для чего сетка перед микрофоном

Для чего сетка перед микрофоном

Роман Ермоленко а.к а. RoNikEr roniker.ru

Бытует такое мнение, что нет ничего проще – бери микрофон и пой, или выходи к микрофону и говори! Но это не совсем так. При неправильной работе выступающего с микрофоном можно легко получить «букет» таких неприятных для всех участников мероприятия последствий, как так называемая «акустическая обратная связь» (свист или вой, обычно на одной частоте), плохая разборчивость вокала и речи, избыточный динамический диапазон (отношение самого громкого звука к самому тихому) и несколько других неприятных моментов, о которых дальше.

Всё вышеперечисленное не может позитивно сказаться как на общем впечатлении от выступлений, так и на работоспособности использующегося комплекта аппаратуры в целом (весьма распространённый случай, особенно если «аппарат» недорогой и не защищён электроникой). Давайте разберёмся по порядку.

Сначала – об «акустической обратной связи» (далее АОС). Некоторые этот эффект называют по-простому «возбуждение микрофона», «заводка», «свист» и т. д.

Наверняка те, кто хоть раз пользовался микрофоном, сталкивался с этим неприятным эффектом. Откуда берётся, как возникает АОС? Всё просто. Микрофон «ловит» звук акустических систем, дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту вновь до АС и получается некая петля, замкнутый круг. Так и генерируется тон. Эффект намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены.

для чего сетка перед микрофоном

Даже голова человека, части его тела частично отражают звук. Поэтому, например, никогда не нужно без причин закрывать головку микрофона ладонью, тем более сжимать ладонь с головкой микрофона «куполом» – в этом случае АОС будет почти наверняка обеспечена! Многие проверяют потенциально возможную обратную связь именно постепенно, короткими движениями и за несколько раз, всё более и более закрывая микрофон ладонью, с каждым разом больше зажимая руку в «купол». Если при таких условиях АОС не возникла, или только начала слабо проявляться, то потом можно её не опасаться, если условия не изменятся.

для чего сетка перед микрофоном

Вообще, благодаря этой самой обратной связи можно не только слегка испортить мероприятие, довольно ощутимо и неоднократно оглушив зрителей. Есть опасность вывести из строя часть звуковоспроизводящей аппаратуры! Так как АОС бывает чаще на высоких частотах, то в большей степени «в зоне риска» находятся высокочастотные головки – драйверы и твитеры, ведь они совсем не рассчитаны на такую мощность, какая может «прилететь» во время подобного «самовозбуждения» системы!

Разумеется, не всегда эффект АОС проявляется на запредельных уровнях громкости, но и на малых уровнях мероприятие она не украсит и её нужно избегать любыми способами. Самый действенный способ в случае такого «форс-мажора» – резко понизить громкость микрофона регулятором на микшерном пульте и вернуть обратно с небольшой поправкой, сделать чуть тише.

Стоит упомянуть, что чем качественнее звуковоспроизводящий тракт (особенно это касается АС и самих микрофонов), чем он более линеен, тем меньше риск возникновения АОС.

для чего сетка перед микрофоном

Частично избавиться, предупредить эффект АОС «техническими» методами можно с помощью включенного последовательно в цепь между пультом и мониторным звукоусилительным оборудованием (если есть активное деление мониторов на полосы, то кроссовер или процессор, часто просто усилители и АС) третьоктавного (31-полосного) или параметрического эквалайзера, понижая им уровень «заводящихся» частот. Вообще принято и прописано во всех технических райдерах артистов иметь подобный эквалайзер в каждой из имеющихся линий мониторов. Есть и специализированные устройства подавления АОС, так называемые feedback destroyer, feedback killer. Профессионалы их не особо жалуют, предпочитая классическую работу с эквалайзерами.

Если комплект совсем маленький и мониторы не применяются вообще – тут несколько сложнее. Проще будет воспользоваться советами для вокалистов ниже.

для чего сетка перед микрофоном

Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, часто во время поклонов, вокалисты опускают руку с микрофоном вниз так, что он как раз получается направленным в монитор! Это абсолютно недопустимо! Если так откровенно направлять микрофон в сторону недалеко находящейся АС, то никакие технические средства не помогут, а звукорежиссёр может просто и не успеть убрать или заглушить микрофон на пульте.

Никогда и ни при каких обстоятельствах, не направляйте микрофон на АС! Если есть необходимость у артиста или докладчика пройти с радиомикрофоном со сцены «в народ» мимо порталов – во время следования в непосредственной близости от АС радиосистема должна быть заглушена или звукорежиссером на пульте, или кнопкой «вкл/выкл» или mute на самом микрофоне! Если это не будет сделано, последствия не заставят себя долго ждать!

для чего сетка перед микрофоном

Чтобы избежать подобных проблем, разумеется, просто необходимо петь и говорить непосредственно в микрофон! Он обязательно должен быть направлен на источник звука – рот человека!

для чего сетка перед микрофоном

Небольшое уточнение. Существуют различные типы микрофонов и некоторые допускают большое расстояние от источника звука до микрофона – это конденсаторные «пушки» и т.п. Мы здесь не будем их рассматривать, так как вокалистами в концертной практике они не используются. Поговорим о более распространённых типах микрофонов – индивидуальных вокальных микрофонах, чаще всего динамических. Дополнительно информацию по разным типам микрофонов и их назначении можно легко найти в интернете. Скажу только то, что разрабатываются концертные микрофоны с учётом именно концертных требований, то есть по идее не должны «ловить» ничего, кроме вокала! Ни барабанов, ни комбиков, ни сценических мониторов, ничего, кроме голоса, именно поэтому они такие направленные и избирательные.

для чего сетка перед микрофоном

Когда микрофон в непосредственной близости от рта, выигрывают все – звукорежиссёр, исполнитель и, в конечном итоге, зритель! Когда микрофон близко – лучше передаётся артикуляция, разборчивость речи исполнителя, лучше соотношение снятой микрофоном полезной и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества.

Тембральная окраска голоса сильно зависит от расстояния! Часто эту особенность называют «эффект близости», когда низких частот становится гораздо больше, Вокальные микрофоны в общем-то и разрабатываются производителями с учётом подобного «близкого» использования.

для чего сетка перед микрофоном

Можно сказать, что высший пилотаж для артиста – правильный и осознанный выбор расстояния и угла между ртом и микрофоном в зависимости от характера и громкости вокала! Как известно, чем более высокие ноты поются в микрофон, тем они громче, тут и выручает техника варьирования расстояния. Обратите внимание как пользуются микрофоном опытные артисты на «живых» выступлениях – все высокие ноты поются на сравнительно большом расстоянии до микрофона.

для чего сетка перед микрофоном

Громкость вокала в эти моменты довольно большая, да ещё и меняется со временем, и исполнители варьируют расстояние, получая в итоге максимально комфортный для слушателя динамический диапазон и тембр голоса. Не забывайте, что отношение расстояния до микрофона с получающейся «на выходе» громкостью нелинейно. То есть лишь ненамного приблизив микрофон ко рту, получаем очень ощутимый прирост в громкости. Тут просто нужен опыт.

для чего сетка перед микрофоном

для чего сетка перед микрофоном

Особенно ярко выражен эффект одновременно «близкого» и громкого голоса у диджеев, подбадривающих танцующих на дискотеках, вечеринках в клубах и т. д. Это просто беда и настоящая головная боль любого звукорежиссера и того, кто отвечает за аппарат! Это люди немного «из другого мира» и просто просить человека «я-не-вижу-ваших-рук-давай-давай. » не кричать так сильно и близко в микрофон обычно ни к чему не приводит. Тут очень хорошо использовать один из самых распространённых приборов обработки звука – компрессор, включая его последовательно в цепь с микрофоном, часто в гнездо insert пульта, – хотя и он в большинстве случаев не спасёт от искажений, но поможет быть немного спокойней за сохранность аппарата в целом.

для чего сетка перед микрофоном

для чего сетка перед микрофоном

Стоит упомянуть одну немаловажную деталь по теме, в первую очередь, конечно, для вокалиста. Так как голоса сильно отличаются по тембральной окраске, диапазону, громкости и другим параметрам – желательно подобрать себе индивидуальную модель микрофона, благо сейчас, особенно в крупных городах, с этим проблем практически нет и можно выбрать микрофон на любой вкус и кошелёк. В большинстве магазинов можно спокойно опробовать несколько разных моделей и производителей в условиях, «максимально приближенным к боевым».

для чего сетка перед микрофоном

Вот что в этом деле неприемлемо, так это гоняться за дешевизной. Микрофоны для караоке даже и рассматривать не нужно, так же как и непонятные приборы неизвестного производителя – скупой платит дважды! Признанные лидеры «микрофонной отрасли» из наиболее распространённых – AKG, Audio-Technica, Audix, Beyerdynamic, Electro-Voice, Sennheiser, Shure. Они будут долго радовать вас своей работой, только тут есть одна деталь – у любой фирмы есть модели «начального уровня» и «топ-уровня», которые очень сильно отличаются по качеству, удобству и цене, то есть сам по себе бренд мало о чём может сказать. Выбирайте только по результатам прослушивания!

Источник

На каком расстоянии от микрофона надо стоять на выступлении?

Я очень люблю лёгкое волнение, когда стою на сцене перед публикой и вижу сотни глаз, уже направленных на меня, хотя я ещё не начал. Я держу перед собой микрофон, заглядываю людям в глаза, набираю воздух и начинаю с заранее приготовленной фразы.

Сто лет назад успех выступления зависел только от музыканта или оратора. Сегодня мы зависим от техники: микрофон, усилитель, колонки, наушники ­- и это только начало списка.

для чего сетка перед микрофоном
Микрофон – это прибор, и, как всеми приборами, им стоит научиться пользоваться. При неумелом использовании микрофон может испортить всё выступление: речь станет неразборчивой, бубнение сведет с ума или голос превратится в мультяшного героя. Могут появиться трески, хрипы, скрежет, а о заводках даже писать не хочется.

Если же вы знаете, как обращаться с микрофоном, он служит вам и облегчает выступление. Тембр голоса становится приятным и располагает послушать, внимание аудитории принадлежит только вам, и вы с легкостью добиваетесь цели выступления.

Так на каком же расстоянии держать микрофон на выступлении, чтобы голос был максимально разборчивым и тембр – изумительно приятным?

Кому эта статья будет полезна

Эту статью я написал для всех, кто пользуется микрофоном на выступлении: певцов, докладчиков, спикеров.

Поэтому вы можете смело читать её до конца: я уверен, вы откроете для себя что-то полезное, даже если уже много лет выходите на большую или маленькую сцену.

Ну а если вам предстоит первое выступление, сделайте работу с микрофоном обязательным пунктом в плане подготовки, и вы точно будете звучать на все 100%.

Я расскажу, почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон, какими бывают микрофоны, на каком расстоянии от рта должен быть микрофон, почему вы себя не слышите на сцене, как незаметно проверить микрофон, зачем микрофон ставят выше или ниже рта, как избежать заводок и нужно ли задевать микрофон губами.

Почему певцы и спикеры по-разному держат микрофон

Как только артисты не держат микрофон: близко, далеко, ставят на стойку, направляют в рот, переворачивают, обхватывают ладонью ручку или сетку, облизывают губами. Можно подумать, что с микрофоном можно делать всё, что угодно. Однако это не так.

Я советую держать микрофон так, чтобы это было:

1. Красиво
2. Технически грамотно

Всего два пункта, их легко запомнить.

Как держать микрофон красиво, расскажет ваш тренер по выступлениям, я же буду писать о том, как это сделать технически грамотно.

