для чего служит улавливающий тупик

Улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

Ула́вливающий тупи́к — железнодорожный путь, предназначенный для предотвращения выхода поезда, потерявшего управление, или группы вагонов на пути, занятые другим подвижным составом или пересечения маршрута другого поезда.

Улавливающий тупик устраивается в конце затяжного спуска, перед станцией, таким образом, чтобы исключить попадание неуправляемого подвижного состава на станцию. Также возможно устройство улавливающего тупика на станции, с тем, чтобы исключить выход со станционных путей неуправляемого подвижного состава в сторону перегона, имеющего затяжной спуск.

Для остановки подвижного состава в улавливающем тупике используются путевые упоры, отсыпка песка или гравия выше уровня головки рельс, создание обратного уклона, а также сбрасывающие стрелки.

для чего служит улавливающий тупик

Полезное

Смотреть что такое «Улавливающий тупик» в других словарях:

улавливающий тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску; Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Улавливающий ж/д тупик — Улавливающий тупик. Тупиковый путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску. Источник: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. МПС РФ 26.05 … Официальная терминология

Тупик — Тупик: В Викисловаре есть статья «тупик» Тупик (улица) тип улицы, не имеющей сквозного проезда, закрытая от сквозного проезда дорога … Википедия

тупик улавливающий — Тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по затяжному спуску [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика

ТУПИК УЛАВЛИВАЮЩИЙ — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по затяжному спуску (Болгарский язык; Български) уловителей глух коловоз (Чешский язык; Čeština) záchytná kusá kolej (Немецкий… … Строительный словарь

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Поезд вне расписания (фильм) — Поезд вне расписания Жанр Фильм катастрофа Режиссёр Александр Гришин Автор сценария Алексей Леонтьев Анатолий Царенко Александра Гришина … Википедия

Железнодорожная терминология — Эта страница глоссарий. Железнодорожная терминология … Википедия

Куокканиеми — Посёлок Куокканиеми (фин. Kuokkaniemi) Страна РоссияРоссия … Википедия

Поезд вне расписания — Жанр Фильм катастрофа … Википедия

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Улавливающий тупик

Улавливающие тупики служат для ограждения занятого перегона или маршрута на станции от выхода на них поезда, потерявшего управление на крутом спуске, или оборвавшейся части состава поезда при движении его на крутом затяжном подъеме. [2]

Предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути на перегонах и станциях. [3]

Занимать предохранительные и улавливающие тупики / подвижным составом запрещается. [5]

Занятие предохранительных и улавливающих тупиков подвижным составом запрещается. [6]

К специальным относятся предохранительные и улавливающие тупики и подъездные пути на перегонах и станциях. [7]

К специальным путям относятся предохранительные и улавливающие тупики ( рис. 147), а также подъездные пути к предприятиям, складам и карьерам. [8]

Отправление груженых составов вагонами вперед на перегоны с затяжными спусками при отсутствии улавливающих тупиков запрещается. [11]

Па перегонах, имеющих затяжные спуски, а также па станциях ограничивающих такие перегоны, при необходимости укладываются улавливающие тупики по специальным проектам. [13]

На перегонах, имеющих затяжные спуски, а также на станциях ограничивающих такие перегоны, при необходимости укладываются улавливающие тупики по специальным проектам. [14]

На перегонах, имеющих затяжные спуски, а также на станциях, ограничивающих такие перегоны, при необходимости строятся улавливающие тупики по проектам, утвержденным МПС. [15]

Источник

Устройства, отправляющие поезд под откос. Зачем они?

Опубликовано 15.08.2019 · Обновлено 05.11.2021

Как часто вам приходилось наблюдать за стрелочными переводами, которые вслед за поездом переключаются в положение, как говорят в народе — «в никуда»? Это особенно часто происходит, когда поезд с бокового пути выезжает на главный. Для обывателя такая картина кажется совершенно нелепой, в голове сразу прокручивается мысль, что это может быть сделано в рамках борьбы с терроризмом на транспорте. Другое логическое объяснение найти довольно сложно. А ведь помимо таких стрелочных переводов еще существует масса устройств, смысл которых заключается в организации крушений любых проезжающих единиц подвижного состава (а проще говоря просто сбросе колесной пары с рельс). Позвольте я развею мифы и объясню, для чего же на железной дороге применяются подобные устройства.

для чего служит улавливающий тупикСбрасывающий остряк

На самом деле все вышеописанные приспособления носят такое официальное название как «Устройство для предупреждения самопроизвольного (несанкционированного) выхода подвижного состава на маршруты следования поездов (защитное устройство)«.

Таким образом эти устройства должны от чего-то защищать, но такая «защита» выглядит по меньшей мере странно, и это только на первый взгляд! Главные магистральные пути, по которым следуют поезда, не редко на большой скорости (если не осуществляется съезд), и если один вагон, оставленный на станции во время маневровой работы, был закреплён с «применением халатности» (например небыли установлены тормозные башмаки), то этот вагон может самопроизвольно начать движение, и взрезая все стрелочные переводы на своем пути выкатиться на магистраль прямо под летящий Сапсан, или «наливняк» с бензином массой 8000 тонн. Представляете что произойдет? Это будет настоящая катастрофа, а ведь мы не учли, что самопроизвольно может выкатиться не один вагон а несколько.

Раз такая ошибка работников станционного парка или горки может произойти, её последствия необходимо предотвратить любой ценой, а в данном случае самый действенный вариант — это сброс колесных пар вагонов с рельс. Большой скорости они набрать на станции не успеют, по этому разрушения будут минимальными.

для чего служит улавливающий тупик

В настоящее время на подобные устройства действуют соответствующие Технические требования РЖД, и согласно этим требованиям при проектировании новых станционных путей и модернизации действующих, заградительным устройством должен стать непосредственно профиль — все примыкающие линии должны иметь «вогнутость», то есть подъем в сторону основных магистральный путей. Это является самым надежным способом защиты от самопроизвольного движения элементов подвижного состава.

Но это все новое и модернизируемое, а сейчас давайте посмотрим, что за охранные устройства применяются:

Сбрасывающий башмак

Устанавливается там, где отсутствует электрическая централизация. Может устанавливаться в положение «сброса» вручную. Это устройство эффективно сбрасывает колесную пару с рельса.

для чего служит улавливающий тупик

А ниже устройство выполняющее обратную функцию, оно носит название Накаточный башмак и применяется для постановки «сброшенного» состава обратно на рельсы.

для чего служит улавливающий тупик

Улавливающий тупик

Как видите функция тупика аналогична сбрасывающему башмаку, только если скорость вагонов будет небольшая, есть шанс что выезда за пределы тупика не произойдет.

для чего служит улавливающий тупик

Сбрасывающий остряк

Самое распространенное устройство для сброса подвижного состава с рельс. Устанавливается на примыкающих путях в местах, где есть электрическая централизация. Всегда сброс направлен в противоположную сторону от магистрали. Приводится в действие, в отличие от сбрасывающего башмака, автоматически.

для чего служит улавливающий тупик

Это устройство ниже часто путают со сбрасывающим остряком, но задаются вопросом, а где же собственно блок управления? Но на самом деле его функция сбрасывать тормозные башмаки из под колес вагонов. Такой способ торможения применяется на сортировочных горках. Никакой угрозы составу устройство не представляет.

для чего служит улавливающий тупикБашмакосбрасыватель

Источник

Что такое улавливающий тупик?

Улавливающий тупик – это станционный путь, предназначенный для остановки потерявшего способность торможения поезда при движении по затяжному спуску, а также части состава, оборвавшегося на перегоне при движении поезда на крутом затяжном подъёме. Он находится в конце затяжного спуска на подходах к станции или у станционных путей, с которых возможен самостоятельный угон вагонов в сторону перегона с затяжным спуском.

Классификация железнодорожных станций в зависимости от объема и сложности выполняемой работы.

В зависимости от объема и сложности выполняемой работы выделяют следующие разновидности станций:

для чего служит улавливающий тупикВнеклассные;

для чего служит улавливающий тупикI класса;

для чего служит улавливающий тупикII класса;

для чего служит улавливающий тупикIII класса;

для чего служит улавливающий тупикIV класса;

для чего служит улавливающий тупикV класса.

Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах – сумма баллов.

Классификация станций в зависимости от характера выполняемой работы.

В зависимости от характера выполняемой работы различают следующие разновидности станций:

для чего служит улавливающий тупикГрузовые (основными операциями на них являются грузовые);

для чего служит улавливающий тупикСортировочные (предназначены для массовой сортировки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формирования поездов);

для чего служит улавливающий тупикУчастковые (их назначение – обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и расформирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций);

для чего служит улавливающий тупикПромежуточные (в том числе разъезды и обгонные пункты);

для чего служит улавливающий тупикПассажирские (раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов).

Что такое сортировочные станции?

Сортировочная станция – этораздельный пункт, предназначенный для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным планом формирования поездов, и имеющий для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства. Она состоит из сортировочной горки и нескольких парков путей (приема, накопления, отправления).

Что такое участковые станции?

Участковая станция – это раздельный пункт, предназначенный для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций, по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживанию подъездных путей и мест выгрузки-погрузки и т. д. Участковые станции обеспечивают безопасную и бесперебойную работу железной дороги; тяговое обслуживание движения поездов; местную работу примыкающих участков.

Что такое грузовая станция?

Грузовая станция – это раздельный пункт, предназначенный в общем случае для приёма к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов, приёма, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов и передач вагонов, производства маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и уборке их, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры.

Грузовые станции подразделяются на:

для чего служит улавливающий тупикстанции общего пользования;

для чего служит улавливающий тупикстанции примыкания подъездных путей;

для чего служит улавливающий тупикпортовые;

для чего служит улавливающий тупикперегрузочные.

для чего служит улавливающий тупик

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

для чего служит улавливающий тупик

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

Источник

для чего служит улавливающий тупикmikka

Dream World

В настоящее время все 7 улавливающих тупиков разобраны, насыпи их зарастают.

для чего служит улавливающий тупик

Разобранная насыпь к мосту бывшего улавливающего тупика, отходившего от о/п Ягодный (5235 км Транссиба).

Всего между Иркутском и Слюдянкой было построено 7 улавливающих тупиков: 4 со стороны Иркутска и 3 со стороны Слюдянки (относительно Андриановского перевала)

для чего служит улавливающий тупик

Ниже приведены несколько исторических снимков указанных ответвлений.

для чего служит улавливающий тупик

Сплотка электровозов ВЛ22 проследовала стрелку тупика 5.

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

7-й улавливающий тупик.

Но, пожалуй, самым интересным был 1-й тупик, располагавшийся на 5235 км у современного о/п Ягодный. Это единственный тупик, где со стороны пути, по которому поезда двигаются под гору, не склон, а долина. Потому для работы тупика был построен мост через р. Малая Олха, сохранившийся до настоящего времени. Но если в 80-90-е годы путь по этому мосту был популярным у туристов вариантом захода на скальники, то в начале нового века подходы к мосту были разобраны, по объяснениям железнодорожников, чтобы снять мост с баланса.

для чего служит улавливающий тупик

Так выглядел тупик в годы своей эксплуатации.

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

для чего служит улавливающий тупик

Мост через р. Малая Олха.

для чего служит улавливающий тупик

Зарастающая насыпь. В первой половине 80-х годов эти сосны были меньше метра высотой.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *