для чего предназначены оптические объективы
ВСЕ ОБ ОБЪЕКТИВАХ
В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:
1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния – если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.
ТИП БАЙОНЕТА
Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет. Байонет – это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.
Кроме того, есть крупные так называемые «сторонние» производители (такие как SIGMA, TAMRON, TOKINA, SAMYANG), которые свои камеры не делают и, соответственно, байонеты не разрабатывают, производя объективы для чужих систем. Нередко объективы сторонних производителей могут быть не полностью совместимы с определенными камерами – может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования… в общем, не без «нюансов».
Потому, делая выбор, убедитесь, что камера и объектив совместимы байонетом, а также желательно узнать, все ли функции будут работать. Если, например, не поддерживается автофокусировка, лучше знать об этом заранее, а не получить «сюрприз» после покупки.
Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе – это фокусное расстояние и диафрагма.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Фокусное расстояние показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах.
Нередко, на старых объективах можно увидеть обозначение фокусного расстояния в сантиметрах. На современных такого вы уже не встретите.
Одним числом (например – 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Можно встретить еще названия – ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.
Нужно учитывать, что:
Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если у вас камера, оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент – так называемый кроп-фактор. То есть, реальные значения фокусных расстояний объектива 10-22mm для камеры с сенсором APS-C (кроп-фактор – 1,6), будут 16-35,2 mm.
МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА
Далее, кроме фокусного расстояния, всегда указываются максимально возможные для этого фокусного расстояния значения относительного отверстия диафрагмы.
Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА. Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила – физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.
Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):
1) 1:1.4 – встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 – встречается на зум-объективах.
Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.
И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть – f/2.8.
Нужно учитывать, что:
1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет – f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП. Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.
На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:
Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела ОБЪЕКТИВЫ нашего сайта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Справедливости ради, нужно сказать, что портретным – может быть любой нормальный или длиннофокусный объектив… все зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф и как он видит результат своей работы. Есть известные фотографы, которые снимают портреты 50мм и даже 35мм объективами, и «лица гуманоидов», которые получаются на снимках расцениваются как творческий ход.
Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:
В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют – ЗЕРКАЛЬНЫЕ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы – это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы, так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.
Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.
Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:
Как выбрать объектив для фотоаппарата
Если вы всерьез увлеклись фотографией, то помимо хорошей камеры нужно еще купить набор объективов. Имея несколько объективов можно наиболее точно подобрать оборудование под условия съемки и получить качественные снимки. О том, как выбрать объектив, какие объективы бывают, на какие параметры обратить внимание узнаем в статье Shop.by.
Возможность смены объектива предполагает определенный уровень фотоаппарата. Как правило, компактные фотоаппараты, предназначенные для любительской съемки, не предполагают смены объектива. Съемные объективы бывают у следующих фотоаппаратов:
О советах по выбору фотоаппарата, читайте здесь.
Фокусное расстояние — это одна из основных физических характеристик любой оптической системы: объектива, линзы, телескопа, микроскопа и т.д. Говоря простым языком, фокусное расстояние объектива — это расстояние от центра схождения оптических лучей внутри него до матрицы фотоаппарата. Фокусное расстояние обычно измеряется в мм. От фокусного расстояния зависят степень увеличения и угол обзора. Чем короче фокусное расстояние, тем более широкий угол обзора можно получить на фотографии.
Напротив, длинное фокусное расстояние предполагает небольшой угол обзора, и такие объективы могут фотографировать далекие объекты.
Профессиональные фотографы советуют начинать постигать азы творчества с объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
По величине фокусного расстояния объективы разделяются на широкоугольные, стандартные, объективы с фиксированным фокусным расстоянием, длиннофокусные и зумы (с переменным фокусным расстоянием)
Подробнее о них расскажем ниже.
Светосилой называют пропускную способность объектива. Она показывает, сколько световой энергии может пройти через объектив (ведь часть света теряется). Чем выше светосила, тем более качественные снимки можно получать в условиях дефицита света. Значения светосилы зависят от диафрагмы и фокусного расстояния. Оно равно отношению максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию. Обозначается цифрами 1:1.8 или f/1.8. Здесь 1.8 — это диафрагменное число. Чем оно меньше, тем большую светосилу имеет объектив. Так, объектив f/1.8 собирает больше света, чем объектив f/2.8, поэтому его предпочтительнее использовать в условиях низкой освещенности.
Несколько слов о том, что такое диафрагма. Проще говоря диафрагма — конструкция из специальных лепестков внутри объектива которая позволяет регулировать световой поток. Нагляднее всего сравнить работу диафрагмы можно со зрачком человеческого глаза. Зрачок регулирует количество света, которое попадает на сетчатку глаза. При ярком свете он сужается, защищая сетчатку от повреждения, а в темноте наши зрачки максимально расширены, чтобы собрать больше света. Когда говорят «привыкнуть к темноте» это означает, что зрачкам нужно время, чтобы максимально расшириться. Поэтому мы начинаем лучше видеть.
С диафрагмой ситуация похожая. Чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на сенсор, и тем ярче получаются снимки в условиях плохой освещенности.
Диафрагма имеет определенные значения. Величину диафрагмы указывает так называемый диафрагменный ряд — это последовательность чисел 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11.
Отношение фокусного расстояния объектива к размеру отверстия диафрагмы называется диафрагменным числом. Оно показывает, насколько диафрагма открыта. Обозначается как f/х или f:х, где f — фокусное расстояние, а х-диаметр объектива.
Глубина резкости это расстояние на изображении, в котором предметы воспринимаются как резкие. Этот параметр также тесно связан с диафрагмой. Чем меньше значение диафрагмы, тем выше глубина резкости, и чем ниже значение диафрагмы, тем ниже резкость. Исходя из этого, пейзажи и архитектуру фотографируют при больших значениях диафрагмы, чтобы в резкости оказался весь кадр, а портреты или макросъемка происходят при малых значениях диафрагмы, чтобы предмет фото отделился от окружающего фона.
Стабилизация изображения помогает предотвратить появление смазанных снимков, связанных с ошибками в фокусировке, выдержке и диафрагме. Как правило, размытые снимки получаются при недостаточном освещении, когда, чтобы компенсировать недостаток света, устанавливают повышенную выдержку. Без использования штатива стабилизация изображения — необходимая опция. Ведь чем выше выдержка, тем сложнее получить качественный снимок.
Важный плюс стабилизации изображения заключается в том, что она позволяет получить качественные снимки в сложных условиях. Это очень важно, в частности, при репортажной съемке, съемках на природе и любительской съемке.
Стабилизация изображения бывает:
Нужно иметь ввиду, что что к каждому объективу с оптической стабилизацией нужно привыкнуть, приноровиться, и опытным путем найти оптимальные приемы съемки. Дело в том, что разные производители объективов разработали собственные системы стабилизации изображения. Они могут работать где-то лучше, где-то хуже. Более того, эти системы даже называются по-разному. Например, впервые технологией стабилизации овладела компания Canon и с тех пор название «Image Stabilization» осталось за ней. Поэтому разные фирмы называют данную технологию по своему. Так, у Nikon это Vibration Reduction (VR), у Sony — Optical SteadyShot (OSS), у Tokina — Vibration Compensation Module (VCM). Если объектив оснащен оптической стабилизацией, на его корпусе будет соответствующая аббревиатура, например в случае с Nikon это VR.
Рассмотрим основные объективы для фотоаппаратов, которые должны присутствовать в арсенале у фотографа.
Стандартными считаются объективы, где фокусное расстояние находится в диапазоне 45-70 мм. Они заслужили название универсальных, поскольку практически не искажают геометрию предметов в кадре. Используются и для портретной, и для пейзажной, и для предметной съемки. В принципе, стандартным объективом можно снимать все, что угодно.
Широкоугольный объектив — это объектив, где фокусное расстояние не превышает 35 мм. Из названия понятно, что такие объективы захватывают максимально широкий угол обзора. Поэтому чаще всего широкоугольный объектив используют для фотографирования пейзажей, больших объектов с близкого расстояния (например городской архитектуры), а также интерьеров.
Если попытаться использовать его для портретной съемки, то мы увидим искажение геометрии лица и значительную глубину резкости. Такой портрет получится неестественным и вряд ли понравится.
Длиннофокусный объектив имеет фокусное расстояние свыше 85 см. Это позволяет достичь самой низкой глубины резкости. При помощи длиннофокусного объектива фотографируют далекие объекты и размывают фон при портретной и макросъемке.
Как мы уже говорили выше, фокусное расстояние объектива может быть фиксированным и переменным.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием (или фиксы) не позволяют менять фокусное расстояние — оно всегда остается неизменным. Достоинства таких объективов: лучшее качество изображения, лучшая резкость и светосила. Более простое устройство гарантирует надежность. Недостаток один — невозможно приблизить или отдалить снимаемый объект. Поэтому фотографу придется менять точку съемки.
Вместо объектива с фиксированным фокусным расстоянием, начинающему фотографу подойдет вариант с автофокусировкой: оптика сама определит оптимальный фокус для съемки объекта.
Объективы с переменным фокусным расстоянием (или зумы) позволяют фотографу менять фокусное расстояние в зависимости от потребностей съемки. Их главное достоинство — универсальность: можно фотографировать объект с одного расстояния, приближая или удаляя его при помощи объектива. Поэтому зумы часто приобретают начинающие фотографы. Недостатки зумов — более низкая резкость по сравнению с фиксами, особенно при максимальном приближении.
Сверхдлиннофокусный объектив имеет фокусное расстояние свыше 500 мм. Они предназначены для фотографирования очень далеких объектов. Некоторые из них имеют зеркально линзовую конструкцию, что делает их схожими с телескопами.
Практически все сверхдлиннофокусные объективы достаточно тяжелые и требуют использования штатива. Распространены не слишком широко.
Телеобъектив является разновидностью длиннофокусного объектива, а фокусное расстояние больше, чем его оправа. Телеобъектив используется для съемок отдаленных объектов, а также пейзажей и дикой природы.
Объектив «рыбий глаз» еще одна разновидность широкоугольных объективов. Его угол изображения очень близок к 180 градусам. Используется чаще всего для панорамной съемки, фотографирования очень узких помещений, а также экстремальных или динамичных видов спорта (скейтбординг и т.п.) с близкого расстояния, так как можно снять не только спортсмена, но и окружающий его ландшафт, получая целостную композицию.
Какие виды объективов для зеркальных фотоаппаратов существуют?
Вновь я приветствую вас, читатели моего блога. С вами, Тимур Мустаев на связи. Многие начинающие фотографы, не задумываясь, покупают фотоаппарат уже с китовым объективом. Спустя время, фотограф понимает, что данный вид оптики не может помочь ему во всех претворениях его идей в жизнь. Поскольку, чем выше профессионализм фотографа, тем выше и запросы к технике для работы.
Возникает обычный вопрос: «А что приобрести взамен китового?» Ведь имеется огромный выбор оптики. Поэтому сегодня я затрону тему «Какие виды объективов для фотоаппаратов бывают».
Определение
Чтобы хорошо понять тему, обратимся к основному простому определению. Объектив – глаз фотоаппарата, используя который фотограф устанавливает фокус и доступный угол зрения при фотографировании.
Обратимся непосредственно к классификации оптики. Но уточню, что я расскажу только о самых распространенных. Чтобы не забивать голову лишь теорией, то я буду к каждой группе оптики приводить представителей двух топовых фирм: Nikon и Canon.
Китовый
Я упомянул во введении о китовой оптике, но ведь не все аспекты данной оптики могут быть известны вам. Попробую шире раскрыть это понятие!
Китовый объектив – оптика, при продаже идущая вместе с телом фотоаппарата. Ее угол обзора выстроен так, что совпадает с углом обзора глаза человека, не беря в расчет периферическое зрение.
Фирменные производители в качестве штатных выдвигают оптику с переменной фокусной дистанцией – 18-55 mm. Наибольшие значения диафрагмы – f/3.5 – f/5.6.
Другие названия: штатный, комплектный, обычный.
Более подробнее можете ознакомиться в статье — Что такое китовый объектив.
Широкоугольный
Широкоугольный – объектив, обладающий большой видимостью (от 60°).
Иные наименования: короткофокусный, «ширик».
Итак, выделим главные особенности:
Фотосъемка при помощи данного типа требует определенных знаний, поскольку для нее характерны неприемлемые линейные искажения и искажения перспективы.
Если вы хотите узнать про данный объектив подробнее, то ознакомьтесь с моей статьей – Для чего нужен широкоугольный объектив.
Рыбий глаз
Рыбий глаз – объектив, имеющий угол видимости в 180 градусов и неисправленную дисторсию. Что это такое? По-простому, дисторсия – это искажение, при котором горизонт превращается из ровной линии в полудугу. Фокусное расстояние находится в рамках от 4,5 до 15 мм.
Другие названия: fisheye, «фишай».
В свою очередь, рыбий глаз подразделяется на два подвида:
Про данный тип, у меня тоже в запасе есть детальная статья – Объектив рыбий глаз.
Макрообъектив
Макрообъектив – оптика, предназначенная для съемки небольших объектов большим планом с маленького расстояния. Их фокусное расстояние колеблется от 50 до 180 mm. f/2/8 – наибольшее значение диафрагмы.
Другие названия: «макрушник».
Хотите узнать подробнее, тогда моя статья, что такое макрообъектив, вам на помощь.
Длиннофокусный
Длиннофокусный – объектив, имеющий большую фокусную дистанцию – от 70 до 200-300 мм. Угол видимости колеблется от 39 градусов и меньше.
Другие названия: телеобъектив, «телевик».
Длиннофокусные объективы, в свою очередь, делятся на 2 типа:
Но в данное время все это спутано, поэтому длиннофокусные = телеобъективы.
Иногда выделяют третий подвид – сверхдлиннофокусные, которые отличаются фокусным расстоянием больше 300 мм и углом обзора лишь 9 градусов!
Более подробнее про данный тип можно узнать в статье – Длиннофокусный объектив, что это такое.
Портретный
Портретный – объектив, обладающий неизменным фокусным расстоянием и в основном предназначенный для съемки людей.
Другие названия: «портретник», «фикс», «полтинник».
Рассмотрим особые подвиды, отличающиеся фокусной дистанцией:
Почему существует такое четкое разграничение? Если вы сфотографируете лицо человека при помощи оптики 50 мм, то получите сильные искажения лица (преувеличение и перспектива).
Поэтому определенная фокусная дистанция имеет свое назначение и погрешности.
С помощью данной статьи мы выяснили, что в наше время рынок фототехники предлагает огромный выбор специализирующихся объективов.
Я рекомендую вам первоначально выбрать китовую оптику, поскольку она универсальна в назначении, а после выбрать оптику, которая ближе вам, руководствуясь своими предпочтениями на будущее.
Если вы не знаете, как чистить ваши линзы, ознакомьтесь со статьей, как почистить объектив зеркального фотоаппарата.
Большинство начинающих фотографов оценили возможности этих курсов. Научитесь полностью понимать свой зеркальный фотоаппарат и вы начнете делать изумительные фотографии на зависть всем вашим друзьям! Очень рекомендую эти курсы.
Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого зеркальная фотокамера NIKON.
Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого зеркальная фотокамера CANON.
До новых встреч! Подписываемся на мой блог, вместе мы шире раскроем все глубины фотографического творчества! Делитесь со своими друзьями статьей в социальных сетях!
Для чего предназначены оптические объективы
В этом уроке вы узнаете: Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Что такое светосила объектива. Уход за объективами. Фикс или зум-объектив? На что обратить внимание при выборе и покупке фотооптики. Светофильтры.



Высокая точность взаимного расположения линз в объективе достигается за счет крепления линз в металлической оправе. То есть оправа – это не просто корпус объектива, а компонент, обеспечивающий необходимое расстояние между линзами, а также защиту оптических элементов от механических и климатических воздействий. Оправа обычно имеет несколько кольцеобразных деталей. В результате поворота одного из таких колец обеспечивается осевое перемещение той части металлической оправы, в которой укреплен основной блок объектива. Конструкция оправ объектива предполагает возможность ручного или автоматического изменения диафрагмы, то есть регулируемого по величине отверстия, способного изменять количество световых лучей, проходящих через объектив на матрицу цифрового фотоаппарата.



Элементы сменного объектива
В устройство объектива может входить фокусировочное кольцо. Оно используется для ручной наводки объектива на резкость. Вращая кольцо объектива, фотограф может сделать резким либо передний, либо задний план. Если же объектив снабжен функцией автофокуса, то фокусировочное кольцо вращается автоматически благодаря специальному мотору. При нажатии на кнопку затвора камеры объектив автоматически фокусируется на резкость. Фиксирование фокусировки обычно происходит при нажатии кнопки спуска до половины.
В современных сменных объективах ведущих производителей применяется ультразвуковой привод фокусировки (USM), встроенный непосредственно в объектив. Благодаря ему обеспечивается очень быстрая скорость работы фокусировки. Существуют объективы и с так называемым отверточным приводом, который механически связывает объектив и фотоаппарат. Такая система работает более медленно и шумно.

Типы ультразвуковых приводов фокусировки объективов Canon
Помимо автофокуса, в конструкции объектива часто встраивается и механизм стабилизации, который компенсирует дрожание камеры при увеличенных выдержках, тем самым, давая фотографу возможность получать резкие кадры в условиях недостаточной освещенности без использования штатива. Объектив с переменным фокусным расстоянием (зум-объектив) имеет специальное кольцо трансфокатора, используемое для изменения фокусного расстояния. С помощью такого кольца можно приблизить или отдалить снимаемый объект в кадре.
Оправа объектива может составлять одно целое с камерой только в том случае, если объектив жестко встроен в фотоаппарат.
В цифровых же камерах, рассчитанных на использование сменных объективов, применяется система крепления объектива — байонет. Такие системы крепления объектива к камере у каждого производителя свои собственные, хотя существуют и некоторые открытые стандарты байонета. Размеры и форма байонета зависят от типа камеры, к которой крепится объектив.

Объективы фотокамер бывают сменными или несменными.


Характеристики объектива
Объективы характеризуются двумя основными параметрами – светосилой и фокусным расстоянием. Как правило, значения этих параметров указываются на передней части оправы любого объектива.
Наверняка, если вы не раз слышали такое понятие, как светосильный объектив. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы, и конечно же продавец ссылался на этот мистический параметр – светосила!
Светосила объектива зависит от следующих параметров:
Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают на корпусе объектива – 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:3.5-5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.

С практической точки зрения фокусное расстояние можно рассматривать в качестве кратности увеличения объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем больше объектив увеличивает изображение. При большом фокусном расстоянии изображение, проецируемое на сенсоры, содержит меньшую часть снимаемой сцены.
Фокусное расстояние и размер сенсора определяют угол обзора камеры. У объективов с переменным фокусным расстоянием (зумом) указывается диапазон фокусных расстояний.
В зависимости от фокусного расстояния различают:
Широкоугольный объектив. Фокусное расстояние до 35-50 мм. Этот объектив заставляют близкие объекты казаться еще ближе, а удаленные объекты еще дальше, создавая при этом сильное ощущение перспективы. Применяется при съемке пейзажей, архитектуры, в тесных помещениях.
Нормальный объектив (стандартный). Фокусное расстояние от 50 до 80 мм. Фокусное расстояние такого объектива примерно равно диагонали кадра. Человеческий глаз обеспечивает угол зрения около 50 градусов, что и обеспечивать данный объектив, то есть изображение приближено к тому, что мы с вами обычно видим, поэтому он и называется нормальный объектив. Он применяется при съемке портретов, чтобы не допустить искажения лиц.
Телеобъектив. Такой вид объектива имеет фокусное расстояние более 80 мм. Благодаря этому он значительно увеличивает предметы. Он применяется в спорте и любой другой репортажной съемке, где невозможно подойти ближе к снимаемому объекту.
Некоторые из объективов имеют постоянное фокусное расстояние (такие объективы еще чаще называют фикс-объективами), и не имеют никакого «зума». Преимущества: обычно, более высокое качество получаемой картинки, более высокая светосила. Недостатки: отсутствие «гибкости» при использовании. Использование: художественная фотография и прочие виды фотосъемки, в которых важна безупречность «рисунка» объектива.
Качество объектива
Во время съемки при слабом освещении объективы с большой светосилой позволяют получать резкое изображение при малой выдержке. Независимо от типа цифровой фотокамеры (с несменным или со сменным объективами) объектив оказывает решающее влияние на качество получаемого изображения. Высококачественные объективы всегда позволяют получать наиболее резкие, четкие изображения, сохраняющие максимальную степень детализации в области света и теней.
Компактную цифровую фотокамеру рекомендуется выбирать с как можно более качественным объективом. А что касается цифровой фотокамеры со сменными объективами, то здесь намного больше возможностей для выбора подходящего объектива.
Итак, наиболее качественные фотографии получаются светосильными объективами с фиксированными фокусными расстояниями, и именно поэтому большинство профессиональных фотографов предпочитают съемку именно фиксами.
Определение недостатков объектива
Несмотря на заверения в высоком качестве производимой мировыми лидерами оптики, при покупке рекомендуется проверить вашу фотокамеру с конкретным объективом. Стоят даже бюджетные объективы недешево, и обнаруженные после покупки дефекты могут обернуться потерей времени в походах по гарантийным и сервисным центрам, и просто испорченным настроением от неудачной покупки.
Прежде всего, после простой проверки объектива на отсутствие механических дефектов, грибковых поражений (из-за неправильного хранения у продавца) и пыли между линзами, необходимо выполнить тест на бэк-фронт-фокус.

Искажения в объективе
Линзы объектива преломляют и фокусируют свет для получения окончательного изображения. При этом изображение может быть искажено. Аберрациями в фотографии называют искажения снимков, сформированные системой оптики. В зависимости от природы происхождения аберрации бывают хроматическими и геометрическими.
Если контуры объектов на фотографии имеют неестественно вогнутую или выпуклую форму, и это не является художественным замыслом, такой вид геометрической аберрации называется дисторсией. Наиболее явно искажение проявляется при использовании широкоугольных объективов.
Подушкообразное искажение — это вид искажения, при котором края изображения изгибаются вовнутрь. Такое искажение может произойти в объективе с переменным фокусным расстоянием при максимальном увеличении, а также при установке насадочных линз на короткофокусные объективы. Этот вид искажения наиболее заметен на прямых линиях вблизи краев изображения. Подушкообразное искажение обычно устраняется в программе редактирования изображений.

Хроматическая аберрация — этот вид оптического искажения обусловлен отсутствием фокусировки света разной длины волны в одной и той же фокальной точке. При этом коротковолновый свет преломляется больше, чем длинноволновый, в результате чего возникает рассогласование света разной окраски в окончательном изображении. Такое искажение характерно для большинства любительских цифровых фотокамер, в которых применяются объективы более низкого качества. Для сведения к минимуму хроматической аберрации в большинстве объективов профессиональных фотокамер применяется стеклянная оптика с малой дисперсией. Кроме того, хроматическая аберрация наблюдается при использовании недорогих широкоугольных объективов.

ПРИМЕЧАНИЕ. Возможность устранения подушкообразных и бочкообразных искажений, а также хроматической аберрации в программе редактирования изображений отнюдь не означает, что этими видами искажений следует пренебрегать при оценке качества объектива. Если в двух или трех изображениях устранить их нетрудно, то в 100 или более изображениях сделать это намного сложнее.
Уход за объективами
Очистка объектива – дело, подход к которому должен быть ответственным с самого начала пользования камерой. Дорогая фототехника нуждается во внимании и уходе, поскольку неаккуратное пользование может привести к серьезному загрязнению, которое значительно снизит качество снимков и приведет к преждевременному износу или повреждению оптики.

Сухая пыль. Пыль считается абразивом, который способен исцарапать поверхность линзы, поэтому снимать ее нужно очень осторожно и делать это в первую очередь, в сравнении с другими загрязнениями. Сухая пыль лучше всего удаляется интенсивной струей воздуха, направленной относительно к поверхности линзы под углом 10-35 градусов. Если пылинка не удаляется, нужно «обработать» ее грушей с разных сторон. Продувка грушей – первый и самый эффективный метод очистки оптики от сухой пыли, поэтому его бывает вполне достаточно.
Влажная пыль. Иногда пылинки прилипают к линзе. В этом случае используется щеточка, которую перед применением нужно стряхнуть. Движения щеточки при съеме пылинок должны быть короткими и мягкими, по направлению от центра к краям с легким закручиванием, чтобы не допустить попадания пыли в пазы между объективом и линзой. После удачной уборки пылинки объектив нужно хорошо продуть грушей.
Влажные капли. Влажные капли желательно убирать еще до их высыхания, иначе вместо жидкости получим абразивные микрокристаллы неорганических солей или органический жир. Для этих целей лучше всего подходят упомянутые выше микрофибрильные салфетки или палочки, поскольку мгновенно и почти полностью впитывают влагу. Сильно нажимать при очистке не нужно, поскольку этим можно выдавить уже собранную жидкость и лишними движениями сделать царапины. Протирать стоит от центра линзы к ее краям по-спирали без усилий, короткими деликатными движениями.
Сухие капли. В случае если жидкость все-таки испарилась и оставила на линзе соляные кристаллы, для недопущения микро-царапин необходимо применять специальные влажные салфетки, заканчивая сухой палочкой до полного устранения загрязнения. Если линза объектива имеет довольно большой диаметр, для удобства стоит воспользоваться салфетками, но в этом случае рекомендуется надевать одноразовые перчатки, чтобы предотвратить загрязнение салфетки руками.

Светофильтры
Светофильтры применяются для корректировки цвета, яркости и контрастности фотографируемых объектов. Также их используют для создания различных цветовых и световых эффектов. Большинство же начинающих фотографов считают, что современная фотография ушла довольно далеко, поэтому сейчас можно спокойно обойтись без светофильтров. Конечно, современные технологии ушли достаточно далеко, но это не значит, что без такой полезной вещи как светофильтр в современной фотографии можно обойтись. Почему продолжают использоваться светофильтры? Разобраться с этим не так уж то и трудно. Главное – научиться правильно их использовать и чередовать, ну а остальное – приложится.
Поскольку светофильтры несколько понижают светосилу объективов, в цифровой фотографии оправдано применение лишь некоторых. Для любителькой съемки достаточно и необходимо иметь следующие светофильтры:
Защитный светофильтр. Служит в качестве защиты внешней линзы объектива от пыли, дождя и механических воздействий. Часто в этой роли лучше использовать ультрафиолетовый (UV). Из-за дороговизны технологического процесса получается, что чем дороже светофильтр, тем меньше потеря светосилы при его использовании. Поэтому не рекомендуется использование совсем уж дешевых светофильтров.

В солнечный день небо и море становятся огромными отражателями всех солнечных лучей – это отрицательно сказываются на качестве фотографии – она получается блеклой и бесцветной. Применяя данный светофильтр, фотограф получает дополнительную возможность насыщения цвета и улучшения контраста как отдельных частей сцены так и изображения в целом.

Как видите, без «вышедших из употребления» светофильтров не может обойтись даже современная фотография. И при выборе компактной фотокамеры наличие резьбы на объективе под светофильтр должно быть для вас дополнительным аргументом в пользу той или иной модели.
Итоги урока №3:
Мы узнали об объективах, их конструкции и характеристиках. Попытались разобраться, что же за магическое слово «светосила», и какие светофильтры и для чего нужны начинающему фотолюбителю. Узнали много новых терминов.
1. Внимательно изучить термины, упомянутые в уроке, и постараться их запомнить. В дальнейшем мы будем часто их использовать в своих уроках.
2. Внимательно изучить объектив вашей фотокамеры, его маркировку. Попытайтесь самостоятельно выполнить проверку объектива на бэк-фронт-фокус.
Результаты выполнения задания мы ждем на форуме. Там же мы можете задать вопросы по изложенному материалу.
В следующем уроке №4: Практические основы фотосъемки. Автоматика современной фотокамеры: автофокус, автоматический экспозамер. Принципы работы режимов приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Как добиться выразительности фотоснимка, управляя техническими параметрами. Использование автоматических и ручных режимов фотокамеры.
Общепринятые обозначения
— 80-200mm; 18-55mm; 300mm и т. д. — фокусные расстояния. Для объективов с фиксированным расстоянием указывается в виде одного числа. На зум-объективах записывается в виде диапазона, первое число — минимальное ФР, второе — максимальное.
— F:3.5-5.6; F:1.4 — максимально возможная диафрагма. Может быть указана в виде диапазона или одного числа. Одно число указывается на объективах с фиксированным фокусным расстоянием, а также на зум-объективах, которые обеспечивают на фокусных расстояниях постоянное значение диафрагмы. Диапазон указывается на бюджетных зум-объективах и некоторых профессиональных в силу конструкции не способных обеспечить постоянную диафрагму.
Canon
Nikon
Sony
Pentax
Sigma
Tokina
Tamron































