каплуновская икона божией матери в чем помогает

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

К 300-летию Полтавской битвы

каплуновская икона божией матери в чем помогает

Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона.

Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.

Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю.

«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков».

Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.

Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости.

Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк.

В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.

Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась.

Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины.

Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.

Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта.

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие. По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной.

Источник

В ЧЕМ ПОМОГАЮТ МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ КАПЛУНОВСКАЯ

Каплуновская икона — это один из списков иконы Казанской Божьей Матери. Свое название она получила от села Каплуновка в Харьковской области, где после пророческих сновидений была куплена местным священником у странствующего старца-иконописца в 1689 году. Еще в видении священнику было предсказано, что икона окажется чудодейственной. Так и вышло. Каплуновская икона Богородицы оставила свой глубокий след в истории нашего отечества. Сам Петр I горячо молился перед нею и благословлял свое воинство в 1709 году для победы над шведским войском в знаменитой Полтавской битве. И Божья Матерь даровала свою помощь в битве. Зато в то же самое время шведы захватили село Каплуновка и пытались, к счастью, безуспешно, сжечь церковь, в которой хранилась икона. Но это им не удалось, хотя сама Каплуновская икона Божьей Матери в этот момент находилась за пределами церкви. Празднование в честь иконы проходит дважды в год — 8 (21) июля и 11 (24) сентября.

Чем поможет чудотворная Каплуновская икона Богородицы

Все вышеописанные, а также многие другие чудеса, проявленные Каплуновской иконой Пресвятой Богородицы, внесены в повествование об этом ликее, которое начали писать в 1744 году в Харькове. Икона оказывает помощь воинству в ратных делах, помогает против вторжения врагов на родную землю. Также она внимает молитвам о наставлении в вере, о твердости душевной. К ней можно приходить, прося о крепком здравии или помощи в исцелении от болезней. Богоматерь явила уже много чудес, но верующие верят, что предел этим чудесам еще не настал. Божья Матерь услышит каждое обращенное к Ней слово, ведь Она — самая надежная защитница и опора верующих в годину трудностей и лишений.

Где верующему купить Каплуновскую икону Божьей Матери

Сама Каплуновская икона Божьей Матери в настоящее время находится на Полтавщине в Свято-Троицком храме. Однако чудотворные списки с нее есть во многих храмах Украины и России. Верующие, желающие поместить ее в красный угол у себя дома, могут купить в церковной лавке, в православном интернет-магазине, а также заказать ее список в иконописной мастерской. Главное, обязательно удостовериться, что она прошла положенный обряд освящения в церкви. Вышивка бисером по ткани стала сейчас одним из популярных и широко и быстро распространяющихся способов создания икон для домашнего иконостаса.

Источник

КАПЛУНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

каплуновская икона божией матери в чем помогает
Каплуновская икона Божией Матери

Каплуновская икона Божией Матери

Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.

Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь в честь Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему:

Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября, по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек.

Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею.

Полтавская битва

Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой. В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове. Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели.

В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».

При начале Полтавской битвы Петр I велел носить Каплуновскую икону Богородицы перед полками, и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Чудотворная икона Божией Матери была на поле боя вместе с русскими войсками. После одержания решающей победы, царь Петр возвратил святыню в Каплуновский храм. В храме впоследствии сохранялась сребро-позлащенная риза, украшенная венцом на главе Приснодевы, и ковчег на чудотворную икону, на исподней доске которого была вырезана надпись: «в сем ковчеге Император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».

Почитание

Чудеса, происходившие от иконы, скоро снискали ей народную славу. Сведения о ее обретении и участии в Полтавской битве были записаны по свидетельству самого священника Иоанна Уманова. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Источник

