для чего учитель наставник тьютор может использовать свои креативные способности
Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога
МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»
Деловая игра с элементами тренинга
Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Подготовила педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности педагога.
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Введение в тему деловой игры.
Задание 1. Разминка Тест «Опытный педагог»
Задание 2- Разогрев Упражнение «Перекинь мяч»
Задание 3 – Тренинг «Качества творческой личности
Задание 4 – Признаки креативности Davis
Задание 5 – Упражнение «Объявление».
Задание 6– Творческое задание.
Задание 5 – Перевёртыши.
Задание 8– Упражнение «Сочиняем стихи»
Вывод по проделанной работе
Задание 10 – Упражнение «Рифмовка»
Заключительное слово ведущего.
На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.
Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон,1997 г.).
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов.
Творческий педагог подразумевает помимо профессиональной подготовки, ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому педагогу.
Это, в первую очередь, такие качества личности,как:
• способность принимать ответственные решения;
• креативный подход к любому делу;
• умение доводить дело до конца;
• постоянно учиться и совершенствоваться.
Это и такие качества как:
• наличие гибкости мышления;
• наличие абстрактного мышления;
• наличие системного и экспериментального мышлений;
• умение потенцинировать диалог; коммуникабельность; сотрудничество.
В творческом процессе педагогаможно выделить такую последовательность этапов:
1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.
2. Разработка замысла.
3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.
4. Анализ и оценка результатов творчества.
Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.
Что мешает и заглушает творчество?
Внешняя критика, оценка правильно, не правильно.
Внутренняя критика, та же оценка.
Сравнение с другими людьми, детьми.
Одобрение оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы.
Страх неудачи, зацикливание на результат.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов, через использование деловой игры с элементами тренинга. Мы будем стараться активно искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявляя гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Тест «Опытный педагог ДОУ».
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный)и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
III Этап. Тренинг «Качества творческой личности».
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения. Обратите внимание на ваше тело.Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают?. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).
Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?
А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди.
Медленно откройте глаза.
После того как все участники группы открыли глаза, предлагаю всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т. д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.
После того, как все закончили рисовать, и рисунки расположены на видном для всех месте,я продолжаю инструкцию: «Продолжим нашу работу.Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».
В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, побуждаю остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом записываю называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.
• Большое количество существующих признаков креативности Davis
• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
• Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.
1. Упражнение «Объявление».
— В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
2. Задание командам.
3. задание – «Перевертыши».
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
4. Упражнение «Сочиняем стихи».
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание.
• Утром настроение плохое…
• Весной везде повсюду лужи…
• После смены я решила…
• Всех решила удивить…
• Педагоги часто сердясь и бранясь…
Задание 6. Упражнение «Рассказ из зоголовков».
Автор упражнения Эдвард Де Боно, писатель, эксперт в области творческого мышления.
Вывод по проделанной работе:
Педагог должен быть креативным почему?
(современным, увлекательным, интересным, успешным и т. д.)
В заключении я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся сегодняшней встрече.
Мы встречались, мы играли, креативность развивали …
• На игру мы приходили, где мы с вами научились …
• Креативность – что за птица?.
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
3. 8 и 14 – постоянство
4. 9 – амбициозность
6. 11, 12 – слуховая память
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Статья на тему «Креативность учителя»
Тема: «Креативность учителя».
Выполнила: Потапова Елена Владимировна.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
На данный момент существует огромное количество профессий, востребованных обществом. В информационном обществе, характеризующемся внедрением новых технологий, использованием информационных приборов, переходом государства к новой экономической системе, на рынке труда появляются новые специальности, а функции и задачи работников обновляются и усложняются. Учителя нужны всегда. Общество стремительно развивается, наука не стоит на месте – знания приобретают особую значимость для каждого индивида, а значит и человек, предающий свои знания другим, обладает огромной ценностью для всего общества в целом и должен соответствовать обязанностям, которые на него возлагаются. Много лет назад существовало мнение, что возраст человека определяет способность обучать других и эффективность результатов работы. Однако сейчас основными показателями готовности преподавать в учебных заведениях, помимо профессиональной подготовки, которая стоит на первом месте, являются личностные качества учителя. Постепенно профессия учителя становится более дифференцированной, появляются узкие направленности. В каждом направлении педагогической деятельность какое-то определенное качество учителя находит большее проявление, чем остальные. Но есть ряд качеств, которыми необходимо обладать каждому учителю, независимо от предмета преподавания, возраста учеников и так далее. Это любовь к своей профессии, желание заниматься выбранным делом, нравственные качества, а также креативность.
Креативность выражается в готовности принять новые идеи, внедрить инновации в учебный процесс, что может послужить толчком для более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Творческие способности преподавателя, которые можно считать синонимом понятия «креативность», определяют заинтересованность учащихся, что немало важно. Поэтому основная цель данной статьи – раскрыть глубже понятие «креативность учителя», выявить источники формирования и способы развития этого качества и рассмотреть возможные результаты применения данного качества на практике.
Критерии креативности можно определить так:
создание нового с использованием того, что уже есть, при этом отказ от стереотипности мышления;
гибкость и оригинальность ума;
восприимчивость — умение замечать необычные детали, неопределенности и противоречия, быстрая переключаемость с одной идеи на другую;
предрасположенность к синтезу и анализу;
метафоричность — готовность работать в нестандартных условиях, склонность к ассоциациям, умение видеть в сложном простое и наоборот;
способность почувствовать правильное направление мысли интуитивно;
способность разрабатывать свои идеи в деталях;
умение генерировать большое количество разнообразных идей;
удовлетворенность — итог работы креативного мышления.
Бизнес ( Придумав и реализовав новую идею, можно очень хорошо развить свой бизнес, которому не помешают конкуренты, потому что вы первый в этой области.)
Реклама (Креативность помогает прорекламировать новую продукцию под таким углом, чтобы покупатель решил, что данный товар — именно то, что ему нужно.)
Искусство ( Любое произведение искусства — это результат креативного труда. Наиболее креативны те, которые не следуют традиционным идеям для создания своих произведений, а придумывают новые пути в своей области. Так возникают новые стили музыки, жанры кино.)
Любая ситуация, в которой не работают традиционные пути решения проблемы, требует креативности.
Творчество учителя связывают с профессиональной компетентностью.
В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач; новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке; создание новых форм общения в групповой работе и т. д.).
В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.
Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества :
Первый уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её результатам. Но он действует « по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень – эвристический. Педагог использует возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучености, воспитанности, развития класса.
Итак, главные уровни: оптимизации, эвристический, личностно – самостоятельный.
Педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть и динамику творчества учителя.
Возможно следующее видение творчества:
1. Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, то есть обнаружение учителем вариантов нестандартных способов решения педагогических задач. Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из всех возможных, использование старого приема в новых, изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника себе самому и другим. Этот уровень творчества осуществляют большинство учителей в своей работе.
2. Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых, оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явления, перестраивающих общественный педагогический опыт. Новаторство – это особый тип мышления, включающий, прежде всего способы обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным решением и возвращение его в педагогическую практику. Это способность модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном виде. Новаторство – это и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная Я – концепция, умение защищать свои идеи, доказывать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и опыт. На этот уровень творчества поднимается не каждый учитель, хотя этот уровень творчества не закрыт для учителя. Вместе с тем этот путь обычно требует всей жизни педагога.
статья «Креативность учителя»
Тема: «Креативность учителя».
Выполнила: Потапова Елена Владимировна.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
На данный момент существует огромное количество профессий, востребованных обществом. В информационном обществе, характеризующемся внедрением новых технологий, использованием информационных приборов, переходом государства к новой экономической системе, на рынке труда появляются новые специальности, а функции и задачи работников обновляются и усложняются. Учителя нужны всегда. Общество стремительно развивается, наука не стоит на месте – знания приобретают особую значимость для каждого индивида, а значит и человек, предающий свои знания другим, обладает огромной ценностью для всего общества в целом и должен соответствовать обязанностям, которые на него возлагаются. Много лет назад существовало мнение, что возраст человека определяет способность обучать других и эффективность результатов работы. Однако сейчас основными показателями готовности преподавать в учебных заведениях, помимо профессиональной подготовки, которая стоит на первом месте, являются личностные качества учителя. Постепенно профессия учителя становится более дифференцированной, появляются узкие направленности. В каждом направлении педагогической деятельность какое-то определенное качество учителя находит большее проявление, чем остальные. Но есть ряд качеств, которыми необходимо обладать каждому учителю, независимо от предмета преподавания, возраста учеников и так далее. Это любовь к своей профессии, желание заниматься выбранным делом, нравственные качества, а также креативность.
Креативность выражается в готовности принять новые идеи, внедрить инновации в учебный процесс, что может послужить толчком для более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Творческие способности преподавателя, которые можно считать синонимом понятия «креативность», определяют заинтересованность учащихся, что немало важно. Поэтому основная цель данной статьи – раскрыть глубже понятие «креативность учителя», выявить источники формирования и способы развития этого качества и рассмотреть возможные результаты применения данного качества на практике.
Критерии креативности можно определить так:
создание нового с использованием того, что уже есть, при этом отказ от стереотипности мышления;
гибкость и оригинальность ума;
восприимчивость — умение замечать необычные детали, неопределенности и противоречия, быстрая переключаемость с одной идеи на другую;
предрасположенность к синтезу и анализу;
метафоричность — готовность работать в нестандартных условиях, склонность к ассоциациям, умение видеть в сложном простое и наоборот;
способность почувствовать правильное направление мысли интуитивно;
способность разрабатывать свои идеи в деталях;
умение генерировать большое количество разнообразных идей;
удовлетворенность — итог работы креативного мышления.
Если говорить о конкретных областях, в которых креативность особенно важна, то в качестве примеров можно привести следующие:
Бизнес (Придумав и реализовав новую идею, можно очень хорошо развить свой бизнес, которому не помешают конкуренты, потому что вы первый в этой области.)
Реклама (Креативность помогает прорекламировать новую продукцию под таким углом, чтобы покупатель решил, что данный товар — именно то, что ему нужно.)
Искусство (Любое произведение искусства — это результат креативного труда. Наиболее креативны те, которые не следуют традиционным идеям для создания своих произведений, а придумывают новые пути в своей области. Так возникают новые стили музыки, жанры кино.)
По сути, креативность может пригодиться в любой области. Например, в учительстве, даже при наличии определенных схем обучения и правил поведения для преподавателя, можно столкнуться с труднообучамостью ребенка или нескольких детей. Стандартные схемы обучения не работают, нужен креативный подход.
Любая ситуация, в которой не работают традиционные пути решения проблемы, требует креативности.
Творчество учителя связывают с профессиональной компетентностью.
В педагогическом общении – это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач; новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке; создание новых форм общения в групповой работе и т. д.).
В сфере личности – это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.
Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества:
Первый уровень творчества – это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её результатам. Но он действует « по методичке», по шаблону, по опыту других учителей.
Второй уровень – это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения.
Третий уровень – эвристический. Педагог использует возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обучености, воспитанности, развития класса.
Итак, главные уровни: оптимизации, эвристический, личностно – самостоятельный.
Педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть и динамику творчества учителя.
Возможно следующее видение творчества:
1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, то есть обнаружение учителем вариантов нестандартных способов решения педагогических задач. Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из всех возможных, использование старого приема в новых, изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника себе самому и другим. Этот уровень творчества осуществляют большинство учителей в своей работе.
2.Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя и для других, новаторство. Это создание новых, оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явления, перестраивающих общественный педагогический опыт. Новаторство – это особый тип мышления, включающий, прежде всего способы обнаружения всеобщих проблем с последующим оригинальным решением и возвращение его в педагогическую практику. Это способность модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном виде. Новаторство – это и особый тип личности, для которого характерна устойчивая профессиональная направленность, позитивная Я – концепция, умение защищать свои идеи, доказывать их новизну и дееспособность, это индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и опыт. На этот уровень творчества поднимается не каждый учитель, хотя этот уровень творчества не закрыт для учителя. Вместе с тем этот путь обычно требует всей жизни педагога.
Восприимчивость Креативный учитель
Гибкость – способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые.
Восприимчивость – способность легко воспринимать что-либо, приходящее извне,переключаться с одной идеи на другую.
Сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Метафоричность – способность с той или иной целью перенести любой смысл, чувство, признак с одного предмета на другой.
Беглость– способность придумывать множество возможных решений проблемной ситуации.
Разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Оригинальность – способность человека выразить свою индивидуальность через внешние признаки.
— Стимулирует и поддерживает творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.
— Обеспечивает возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций.
— Проявляет через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
— Проводит рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
— Проявляет терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.
— Учит школьников принимать и ценить собственное мнение,(как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.
Пути развития креативности учителя
В настоящее время в системе повышения квалификации работников образования, в рамках различных курсов, конференций и встреч широкое распространение получили педагогические мастерские как формы творческого развития педагогов в процессе совместной творческой деятельности. Мастерские используют в своей практике различные приёмы личностно ориентированных инновационных креативных технологий, при этом задачей педагогов является конструирование коллективной деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации детей. Это позволяет педагогу повысить уровень своего творческого потенциала, избавиться от стереотипов, изменить ценностные ориентации и поведение, формирует умение работать в коллективе, развивает способности к рефлексии и самоанализу, стимулирует к самоопределению своей позиции.
В своей работе педагогические мастерские интегрирует технологии сотрудничества, проектов, «мозговой штурм», коллективное творческое дело, креативные тренинги, методику сказкотерапии и другое, включая различные формы исследовательского творческого характера: социальноигровые акции, театрализованные тренинги, мастерклассы и др
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
В итоге, развитие креативности дает возможность учителю увеличить исходный творческий потенциал, сформировать потребность в саморазвитии, усилить мотивацию профессиональной деятельности. Креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности. Существует множество различных способов развития креативности, следуя которым можно в скором времени развить в себе это качество и применять на практике.
Именно креативный педагог будет считаться востребован, конкурентоспособным и любимым детьми.
