для чего пропан в строительстве
Пропан. Все аспекты применения в быту и производстве технического газа пропана
Современный уровень развития технического прогресса позволяет людям использовать для решения своих повседневных задач самые различные энергоносители. Одним из таких ресурсов является технический газ пропан. Этот газ знаком абсолютно всем современным людям. Пропан сегодня применяется практически повсеместно. В первую очередь это касается производственных процессов. Так, технический газ пропан с успехом применяется для производства газопламенных работ на различных производственных объектах. С его помощью производят как резку металла, так и сварку неответственных конструкций. При работе с металлоломом этот газ практически незаменим для заготовки сырья. Это связанно с тем, что остальные технические газы для сварочных работ стоят на порядок дороже и не позволяют оптимизировать расходы на производстве.
С не меньшим успехом пропан применяется и при производстве тепловой энергии. В последующем тепло, полученное при помощи технического газа пропана, используется для обеспечения теплоснабжения, как производственных помещений, так и для подачи тепла в жилые комплексы.
В быту газ пропан находит свое применение в самых различных сферах деятельности человека. Самым распространенным способом применения этого газа является использование его в качестве энергоносителя для газовых плит и газовых колонок. С его помощью человек готовит пищу, нагревает воду. Также в индивидуальном секторе жилья пропан используется для организации отопления помещений. Для этого устанавливается специальное оборудование. Газ пропан в жилые помещения подается с помощью газопроводов. В некоторых случаях также может иметь место доставка сжиженного пропана в специальных баллонах.
В последнее время пропан в бытовых условиях нашел еще одно свое применение. Его используют в качестве автомобильного топлива. Для этого автотранспортное средство оснащается комплектом оборудования, которое позволяет использовать этот технический газ для работы двигателя. Данный вид оптимизации приводит к значительной экономии денежных средств автомобилиста. Также существенно снижается уровень выброса вредных веществ от сгорания топлива в атмосферу.
Стоит знать – что собой представляет газ пропан, каковы его преимущества и недостатки. Прежде всего, стоит отметить, что технический газ пропан является синтетическим продуктом. Его часто называют природным газом. В части это утверждение верно. Действительно, пропан производится на основе природного газа, который является остаточным продуктом процесса добычи нефти. Это так называемый, сопутствующий газ.
По своим свойствам газ пропан практически ничем не отличается от природного газа. Он имеет высокое октановое число. Также обладает отличными экологическими и эксплуатационными показателями. Пропан, который поставляется потребителям для использования, находиться в сжиженном состоянии. Для того чтобы обеспечить сжиженное состояние газа, его хранят и перевозят под высоким давлением. При этом следует знать, что, если пропан поставляется в баллонах, то степень наполненности емкости не должна превышать 90%. Это обеспечит высокий уровень безопасности применения пропана в бытовых и производственных целях.
Газ пропан – не является ядовитым отравляющим веществом. Он достаточно безопасен для применения, если соблюдаются все требования технической эксплуатации. Так, баллоны с пропаном не должны храниться в жилых помещениях. При их хранении следует обеспечивать отсутствие открытых источников тепла и воздействия солнечного света. Газопроводы должна выполняться из стальных бесшовных труб.
При производстве сварочных работ технический газ пропан используется в смеси с кислородом. Этот газ с успехом заменяет в сварке ацетилен. При этом несомненным преимуществом пропана является его более низкая себестоимость и повсеместная доступность. Однако есть и недостатки.
В частности, температура горения пропана почти на тысячу градусов ниже температуры горения ацетилена. Это создает определенные трудности в ходе сварочных работ. Есть такие участки работ, на которых применение пропана для газопламенных работ может существенно снизить качество произведенных работ. Сварка металлических деталей с толщиной выше шести миллиметров при помощи пропана будет крайне затруднительна.
К основным недостаткам сварки при помощи пропана можно отнести такие побочные эффекты, как большой процент деформации детали, наличие крупных зерен в самом шве и околошовном пространстве. Достаточно сложно при этом и отрегулировать факел горелки. Для того, чтобы правильно настроить восстановительный, окислительный или нормальный режим горелки для применения пропана, сварщику необходимо обладать большим опытом таких работ.
Для сварки с помощью технического газа пропана используются только инжекторные газовые горелки. Сегодня практически все виды предлагаемых на рынке сварочного оборудования горелки и резаки, являются инжекторными. Поэтому особых проблем с выбором подходящего сварочного оборудования для производства обработки металлов с помощью пропана у сварщика не возникнет.
История применения пропана в быту и производстве насчитывает внушительный период времени. Пропан входит в нашу жизнь с каждым годом все более тесно. Этот газ будет применяться еще долгое время. Это связано с его экономичностью, высокими потребительскими свойствами и доступностью для широкого круга потребителей.
Важность пропана для строительства в сельской местности
Развитие сельских и слабо урбанизированных территорий является одним из приоритетных направлений развития экономики и народного хозяйства. При строительстве и реконструкции строений часто возникает потребность в сварке тех или металлоконструкций, участков инженерных коммуникаций, а также демонтаже существующих балок и стоек.
Особенности технологии
Для газопламенной сварки и резки металла используются двухтрубные и трёхтрубные горелки, подключаемые к баллонам с СПБТ и кислородом. Устройство оснащено вентилями для регулировки подачи указанных веществ в рабочую зону, на конце прибора располагается сопло.
Когда кислород и пропан-бутановая сварочная смесь смешиваются и выходят через сопло, сварщик поджигает их. Температура пламени факела достигает 2300º C.
Концы стыкуемых деталей разогреваются до значений, при которых происходит пластификация металла, после чего они соединяются. Данный метод сварки именуется автогеном, поскольку шов формируется «самостоятельно» за счёт плавления исходных заготовок. Также возможна и электродная сварка по методике сверху-вниз или снизу-вверх.
Достоинства пропановой сварки и резки металла в сельской местности
К минусам относятся высокие требования к квалификации сварщика, потенциальная взрывоопасность оборудования, широкая зона термического влияния, быстрое снижение производительности с возрастанием толщины стыкуемых деталей.
Эффективность метода подтверждается его широким распространением в более ранние периоды. Так, между 1926 и 1935 гг. большинство трубопроводов собирались с помощью газовой сварки.
Сферы применения пропан-бутана: в промышленности и в быту
Газовая смесь, состоящая из пропана и бутана, имеет весьма широкую область применения. Чаще всего она используется в качестве альтернативного вида топлива для газоснабжения частных домов, дачных участков, мелких предприятий, а также внутри промышленных помещений на крупных производственных комплексах.
В быту пропаново-бутановая смесь используется для отопления помещения, подогрева горячей воды и приготовления пищи. При заправке и покупке бытовых газовых баллонов необходимо учитывать сезонность. Зимой в емкость закачивают морозостойкие смеси, состоящие почти на 90% из пропана, летом – газ, где соотношение фракций примерно равное.
Промышленность
Пропан-бутан широко используется в самых разных областях промышленного сектора
Резка металлов
Газовая смесь из пропан-бутана, ацетилена и кислорода генерирует пламенную струю температурой плавления металла. Подача кислорода обеспечивает воспламенение в точке соприкосновения струи с металлом, давая возможность осуществлять резку и придавать листовому металлу нужную форму.
Сварочные работы
Почти все горелки, используемые для ручной сварки низкоуглеродистой стали, наплавки и пайки цветных металлов функционируют на пропанобутановой газовой смеси.
Пищевая промышленность
В пищевой сфере пропан и бутан представлен в качестве пищевых добавок Е 944 и Е 943а. Первая добавка (пропан) применяется для снижения концентрации ароматизаторов и растворения жирных кислот. С ее помощью изготавливают низкокалорийные и обезжиренные продукты.
Бутан (Е 943а) применяется при производстве баллонов для взбитых сливок, муссов и аэрозолей с пищевыми красителями.
Система охлаждения
Изобутан, как и пропан часто применяются в качестве хладагентов при работе холодильных установок и кондиционеров.
Художественная сфера
Как и в пищевой промышленности, баллоны с аэрозольной краской заправляются пропаново-бутановой смесью. Воздухом заправлять подобные баллоны нельзя, так как он создает избыточно высокое давление внутри емкости. Пропан-бутан, наоборот, поддерживает равновесный баланс между газовой и жидкостной средой, представленной краской. Поэтому при нажатии на клапан баллона краска легко распыляется по любой поверхности. Баллоны с краской особенно популярны у художников, рисующих граффити.
Транспорт
Пропаново-бутановая газовая смесь может использоваться в качестве транспортного топлива для двигателей внутреннего сгорания, наряду с бензином и дизелем.
Косметическая сфера
Здесь также, как и в художественной области, пропан-бутан применяется в качестве пропеллента для равномерного распыления средств для волос и кожи, например, лаков, защитной пенки или средства от загара.
Котельные на пропан-бутане: «за» и «против»
Современные программы энерго- и газосбережения разных уровней содержат ряд предложений по использованию альтернативных энергоносителей. Их применение становится все более актуальным ввиду дефицита поставок и ограниченных запасов природного газа, а также вследствие высокой стоимости работ и огромного перечня согласований при строительстве подводящих газопроводов. Анализ заявок и подготовка экономических обоснований именно для такого рода потенциальных клиентов заставил нас по-новому взглянуть на пропан-бутан и его возможное применение. Необходимо было взвесить все «за» и «против».
Третье. Единовременные затраты на строительство топливного хозяйства сопоставимы у котельных на дизельном топливе и пропан-бутане.
Пятое. Пропан-бутан очень удобен как второе топливо в газовых котельных, так как большинство горелочных устройств без изменений или с минимальными техническими дополнениями могут сжигать как природный газ, так и пропан-бутан.
Второе. Пропан-бутан имеет довольно высокую температуру перехода из жидкого в газообразное состояние. Поэтому при проектировании необходимо учитывать явление конденсатообразования и необходимость использования испарителей. Это создает определенные технические особенности.
Эксперимент по применению пропан-бутана состоялся в котельной, принадлежащей ООО «Современные печатные технологии» (г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 62). Это предприятие собиралось строить подводящий газопровод и котельную на природном газе. Однако, не имея гарантий по срокам получения всех необходимых согласований и желая запустить производство к конкретной дате, руководство предприятия приняло единственно правильное решение строить котельную на альтернативном виде топлива и эксплуатировать ее на этом виде до окончания строительства газопровода. Для этой цели по общему анализу лучше всего подходил пропан-бутан.
Успешная эксплуатация в течение всего отопительного сезона 2001- 2002 гг. показала:
Истекший отопительный период подтвердил правильность принятого решения об использовании пропан-бутана в качестве топлива для этой котельной, причем как для подрядчика, так и для заказчика.
Опыт других регионов
Проектируемый объем производства пропан-бутановой смеси на этом предприятии должен составить 165 тыс. тонн в год. Если тенденции использования пропан-бутана получат дальнейшее развитие, можно предположить, что в ближайшей перспективе нас ждет сбалансированный бездефицитный рынок по этому виду топлива. Перспектива применения пропан-бутана интересно выглядит при анализе динамики цен на энергоносители в нашей стране и на мировых рынках.
Если по природному газу мы отстаем от европейских цен как минимум в 9 (для Словакии) и как максимум в 15 раз (для Германии), то по пропан-бутану мы отстаем от среднеевропейских цен лишь в 1,5 раза. Учитывая, что программа реорганизации энергоснабжения предполагает к 2010 г. повышение цен на природный газ до 7 раз (уже в этом году официально заявлено о повышении тарифов на природный газ на 40%), можно предположить, что через несколько лет себестоимость Гкал на пропане и на природном газе сравняются. В дальнейшем потолок мировых цен «не пустит» пропан-бутан дорожать столь же интенсивно, как природный газ, и эффективность его использования резко повысится.

