как узнать что надо платить пошлину за посылку
Беспошлинный ввоз
АО «Почта России» информирует, что, в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», с 01 января 2020 г. вводятся новые лимитные ограничения беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию в адрес физических лиц.
Беспошлинно ввозятся товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров для личного пользования), пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто международного почтового отправления не превышает 31 кг.
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Количественные характеристики критериев и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Евразийской экономической комиссией.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос — обратитесь в службу поддержки Почты России:
Как теперь получать покупки дороже 200 евро из онлайн-магазинов Расчет пошлины, таможенный квест и особенности разных служб доставки
С 1 января в России действуют новые правила интернет-покупок: теперь придется платить пошлину за посылки дороже 200 евро или тяжелее 31 килограмма. Так что если раньше вам удавалось избегать взаимодействия с таможней, заказывая не слишком дорогие товары, сейчас за пределами беспошлинного лимита оказались даже джинсы или кроссовки. Информации о том, как именно получать заказанные товары из разных интернет-магазинов, пока мало. Мы разобрались, чем отличаются посылки от AliExpress и Farfetch, сколько у разных компаний стоят услуги брокера, нужно ли ехать на таможню и какие документы готовить.
Как теперь рассчитывается пошлина
В прошлом году без уплаты пошлины можно было получить товары на 500 евро и весом до 31 килограмма, а пошлина составляла 30 % от суммы, или 4 евро за каждый килограмм сверх лимита. Например, при получении двух покупок в течение месяца на 200 и 400 евро приходилось платить пошлину с 100 евро. В этом году беспошлинный порог снизили до 200 евро за посылку. То есть можно сделать несколько заказов и не платить с них пошлины, если каждая отдельная посылка будет дешевле 200 евро и легче 31 килограмма.
Размер пошлины составляет 15 % от суммы превышения, но не менее 2 евро за килограмм перевеса. Помимо нее придется заплатить таможенный сбор 250 рублей. Прошлым летом его собирались повысить в два раза, но пока действует старая ставка.
Как получить посылку
«Почта России» и EMS
Доставляет посылки с AliExpress, Ssense, Revolveclothing, ASOS, Yoox
«Почта России» сама может декларировать полученные товары, а также перечислять в Федеральную таможенную службу необходимые платежи, и вам на таможню ехать не придется. Но по такой упрощенной схеме «Почта России» работает только с теми интернет-магазинами, с которыми у нее заключено соглашение. В их число попали, например, AliExpress и Joom, но скоро их должно стать больше. В этом случае таможенное оформление происходит автоматически, а получателю при оплате пошлины никаких документов предъявлять не нужно. Пошлину он сможет оплатить онлайн буквально за минуту — при оформлении покупки на площадке или в мобильном приложении «Почты России». Если же вы собираетесь оплачивать пошлину офлайн, то сделать это можно в почтовом отделении, куда поступит посылка.
Поехать на таможню вам придется, если у таможенного инспектора возникнут сомнения в том, что с документами все в порядке и в них указаны верные данные. Тогда он может направить посылку для завершения оформления, а вам потребуется предоставить запрошенные таможней документы. Обычно достаточно выписки из банка с суммой покупки, инвойса от продавца или скриншота экрана магазина с заказом.
Меньше повезло тем, кто заказывает товары из магазинов, которые пока не заключили такое соглашение с «Почтой России», к примеру с сайта Ssense. За посылкой придется отправиться на Варшавское шоссе, дом 37, где расположен международный почтамт, а заодно и таможенное управление. О том, что посылка находится именно там, вас уведомят заказным письмом. Но дожидаться его не обязательно: можно отследить свою покупку через сайт Pochta.ru и, когда отправление окажется на Варшавском шоссе, поехать туда и найти ее по трек-номеру.