Главное правило

Поставьте микрофон на стойку или держите его за ручку перпендикулярно рту на расстоянии 10-50 см и не обхватывайте ладонью сетку

По большому счету, этого достаточно. И если следовать такому простому правилу, все будет хорошо. Дальше можно не читать.

для чего сетка перед микрофономХорошее положение микрофона
Часто артист подносит микрофон настолько близко ко рту, что губами облизывает сетку микрофона. Или же держит его примерно на уровне пупка. Или держит боком и явно не направляет в рот. Скорее всего, вам очень интересно узнать, почему артисты и певцы так делают и стоит ли повторять эти трюки.

Оставшуюся часть статьи я буду объяснять, в каких случаях стоит отойти от правила, чтобы избежать некоторых проблем.

Концерты, доклады, презентации

Давайте для простоты разделим все выступления на 2 типа:

· концерт с группой, когда вы поете в сопровождении музыкальных инструментов
· выступление спикера на конференции или докладчика на презентации; вы выступаете один; у вас нет музыкантов, которые играют вместе с вами на сцене;

Какими бывают микрофоны

Микрофоны бывают разных видов и типов, но для выступления вам вовсе не надо в этом разбираться. Если интересно, можно почитать специальную литературу.

Микрофоны реагируют на силу вашего голоса и разрабатывались для поставленных голосов.

Когда вы слушаете выступление народного артиста и поражаетесь силе его голоса, возникает ложное ощущение, что вся сила заключена в микрофоне и звукоусилительной системе.

Если у артиста с хорошо поставленным голосом отобрать микрофон, вы хорошо будете слышать его голос даже на галерке. В этом легко убедиться, если купить билет театр или в оперу и посетить представление.

А если микрофон забрать у меня, то дальше метра никто ничего не услышит. Потому что мой голос слабенький.

В следующем разделе я напишу, почему это важно.

А пока я хочу, чтобы вы поняли: если вы планируете выступать больше одного раза, то позанимайтесь с хорошим преподавателем, чтобы поработать с голосом и укрепить связки.

На каком расстоянии от рта должен быть микрофон

Чуть выше я уже написал, что хорошее расстояние 15-50 сантиметров.

Почему такой разброс? Неужели нет четкого правила? К сожалению, нет.

Когда вы говорите или поете, ваши голосовые связки колеблются и приводят в движение частички воздуха. Эти частички заставляют двигаться барабанную перепонку, и вы слышите звук.

В микрофоне нет барабанной перепонки, но внутри него спрятана мембрана, которая реагирует на колебания частичек воздуха, как барабанная перепонка.

Мембрана начнет колебаться в том случае, если воздушные колебания смогут сдвинуть ее с места. Т е на очень маленькие воздушные движения мембрана не реагирует из-за своей массы. Как если вы попытаетесь сдвинуть с места припаркованный автомобиль «Жигули». Тужитесь, тужитесь, а автомобиль стоит на месте. А если в «Жигули» влетит хотя бы «Запорожец», «Жигули» продвинутся вперед. Представили?

Так отличаются сильный и слабый голос.

Внутри микрофона движения мембраны преобразуются в электрические колебания.

У преобразования есть два ограничения: если ваш голос слишком слаб, то электрический сигнал получится тоже слабым, им почти невозможно управлять. Если голос неимоверно силен, то микрофон не выдержит такую нагрузку и преобразование получается с браком.

Изобретатели делают микрофоны для артистов с сильными голосами, которые смогут раскачать мембрану на расстоянии в несколько десятков сантиметров.

У артистов поставлен не только голос, у них хорошо развита дикция. Другими словами, они активно артикулируют губами согласные звуки.

Поэтому опасно подходить близко к микрофону. Профессионалы всегда держат микрофон на достаточном расстоянии ото рта.

Почему опасно стоять близко к микрофону

Слышали бубнящие голоса, когда невозможно понять слов? Если держать микрофон близко ко рту, то в колонках увеличивается количество низких частот.

для чего сетка перед микрофономПлохое положение. Очень близко к микрофону
Отодвиньтесь подальше от микрофона, чтобы наладить звучание.

Если так просто, почему же артисты этого не делают?

Дело в том, что выступающий слышит свой голос совсем не так, как слушатель. Когда вы говорите, вы слышите себя не только ушами, но еще через кости тела.

Кости тела, и черепная коробка в том числе, вибрируют от звука собственного голоса, эти вибрации улавливает слуховая система и подмешивает их к тому звуку, который слышат уши. Это называется костная проводимость.

Другими словами, когда вы говорите, то слышите голос через уши и через кости. Вибрации костей дают низкий звук.

Ваш собеседник не улавливает вибрации костей и слышит только ушами. Поэтому вам самим свой голос кажется более низким, чем его слышат окружающие.

Артисты очень удивляются, когда впервые слышат свой голос в записи. Голос кажется высоким и писклявым. А все говорят – всё нормально. Может показаться, что сходишь с ума.

Если сделать звук таким, каким его слышит артист, то нельзя будет разобрать слова из-за бубнения.

Научитесь подавлять рефлекторное желание приблизиться к микрофону. Это желание возникает каждый раз, когда вы слышите себя из колонок.

Через какое-то время вы привыкнете, и нормальный для окружающих звук перестанет вас раздражать.

Что будет, если встать далеко от микрофона

Иногда артисты встают так далеко от микрофона, что микрофон перестает понимать, а кто же сейчас говорить. И ловит все подряд: шум кондиционера, шуршание пиджака о рубашку, анекдоты, которые рассказывают за кулисами.

для чего сетка перед микрофоном
Когда микрофон стоит слишком далеко, голос как бы лишается тела и увесистости. Он становится высоким, свистящим и шепелявым. Слова можно разобрать, но голос теряет свою выразительность и красоту тембра.

Почему вы себя не слышите на сцене

Когда вы говорите или поете в микрофон, может показаться, что он не работает. И тогда вы просите сделать себя погромче, пока не услышите звук собственного голоса из колонок.

Так делать не надо.

Если вы слышите себя из колонок, значит, для окружающих звук стал слишком громким.

Вот две причины, почему вы себя не слышите на сцене:

Чуть ниже я напишу, как можно незаметно проверить микрофон.

Почему певцы держат микрофон очень близко

Если вы выступаете на концерте с музыкантами, то, кроме вашего голоса, звучат и другие инструменты: барабаны, гитарные комбики. Чтобы их хорошо услышать, на сцене стоят мониторы. Звук инструментов вокалист слышит чаще всего из напольных мониторов.

Звук из этих мониторов приходит в вокальный микрофон вместе с голосом певца. Если певец поет слишком тихо, а мониторы играют слишком громко, то голос в микрофоне будет почти не слышим. Ничего не остается, как придвинуться к микрофону.

Мы с вами уже знаем, что микрофон не любит, когда его держат слишком близко. Так что же делать?

Есть всего два варианта:

Нужно ли задевать микрофон губами?

Мой ответ на этот вопрос однозначный: нет.

Во-первых, появится шум. Подвигайте пальцем по сетке микрофона и послушайте, что получится. Примерно то же самое делают ваши губы.

Во-вторых, мы уже выяснили, что микрофон не рассчитан на то, что вы будете говорить или петь в него с такого близкого расстояния.

В-третьих, когда вы говорите или поете, изо рта незаметно вылетают тоненькие капельки слюны и оседают на сетке микрофона. Вылетают они у всех, не только у вас, это нормально. Вы точно хотите слизывать с сетки микрофона слюни всех своих предшественников?

В-четвертых, сетка микрофона сделана из металла, а я бы вам советовать приучиться не прикасаться к металлическим частям любых приборов, расположенных на сцене.

Все приборы так или иначе подключены к электрической сети. В нормальной ситуации это электричество никак вас не коснется, но всякое бывает. Не хочу сейчас вас пугать, можете посмотреть в Интернете разные истории о том, как электричество убивало музыкантов. Еще раз повторю, что такое происходит крайне редко, бояться поражения электрическим током не стоит, но береженого, как говорится, Бог бережет, поэтому лучше не облизывайте губами микрофон.

Чем дальше электрический прибор от воды, сырости и влаги, тем лучше

Почему певцы по-разному держат микрофон

Многие не задумываются о том, как держать микрофон.

Кое-кто держит микрофон именно так, потому что это хорошо выглядит.

Хороший артист думает не только о том, что сказать и спеть, но и о том, как он выглядит со стороны. Научитесь красиво держать микрофон, чтобы вы с ним хорошо смотрелись.

Если вы хороший музыкант и думаете о том, чтобы ваш голос хорошо звучал, то найдите оптимальное расстояние от рта до микрофона. Именно от этого расстояния зависит тембр в первую очередь. У кого-то это 20 сантиметров, кому-то нужно 47.

Можно изменять расстояние микрофона в зависимости от фразы и громкости. Этому нужно отдельно учиться и быть очень внимательным, потому что некоторые певцы делают все наоборот. Рекомендую посмотреть живые выступления Джорджа Майкла, он отлично владел микрофоном.

Странное положение микрофона может быть художественным приемом. Вы сами можете поэкспериментировать и послушать, что получится, если держать микрофон под разным углом ко рту.
для чего сетка перед микрофономНе обхватывайте микрофон за сетку. Звук будет безнадежно испорчен
Обхватывать сетку микрофона не стоит никогда, потому что это безнадежно портит звук и вызывает заводки. Сложите ладонь трубочкой, поднесите ко рту и поговорите. Мне кажется, вам не понравится. Вот такой же звук получится, если обхватить сетку микрофона ладонью.

Держите микрофон за ручку, её для этого сделали 😉

Почему микрофон заводится или пищит?

Заводка – тот самый пронзительный писк, который время от времени сводит с ума зрителей и артистов.

Заводка появляется из-за того, что слабый звук из микрофона усиливается и через колонки снова попадает снова в микрофон, потом опять усиливается и так происходит много раз до тех пор, пока микрофон не запищит.

Сделать так, чтобы такого писка не было, входит в обязанности звукорежиссера, но порой артисты сами провоцируют такие заводки.

Вот несколько советов, чтобы избежать писка в мониторах и колонках:

Зачем микрофон ставят выше или ниже рта

Положение микрофона изменяет спектр звука. Если проще, так можно регулировать количество низких и высоких частот без дополнительных приборов.
для чего сетка перед микрофоном
Это довольно тонкий прием, которым обычно пользуются в студии. О нем я подробно рассказываю на занятиях по работе с микрофоном.

Сейчас отмечу, что положение выше или ниже рта может поменять тембр голоса: улучшить или безнадежно испортить. В некоторых случаях поможет избавиться от свистящих звуков на согласных «с», «щ» и других.

Как контролировать звук из микрофона

Надеюсь, я убедил вас в том, что микрофон может здорово помочь на выступлении, если им правильно пользоваться.

Следуйте главному правилу, которое я написал выше, и звук вашего голоса будет радовать и вас самих, и ваших слушателей.

Если хотите более тонко овладеть микрофоном, позанимайтесь с хорошим звукорежиссером. Дело в том, что самостоятельно контролировать свой голос из колонок не получится из-за того, что вы слышите себя еще и внутренним слухом. А человек со стороны слушает только ушами.

Как незаметно проверить микрофон

Чтобы проверить микрофон, совсем не надо говорить в него «раз-раз-раз» или «как меня слышно?» Это выглядит некрасиво и непрофессионально. Зрители пришли на шоу и жаждут зрелищ, а не это вот всё.

Не стучите пальцем или кулаком по микрофону – так он может выйти из строя, и ваше выступление сорвется

Лично я беру микрофон и цикаю в него языком, повернувшись боком к зрителям, чтобы они не видели движения губ и не подумали, что я что-то говорю. Звук получается хорошо слышимым для меня, потому что я его жду, и остается незамеченным в зале, потому что не привлекает к себе много внимания.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *