драгунский арбузный переулок чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. «Арбузный переулок» Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. «Арбузный переулок» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Виктор Юзефович Драгунский
Название: «Арбузный переулок» («Денискины рассказы»)
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Война
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристики:
Рассказчик – балованный, не хочет есть кашу, но рассудительный и понятливый.
Мама – возмущенная, спорящая с сыном ради его блага
Папа – мудрый, познавший страхи войны
О чем произведение:
Когда сын не хочет есть суп, отец рассказывает ему историю из своего детства, которая мгновенно меняет отношение мальчика к жизни.
Сюжет — краткое содержание:
После игр во дворе голодный рассказчик прибежал домой. Он был очень голоден. Мама дала мальчику молочный суп, который он очень не любит. Ребенок отказался есть. Тут в кухню зашёл папа и начал рассказывать о том времени, когда тысячам людей было нечего есть. Отец рассказчика был ещё маленький, когда началась война и голод. Продуктов не хватало. Добрые люди подарили худому мальчику арбуз, который был для него дороже всех богатств. После рассказа отца, повествователь съел весь суп.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент, где папе рассказчика в детстве просто так отдали арбуз. Те люди имели очень доброе сердце и необыкновенную щедрость, ведь любой продукт был на вес золота.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Война – самая страшная вещь на Земле, особенно когда страдают невинные дети.
Чему учит этот рассказ:
Нужно ценить то, что имеешь, быть честным и мудрым, уметь извлекать уроки из ситуаций.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Бедные дети, пережившие голод, холод и другие ужасы войны! Сейчас сложно представить жизнь без еды и материальных благ. Люди, которые пережили военные действия, являются настоящими героями.
Новые слова и выражения:
Одеколон – духи для мужчин
Пословицы к произведению:
О войне плохо слышать, а тяжелее видеть.
Война — суровая школа.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.06.2020
Драгунский В. «Арбузный переулок»
Читать краткое содержание других рассказов Драгунского:
«Первый день»
«Рыцари»
Главные герои рассказа «Арбузный переулок» и их характеристика
Чему учит рассказ «Арбузный переулок»
Рассказ учит ценить то, что имеешь, не капризничать. Учит съедать все, что дают. Учит бояться голода. Учит состраданию. Учит тому, что война всегда страшна.
Отзыв на рассказ «Арбузный переулок»
Мне понравился этот рассказ, в котором Дениска узнал об ужасах войны. Он никогда не знал настоящего голода, и потому мог капризничать и отказываться есть. Но когда Дениска услышал о страданиях молодого папы, он проникся, и скушал всю лапшу, хоть и не любил ее. Мне понравилось, что мальчик научился ценить то, что имеет.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Арбузный переулок»
Дениска пришел домой после игры в футбол, и ему казалось, что он может съесть быка. Но увидев приготовленную мамой молочную лапшу, мальчик передумал и стал капризничать, говоря про пенки, которые ненавидит.
Пришел папа и попытался обратить все в шутку, но Дениска был упрям. И папа сел напротив сына и стал рассказывать про военную осень, которую запомнил навсегда.
В военной Москве был голод. Папа ходил по улицам, мечтая о корке хлеба. И вдруг, в одном переулке он увидел как грузчики весело, по цепочке, разгружали машину арбузов. Папа смотрел на арбузы с открытым ртом и это заметил грузчик.
Один арбуз вдруг упал на землю и треснул. Папа облизнулся и отвернулся, но грузчик отдал треснувший арбуз ему.
И папа с другом Валькой съели весь арбуз, животы их раздулись и они были счастливы.
Пришла осень, стало холодно и голод стал еще страшнее. Однажды папа предложил Вальке сходить в арбузный переулок, может быть там снова разгружают арбузы. Мальчики каждый день ходили в арбузный переулок, но грузовика с арбузами больше не было.
Папа замолк, а потрясенный Дениска быстро доел лапшу и облизал ложку.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Арбузный переулок»
Драгунский «Арбузный переулок» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Виктор Юзефович Драгунский – русский писатель, автор множества детских повестей и рассказов. Он работал в кино, снялся в фильме, выступал в театре. По многим его рассказам сняты фильмы.
Одним из произведений автора является рассказ «Арбузный переулок», написанный в 1964 году. Рассказ входит в цикл «Денискины рассказы».
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
1) Денис Кораблев – забавный мальчишка дошкольного возраста.
2) Мама Дениса – заботливая женщина, сварила лапшу с пенками.
3) Папа Дениса – мужчина, который в детстве столкнулся со всеми тяготами военного положения в Москве.
Главная мысль
Во время войны и детям, и взрослым приходилось особенно тяжело в плане пропитания. Особенно если сравнивать с мирным временем.
Чему учит?
Рассказ учит ценить то, что дают. Съедать всю еду и не капризничать. Проявлять сострадание.
Пословицы
1) Хлеб греет, а не шуба.
2) Легко про войну слушать, да тяжело видеть.
3) Голод не сосед, от него не уйдешь.
4) Все познается в сравнении.
Отзыв
Рассказ «Арбузный переулок» очень поучительный. Он показывает, какой страшной бывает война. Как тяжело приходилось людям. Голод – это страшно. В мирные времена не стоит капризничать из-за еды.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе В.Драгунского «Арбузный переулок»

На звуки спора пришел папа Дениса и стал спрашивать, что происходит. Когда мама объяснила причину своего недовольства, папа сначала пытался шутками уговорить сына поесть, но, увидев, что его уговоры не помогают, замолчал и стал с серьезным видом смотреть на Дениса.
После долгой паузы папа рассказал сыну одну историю. Шла война, и продуктов не хватало. Папа, будучи в то время мальчишкой, постоянно ходил голодным. И однажды он увидел, как в переулке у магазина разгружают арбузы. Их передавали по цепочке из кузова грузовика до дверей магазина. Внезапно один арбуз упал на землю и разбился. Папа, увидев, какой арбуз внутри красный и сочный, отвернулся и пошел прочь, чтобы не дразнить голодный желудок. Но его догнал один из рабочих и отдал этот разбитый арбуз. Папа съел его вместе с другом Валькой. После, когда в городе стало совсем плохо с едой, они с другом ходили в этот переулок и ждали, что приедет грузовик с арбузами. Но грузовик больше так и не приехал.
Закончив рассказ, папа вышел из комнаты. Вслед за ним вышла и мама. А Денис после этого съел весь суп, обтер хлебом тарелку и облизал ложку.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Арбузный переулок» состоит в том, что все познается в сравнении. Денис позволял себе ковыряться в еде и выражать недовольство пенками до тех пор, пока не услышал рассказ отца о голодном военном времени. Он понял, что его капризы неуместны и съел весь суп. Рассказ учит ценить то, что у нас есть и с благодарностью принимать пищу, которая попадает на наш стол.
Какие пословицы подходят к рассказу «Арбузный переулок»?
Сытый голодного не разумеет.
С голоду хлебная корка слаще пирога.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
В.Драгунский «Арбузный переулок». Урок чтения в 3-м классе
Основная технология – проблемно-диалогическая.
Тип урока – вторичное ознакомление с материалом.
Вид урока – диалог в сочетании с самостоятельным чтением произведения.
В качестве приёмов использовано: чтение по ролям, выборочное, выразительное чтение.
Оценивание осуществляется по ходу выступления учащихся.
В итоге, замечу, поставленные цели будут достигнуты на уроке, но некоторые из них требуют дальнейшей работы, т.к. являются общими целями, которые мы ставим практически на каждом уроке.
Строила этот урок в режиме личностно-ориентированного обучения.
То, что ученик прослушал и даже понял, он вскоре забудет, а то, что прочитал и осмыслил – будет знать.
Желаю успехов!
1. Проверка домашнего задания
– Ребята, мы поговорим сегодня о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже столько лет, как война кончилась, а о ней продолжают писать, переживать всё заново. Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой «Памяти друга».
Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой «Памяти друга» (или выразительное чтение по книге).
– Какими чувствами наполнено стихотворение? (Грустью, печалью, скорбью)
2. Работа с произведением В.Драгунского
а) Проверка домашнего задания
– Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением В.Драгунского «Арбузный переулок».
– Кто из вас прочитал дома всё произведение?
– Можно ли дать ответ на вопрос: почему текст так называется по первой части?
– Что надо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (Надо прочитать рассказ до конца)
– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало «Тайное становится явным».)
– Будем искать ответы по тексту на поставленные вопросы, сами ставить вопросы. Как всегда, на уроке мы будем делать то, что вы делали всегда на уроках чтения.
б) Чтение по ролям 1-й части
– Вспомните, о чём говорилось в 1 части? Давайте прочитаем по ролям:
Вопросы после чтения:
Словарная работа:
Диспут – (найдите синоним этого слова в тексте – спор),
Марципаны – печенье из тёртого миндаля и сахара.
– Каким видим Дениску? (Капризным, недовольным.)
– А маму? (Расстроенной, озабоченной, беспокойной.)
– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? (Шуткой.)
– Как он отнёсся к тому, что Дениска не ест молочный суп? (Убирает суп, не упрашивает, не настаивает)
– Как бы вы озаглавили эту часть? (Денискины капризы)
в) Чтение 2-й части учителем.
Задания и вопросы после чтения:
– Вы говорили раньше, что между Дениской и папой существует взаимопонимание. Так ли это? Прочитайте предложения, доказывающие это.
– Прочитайте про себя рассказ папы. Назовите опорные слова. Перескажите.
здоровенный грузовик,
арбузы,
зелёно-полосатые мячики,
ошибка в цепочке,
«тащи арбуз домой!»,
– Автор несколькими словами воссоздаёт трудное военное время. Прочитайте эти слова.
– Что вы представили?
– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз? (Видно по глазам мальчика рабочий прочитал, на сколько тот был голоден)
– Когда папа рассказал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе? (Светлое пятно)
– Как озаглавить эту часть? (Неожиданный подарок)
Аутотренинг-релаксация под мелодию «Алёша» («этюд для души»)
Сядьте по-удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарён светом этой звезды, светом любви и радости… представь себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает всё твоё тело.… Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного тёплого света, и что этот свет идёт ко всем ребятам в этой комнате.… Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света…
Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах…
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (Пауза 10 секунд)
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я сосчитаю до трёх, ты можешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз… два… три…
г) Чтение 3-й части про себя
– Какой была осень в Москве 1941 года?
– Автор показывает войну глазами ребёнка. Что особенно запомнилось мальчику? Почему не бомбёжки, налёты вражеской авиации? Он создаёт образ военного времени по-иному. Как?
– Почему переулок мальчишки назвали арбузным?
– Как можно назвать эту часть? (Ожидание арбузного грузовика)
д) Чтение 4-й части вслух и беседа по ходу чтения.
– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время.)
– Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на Дениску?
– Как озаглавите эту часть? (Пустая тарелка)
Вопросы после чтения:
(Презентация)
3. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде
– Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другими не менее жестоким врагом – голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».
От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
4. Итог урока
– Что хотел сказать В. Драгунский читателю в этом рассказе? Какую идею он вложил в него? (Война оставила свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.)
– Почему рассказ так называется?
5. Домашнее задание
– Пересказать рассказ по плану, составленному на уроке.
