В некотором царстве в некотором государстве что это за сказка
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
В некотором царстве в некотором государстве что это за сказка
«Это присказка – не сказка, сказка будет впереди»
3. Сказочное число «3»
Из этого мы узнаём, что число 3- волшебное.
5. Запрет и Нарушение запрета
Теперь главному герою придется доказать, что он взрослый. Для этого ему придется отправиться в «потусторонний» мир, в царство мёртвых, чтобы в нем умер «безответственный мальчишка» и герой смог возродиться в виде взрослого мужчины.
6. Тридевятое царство, тридесятое государство.
· «Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось»
· «Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге»
· «Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы»
· «Иванушка сходил к кузнецу, сковал три костыля, испек три просвиры и пошел разыскивать Машеньку»
· «Улетающий Финист говорит девушке: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня»
· «Говорит жена-лягушка: «Ну, Иван-царевич, ищи меня в седьмом царстве, железные сапоги износи и три железных просвиры сгложи»
Первое испытание выдержано: Иван знал заклинание, сумел подуть на избушку и повернуть ее. «Избушка поворотилась к нему передом, двери сами растворились, окна открылись». А дальше просто жуть какая-то: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами».
15. Второе испытание для посвященного – обращение к Бабе Яге
Сказка о трех царевнах
Правили царевны в своей стране верой и правдой. И всем здесь жилось радостно и счастливо.
Ни одной живой души вокруг. Вдруг старший брат увидел старушку. Сидит, прислонилась к обгорелой печной трубе. То ли не живая уже, то ли дышит?
— Здравствуй, бабушка, доброго здоровья.
Старушка открыла глаза :
— Здравствуйте, добры молодцы.
— Скажи, родная, что у вас произошло? Почему так безлюдно кругом и выжжена земля?
— Забрал злой Кощей бессмертный наших царевен дорогих, а народ обложил данью непосильной. Боятся люди слуг Кощея и вы напрасно сюда пришли. Как бы худа не было.
— Неужели никто не пытался царевен вызволить из лап Кощея?
— Да были смельчаки по-началу, так все и сгинули.
— Не волнуйся, бабушка, мы пойдем, освободим царевен из плена кощеева и вас от дани избавим.
— Да где же это видано, чтобы кривда над правдой верх брала – возмутились братья,
— мы пойдем в царство Кощея и освободим царевен.
— Вижу, что не отступитесь. Тогда слушайте: Царевны заточены в высоких башнях, которые охраняют три дракона огнедышащих. Суть этих драконов : зависть, жадность и недоверие. Победите их – освободите царевен. Но у Кощея есть еще верные слуги Черный коршун, Дикий вепрь и Гнусный змей болотный, а как их победить я не ведаю.
– Ну, спасибо, бабушка, и на этом. А как найти царство Кощея?
И братья отправились в путь.
Отправился Кощей к третьей царевне. Зашел он в башню к Марии, начал предлагать ей свободу, богатства несметные и вечную жизнь, если только замуж за него пойдет. Посмотрела на него Мария недобро: « Уходи, Кощей, по-добру, по-здорову, а не то в жабу тебя превращу, в бессмертную. » Потерял Кощей дар речи от такой дерзости. Но, юркнул скорее за дверь, от греха.
Возвратился он к себе в мрачный замок в бешенстве – не боятся его царевны, не трясутся от страха, не покоряются ему. Позвал своих верных слуг Черного коршуна, Дикого вепря и Гнустного змея болотного, стали они вместе думу думать, какой смертью лютой придать царевен за непокорность.
А тем временем три брата уже подходили к логову Кощея. Уже смрадный туман виден недалече. Посмотрел старший брат мох по-всюду растет губчатый, влажный, и кое-где березки виднеются. Взяли они с братьями бересты, свернули кульком, оставя небольшую дырочку. Наложили в кулек мох и привязали это сооружение каждому на лицо. Так и пошли. И смрадный туман не причинил им вреда. Увидели Братья вдалеке три высокие башни, а возле них огнедышащих драконов. Стали решать разделиться ли, чтобы сразу спасти всех царевен, или вместе пойти, сначала к первой башне, а потом и к остальным. Первый раз не было согласия между братьями. Каждый хотел попытать счастья лично спасти царевну. Но последнее слово было за старшим братом. Василий сказал: « Скажите, расставались ли мы когда-либо»?
– Нет.
— Всегда ли нам легко сообща решать даже очень трудные задачи?
– да.
— Так почему сегодня мы хотим поступить по-другому? Пойдемте все вместе и победим драконов.
Когда они приблизились к первой башне, их начали одолевать разные неприятные, завистливые мысли: « А вдруг царевне понравится другой брат. » «что если кто-то будет более успешнее в бою, а ему не повезет и он погибнет. » Такие мысли атаковали их всех одинаково. И они уже начинали смотреть друг на друга враждебно. Но тут вспомнили слова бабки, что суть дракона – зависть. Братья посмотрели друг другу в глаза и громко рассмеялись. Дракон вдруг стал сначала прозрачным, а потом и вовсе испарился. Они вместе зашли в башню и освободили царевну Ефросинью.
Возле второй башни братьям так было тяжело от мыслей вроде той, что Кощей очень богат и его несметные сокровища необязательно делить на части. Братья подошли друг другу, взялись за руки и сказали:»нет ничего драгоценнее нашей дружбы и братской любви»! И второй дракон стал прозрачным, а потом испарился. Братья зашли во вторую башню и освободили царевну Маргариту.
У третьей башни их начала одолевать неуверенность друг в друге. Мысли одна хуже другой лезли им в голову. Братья усилием воли стали вспоминать случаи, когда они приходили на выручку друг другу. И они твердо поняли, что ни один брат никогда не подвел другого. Им так легко и радостно стало вновь пожать друг другу руки, что никто даже не заметили, как испарился последний дракон. Была спасена третья царевна Мария.
Но надо было еще выбираться из царства Кощея. А темные силы Злодея уже обнаружили пропажу царевен. И бросились им в погоню.
Но злой Кощей не мог успокоиться и послал в погоню слуг еще злее первых.
favor_in_all
Прежде чем сжечь все мосты, убедись — на той ли ты стороне
Присказка, что резьба и узоры на оконных ставнях и наличниках, привлекает внимание, обрамляет, украшает волшебную сказку. Витиеватая и замысловатая, она ошеломляет, обещает «дива дивные, чуда чудные», увлекает за собой слушателя в сказочный мир…
Начальная присказка
«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка: сказка будет впереди».
Присказка – прелюдия к сказочному действию, зачину. Изобилуя традиционными формулами («жили-были», «в некотором государстве», «шли-шли»), уподобляясь сказочной трехчастной структуре (начало, середина, концовка), присказка не связана с сюжетом последующей затем сказки. Присказка свободна, может быть приступом к той или иной сказке, а может и вовсе отрываться от сказки и бытовать самостоятельно как сказка-небылица.
Динамичная, порывистая, присказка может преувеличивать, искажать, переворачивать «с ног на голову»: большое делать малым и наоборот, звук измерять мерой веса, а расстояние мерой времени, целомудренное изображать через непристойное, бедность – через богатство и наоборот, красоту – через уродство и т.д. Присказка – усмешка сказочника, гротеск, несерьезное, противостоящее серьезному сказочному повествованию. Да, да! Серьезному сказочному сюжету.
Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни представала перед нами сказка, эта сказка – далеко не только вымысел. Так или иначе, она обусловлена действительностью, историческим прошлым народа, его настоящими бедами и горестями, его чаяниями на справедливость в будущем.
Своими корнями сказка уходит в глубь времен, доисторические дебри, произрастает из ритуала, обрядовых действий и заклинаний, мифов. Отсюда контраст между доведенной до абсурда, смехотворной присказкой и волшебной сказкой, образность которой не так уж фантастична.
Сказитель намеренно разграничивает, отделяет присказку и сказку: «Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда, поевши мягкого хлеба, еще поедим пирога, да потянем быка за рога».
Небывальщина
Присказка бессюжетна, бессобытийна, вопреки своей динамике. Но в ее основе могут быть разнообразные жизненные сведения, выдаваемые при этом за ложные, чудесные, «слыхом не слыханные, видом не виданные». Эка небывальщина!
В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, верст за триста в стороне, именно в том, в котором мы живем, жил-был царь.
Без присказки сказка, што без полозьев салазки: из горы по льду нет им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти.
Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперек реки, картофель родился в земли, а рожь зрела на колоси.
Хороша алая лента, как одета на молодую, а на старуху хоть пять навесь – всё скажут, што морщинки ест. Ну вот хоть бы в нашей деревне жил один поп…»
Конечная присказка
Присказкой сказочник не только начинает сказку, но и заканчивает. Для сказочника конечная присказка, комичная, зачастую алогичная и абсурдная, — это способ саморазоблачения, выхода из условного, замкнутого пространства сказки.
Сказка возникает из небытия, из неоткуда, ее нет, пока не услышим «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. И сказка исчезает со словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». И нет уже ни Ивана-царевича, ни Елены Прекрасной, ни Бабы-Яги, ни коня крылатого, ни молодильных яблок, ни живой, ни мёртвой воды, а есть «проза жизни» с её горестями и радостями, надеждами и разочарованиями.
А сказочник уж и сам не верит во всё то, что рассказал, и требует платы за исполнение: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла».
Прибегая к присказке в начале, рассказчик подготавливает слушателя, вводит его в условные, несуществующие сказочные пространства, «тридесятые царства, тридесятые государства», откуда он рано или поздно вернётся к действительности опять же посредством шутливой присказки.
Так сказка, с одной стороны, чудесная и фантастичная, а с другой — неизменно обусловленная реальностью, окольцовывается развлекательно-потешными, шутливыми, гротескными противовесами-присказками.
Сказке конец — соломенный дворец, а во дворце-то пять овец да шестой жеребец.
Девка на печку лезет, пуговицы рвутся, сарафаны дерутся».
Пространство
русских сказок и былин
Обучающий лингвокультурологический
проект ИРЯиК МГУ
Золотой Петушок
Золотой Петушок – волшебная птица
Звездочёт
Звездочёт – учёный, который изучает звезды
русская авторская сказка
русская авторская сказка (русская литературная сказка) — произведение одного или нескольких авторов в прозе или стихах, которое опирается на традиции устного народного творчества
сказки А.С. Пушкина
сказки Александра Сергеевича Пушкина — произведения в стихах, на которые оказали большое влияние русские народные сказки
Царь Дадон
Царь Дадон – глава сказочного государства
Шамаханская царица
Шамаханская царица – красавица, которую полюбил царь Дадон
сказка
сказка – произведение устного народного или авторского творчества
русская авторская сказка
русская авторская сказка – произведение одного или нескольких авторов в прозе или стихах, которое опирается на традиции устного народного творчества
царство-государство
шатёр
волшебный
волшебный – который не может объяснить наука
просьба
п росьба – от гл. просить
войско
обещание
о бещание – от гл. обещать
поступок
п оступок – хорошее или плохое действие, которое говорит о характере человека
мудрец
весть
мудрый
мудрый (человек) — мудрец
Главная chevron_right Русские авторские сказки chevron_right Сказка о Золотом Петушке
Сказка о Золотом Петушке
Уровень
Имена существительные
поступок – хорошее или плохое действие, которое говорит о характере человека
мудрец – старый умный человек, который знает жизнь и может дать совет
Имена прилагательные
мудрый (человек) — мудрец
мёртвый – неживой
Глаголы НСВ-СВ
(найдите перевод в словаре)
нападать – напасть
влюбляться – влюбиться
клевать – клюнуть
исполнять – исполнить
предупреждать – предупредить
злиться – разозлиться
пропадать – пропасть
Устойчивые выражения, характерные для русских сказок
Жил-был (жила-была, жили-были) – традиционное начало русских сказок
В одном царстве-государстве (другие варианты: в некотором царстве, в некотором государстве;
в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) – традиционное начало многих русских сказок.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок – традиционная концовка русских сказок.
Адаптированный текст
В одном царстве-государстве жил-был царь. И звали его царь Дадон. Он много воевал, когда был молодым. В молодости он был сильным и смелым воином, и часто ссорился со своими соседями. Но в старости устал воевать и захотел спокойно жить. Только соседи мирно жить не желали и часто нападали на царство Дадона. Царю стало трудно защищать своё царство, и он попросил помощи у мудрого Звездочёта. Мудрец решил помочь Дадону и подарил ему Золотого Петушка. Волшебная птица всегда давала знать, откуда ждать врагов.
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
Царь был очень рад подарку. Он обещал Звездочёту исполнить любое его желание. С Золотым Петушком жизнь в государстве стала спокойной. Соседи долго не нападали на царство Дадона.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели.
Два года Дадон жил спокойно. Но однажды петушок снова громко закричал и повернулся на восток. Царь понял, откуда ждать опасность, и послал туда старшего сына с войском. Прошло восемь дней, но вестей от воинов не было, а петушок снова кричит. Опять собрал царь войско и послал на восток младшего сына. И снова от воинов нет новостей, а Золотой Петушок опять кричит. В третий раз собрал Дадон войско и уже сам пошёл с ним на восток. Много дней шёл Дадон с войском. На восьмой день пришли они в горы и увидели прекрасный шатёр, а вокруг шатра лежали мёртвые воины Дадона. Погибли и два его сына, убив друг друга. Заплакал царь, закричал от горя. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка — Шамаханская царица. Царь посмотрел на неё и сразу влюбился, забыв о своих погибших сыновьях, о своём горе.
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Неделю счастливо жил Дадон у Шамаханской царицы. А потом решил вернуться в своё царство вместе с восточной красавицей. Когда Дадон с Шамаханской царицей подъехали к столице, их вышли встречать все жители города, среди них был и Звездочёт. Мудрец подошёл к царю и спросил, помнит ли Дадон о своём обещании исполнить его любое желание. И пожелал старик получить Шамаханскую царицу. Дадон и слышать не хотел об этом и сказал, что может дать Звездочёту деньги или дорогого коня, или половину своего царства, но не Шамаханскую царицу. Однако мудрец хотел получить только красавицу. Разозлился царь и ударил Звездочёта своим жезлом. Мудрец сразу умер.
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
За свои поступки заплатил жизнью и царь Дадон. Когда он въехал в город, Золотой Петушок сел ему на голову и клюнул так сильно, что царь умер. А Шамаханская царица сразу пропала.
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Адаптированный пересказ Ю.М. Рыжих
Озвученный диафильм «Сказка о Золотом Петушке», 1954 год: https://www.youtube.com/watch?v=tb9-jAPX78k
Н. Римский-Корсаков. “Золотой Петушок”. Большой театр. Дирижёр Е.Светланов (1988): https://www.youtube.com/watch?v=O8SRnSH9Ifw
Н. Римский-Корсаков. “Золотой Петушок”. Труппа Большого театра, гастроли в Токио Бунка Кайкан. Дирижёр Е.Светланов (1989): https://www.youtube.com/watch?v=AJnAkpqVDcc
Римский-Корсаков. “Золотой Петушок”. МГАДМТ им. Наталии Сац. Гастроли в Лондон Колизеум. (2014):
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А. Кто там. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на́ конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон.
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлён.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он.
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился. и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Текст взят из Собрания сочинений А.С. Пушкина. Государственное издательство
художественной литературы
Москва 1960
Александр Сергеевич Пушкин написал сказку о Золотом Петушке осенью 1834 года. В это время он находился в селе Болдино, которое знаменито тем, что именно здесь в жизни поэта случались самые сильные творческие подъемы. И первый, и второй период оказались очень плодотворными для поэта. Вот и на этот раз Пушкин приехал сюда, чтобы повторить прошлый удачный опыт: почувствовать вдохновение и написать множество прекрасных произведений. По оценкам известных литературоведов, поэт взял за основу своей сказки произведение американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском астрологе». В 1832 году в Европе, а в 1833 – в российских столицах появился сборник произведений Ирвинга «Альгамбра», где поэт и обнаружил «Легенду. ». Пушкин изменил и значительно упростил египетскую сказку. В результате его сказка стала походить на народное произведение. «Сказка о Золотом Петушке» впервые была опубликована в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». Это была последняя сказка, написанная Александром Сергеевичем Пушкиным.












