для чего служит окончание в слове 3 класс
Урок русского языка по теме «Окончание. Роль окончания в предложении». 3-й класс
Класс: 3
Цель: формирование представления об окончании как изменяемой части слова и роли окончания в предложении.
1. Организационный момент
Организация начала урока, эмоциональная подготовка, разминка для пальцев.
Ваши пальцы все проснуться.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд.
Быть здоровыми хотят!
Прикрепляется смайлик на доску.
1 слайд: сок, метро, осы, кино
– Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (Дети называют звук [o])
– Дайте характеристику этому звуку/(Гласный, делает согласные твердыми.)
– Какой буквой он обозначается на письме? (Буквой О)
Открывается крыло доски, там прописано:
Дети пишут число, классная работа с комментированием.
(проверьте правильность написания)
Затем прописывают чистописание.
3. Звуко-буквенный анализ слова метро
1 ученик на доске разбирает, остальные в тетрадях.
яблоко, арбуз, земляника, малина.
Дети записывают с комментированием.
– Какие из перечисленных слов будут обозначать ягоды (дети называют, затем записывают слово ягоды).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Рассказать правило о существительном.)
– В каком слове больше всего гласных? (Земляника)
– Составить предложение с этим словом.
(Слова даны вразброс на доске под экраном без предлога и нет окончания в слове лес.)
5. Проблемная ситуация
– Что нужно добавить, чтобы получилось предложение? (Предлог в и окончание -у.)
– Составьте предложение. (Варианты детей.)
Запись предложения. (1 ученик у доски с комментированием)
Разбор предложения без схемы. (дополнительный вопрос: что такое словосочетание?)
– Если бы не было предлога и окончания, могли бы мы составить предложение? (Нет.)
– Почему? (Не было бы смысла.)
Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об окончаниях в словах и их роли в предложении.
И продолжаем работать по теме «Состав слова».
Но сначала давайте вспомним, что мы знаем уже по изученной теме.
6. Повторение пройденного (устная работа)
Фронтальный опрос (устно).
– К выделенным словам подберите однокоренные, которые обозначают предмет.
При проверке появляются однокоренные слова на слайде.
– Назовите два признака однокоренных слов.
– Что такое корень?
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето
Золото, позолота, зола, золотистый
Гористый, гора, горчица, горная
Устно назвать только однокоренные слова и их корень. Потом устно проверить, какие слова лишние. (На слайде исчезают лишние слова.)
7. Работа над новой темой
Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одной частью слова – окончанием.
И должны выяснить, для чего служит окончание в предложении.
1) Даются карточки ученикам:
Корень лес (ученик выходит к доске. держит карточку со словом лес.)
– Есть здесь окончание? (Нет.)
– Давайте посмотрим, как будут образовываться окончания.
4 ученика выходят к доске и строятся справа от корня с окончаниями.
– нет чего? леса
– чему? лесу
– чем? лесом
– о чём? о лесе
– Какой можем сделать вывод?
– Корень изменяется? (нет)
– А окончания? (да)
2) Чтение правила с.60
– Что же такое окончание? (д/з – выучить правило наизусть)
А сейчас нам предстоит выяснить для чего служат окончания?
Задание называется «Ты – редактор»
План работы в парах:
Раздаются карточки с заданием (1 карточка на парту)
Есть много (страна) на планете. Наша (страна) – Россия. В нашей (страна) пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей (страна).
– Какое слово нужно изменить?
– Послушаем, что у вас получилось.
Дети читают задание по предложению.
– А для чего вы изменили окончания? (Чтобы слова были связаны друг с другом.)
– Итак, попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?
– Давайте прочитаем правило на с. 61
– Спишите текст, выделите окончания в рамочку.
Есть много стран на планете. Наша страна – Россия. В нашей стране пройдут Олимпийские игры. Мы гордимся нашей страной.
8. Закрепление изученного материала
– 1, 2 предложение у доски (2 ученика). Выделяем окончания у тех слов, которые изменились.
– 3 предложение самостоятельно с взаимопроверкой.
– Что сегодня узнали на уроке? (Новую часть слова – окончание.)
– Изменяется ли эта часть слова?
– Для чего служит в предложении?
– Кто затруднялся в чем-нибудь?
– Кто помогал своим товарищам?
– Молодцы!
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание
Упр. 133 с. 61, правила с. 60–61.
Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз посмотрим на смайлик и улыбнемся друг другу.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. 
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В курсе русского языка 3 классы вы:
• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка
Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка
Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка
Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка
Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка
Назовите все значимые части слова.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Состав слова.
Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Задание. Лишнее слово.
Зачеркните в каждой строчке лишнее слово.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
Видеоурок
Конспект урока русского языка на тему: «Окончание» (3 класс)
Урок русского языка в 3А классе ГБОУ СОШ №27
Тема урока: Окончание
Задача урока: раскрыть теоретическую основу части слова – окончания, опираясь на имеющийся у детей социальный и предметный опыт, вести пропедевтическую работу по ознакомлению учащихся с падежными вопросами.
3. Наглядность для открытия новых знаний- карточки с заданием
4. Наглядность для проверки открытия-плакат на доске.
Актуализация опорных знаний.
Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова.
-Выпишите из текста слово Москва, вставляя пропущенную букву
-Для чего изменялось в тексте слово Москва?
(-Для связи слов в предложении)
(- столица, Родины, улицы)
— Какие словарные слова изменены? Для чего?
(- Род и на, ул и ца. Для связи слов в предложении)
Подведение к проблемному вопросу.
— Ребята, из своего опыта изучения русского языка вы знаете, что наша речь состоит из предложений, которые выражают законченную мысль. Предложения состоят из слов.
-Какое условие должно быть выполнено, чтобы из слов получилось предложение?
-(Слова должны быть связаны между собой по смыслу)
-Можно ли установить связь между словами ничего в них не изменяя?
— Ребята, как вы думаете, что нам сегодня нужно исследовать? (Слова в предложении)
— А какое предположение можно сделать?(Что существует часть слова, которая служит для связи слов)
2. Открытие новых знаний.
В Москве много мост. По мост мчатся машины. Идут по ним пешеходы. Все мост очень красивы.
-Подумайте и измените слово «мост «, чтобы текст звучал красиво и правильно
(Дети записывают текст.)
-Что изменилось в слове «мост «? Почему текст звучит красиво и правильно.
-Изменились окончания. Слова в предложениях стали связаны по смыслу.
— Сделайте вывод, для чего служит окончание?
(-Для связи слов в предложении)
-Вы заметили, что окончание это изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
— к АК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ В СЛОВЕ?
— Как определить окончание в слове белка?
-Объясните, как правильно определить окончание в слове.
Отдых для глаз, плеч и кистей рук.
— Я буду произносить словосочетания в единственном числе, а вы изображать и произносить их во множественном числе:
Работа с учебником. Чтение правила на с. 113.
Выполнение упражнения на с. 113
Пронаблюдайте за изменением слова «чеснок» в тексте и сделайте вывод, запишите словосочетания со словом «чеснок», выделите окончания в этом слове. Пронаблюдайте за окончанием слова, которое зависит от слова «чеснок». Как по-вашему, оно меняется? Порассуждайте на эту тему!
В обычном чесноке много полезных свойств. Сок обычного чеснока помогает залечивать раны. Раньше обычным чесноком лечили кашель. Добрая слава у обычного чеснока.
Окончания служили на станции телефонистами. Они выполняли очень важную работу: соединяли слова так, чтобы люди понимали друг друга. Однажды окончания решили, что они самые важные части слова. Загордились.
Увидели это Корни, Приставки и Суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали. И работа Окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные Окончания по городу, а смысл найти не могут.
Как вы думаете, о чём эта сказка? Почему исчез смысл?
Выставление отметок с комментированием обучающихся
— Спасибо за хорошую работу!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Эффективное решение проблем нового содержания образования невозможно без опоры на соответствующие методы, обеспечивающие оптимальную организацию учебного процесса. С точки зрения обнаруженных особенностей учебно-исследовательской деятельности наиболее продуктивным в исследовательском подходе к начальному обучению русскому языку может быть метод системно-деятельностного обучения. Этапы реализации системно-деятельностного метода: 1.Постановка учебной задачи. Исследование объекта как системы означает актуализацию уже известных сторон объекта, которые необходимы для постановки и решения учебной задачи.
2.Раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов.
3. Выявление многообразных связей между объектом и окружающей действительностью, а с точки зрения формы — проверка найденного решения учебной задачи.
4.Сведение многоообразных связей объекта в единую неразрывную картину, а учебной задачи — к определению ее функциональных возможностей.
Решение каждого вида учебно-исследовательской задачи предполагает собственное содержание и организацию обучения, объем которого может соответствовать задаче отдельного урока. Поэтому в исследовательском подходе к начальному обучению русскому языку должна применяться особая типология уроков, опирающаяся на выделенную систему учебно-исследовательских задач. Структуру уроков решения учебно-исследовательских задач могут составлять: 1) уроки постановки задачи-проблемы; 2) уроки исследования; 3) уроки тренинга; 4) уроки контроля; 5) уроки коррекции.
Конспект урока русского языка на тему: «Окончание» (3 класс) составлен с целью : Вспомнить с учащимися одно из основных понятий раздела «Словообразование»-окончании; выявить роль окончания для связи слов в предложении; развивать и обогащать речь учащихся Задача данного урока: раскрыть теоретическую основу части слова – окончания, опираясь на имеющийся у детей социальный и предметный опыт, вести пропедевтическую работу по ознакомлению учащихся с падежными вопросами.Тип урока: урок-исследование.








