катехизаторские курсы что это
Катехизация
Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.
При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.
а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.
Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).
Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.
В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.
Введение в основы катехизации
протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии
Понятие о катехизации
Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).
Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.
В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.
Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.
Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.
Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.
Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.
Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.
Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.
Цель и задачи катехизации
Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.
Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.
Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.
Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.
Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;
Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.
Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.
Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.
Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.
Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:
При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:
а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;
б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );
в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;
г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;
д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе ( Деян. 2:42-47 ).
Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).
Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.
Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).
Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».
Назначение и место катехизаторского служения.
Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.
Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.
Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.
Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.
Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.
В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?
Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!
Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).
Такой человек не знает:
Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.
Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.
Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.
Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:
От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.
Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.
Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ).
Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.
Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.
Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования и духовного просвещения. Епархиальная конференция Насущные вопросы катехизации: Традиции и современность.
Школа катехизатора
Православие в наши дни. Можем ли мы что-то объяснить людям? Размышления катехизатора
Так сложилось, что большая часть воцерковляющихся людей не знают, почему Православие именно такое, каким они его узнали и приняли. Это нормально и естественно на первых порах церковной жизни, потому что Церковь предлагает современному человеку традицию, освященную двухтысячелетним опытом…
Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин
Цель катехизической деятельности как этапа церковного служения – помочь человеку стать самостоятельным православным христианином. И казалось бы, все понятно: мы – воцерковленные люди, христиане, и хотим помочь другим, новым членам Церкви, воцерковиться.
Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения — священник Стефан Нохрин
Ни для кого не секрет, что нынешнее состояние Церкви можно охарактеризовать сложным процессом общечеловеческого развития с модифицировавшимися, видоизмененными отношениями в религиозной и социально-общественной картине мира.
Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов
Дары, полученные в Таинстве Священства, семинарское образование, высокий кредит доверия со стороны мирян дают священнослужителям немало преимуществ перед мирянами, однако не исключают возможность и для мирян стать успешными катехизаторами.
Распространенные ошибки катехизаторов
Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок. Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед.
Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.
Доклад В.И. Якунцева, преподавателя катехетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на XX Рождественских чтениях
Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов
Документ подготовлен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке катехизаторов.
Оглавление
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов обусловлено необходимостью качественного развития катехизической деятельности в Русской Православной Церкви на современном этапе. Катехизация, как содействие уверовавшему в Бога человеку в обретении основ православного мировоззрения и образа жизни по Христовым заповедям, в сознательном и ответственном участии в литургической жизни Церкви, должна осуществляться на системной основе и быть обеспечена подготовленными к этой деятельности кадрами. В связи с решением Священноначалия о введении штатной оплачиваемой должности катехизатора на приходе и в благочинии на всей канонической территории Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор 2011 года постановил разработать механизмы подготовки катехизаторов (Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п.18)).
Первыми учреждениями, начавшими осуществлять систематическую подготовку катехизаторов, стали катехизаторские (богословско-педагогические) курсы. С начала 90‑х гг. курсы – наиболее распространенная форма образования в основном для мирян, желающих осуществлять духовно-просветительскую деятельность на приходах. Учащиеся курсов получают базовую богословскую подготовку, а также основы педагогической и катехизаторской работы. Многие выпускники курсов осуществляют служение в качестве преподавателей воскресных школ для детей и взрослых. Однако на настоящий момент в ряде епархий отсутствуют подобные центры подготовки катехизаторов, а имеющиеся работают по различным программам и предъявляют неодинаковые требования к выпускникам. Введение определенного стандарта призвано обобщить и систематизировать накопленный опыт подготовки катехизаторов с учетом современных задач, стоящих перед катехизацией, и, по возможности, распространить его во все епархии.
Данный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах для осуществления духовно-просветительской деятельности на уровне прихода и благочиннического округа, а также для аттестации работающих катехизаторов. При составлении стандарта за основу была взята среднесрочная программа, рассчитанная на два (два с половиной) года обучения по очно-заочной форме. Такую программу предлагается считать оптимальной для подготовки катехизаторов. Кроме того, программы обучения могут реализовываться в других формах: очной, заочной, дистанционной. В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности.Большое значение при подготовке катехизаторов должно уделяться воспитательному процессу. По окончании программы обучения предполагается выдавать соответствующий документ церковного образца. На основе стандарта учебные заведения должны разработать свою основную образовательную программу, рабочие программы по изучаемым дисциплинам.
Необходимо подчеркнуть, что учебное заведение, осуществляющее подготовку катехизаторов, должно быть тесно связано с благочиниями и приходами, иметь площадки для прохождения слушателями практики по катехизической деятельности. Приветствуется перевод уже действующих катехизаторских курсов на базу духовных учебных заведений или вузов в епархиях, где существует такая возможность. В высших учебных заведениях подготовка может осуществляться, например, по специальности «религиоведение», «теология» с изучением дополнительных дисциплин цикла «Катехизическая деятельность», а также в форме дополнительного образования. В духовных семинариях и училищах приветствуется создание катехизаторских факультетов (отделений). Для более эффективной работы образовательное учреждение может организовывать филиалы в районных центрах, разрабатывать программы заочного и дистанционного обучения.
Положения стандарта могут стать основной для составления краткосрочных программ повышения квалификации, а также долгосрочных программ и программ высшего образования.
Для обучения по среднесрочным и краткосрочным программам подготовки и повышения квалификации рекомендуется принимать священнослужителей и воцерковленных мирян, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению от настоятеля прихода (благочинного округа). Лица, имеющие высшее богословское, религиоведческое, педагогическое образование могут повысить свою квалификацию пройдя обучение по отдельным дисциплинам стандарта.
Расходы на обучение целесообразно возложить на приход (благочиние) от которого направляется учащийся, с тем, чтобы после прохождения обучения по программам подготовки (повышения квалификации) выпускник осуществлял катехизическую деятельность на данном приходе (в благочинии). Также могут быть организованы фонды, для обеспечения подготовки катехизаторов, выделяться гранты, выплачиваться стипендии. В свою очередь епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации должен содействовать выпускникам учебного заведения в трудоустройстве.
ЦЕРКОВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
по подготовке катехизаторов
(среднесрочные курсы)
^ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий церковный образовательный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации основных образовательных программ по подготовке (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) катехизаторов в учебных заведениях:
православных духовных учебных заведениях;
образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах);
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ по подготовке катехизаторов образовательное учреждение имеет при наличии представления Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ООП – основная образовательная программа;
К – компетенции;
УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы.
^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) 1) и соответствующая квалификация приведены в таблице 1.
Сроки трудоемкости освоения ОПП и квалификация выпускников
| Наименование ООП | Квалификация | Нормативный срок освоения ООП(для очно-заочной (вечерней) формы обучения) | Трудоемкость(в зачетных единицах) |
| ООП по подготовке катехизаторов | катехизатор | 2 года | 60 2) |
Сроки освоения основной образовательной программы по подготовке катехизаторов по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета образовательного учреждения.
^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕХИЗАТОРОВ
4.1. Система приходской катехизации (духовно-просветительской деятельности) включает в себя:
– предкрещальную катехизацию (оглашение);
– систематическую духовно-просветительскую работу с новокрещенными, воцерковляющимися прихожанами, сотрудниками храма;
– катехизическую работу с детьми и подростками через систему воскресных школ, а также патриотическую работу;
– приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
– катехизацию в процессе экскурсионно-паломнической деятельности;
– подготовку и распространение катехизических материалов.
4.2. Деятельность катехизаторов направлена на:
мирян, не участвующих в церковных Таинствах и обрядах, приходящих в храм только в некоторые праздники, в дни поминовения усопших и др.;
лиц, желающих принять Таинство Крещения, Таинство Венчания, повысить уровень знаний о православном вероучении и др.;
воцерковляющихся мирян – прихожан храма, периодически участвующих в Таинствах и обрядах и сотрудников храма.
4.3. Катехизатор готовится к следующим видам деятельности:
Конкретные виды деятельности, к которым, в основном, готовится катехизатор, определяются образовательным учреждением совместно с епархиальным архиереем, епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, благочинными округов, настоятелями приходов, научно-педагогическими работниками.
4.4. Катехизатор должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами деятельности:
изучение возможностей, потребностей желающих воцерковиться и определение индивидуальных подходов к их катехизации;
определение форм и методов катехизации в зависимости от целевой аудитории;
разработка программ по духовно-нравственному просвещению и обучению православной вере для различных групп воцерковляющихся;
осуществление духовного просвещения, обучения, приобщения к участию в церковной жизни (богослужениях, таинствах, церковных праздниках, экскурсионно-паломнических поездках и др.);
формирование у воцерковляющихся соборного сознания, представления о себе как о чадах Русской Православной Церкви;
изучение и формирование потребностей у различных групп воцерковляющихся в дальнейшем духовном совершенствовании;
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся детей в области изучения вероучительных предметов и определение на основе полученных результатов индивидуальных подходов к их воцерковлению, воспитанию и развитию;
разработка и реализация программ по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей;
формирование уклада, образовательной среды в воскресной школе, при приходе, способствующей духовно-нравственному развитию обучающихся, укорененности в вере, приобщению к литургической жизни Церкви;
осуществление личностного роста педагога, осознание учительства как дара Божьего;
организация и планирование катехизической деятельности на приходе и/или в благочинии;
осуществление координации катехизической деятельности на уровне прихода и/или благочиния;
организация мероприятий в области катехизации на приходе и/или в благочинии;
выполнение конкретных задач по организации и проведению катехизической деятельности;
составление годового плана работы и отчета по катехизической деятельности на приходе и/или в благочинии.
^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ
5.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями (К):
готовностью и способностью:
компетенции в области церковного образа жизни
сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах (К‑1);
соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте (К‑2);
преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К‑3);
к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К‑4);
к самооценке и самоконтролю (К‑5);
компетенции в области катехизической деятельности
использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности (К‑6);
использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в просветительской деятельности (К‑7);
использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений) (К‑8);
выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации (К‑9);
использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе (К‑10);
применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися (К‑11);
аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К‑12);
обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий (К‑13);
компетенции в области педагогической деятельности
применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности (К‑14);
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе (К‑15);
разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей (К‑16);
компетенции в области организаторской деятельности
планировать и организовывать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях (К‑17);
организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии (К‑18).
^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ
6.1. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторов предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
основы православного вероучения;
6.2. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторовимеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемуюобразовательным учреждением. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки.
Учебное заведение может корректировать базовую часть на 20%
6.3. Базовая часть цикла «Основы православного вероучения» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение», «Литургика», «История Церкви», «Церковное искусство», «Церковнославянский язык».
6.4. Базовая часть цикла «Катехизическая деятельность» предусматривает изучение дисциплин: «Организация и ведение катехизической деятельности», «История мировых религий», «Сектоведение», «Православная педагогика», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы экскурсионно-паломнической деятельности», «Логика, теория и практика аргументации», «Психология».
Структура ООП по подготовке катехизаторов
| Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Перечень дисциплин дляразработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Формируемыекомпетен |
| Основы православного вероучения В результате изучения цикла выпускник должен:знать:основные исторические и наиболее значимые события Ветхозаветной истории; историю Нового Завета; святоотеческое толкование событий Ветхого Завета и истории Нового Завета; основные положения православного вероучения и нравственности, православной антропологии; отличительные особенности вероучения иных конфессий и основные принципы отношения Православной Церкви к инославию; основные особенности ислама, иудаизма, буддизма; структуру и основное содержание богослужения; основные события истории Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви; особенности церковного искусства, ее видов и жанров в архитектуре и иконописи; особенности церковнославянского языка (графические, лексические, грамматические) с целью понимания Богослужения и осознанного в нем участия; уметь: применять знания Священного Писания, его толкования, знания о вероучении в решении практических вопросов воцерковления мирян; передать (изложить) основы православного вероучения для разных целевых аудиторий, отдельной личности в доступной форме; объяснить основные, а также наиболее непонятные места православного богослужения; использовать знания по Истории Вселенской и Русской Православной Церкви для формирования представления о роли христианства в становлении и развитии государственности, культурно-исторических традиций России и европейских стран; объяснять непонятные места канонических текстов; аргументировано и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике; владеть: церковной традициейв богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, быте; навыком самосовершенствования в христианском благочестии; навыками самооценки и самоконтроля; навыками чтения и понимания церковнославянских канонических текстов. | Священное Писание Ветхого ЗаветаСвященное Писание Нового ЗаветаПравославное вероучение | |
| Катехизическая деятельностьВ результате изучения цикла выпускник должен:знать: духовные основы катехизической деятельности; сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности; методы и методики катехизации; способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности; смежные формы катехизического и миссионерского служения; особенности реализации педагогической, катехизической деятельности в современных условиях на приходах и в благочиниях; способы взаимодействия катехизатора, педагога с различными участниками катехизации, педагогического процесса; основы духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, тоталитарных сект и движений на территории России); решения Священноначалия, касающиеся духовно-просветительской деятельности; государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие катехизическую деятельность Церкви; официальную позицию Церкви по различным социальным вопросам основы церковного протокола; содержание и методики преподавания вероучительных дисциплин для разных целевых аудиторий; теории и технологии обучения и воспитания детей разного возраста; правовое регулирование экскурсионно-паломнической деятельности; технологии подготовки экскурсионного маршрута; основные методы ведения дискуссии; особенности дискуссии по религиозной проблематике; основы возрастной и семейной психологии, психологии общения, зависимости; особенности церковного соборного взаимодействия; способы профессионального саморазвития; уметь: системно анализировать и выбирать способы, формы и методы катехизации; определять способы и методы катехизации в зависимости от целевой аудитории; выявлять и использовать национальные и региональные особенности, возможности в духовно-нравственном просвещении; разрабатывать и реализовывать программы по катехизации; консультировать взрослых по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни; управлять деятельностью приходских работников и волонтеров, работающих в области катехизации; объяснять отличительные особенности ислама, иудаизма, буддизма от Православия; отличить толкование дискуссионных мест Священного Писания сектами от святоотеческого толкования; использовать и применять правовую информацию в катехизической деятельности; организовать духовно-просветительскую деятельность во время паломнических поездок, экскурсий; вести дискуссию по религиозной проблематике; выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов; оказывать помощь в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту, традициям, по преодолению зависимостей; корректно взаимодействовать с участниками духовно-просветительской деятельности; вести диалог и избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми разных социальных групп; использовать православные методы психологической и педагогической диагностики для решения задач катехизации; учитывать различные контексты (духовно-нравственные, социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы катехизации, обучения, воспитания и социализации детей разного возраста; проектировать и осуществлять образовательный процесс в воскресной школе с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции; использовать в образовательном процессе (воскресные школы) гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации, в том числе религиозной, в катехизической деятельности; проявлять религиозную терпимость; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; владеть: методиками катехизического сопровождения Таинств и обрядов; методикой консультирования по вопросам веры и участия в жизни Церкви; основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Церкви в сфере катехизации; способами, формами духовно-нравственного просвещения в разных возрастных группах; основами экскурсионно-паломнической деятельности; методиками преподавания вероучительных дисциплин; основами религиозной коммуникации и культуры речи; навыками разработки организационно-технической документации, церковного документооборота; способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения в процессе приобщения к жизни Церкви, ее традициям; навыками психологического консультирования; правовыми, социальными, педагогическими, психологическими и иными основами работы с различными категориями людей.– | Организация и ведение катехизической деятельностиИстория мировых религийСектоведение Православная педагогика Основы социальной концепции РПЦ Основы экскурсионно-паломнической деятельности Логика, теория и практика аргументации | |
| Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательного учреждения) | ||
| Учебная практика (практические умения и навыки определяются ООП образовательного учреждения) | ||
| Итоговая аттестация | ||
| Общая трудоемкость основной образовательной программы |
^ VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
7.1. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП по подготовке катехизаторов, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие православное воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики, календарный учебный график и методические материалы, предназначенные для реализации соответствующих образовательных технологий.
ООП определяется образовательным учреждением в соответствии с примерной основной образовательной программой, разработанной Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
7.2. При разработке ООП по подготовке катехизаторов должны быть определены возможности образовательного учреждения в формировании церковного образа жизни: созданы условия для духовно-нравственного развития личности на традициях Православия, в частности, участие в молебнах, богослужениях, экскурсионно-паломнических мероприятиях, социальном служении и др.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи со священноначалием, священнослужителями, преподавателями духовных и иных профильных образовательных учреждений, общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет три и более зачетные единицы, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
После освоения дисциплин цикла «Основы православного вероучения» обучающиеся пишут курсовую работу.
7.5. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 36 академических (один академический час равен 45 минутам) часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых образовательным учреждением.
7.6. Максимальный объем аудиторной нагрузки в неделю по очно-заочной (вечерней) форме обучения не может составлять более 16 академических часов (один академический час равен 45 минутам).
7.7. В случае реализации ООП по подготовке катехизаторов в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Уставом или Типовым положением об образовательном учреждении.
7.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее 7 недель, в том числе не меньше двух недель в зимний период.
7.9. Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
7.10. Основная образовательная программа по подготовке катехизаторов образовательного учреждения должна включать практические занятия по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в следующих областях:
Организации и ведения катехизической деятельности;
Ведения дискуссии по религиозной проблематике;
Психологии, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.11. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
право при формировании своей индивидуальной образовательной траектории получить консультацию в образовательном учреждении по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП образовательного учреждения.
7.12. Раздел основной образовательной программы по подготовке катехизаторов «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на практическую подготовку обучающихся. Учебная практика проходит в форме проведения огласительных бесед перед совершением Таинства Крещения, бесед с брачующимися, занятий в воскресной школе для детей и взрослых, а также участия в работе консультативной службы по вопросам веры и церковной жизни или организации духовно-просветительских мероприятий и др.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по учебной практике определяются образовательным учреждением.
Практика проводятся в приходах, православных молодежных центрах, духовно-просветительских центрах и др.
Аттестация по итогам практики включает подготовку письменного отчета и публичную защиту результатов практики с последующей оценкой.
7.13. Реализация основных образовательных программ по подготовке катехизаторов должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее десяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (епархиальных Отдела религиозного образования и катехизации, Миссионерского отдела, Отдела по делам молодежи по церковной благотворительности и социальному служению, духовно-просветительских центров, воскресных школ для детей и взрослых) и образовательных учреждений, в которых имеются кафедры теологии, религиоведения, психологии, педагогики и др.
До 30 процентов от общего числа преподавателей, имеющих базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению (в церковных организациях, церковных и церковно-общественных форумах, организации духовно-просветительских мероприятий, практике и др.) на должностях руководителей или ведущих специалистов не менее 5 последних лет.
7.14. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 10 лет из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
7.15. Ученый совет или руководство образовательного учреждения при введении ООП по подготовке катехизаторов утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу по подготовке катехизаторов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом образовательного учреждения и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП по подготовке катехизаторов перечень материально-технического обеспечения включает: учебные аудитории и библиотеку.
^ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ
8.1. Образовательное учреждение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования православной общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей деятельности – для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (сотрудники профильных епархиальных отделов, благочинные округов настоятели приходов и др.), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т.п.
8.5. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением. Выпускная квалификационная работа выпускника представляет собой богословски грамотную практическую разработку в области катехизации (например, составление цикла огласительных бесед или бесед с брачующимися, разработка катехизического листка, организация просветительского мероприятия и т.п.).
[1] Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Один академический час равен 45 минутам.
[2] Трудоемкость основной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) форме обучения за учебный год равна 30 зачетным единицам.