Подлинная история Иконы Божией Матери Каплуновская

Подлинная история Икона Божией Матери «Каплуновская» ч.1

24 сентября в Русской православной церкви Московского Патриархата чтят «чудотворную» икону Божией Матери «Каплуновская».
И действительно, если попытаться объективно разобраться в нагромождении исторических фактов о «явлении» очередной « чудотворной « иконы то оказывается, что она (история) крайне занимательна и поучительна. Причем как с точки зрения истории Украины вообще, так и реальных взаимоотношений украинского и русского народов, о дружбе которых так любят много говорить российские политики…
Но к этим, путь и запутанным, но все же историческим фактам, примешано столько псевдоисторических фантазий тех или иных авторов, что от этого вся история Иконы Божией Матери « Каплуновской», в ее подаче через официальные источники РПЦ МП ( что печатные, что через СМИ или интернет сайты) выглядит просто невероятной.
Так же надо сказать, что очередной «всплеск внимания» церковных историков к этой иконе, наблюдался в связи с приближением юбилея исторического события, вызвавшему очередное политическое противостояние между Украиной и Российской Федерацией, а именно –«О 300-и Полтавской битвы».
Читатель наверно и сам хорошо помнит 2009 год и все эти «марши и демарши» президентов, политиков, политологов, культурологов и прочих «деятелей» вокруг этой темы.
И поэтому мы о ней тоже вспомним, но только в общих чертах, да в нужном месте.
И в связи с вышеназванным юбилеем, на официальном сайте Московской патриархии 10.07.2009р. была размещена работа Т.Пономаревой (http://www.pravoslavie.ru/put/31123.htm) посвящённая истории этой иконы.

Вот ее то, мы уважаемый читатель и возьмём, за основу нашего исследования, как официальную версию РПЦ МП и следую предложенной нам канве повествования, самостоятельно попытаемся разобраться, где здесь, правда, а где вымысел.

И именно поэтому, царское правительство освобождала «поселенцев» от уплаты налогов, разрешало винокурение и позволяло свободно заниматься промыслами.
Переселенцы безвозмездно владели определенным количеством свободной земли (право заимки), за ними сохранялись казацкие привилегии и самоуправление! Чего не было в Московии, где уже полностью была государственная монополия на винокурение, вся торговля была обложена податями, земля переделена между дворянами и установлено крепостное право!

А возвращаясь к теме «Харьковской губернии» надо отметить, что только 25 апреля 1780 года то есть примерно за 90-100 лет от условной аты появления «Каплунской иконы Божией матери» был подписан Указ императрицы Екатерины II «Об учреждении Харьковской Губернии и о составлении оной из 15 уездов».

Но продолжим читать работу Т. Пономаревой дальше, где она описывает место обретения «Каплуновской иконы Божией Матери»:
«Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой.
В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани.
При нем и явилась эта чудотворная икона».

Итак, мы видим, что у нас сразу появляются два новых действующих лица:
Казацкий полковник И.И. Перекрест
Сельский священник с Каплуновки И.И. Уманов.

Начнем нашу перепроверку с Ивана Ивановича Перекреста!
И тут оказывается, что зовут его вовсе не Перекрестом, а Перекрестовым и не стольник он ахтырского казачьего полка, а полковник!
Личность этого человека ранее хорошо изучил украинский историк, проф. Д. И. Багалей. Вот что он писал по этому поводу:

Перекрестов со своим полком принимал участие в неудачных крымских походах кн. В. В. Голицына; особенно пострадали его казаки во втором походе 1689 г.: из двух Слободских полков (Ахтырского и Сумского) после нападения на них татар у Черной долины осталось в живых всего 250 человек, а сам полковник ахтырский был ранен в плечо.
Деятельное участие Перекрестов принимал и в Великой Северной войне.
Царь Петр в награду за это сделал сына Ивана Ивановича Даниила помощником отцу по части полкового управления; это давало ему право надеяться занять впоследствии место отца. Но вышло совсем иначе.
В 1704 г. Ив. Ив. Перекрестов был отстранен по Высочайшему повелению от полковничьего уряда, а все огромные имения его были отобраны от него в казну».
( в том числе и с.Каплуновка!-автор)
« В 1714 г. он жил в загоне в своем небольшом хуторе.
В 1721 г. началось дело о расхищении описных перекрестовских маетностей, а вслед за тем и его самого потребовали к ответу по каким-то делам в Архангельск.
Он лежал в это время на смертном одре; об этом сообщили начальству, тем не менее велено было исполнить данный приказ — и старец скончался на пути.
Причины этих гонений не вполне ясны, но они, кажется, лежат в старательности самого Ив. Ив. Перекрестова.
Ахтырский полковник слишком быстро уже хотел нажиться и не пренебрегал никакими средствами для достижения своей цели.
Мы имеем обширную челобитную ахтырских полчан на обиды и притеснения Ив. Ив. Перекрестова (1692 г.).
Тут мы находим, между прочим, следующую жалобу и обвинение.
Он, по словам жалобщиков, отдал селение Певни с казаками в подданство своему родственнику, также перекресту (т. е. выкресту) Семену Бугаенку, который отягощал их несносными работами; затем следует 25 пунктов челобитной, в которых говорится о грабеже движимого имущества, захвате недвижимости, боях, вымогательствах и других аналогичных обидах.
Впрочем, нужно сознаться, что жалобы эти исходили от личных противников Перекрестова, желавших низвергнуть его из полковничьего уряда, главным образом, от бывшего наказного ахтырского полковника Андрея Прокофьева.
Претендентом на ахтырское полковничество являлся в это время сын сумского полковника Роман Герасимович. Борьба была очень напряженная.
В Московском Архиве Министорства Юстиции, мы нашли столбцы, заключающие в себе подробности этого столкновения двух выдающихся слободско-украинских фамилий.
Из прочтения их мы вынесли впечатление, что все дело было в личностях претендентов; полчане-масса играли тут роль орудия в руках той или другой сторопы.
По крайней мере, мы нашли две челобитные полчан — диаметрально противоположного содержания; в одной говорится о притеснениях Перекрестова, а в другой заявляется, что Ив. Перекрестов «к старшине и казакам держит ласку и привет и расправу чинит вправду» и «опричь его другого такого разумного человека нет».
Перевес в борьбе оказался на стороне Ив. Перекрестова, между прочим, и потому, что за него был Белгородский воевода Борис Петрович Шереметев.

Когда к Шереметеву явился Роман Кондратьев поздравить с праздником по своему черкасскому обыкновению, то он, по наговорам Перекрестова, начал его бить смертным боем, за волосы драл и топтал, раскровавил нос и рот и выбил ребро; и все это делалось слободскому полковнику в присутствии многих русских начальных людей и иноземцев, в том числе и самого Ив. Перекрестова.

Так велика была теперь уже власть Белгородского воеводы!
О причине благорасположения начальных людей к Перекрестову догадаться не трудно: он был очень богатый человек и мог, конечно, по обычаю того времени хорошенько их одаривать.
Роман же Кондратьев, по выражению акта, не имел даже в Ахтырке собственного двора и проживал «в соседях».
Теперь разберемся с священником И.Умановым и самымим с. Каплуновкой.
Вот что писал по этому поводу Филарет (Д.Г.Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» ( напечат. в Харькове, в 1859 г) т.е. через 171 год от начала явления Каплуновской иконы Божией Матери.

В 86 верстах от Харькова и в 35 от Богодухова, на р. Хухре.
«Один из самых величественных храмов в епархии есть храм Каплуновский, и это же место ознаменовано любовию Богоматери.
Ныне существующий каменный храм Рождества Богоматери основан в 1788 и освящен в 1798 г.
Храм по первоначальной постройке его вполне достойный благодеяний Богоматери, но ныне к сожалению довольно много утративший из своей прежней славы.
Представьте себе храм с 20 окнами в главном куполе: размер громадный! Четыре малые купола стоят как бы на страже по сторонам большого купола; храм такой обширности, что в нем свободно могут помещаться до 2000 человек.
В нем ныне, кроме главного престола, два придельные: южный во имя Петра митрополита Киевского; северный в честь Пр. Иеремии и прав. Елисаветы; а прежде был еще престол во имя свят. Николая в верхней галерее, которая уничтожена по случаю оказавшейся трещины в боковых стенах храма.
Построение сего храма происходило под особенным наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.
Тогдашний владелец Каплуновкн Еремей Васильевич Перекрестов-Осипов, (т.е. правнук И.И. Перекрестова- автор) а по смерти его супруга Елисавета Степановна, урожденная Коновницына, употребили значительный капитал на этот храм.
Первый храм в Каплуновке в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен был в 1688 г.
Строителем был Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов, получивший пред тем по жалованной грамоте землю в 20 верстах от Ахтырки в вершине р. Хухры и назвавший образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчого Каплуна — Каплуновкой».
Для справки: слово КАПЛУН, немецкого Kapphahn]… происхождения и означает «кастрированный петух, откармливаемый на мясо».

«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильич Уманов,— едва ли не выходец из Умани.
В следующем году Иван Ильич просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ».

Тут мы прервем текст книги архиепископа Филарета, поскольку нам надо сделать необходимые проверки и уточнения.

С тех пор прошло более чем 90 лет, СССР распался, КПСС вроде бы тоже сама по себе, как любил говорит А. Кашпировский «рассосалась», хотя вчерашние коммунисты и комсомольцы никуда с Каплуновки не делись.
Да и куда им деться, как говорится с подводной лодки. Был колхоз им. Постышева, а стал ООО «Нептун»!
И вот, что интересно пишут в энциклопедических справочниках о с.Каплуновке сегодня:
«Каплуновка (укр. Каплунівка, англ. Kaplunivka), село, Каплуновский сельский совет, Краснокутский район, Харьковская область.
Код КОАТУУ — 6323581201. Население по переписи 2001 года составляет 855 (380/475 м/ж) человек.
Является административным центром Каплуновского сельского совета, в который, кроме того, входит село Мойка.
Село Каплуновка находится на реке Хухра, недалеко от её истоков. Ниже по течению на расстоянии в 1 км расположено село Мойка.
На расстоянии в 1 км расположено село Гаркавец. На реке сделано несколько запруд. К селу примыкает большой лесной массив.
История
1688 — дата основания.
1709 — во время войны шведский король Карл XII и гетман Мазепа были в Каплуновке и стояли в доме священника Уманова
(Источником этого утверждения, есть в се тот же архиепископ Филарет и его книга «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».)
Экономика
Молочно-товарная ферма.
КСП «Каплуновское».
«Нептун», сельскохозяйственное ООО.
Объекты социальной сферы
Школа.
Достопримечательности
Братская могила советских воинов. Похоронено 159 воинов.
Могила Морозова В.Б., полковника. 1943 г.
Памятный знак Нестеренко И. М., Герой Советского Союза. 1943 г.
Религия
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Вот фото этой церкви. Видно, что это здание бывшего магазина построенного во времена СССР и наспех приспособленное под церковь!

А настоящая церковь выглядела вот так:

Да и сама история постройки церкви и всех связанных с ней исторических событий при изучении гос. архивов выглядит так:

«Владельцами Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве.
В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала.

Справка: Коновницын Петр Петрович (ск. ок. 1801), государственный деятель, потомок древнего рода.
С 1785 по 1792 был петербургским губернатором.
Известен следующий отзыв Екатерины II в 1788 о Коновницыне: «Здешний губернатор Петр Петрович Коновницын глуп». Однако пребывание Коновницына в должности губернатора в течение семи лет показывает, что государыня ценила его, а резкий отзыв о нем, вероятно, был сделан в минуту досады.
Впоследствии он был архангельским и олонецким генерал-губернатором. Коновницыну принадлежало в Слободской Украине с. Каплуновка, известное чудотворным образом Каплуновской Божией Матери.
Он построил здесь великолепную церковь.

Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года (все даты указаны по старому стилю) по проекту подобному Покровской церкви в городе Ахтырка с внесением большого количества изменений.

Теперь о том, как Иван Ильич Уманов смог стать священником церкви с. Каплуновка.

Есть вот такие данные припысываеме архимандриту Филарету:
«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильичь Уманов,— едва ли не выходец из Умани.*
В следующем году Иван Ильичь просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ»
Об этом Иване Ильиче Уммнском почти ничего не известно. Кроме догадки Филарера,что он происходил из г. Умани. Поэтому по московским порядкам и получил новую фамилию « Уманский».
Но в то же время данные о том, что И.И. Умаенский через год ( 1689 г.) был рукоположен во священики ( прествитеры) говорят нам о том, что он до прихода на «Слобожащину» на территорпии Речи Посполитой, он был православным диаконом!
Ибо только диакона модна посвятить ( рукополодить) в священики!
Вот тому подтверждение: Да 300 лет назад небыло видео,а теперь есть. Но вот обьряд посвязения в православной церкви не изменился за это время!
Уникальная видеосьемка! Посмотреть тут http://www.youtube.com/watch?v=xkl04X0CwAw
А прочитать здесь:
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)
Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. (Православный катихизис)

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *