карпулинг что это означает
Карпулинг (райдшеринг): что это такое, преимущества, типы
Возможно, вы этого не осознавали, но до того, как популярные приложения для райдшеринга стали мейнстримом и интегрированы в повседневную жизнь, совместное использование автомобилей, или карпулинг, существовало уже несколько десятилетий.
В связи с повышением требований к дорогам из-за загруженности дорог, роста населения и потребностей в инфраструктуре, карпулинг стал популярным в последнее время, и сейчас он нам нужен больше, чем когда-либо. Давайте посмотрим, что такое карпулинг, как он развивался и какие формы существуют.
Что такое карпулинг и как он развивался?
Карпулинг, или райдшеринг – это концепция совместного использования вашего автомобиля для одновременного размещения более чем одного человека, устраняющая необходимость водителей на разных транспортных средствах.
Карпулинг имеет различные преимущества, такие как:
Но где же зародилась концепция карпулинга?
Вторая мировая война
Концепция карпулинга впервые возникла как экономическая необходимость еще во время Второй мировой войны. Американское правительство продвигало его в качестве метода рационального использования топлива. Возникший из-за необходимости сохранить каучук и топливо для нужд военного времени в Северной Америке, карпулинг стал играть критически важную роль в планировании городской инфраструктуры и решении проблемы заторов, которых можно избежать.
1970-е годы
Совместное использование автомобилей снова стало популярным в 1970-х годах из-за такой же нехватки ресурсов. Именно в это время были созданы первые «ванпулы» для сотрудников Chrysler и 3M.
1990-е годы
Частота совместного использования автомобилей снизилась по мере снижения цен на топливо, но оставалась активной в 1990-х годах среди определенной группы студентов. Поскольку университетские городки предлагали минимальные возможности для парковки, студенты предпочитали карпулинг, чтобы избавить себя от хлопот с поиском мест для парковки.
2000 – сегодня
Спустя несколько лет в новом тысячелетии технологии по-настоящему изменили правила игры в карпулинге!
Системы GPS и смартфоны стали популярными потребительскими товарами, давая обычным людям базовые инструменты для эффективного составления собственных планов совместного использования поездок. Представляя такие компании, как Uber и Lyft, даже Taxi начала прыгать на подножку технологий. Сегодня Uber заявляет, что у них более пяти миллионов водителей в 65 странах!
За последние два десятилетия мы наблюдали, как технологические предприниматели воспользовались этой возможностью, создав для этой цели разнообразное программное обеспечение, которое распространяется и на общественный транспорт по запросу. Технологическое развитие продолжается и сегодня, и рынок предлагает все, от приложений для карпулинга для личных автомобилей до платформ управления карпулингом для предприятий.
От скромного ручного начала карпулинга, услуги превратились в мгновенное согласование поездок, интеллектуальную парковку с гарантированными местами и данные в режиме реального времени, способствующие снижению воздействия на окружающую среду. Увлекательная часть этой эволюции происходит, когда мы используем идеи, полученные с помощью совместной мобильности, в стратегическом планировании на будущее, поддерживая нашу потребность в сокращении заторов и сокращении выбросов.
Какие существуют типы карпулинга
Существует несколько различных моделей карпулинга. Некоторые из них подходят для бизнеса, а другие нет.
Открытые и эксклюзивные сети
Возможно, наиболее распространенная модель основана на открытой сети, где каждый пользователь системы потенциально может найти друг друга в поездках. Однако это может вызвать проблемы с безопасностью для организаций и учреждений, которые хотят предоставить безопасную услугу карпулинга среди обычных сотрудников или студентов.
Модель открытой сети также предлагает меньшую эффективность, поскольку пользователи, вероятно, имеют разные места назначения. Внутри частных сетей водители автомобилей обычно едут на одно рабочее место, в школу или в другое место и обратно.
Фиксированное и динамическое согласование поездок
Неэффективность возникает в другой традиционной модели, где согласование поездок основывается на заранее определенной группе, маршруте или почтовом индексе. Затем согласованные пользователи должны совместно координировать свое путешествие и планирование поездки. Сравните это с динамическим согласованием поездок, которое адаптируется к требованиям в реальном времени и грамотно подбирает наиболее оптимальные маршруты.
Совместные затраты и бесплатное использование
Многие платформы карпулинга также приняли модель разделения затрат. Они разделяют расходы со своими пользователями, взимая плату. Такая установка является одной из самых непродуктивных для бизнес-целей, поскольку создает еще одно препятствие для привлечения пользователей. Настроить совместное использование автомобилей уже сложно без дополнительного трения. Когда пассажирам придется платить и вводить свою платежную информацию в систему, они с меньшей вероятностью будут использовать программу карпулинга.
Существует также бесплатная модель для пользователей, которая даже дополнительно стимулирует участие, предлагая вознаграждения за частое использование автомобилей. Вознаграждения финансируются за счет части абонентской платы клиента – небольшого, но эффективного вложения для поддержания активности и заинтересованности карпулеров при решении проблем, с которыми сталкиваются в университетском городке или на территории из-за чрезмерного использования автомобиля для одного человека.
Почему карпулинг выгоден
На самом деле идеальный инструмент для перемен существует – совместный частный транспорт. Карпулинг приносит так много пользы для окружающей среды, наших дорог, инфраструктуры, для наших финансов и даже для улучшения психического здоровья.
Технологии смартфонов позволили нам изменить модель пригородных поездок, сэкономив не только время и деньги людей, но и предоставив механизм, помогающий внедрять экологически безопасные методы работы за счет снижения воздействия на окружающую среду. ГИС-технология, которая лежит в основе нашей зависимости от приложений для бронирования, может стать идеальным механизмом для изменения политики.
Когда мы смотрим на статистику, мы узнаем, сколько людей водят одноместные автомобили в развивающихся странах. Например:
Проблемы с инфраструктурой и перегруженностью образуются из-за низкой заполняемости и частных транспортных средств.
Например, согласно оценкам, в восьми столицах Австралии предотвращение заторов обходится предприятиям в 8 миллиардов долларов в год. Социальные и широко распространенные издержки заторов, которых можно избежать, оцениваются в 16,5 миллиардов, а к 2030 году они оцениваются в 37,3 миллиарда.
Это же относится и к России, хотя таких подробных данных пока нет.
Однако большие успехи могут быть упущены, если основная экосистема не готова справиться с этим. Поскольку в городах и региональных центрах наблюдается дальнейший рост населения, дискуссии о модернизации экономики транспорта и инфраструктуры также должны набирать обороты во всем мире. Вот почему программы карпулинга для рабочих мест, университетов и сообществ будут продолжать играть важную роль в реформировании того, как общество движется вперед.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Райдшеринг или карпулинг: BlaBlaCar про игру в слова
Как правильно, райдшеринг или карпулинг? Между этим словами вообще есть разница? PR-менеджер BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский о том, как сервис популяризировал оба этих слова в русском языке, а потом отказался от использования одного из них.
В 2014 году BlaBlaCar вышел на рынок России, купив локальный сервис «Подорожники». К тому моменту в России уже работало около 5 карпулинговых сервисов, маленьких и почти незаметных. Ни один из них не использовал термины «карпулинг» или «райдшеринг». Не будет преувеличением сказать, что этих слов в русском языке не было. «Яндекс» находил буквально с десяток упоминаний, почти случайных калькированных переводов слов в специализированных статьях, причем не всегда в принятом сегодня значении.
Что касается англоговорящего мира, то слова «карпулинг» и «райдшеринг» там были (и есть) и являются почти полными синонимами, с небольшой разницей. В обоих случаях речь идет о совместных поездках, но при карпулинге ассоциация с длинной междугородней поездкой более сильная, традиционная. Слово же «райдшеринг», в контексте бума развития шеринговой экономики, более модное, что ли, – «шэринг экономи», каршеринг, райдшеринг.
Свою деятельность в России (как и в других странах) BlaBlaCar с самого начала обозначил именно как райдшеринг. Этому есть рациональное объяснение. В те времена крупнейшим конкурентом компании в немецкоговорящих странах была компания Mitfahrgelegenheit.de, которая на международных рынках продвигалась под брендом Carpooling.com. Компания была старше BlaBlaCar (года основания: 2001 и 2006), имела узнаваемый бренд и большое число пользователей. Упоминание карпулинга опосредовано работало на продвижение одноименного конкурента. Для BlaBlaCar это было неприемлемо, потому что компания имела свои планы на долю рынка в этих странах.
В России слово «райдшеринг» приживалось тяжело. Как пиарщик BlaBlaCar, могу сказать, что журналисты его не любили страшно. Я уж не говорю про пользователей в соцсетях. Главных упреков было два: 1) не гоже насаждать англицизмы «в великом и могучем», 2) звучит ужасно.
Звучит для русского уха и правда так себе. Хотя, спустя пять лет, уже все, вроде бы, привыкли. А вот по поводу англицизма… Тут сложнее. Не было и нет точного аналога в русском языке.
Слово «автостоп» не подходило, потому что не отражало сути поездок. При райдшеринге попутчики находят друг друга на онлайн-платформе, водитель компенсирует расходы, у пользователей есть рейтинги и отзывы, поездку можно спланировать и т.д. Автостоп же – чистая авантюра.
Вариант «онлайн-автостоп» нес в себе весь негативный шлейф образа «классического» автостопа, поэтому с точки зрения позиционирования также был неподходящим.
Был вариант использовать оборот «сервис поиска попутчиков». Однако, помните вы или нет, но пять лет назад подобное словосочетание ассоциировалось исключительно с услугами по поиску девушек с социально-пониженной ответственностью для поездок на отдых. Таких сайтов было много, «Яндекс» успешно по ключевым словам – «поиск попутчиков» – их находил. BlaBlaCar был категорически против такой ассоциации. (Кстати, сегодня в этом вопросе ситуация изменилась кардинально.)
Были и другие варианты, но все они не подходили. В общем, альтернатив не было.
Пропуская детали, перенесемся в апрель 2015 года. Carpooling.com-таки сдался под натиском BlaBlaCar и продал свой бизнес. BlaBlaCar стал безоговорочным мировым лидером в своей отрасли. Приблизительно в 2016 году в компании было принято решение постепенно заменять использование «райдшеринга» на «карпулинг».
Это было сделать довольно просто в Европе (где два слова были равно общеупотребительны), но не в России. Дело в том, что за три года (к тому моменту) продвижения BlaBlaCar в нашей стране (на русском языке), понятие «райдшеринговый сервис» стало таким раскрученным и так сильно ассоциировалось с BlaBlaCar, что его приходилось использовать даже конкурентам. Тем самым, волей-неволей, они делали отсылку к BlaBlaCar, помогая нам популяризовать сервис. Использовать же «карпулинг» было малоэффективно, потому что слово обывателю было неизвестно.
Прозвучит странно, но через пару лет нам в России все-таки пришлось отказаться от нами же раскрученного термина «райдшеринг». Причин было несколько, ключевых три.
Во-первых, ради «единообразия» в маркетинговых коммуникациях с зарубежными офисами, которые к 2017 году исключили «райдшеринг» из употребления.
В-третьих, удачный момент: а) бренд BlaBlaCar к этому времени стал таким раскрученным, что превратился в имя нарицательное для такого типа поездок, б) мы заключили сделку с нашим крупнейшим конкурентом, по условиям которой две базы попутчиков объединились под одним брендом BlaBlaCar, и вопрос формулировок потерял приоритетность (но не актуальность).
Так, летом 2018 года BlaBlaCar Россия превратился из райдшерингового сервиса в карпулинговый.
Что же случилось со словом «райдшеринг»? Оно оказалось брошенным на обочине коммуникационного шоссе. Живет сейчас само по себе. Периодически его можно встретить на просторах рунета. Временами оно увязывается по следу BlaBlaCar, как брошенная собачонка за ногами жестокосердного хозяина. Онлайн-сервисам такси, похоже, оно тоже больше не нужно.
Карпулинг: поделись своей машиной
Сегодня можно позволить себе обходиться без личного автомобиля, пользуясь карпулингом.
Шеринг экономика позволяет рационально и экологично использовать ресурсы. Зачем платить лишние деньги, если нам нужна не вещь, а услуга?
Не квартира, а проживание в ней, не стиральная машина, а выстиранные вещи, не лобзик и дрель, а сделанный с их помощью ремонт.
Что такое карпулинг и зачем он нужен?
Карпулинг — (в переводе с английского: car — “машина”, pool — “объединение”) — совместное использование автомобиля с другими людьми. Иногда можно встретить название райдшеринг — (в переводе с английского ride — “поездка”, share — “делиться”) — суть одна.
Допустим, у меня есть автомобиль, которым пользуюсь в одиночку. По дороге на работу я могу каждый день подвозить попутчиков: коллег, знакомых либо просто тех, кому со мной по пути.
Вместе мы делим расходы на топливо, с комфортом и в хорошей компании добираемся до нужной точки маршрута. Удобно? Не то слово!
Карпулинг используют как для ежедневных поездок по одному маршруту, так и при поездках-путешествиях в другие города.
Его собрат — каршеринг (их, кстати, очень часто путают и принимают одно за другое) представляет собой систему краткосрочной аренды автомобиля. Об этом мы расскажем в отдельном материале.
Как появился карпулинг?
Движение зародилось в США во время Второй мировой войны, когда остро встал вопрос снабжения армии топливом. Американские власти обязали каждого водителя брать с собой попутчиков.
Один из самых известных плакатов того времени красноречиво заявлял: «Если ты едешь один, то везешь с собой Гитлера. Присоединяйся к каршеринг клубу!».
Имеется ввиду не традиционный каршеринг, описанный выше, а совместное использование автомобиля несколькими водителями.
Вторая волна пришлась на 70-е годы прошлого века. Во время нефтяного кризиса идея совместного использования автомобиля перекочевала из США в Европу.
Расцвет карпулинга в новом тысячелетии связан с развитием информационных технологий и появлением мобильных приложений. С их помощью искать попутчиков стало намного проще и быстрее.
Приложения могут быть локальные (например, французский karzoo.fr) и глобальные (carpoolworld.com). Пожалуй, самый известный карпулинг BlaBlaCar, который охватывает многие страны.
В чем преимущества карпулинга?
Совместные поездки, в которых платишь только за топливо, обходятся в разы дешевле традиционных видов транспорта. Проверено на собственном опыте: мне удавалось сэкономить треть, а иногда и половину стоимости поездки (по сравнению с билетами на поезд либо автобус).
К слову, средняя цена совместной поездки из Петербурга в Москву составляет 900 рублей, из Екатеринбурга в Челябинск – 300 рублей. В этом, пожалуй, главное преимущество для тех, кто привык путешествовать бюджетно.
Второй плюс: снижение экоследа. Согласитесь, полностью загруженная пассажирами машина оставляет меньший экологический след, чем два автомобиля в каждом из которых один пассажир.
Если представить, что карпулинг станет массовым движением, то дороги станут свободнее, заторов и пробок станет гораздо меньше. Меньше машин – меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.
А еще – это отличная возможность завести новые знакомства. За разговорами время летит быстрее, и кто знает, может ваш попутчик станет вашим другом?
Минусы карпулинга
И все же, несмотря на плюсы и выгоды движения, в России оно еще малоразвито. Причин этому несколько. Вне зависимости от страны и города, совместную поездку довольно сложно организовать, если у вас редкий и непопулярный маршрут.
Кроме того, водителю не всегда удобно подстроиться под каждого попутчика. Наверняка поэтому в России и странах СНГ карпулинг пока существует в виде стихийных маршрутов, когда нужно подбросить родственника или приятеля, либо подвезти голосующего на трассе автостопщика.
В совместных поездках многое зависит от человеческого фактора, и вопрос безопасности — важнейшее препятствие для развития движения. Конечно, доля риска есть как со стороны попутчика, так и со стороны водителя.
Однажды мне довелось ехать в салоне с пассажиром, который был подшофе и постоянно просил остановить машину, чем в конце концов разозлил водителя. В другой раз за два часа до отправления мне позвонил водитель и сказал, что не может меня забрать. В таких случаях вспоминаешь про гарантии и надежность традиционного транспорта.
Нередко мне приходилось сталкиваться с тем, что под карпулингом скрывались нелегальные коммерческие перевозки. Причем, узнавала об этом лишь в самый последний момент, когда отменить поездку было невозможно.
Конечно, в совместной поездке с незнакомым человеком есть доля риска. В BlaBlaCar, чтобы ее уменьшить, появилась опция «только для женщин».
Так пользователи могут планировать совместные поездки, в которых и водитель, и пассажир — женщины.
Как работает карпулинг в разных странах?
Карпулинг существует и функционирует на всех континентах планеты, но в разных странах он развивается своим путем.
В Германии совместные поездки, или митфарт, популярны уже давно. В стране созданы специальные сайты и службы с сотнями тысяч зарегистрированных пользователей (mitfahrtzentrale.de, mitfahrgelegenheit.de).
В Норвегии и Нидерландах такие проекты поддерживаются государством. К примеру, в Осло на карпулинговый сервис деньги выделило государственное транспортное агентство Transnova. Голландское правительство размещает специальные автостоянки на перекрестках автомагистралей.
В 70-ых годах прошлого века на трассах и дорогах Лос-Анджелеса появились специальные карпулинг-полосы для водителей, в машине которых едут 2 и более человек. Полосы действуют и сегодня, обозначаются специальным значком.
Сегодня в Калифорнии за передвижение по этой полосе в одиночку можно получить штраф в 500$. После 3-кратного нарушения правила водителя лишают прав.
Городские власти Вашингтона организуют специальные места для остановок попутчиков: около станций метро и некоторых автобусных остановок развешаны таблички с указателями направлений для поездки.
Локальный carpool.by существует в Беларуси. Пока сами беларусы не особо активны, но часто делят машину при поездках на популярные направления: Санкт-Петербург, Москву, Вильнюс.
Условия для развития карпулинга созданы не везде. К примеру, в Венгрии перевозка попутчика за любую оплату, включая расходы на топливо, считается налоговым преступлением.
Если у водителя нет лицензии на такси, счет-фактуры и он не уплачивает налоги за перевозку, ему придется заплатить штраф за нелегальную перевозку.
Как работает карпулинг?
Пользоваться сервисами совместных поездок очень просто и удобно. Рассмотрим, как это работает, на примере BlaBlacar.
Сначала следует зарегистрироваться на сайте blablacar.com. Если вы выступаете в роли попутчика, то нажимаете «найти поездку» (водитель, наоборот, предлагает поездку). Затем выбираете город и дату.
Например, мы планируем поездку Санкт-Петербург – Москва, на 1 апреля. Система показывает нам различные варианты. Водитель Александр предлагает разделить с ним поездку за 900 рублей на Ниссане.
Но я выбираю вариант подороже: Антон, проверенный пользователь с десятью позитивными отзывами, заполненным профилем и фото, хочет получить за поездку на Skoda rapid 1100 рублей.
В машине еще полностью свободна, а значит, я могу выбрать место рядом с водителем. Бронирую поездку, получаю контактный телефон водителя: все интересующие детали могу уточнить по телефону. В течение дня Антон перезванивает и подтверждает мою бронь. Оплату я отдам лично после поездки.
А после путешествия могу оставить свой отзыв и оценить качество поездки: в дальнейшем, это поможет другим пользователям не ошибиться при выборе водителя.
Обязательно читайте отзывы о водителе, не ленитесь позвонить и поговорить с вашим перевозчиком – в этом залог безопасности и комфорта вашей поездки. Если сомневаетесь – не рискуйте.
Регистрируйтесь, предлагайте или ищите поездки – и в путь!
Хорошего совместного путешествия!
Carpool
Carpool (по-русски чаще всего называется кар пул) — совместное использование автомобиля при поездках. При широком использовании позволяет снизить нагрузки на транспортные системы городов, стоимость проезда.
Некоторые города оказывают содействие таким автовладельцам: создают специальные остановки для поиска попутчиков, выделяют полосы движения на дорогах для автомобилей с несколькими пассажирами.
Совместное использование машин было замечено уже в 1970-х годах и стало расширяться в последнее время благодаря использованию Интернета и появлению программ для поиска попутчиков. Некоторые системы пытаются задействовать мобильные телефоны и SMS. Также в последнее время получает развитие краткосрочная аренда автомобиля с попутчиками.
Содержание
Преимущества
Недостатки
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Carpool» в других словарях:
carpool — 2 verb [intransitive] if a group of people carpool, they go to work together in one car, often using cars owned by different people in the group on different days * * * Ⅰ. carpool UK US (also car pool) /ˈkɑːpuːl/ noun [C] ► TRANSPORT, SOCIAL… … Financial and business terms
carpool — carpool; carpool·er; … English syllables
carpool — [kär′po͞ol΄] vi., vt. to participate in or transport by participating in a car pool: also car pool … English World dictionary
Carpool — Carpooling (also known as car sharing, ride sharing, lift sharing), is the shared use of a car by the driver and one or more passengers, usually for commuting. Carpooling arrangements and schemes involve varying degrees of formality and… … Wikipedia
carpool — /kahr poohl /, n. Also, car pool. 1. Also, carpooling, car pooling. an arrangement among a group of automobile owners by which each owner in turn drives the others or their children to and from a designated place. 2. those included in such an… … Universalium
carpool — car|pool car pool [ˈka:pu:l US ˈka:r ] v [i]especially AmE if a group of people carpool, they travel together to work, school etc in one car and share the cost >carpooling n [U] … Dictionary of contemporary English
carpool — chiefly N. Amer. noun a group of people who arrange to make a journey or journeys in a single car. verb take part in a carpool … English new terms dictionary
carpool — /ˈkapul/ (say kahpoohl) verb (i) to take part in a car pool: the parents decided to carpool to reduce traffic around the school. Also, car pool. –carpooling, noun … Australian-English dictionary
carpool — intransitive verb Date: 1962 to participate in a car pool • carpooler noun … New Collegiate Dictionary


