Отправляться за посылкой на Варшавское шоссе лучше в выходные с утра. И нужно быть готовым к тому, что туалета там нет
Вам также придется написать объяснение, зачем вы заказывали этот товар. В нем важно подчеркнуть, что вещь вы купили для себя, а не для перепродажи. И только после этого можно оплатить пошлину и сбор. Принимают здесь только банковские карты. Как только вы пройдете эти процедуры, офицер таможни отправит вас в соседний зал — за посылкой, которую выдадут сотрудники «Почты России».
Получателям посылок придется постоять в очереди, но она движется достаточно быстро. Чтобы потратить меньше времени, отправляться на Варшавское шоссе лучше в выходные с утра. И нужно быть готовым к тому, что туалета нет ни в самом помещении, ни поблизости — здание окружает промзона.
Доставляет посылки с Farfetch, Shopbop, Net-a-porter
На электронную почту вам придет письмо со ссылкой на платформу для дистанционной оплаты таможенных пошлин, а в СМС вы получите ссылку на онлайн-форму. В нее нужно загрузить информацию для таможенного декларирования: паспортные данные, ИНН, описание вещи в посылке и ее стоимость. Туда же понадобится залить фото своего паспорта и свидетельства ИНН, скриншот страницы вещи с сайта и все подтверждения того, что вы ее действительно купили и оплатили. Это могут быть скриншоты письма с подтверждением заказа и его отправки, выписка из банка об оплате товара (хотя подойдет и скриншот мобильного приложения).
На таможенном брокере получится сэкономить, если вы заказали что-то с Farfetch — интернет-магазин взял на себя эти расходы
Помимо пошлины придется оплатить услуги таможенного брокера — 1 200 рублей. На брокере получится сэкономить, если вы заказали что-то с Farfetch — интернет-магазин взял на себя эти расходы. Но при этом на сайте есть информация, что таможня рассчитывает пошлины, исходя из полной стоимости товара, не обращая внимания на скидки, которые вам предоставит Farfetch. В службе поддержки магазина ответили, что в сопровождающих товар документах указываются обе суммы (до и после скидки), а какую из них учитывать для расчета пошлины, остается на усмотрение таможни.
Посылку можно оформить и самостоятельно. Для этого придется поехать на таможенный пост в Шереметьеве или на улице 8 Марта. Процедура точно такая же, как и на Варшавском шоссе, но после оформления нужно сообщить об этом в DHL, и тогда вашу посылку передадут курьеру. В DHL объясняют, что декларирование начинается еще до того, как груз поступил в Россию, поэтому ждать долго не придется.
Доставляет с Amazon, Acne Studios, Arket
Здесь все почти так же, как в DHL: клиент получает ссылку, по которой нужно перейти, заполнить данные о себе и покупке и приложить скриншоты. Услуги таможенного брокера в UPS обойдутся в 1 100 рублей.
Как это работает: пошлины за покупки в интернет-магазинах
Считается, что такие пошлины стимулируют спрос на товары, которые уже ввезены и продаются в России. Цель чиновников – сделать так, чтобы деньги российских потребителей не уходили в зарубежные интернет-магазины, а оставались в России.
Таким образом, бюджет получает больше налогов как минимум из-за того, что при покупках в зарубежных интернет-магазинах россиянам не нужно платить НДС. Кроме того, такая политика выгодна и российским ретейлерам (Wildberries и OZON уже в 2020 году могут обойти AliExpress по выручке в России – «Коммерсант»), покупки у которых становятся тем выгоднее, чем больше пошлин приходится заплатить при покупке онлайн.
В 2019 году под пошлины попало лишь 0,07% от всех международных посылок, а в 2020 году это значение выросло до 0,2%.
С 1 января 2020 года Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в котором состоит Россия, в очередной раз снизил порог стоимости, ниже которого посылка из интернет-магазина не облагается пошлиной, до €200. В 2019 году порог составлял €500, а долгое время до этого – €1000.
При этом снизился не только беспошлинный порог, но и ставка самой пошлины. Если раньше нужно было заплатить 30% с превышения стоимости, то теперь только 15%.
Прежним остался весовой лимит. Посылка не должна быть тяжелее 31 кг. За перевес придется заплатить €2 за 1 кг.
Помимо непосредственно пошлины придется заплатить и таможенный сбор в размере 250 руб.
Процент считается не со всей стоимости посылки, а именно с превышения.
Например, если в 2020 году заказать в интернет-магазине товар, который стоит €300, то придется заплатить сверху пошлину в размере €15 – то есть 15% от €100. Посылка обойдется покупателю в €315 вместо €300, а еще 250 руб. таможенного сбора. Первые €200 стоимости посылки пошлиной не облагаются.
Если раньше беспошлинный лимит считался для всех посылок за месяц, то теперь только на одну посылку. В теории можно заказать бесконечное количество посылок стоимостью до €200 и не заплатить за них ни цента пошлины.
По «старым» правилам такое было невозможно, потому что сумма посылок за месяц суммировалась.
Честным способом сработает такой способ: нужно сделать не один большой заказ, а несколько маленьких. Например, в одной посылке заказать кроссовки, а в другой – куртку. Раз сумма разных заказов теперь не суммируется, то и пошлину платить не придется.
Есть еще один способ, но он сомнительный. Раньше с некоторыми продавцами можно было договориться и попросить интернет-магазин задекларировать отправление на сумму меньше €200. Такая стратегия работала на площадках вроде AliExpress, но эта торговая платформа с начала 2020 года стала передавать данные о стоимости заказа напрямую «Почте России», поэтому теперь не имеет значения, какой «ценник» продавец укажет на посылке.
Риск для покупателя заключается в возможном перерасчете стоимости посылки. Таможенный инспектор может усомниться в том, что таможенная стоимость в €50 актуальна для условного iPhone. Тогда он может изменить ее и привести в соответствие рыночной стоимости. И пошлину придется заплатить.
Сколько угодно. Но важно помнить – беспошлинный порог актуален только для «товаров для личного пользования». Это своего рода «льгота» для граждан. И при этом у таможенников есть право принять решение о том, что заказанные за границей товары на самом деле заказаны не для личного использования. В таком случае применяется «общий порядок совершения таможенных операций, установленный для участников ВЭД».
То есть заказывать по 50 одинаковых пар обуви в месяц, пусть даже дешевых и в разных посылках, – это не лучшая идея. На это в конце 2019 года указал и Пленум ВС. В своих разъяснениях он напомнил: если таможенники выяснят, что гражданин перепродаёт купленные в зарубежном интернет-магазине вещи, то его могут заставить заплатить таможенные пошлины.
Интернет-магазины часто указывают на посылке стоимость товаров без учета скидки по программе лояльности или промокоду.
Например, если вы набрали товаров на €209 и применили скидочный промокод на €10, продавцу вы заплатите €199. Казалось бы, все в порядке, уложились в лимит, но продавец пишет на посылке те же €209, поэтому вам приходится общаться с таможенниками ради того, чтобы заплатить пошлину примерно в 100 руб.
Например, скидку по промокодам не учитывает популярный немецкий магазин электроники и компьютерной техники Computeruniverse.
Нет, стоимость доставки не имеет отношения к стоимости самой посылки, а потому не должна учитываться при расчете пошлины. Если интернет-магазин добавил к стоимости посылки стоимость доставки, то имеет смысл обратить на это внимание таможенного инспектора.
Зависит от того, кто везет вам посылку и кто ее отправляет.
С большими торговыми площадками (например, с AliExpress и Joom) у «Почты России» заключено особое соглашение. Это упрощает процедуру: «Почта России» напрямую от продавца узнает стоимость посылки, а в случае превышения лимита дает возможность уплатить пошлину с помощью мобильного приложения. Есть опция заплатить и непосредственно при получении посылки.
Если посылка отправлена не почтой, а усилиями службы доставки (например, Pony Express), то курьерская служба должна сообщить о необходимости заплатить пошлину. Некоторые доставщики дают возможность уплатить пошлину прямо в личном кабинете на сайте. Такая же схема работы у UPS.
Существуют и сервисы, созданные специально для уплаты пошлин. Например, IPPAY сотрудничает с экспресс-перевозчиками и обещает «уплату таможенных платежей в несколько кликов».
Можно, но тогда и посылку получить не выйдет. Она вернется на склад к продавцу, с которым покупателю нужно будет связаться и вернуть свои деньги. В некоторых случаях возврат происходит автоматически, но все зависит от конкретного интернет-магазина или продавца.
Если продавец ошибся и указал таможенную стоимость выше, чем ожидалось (или включил в нее стоимость доставки), то можно указать на ошибку с помощью обращения в Федеральную таможенную службу. Требования к оформлению заявления, а также бланк заявления опубликованы на сайте ФТС.
Решения таможенных управлений можно обжаловать во внесудебном порядке в ФТС. У ведомства есть специальная памятка с удобными алгоритмами действия. В дальнейшем можно обратиться и в суд.
Таможню придется посетить, если у инспектора возникнут сомнения в том, что заказанные в интернет-магазине товары правильно задекларированы.
Также сходить в таможню придется при заказах в некоторых магазинах, у которых нет соглашения с «Почтой России». Например, нам известны случаи, когда приходилось объяснять таможенникам, зачем вам понадобилось заказывать условный чехол для телефона в канадском интернет-магазине Ssense, который с «Почтой России» не сотрудничает.
Придется также написать заявление по бланку – с указанием паспортных данных, номера ИНН, списка приобретенных товаров и целей покупки.
Скорее всего, он скоро изменится. Еще в конце 2019 года российский Минфин предложил снизить беспошлинные пороги до €100 с июля 2020 года, до €50 с 2021 года и €20 с 2022 года.
Правда, инициативу раскритиковали в Минпромторге, потому что таможенных платежей станет очень много, а на их администрирование бюджет потратит больше денег, чем получит от пошлин.
С тех пор обсуждения нового размера пошлин в публичном поле не происходило, окончательное решение по ним пока не принято.
Как малому бизнесу импортировать товары на продажу
Базовые знания для начинающего импортера
Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Это счет на оплату, где указаны:
Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.
Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.
Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.
Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.
Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.
Виды транспортных документов
| Способ доставки | Название транспортного документа |
|---|---|
| Автодорожным транспортом | Международная товарно-транспортная накладная, CMR |
| Самолетом | Грузовая авианакладная, AWB |
| Поездом | Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS |
| Кораблем | Коносамент, он же Bill of landing |
Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.
Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.
Как оплатить инвойс в банке
Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.
А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.
За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.
Как происходит ввоз товаров в Россию
Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.
Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.
Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.
Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.
Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ
При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.
Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.
В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.
Что такое тарифное регулирование
Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.
Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.
Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.
Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:
Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.
Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.
Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.
Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.
Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.
Какие бывают виды таможенных платежей
Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.
В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:
Расскажу про каждый платеж подробнее.
Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.
Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.
Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.
Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.
Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.
Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.
Как рассчитать таможенные платежи
На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:
Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.
Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.
Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.
Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.
Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.
Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.
Пошлина за ввоз составит:
2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €
А в рублях по курсу ЦБ:
3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р
Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.
Тогда таможенная стоимость составит:
Переведем в рубли по курсу ЦБ:
Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:
(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р
Как внести таможенные платежи
Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.
Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.
В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.
Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ
Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.
Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.
На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.
Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.
Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.
Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.
Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.
А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.
Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.
Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.
Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.
Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.
Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.
Расходы на импорт пуховиков из нашего примера
Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС
Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.
Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.
За что могут оштрафовать импортера
Т—Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.
Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.
Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.
Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.
Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.
По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.
Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.
Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».
Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.
Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.
Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».
Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.
Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.
Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.
Как сэкономить на импорте
Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.
Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.
Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.
Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.
В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.
При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.
При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.
Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

