисунок 5. Несоблюдение технологии вязания может ослабить веревочное соединение

Кроме того, следует учитывать, что прочность соединения основана на трении двух концов веревки. Соответственно, для вязки лучше не использовать скользкие тросы из нейлона, так как они будут быстро развязываться.

Детальная схема вязки прямого узла показана в видео.

Источник

Активный туризм на Юге России

Прямой узел (рис. 25).

для чего предназначен прямой узел

А Рис. 25. Прямой узел:

а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ

г — морской способ развязывания

Этот замечательный узел досто­ин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологиче­ские находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древ­ние греки и римляне называли его Nodus Hercules — гер­кулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязан­ных один над другим в разные стороны. Это обычный, са­мый простой способ его вязки (рис. 25, а).

Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глу­бокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют пря­мой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завя­зывают его особым, удобным им способом (рис. 25, а).

Автор книги берет на себя смелость заявить, что в тол­ковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключе­ния отечественных изданиях, была допущена грубая ошиб­ка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».

Вот что сообщают нам о прямом узле современные мор­ские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.

«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его быва­ет очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в ат­ласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелаж­ные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. З): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягива­ет. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».

Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегод­няшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привя­зывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. рис. 94) брали рифы на ма­лых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.

Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебни­ках по морской практике, изданных в нашей стране в про­шлом веке, узел, о котором идет речь, имел два назва­ния — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской сло­варь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Пе­тербурге в 1894 году (с. 265—266): «Прямой узел или ри­фовый ( Reef Knot ; Right Knot ) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых уз­лов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».

Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел пря­мой ( Reef Knot ) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину уз­ла не заложить клевант) он так затягивается, что его нель­зя будет развязать и придется резать».

Совершив экскурс в старые и современные энциклопе­дии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать сле­дующее.

В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется « The Reef Knot » — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» ( The Square Knot ) ввел в английский морской язык американ­ский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым мат­росом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матро­сом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говоря­щие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наи­более распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же « The Reef Knot » — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — « Rabandsknop », датча­не и норвежцы — « Raabandsknob ».

Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия ри­фов. Вот что говорится об этом в одном из лучших англий­ских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является ри­фовый, или прямой, узел. Он применим во многих случа­ях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».

Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду лег­кости, с которой его можно раздернуть».

То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. рис. 94), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто « The Reef Knot », a « The Slipped Reef Knot » (скользящий рифовый узел) или « The Draw Knot » и « The Half Bow Knot ». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot ».

При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставлен­ного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходо­вых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, ре­зать трос не нужно.

Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характе­ристика прямого узла, появившаяся по непонятной причи­не за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по мор­ской практике и такелажному делу пересмотреть толкова­ние самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.

Видимо, только в нашей стране к этому узлу существу­ет необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубежде­нием. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».

В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее:

«Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначе­ние — им связывали риф-сезни парусов, когда брали ри­фы. Прежде моряки никогда не применяли его для связы­вания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пи­шет: «Этот узел, примененный для связывания двух тро­сов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».

Не очень восторженно отзывался о прямом узле извест­ный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская прак­тика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней. Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не мо­жет быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».

К сожалению, многие составители различных руко­водств и пособий для такелажников, строителей, пожар­ных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте свя­зать два капроновых троса «примерно одинаковой толщи­ны» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приве­дет к трагедии.

И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, за­метим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», пото­му что именно «геракловым узлом» молодые римлянки за­вязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, со­гласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.

Источник

Прямой узел

для чего предназначен прямой узел

Прямой узелКаноническое названиеПрямой узелСинонимыГераклов узелКатегорияСоединяющие узлыЭффективность

40%ПроисхождениеДревнееРодственные узлыадмиралтейский узел, хирургический узел, бабий узел, тёщин узелРазвязываемостьЛегко при использовании специальных приёмовПрименениеУниверсальныйНедостаткиНа синтетических тросах и на тросах разной толщины ненадёженКнига узлов1204, 1402

Прямой узел — верёвочный узел для соединения (связывания) верёвок и тросов.

Представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.

Достаточно надёжен на верёвках из растительных материалов с прихваткой при не сильных тягах, на синтетических тросах без прихватки свободных концов крайне ненадёжен. Связывание двух веревок разного диаметра данным узлом запрещается, так как тонкая веревка под нагрузкой рвет толстую. Имеет тенденцию к саморазвязыванию, когда веревка нагружена. На обоих концах обязательны контрольные узлы.

Древние греки и римляне называли его геракловым узлом.

Внимание! Запрещено вязать полуузлы в одну сторону. Такой узел называется бабьим и крайне ненадёжен.

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых.

Из-за использования для связывания риф-сезней прямой узел прежде иногда именовали рифовым, что создаёт путаницу.

Использование прямого узла для рифления парусов связано с тем, что он сравнительно легко и быстро развязывается, будучи даже сильно затянутым. Для этого достаточно резко дёрнуть за ходовой и коренной концы одного из тросов. Прямой узел после этого трансформируется в коровий узел, скользящий по второму тросу. Другой способ лёгкого развязывания заключается в том, что перед затягиванием узла между его полуузлами вставляется какой-либо предмет, который перед развязыванием вынимается.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *