катехизаторские курсы что это

Катехизация

Катехиза́ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις — (кате­хи­зис (кати­хи­зис)) — кате­хи­зис (от греч κατηχέω (кате­хео (кати­хео)) — настав­лять, огла­шать) — 1) настав­ле­ние в осно­вах пра­во­слав­ной веры лиц, гото­вя­щихся при­нять Кре­ще­ние; 2) настав­ле­ние лиц, уже при­няв­ших Кре­ще­ние и явля­ю­щихся чле­нами Церкви, в исти­нах пра­во­слав­ной веры (под­ра­зу­ме­вает более глу­бо­кое изу­че­ние основ веры). Кате­хи­за­ция – это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и порядку цер­ков­ной жизни. Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни.

катехизаторские курсы что это

При целост­ном взгляде и под­ходе к кате­хи­за­ции можно выде­лить несколько вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих её раз­де­лов.

а) при­об­ще­ние огла­ша­е­мых лиц, (гото­вя­щихся к созна­тель­ному при­ня­тию Кре­ще­ния) к хри­сти­ан­скому веро­учи­тель­ному знанию б) при­об­ще­ние к опыту цер­ков­ной жизни (молит­венно-евха­ри­сти­че­ская жизнь, духов­ное руко­вод­ство, пост, духов­ное чтение, мило­стыня);

в) как дея­тель­ная общин­но­устро­и­тель­ная жизнь на Цер­ков­ном при­ходе;

г) как соб­ствен­ная духовно-нрав­ствен­ная жизнь в цер­ков­ном укладе.

Все кано­ни­че­ские нормы Пра­во­слав­ной Церкви, каса­ю­щи­еся под­го­товки к таин­ству Кре­ще­ния, гово­рят о важ­но­сти изу­че­ния веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, пра­ви­лами преду­смот­рено испы­та­ние пра­виль­но­сти усво­е­ния веры и искрен­но­сти жела­ний тех, кто наме­ре­ва­ется при­нять Кре­ще­ние (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также пред­пи­сы­вают ново­об­ра­щен­ным пре­бы­вать в Церкви и слу­шать поуче­ния (7 пр. II Вс. Собора).

Поня­тие «кате­хи­за­ция» по своему смыслу близко к поня­тию «огла­ше­ние». Его часто исполь­зуют как сино­ним огла­ше­ния. Однако надо пом­нить, что сего­дня смысл кате­хи­за­ции зна­чи­тельно шире, чем смысл катеху­ме­ната или огла­ше­ния в древ­ней Церкви, где прак­тика настав­ле­ния в вере имела опре­де­лен­ные осо­бен­но­сти, выте­ка­ю­щие из исто­ри­че­ского поло­же­ния Церкви:

Такое раз­ли­чие вызвано тем, что жизнь древ­ней Церкви про­ис­хо­дила среди гоне­ний и огла­ше­ние часто слу­жило не только при­го­тов­ле­нием ко кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства.

В тоже время совре­мен­ная прак­тика кате­хи­за­ции сохра­няет пре­ем­ствен­ность с прак­ти­кой огла­ше­ния в древ­ней Церкви, ибо служит одним и тем же зада­чам науче­ния в вере. Поэтому совре­мен­ную прак­тику кате­хи­за­ции можно рас­смат­ри­вать как огла­ше­ние в иной исто­ри­че­ской ситу­а­ции.

Вве­де­ние в основы кате­хи­за­ции

про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко,
пред­се­да­тель Епар­хи­аль­ного Отдела рели­ги­оз­ного
обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния СПб Епар­хии

Поня­тие о кате­хи­за­ции

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что значит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Выра­же­ние это пер­во­на­чально озна­чало «воз­ве­щать с воз­вы­шен­ного места» (лат. ex alto), а также «про­из­во­дить эхо, вызы­вать отклик» (kate – «с горы», есhеo «зву­чать, раз­да­ваться, гре­меть»).

Более позд­нее зна­че­ние – «настав­лять» (голос учи­теля явля­ется как бы осо­знан­ным откли­ком на вопрос уче­ника, а ответ уче­ника – откли­ком на слова учи­теля). Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собе­се­до­ва­ния.

В XIX веке свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским был состав­лен Кате­хи­зис – учеб­ное посо­бие, содер­жа­щее свод веро­учи­тель­ных истин, поня­тий и опре­де­ле­ний для настав­ле­ния в пра­во­слав­ной вере в форме вопро­сов и отве­тов.

Поэтому, Кате­хи­зис это веро­учи­тель­ное содер­жа­ние того, что нужно гово­рить при настав­ле­нии в вере, а кате­хи­за­ция – это мето­дика того, кому и как гово­рить; это обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция (в узком смысле) – это про­ве­де­ние огла­си­тель­ных бесед по осно­вам веры с людьми, гото­вя­щи­мися при­нять святое Кре­ще­ние.

Кате­хи­за­ция (в широ­ком смысле) – это осу­ществ­ле­ние от лица Пра­во­слав­ной Церкви духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти в раз­лич­ных слоях обще­ства с целью при­об­ще­ния людей к нормам хри­сти­ан­ской жизни, кото­рые даны нам Твор­цом.

Кате­хи­за­тор – это спе­ци­а­лист, полу­чив­ший систе­ма­ти­че­ское бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, необ­хо­ди­мые умения, навыки и пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние для про­ве­де­ния на своём уровне духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти.

Катеху­мен (katechemenos – «настав­ля­е­мый, поуча­е­мый») – в нашем кон­тек­сте, чело­век, кото­рого «настав­ляют» в исти­нах веры и в пра­ви­лах хри­сти­ан­ского образа жизни. В древ­но­сти слово «катеху­мен», отно­си­лось, прежде всего, к тем, кто гото­вился при­нять кре­ще­ние, согласно запо­веди Христа.

Катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви назы­ва­лась система огла­си­тель­ной под­го­товки кан­ди­да­тов к при­ня­тию Кре­ще­ния и поэтап­ного вхож­де­ния в общин­но­устро­и­тель­ную жизнь Церкви с соот­вет­ству­ю­щей мето­ди­кой пере­дачи кате­хи­зи­че­ского знания и цер­ков­ного опыта.

Цель и задачи кате­хи­за­ции

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – при­об­ще­ние людей к хри­сти­ан­ской бого­угод­ной жизни по запо­ве­дям в лоне святой Церкви. Цер­ковь есть сокро­вищ­ница, в кото­рой содер­жится вся пол­нота жизни, неоску­де­ва­е­мый источ­ник всех благ и нашего спа­се­ния.

Под воцер­ко­в­ле­нием разу­ме­ется не набор знаний и раз­лич­ных цер­ков­ных внеш­них дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу лич­но­сти Иисуса Христа.

Воцер­ко­вить – значит ввести в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по своему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Можно про­ве­сти срав­ни­тель­ные парал­лели, откры­ва­ю­щие нам смысл и высо­кое назна­че­ние Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каж­дого из нас фор­ми­ро­ва­лось наше тело и зачи­на­лась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Кото­рой мы вошли от купели Кре­ще­ния, в тече­ние всей земной жизни под Её води­тель­ством должно идти фор­ми­ро­ва­ние, а точнее «вызре­ва­ние» души для буду­щей жизни – жизни вечной.

Цер­ковно-при­ход­ская община имеет в себе четыре важ­ней­ших свой­ства Церкви, бла­го­даря кото­рым она и при­над­ле­жит ей: един­ство, свя­тость, собор­ность и апо­столь­ность.

Един­ство – целост­ность лич­но­сти и непо­ко­ле­би­мость в испо­ве­да­нии веры в Бога и Цер­ковь;

Свя­тость – хра­не­ние цело­муд­рен­но­сти (нрав­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти) и бла­го­че­стия (хри­сти­ан­ской чести, досто­ин­ства, чест­но­сти и бого­бо­яз­нен­но­сти) в отно­ше­ниях, пове­де­нии и жизни.

Собор­ность – еди­но­мыс­лие и еди­но­ду­шие цер­ков­ной общ­но­сти в испо­ве­да­нии, делах и слу­же­нии.

Апо­столь­ность – сора­бот­ни­че­ство Христу в рас­про­стра­не­нии веры и сви­де­тель­ство­ва­нии бого­угод­ной хри­сти­ан­ской жизни в окру­жа­ю­щем мире.

Таким обра­зом, воцер­ко­вить – значит ввести в жизнь цер­ков­ной общины, дабы усво­иться свой­ствам цер­ков­ного орга­низма, стать их носи­те­лем.

Это дости­жимо лишь при реше­нии целого ряда задач, а именно:

При целост­ном взгляде, про­цесс воцер­ко­в­ле­ния посред­ством кате­хи­за­ции, вклю­чает в себя:

а) при­об­ще­ние чело­века к цер­ков­ному веро­учи­тель­ному знанию, спо­соб­ству­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию его созна­ния и жизни;

б) при­об­ще­ние к опыту цер­ковно-устав­ной дис­ци­плины и молит­венно-евха­ри­сти­че­ской бого­слу­жеб­ной жизни, более всего спо­соб­ству­ю­щему пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского духа в срод­ность Хри­стову духу: «…Если кто Духа Хри­стова не имеет, тот и не Его…» ( Рим. 8:9 );

в) духов­ное руко­вод­ство, помо­га­ю­щее хри­сти­ан­скому совер­шен­ство­ва­нию в доб­ро­де­тели и отсе­че­нию своей при­страст­ной воли, пре­одо­ле­нию само­уго­дия, само­лю­бия, свое­нра­вия, само­чи­ния, само­ра­зу­ме­ния и свое­ко­ры­стия;

г) соб­ствен­ную духовно-нрав­ствен­ную, аске­ти­че­скую жизнь (молитва, пост и мило­стыня) в своей семье, в цер­ков­ном укладе;

д) дея­тель­ную общин­но­устро­и­тель­ную жизнь на Цер­ков­ном при­ходе, спо­соб­ству­ю­щую обре­те­нию нрав­ствен­ных и духов­ных связей и брат­ских отно­ше­ний, образ­цом кото­рых явля­ются отно­ше­ния пер­во­хри­сти­ан­ской общины в еван­гель­ском духе ( Деян. 2:42-47 ).

Таким обра­зом, в наше время под кате­хи­за­цией необ­хо­димо пони­мать работу по содей­ствию в воцер­ко­в­ле­нии тех, кто принял реше­ние стать цер­ков­ным чело­ве­ком и вести бла­го­че­сти­вый хри­сти­ан­ский образ жизни. Кате­хи­за­ция при­звана побуж­дать чело­века к осо­знан­ной цер­ков­ной жизни в том слу­же­нии, к кото­рому чело­век при­зван, к чему имеет дар от Бога (врач, учи­тель, руко­во­ди­тель, вос­пи­та­тель, свя­щен­ник, монах, и т.д.) ( 1Кор. 7:20 ).

Пло­дами кате­хи­за­ции явля­ются позна­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, обре­те­ние пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и созна­тель­ное вхож­де­ние в жизнь Церкви, регу­ляр­ное уча­стие в ее таин­ствах и, прежде всего, в святой Евха­ри­стии.

Кроме того, важ­ней­шей состав­ля­ю­щей под­лин­ной цер­ков­но­сти явля­ется духовно-нрав­ствен­ная, бого­угод­ная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто гово­рит, что он имеет веру, а дел не имеет?» ( Иак. 3:19-20 ).

Для при­не­се­ния плода более всего не хва­тает нам сего­дня при­ме­ров пра­вед­ной жизни. О пре­ве­ли­кой важ­но­сти этого в свое время гово­рил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ни Кре­ще­ние, ни отпу­ще­ние грехов, ни знание, ни при­ча­стие Таинств, ни свя­щен­ная Тра­пеза, ни при­ня­тие Тела, ни при­ча­стие Крови, ничто другое из этого не в состо­я­нии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и уди­ви­тель­ной, и сво­бод­ной от вся­кого греха».

Назна­че­ние и место кате­хи­за­тор­ского слу­же­ния.

Каждое из четы­рех основ­ных видов цер­ков­ного слу­же­ния (мис­си­о­нер­ское, кате­хи­за­тор­ское, учи­тель­ное и пас­тыр­ское) имеет своё место в цер­ков­ной жизни, свою направ­лен­ность, назна­че­ние и содер­жа­ние.

Мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность при­звана про­бу­дить в чело­веке веру, обра­тить ко Христу и Его Церкви.

Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность направ­лена на воцер­ко­в­ле­ние, как вве­де­ние через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно святой Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сферам цер­ковно-общин­ной жизни.

Дело цер­ков­ного педа­гога, зако­но­учи­теля заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­дать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния и основы хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния.

Дело же пас­тыря уни­вер­сально и более ответ­ственно – зало­жить основу духовно-цер­ков­ной жизни и верно руко­вод­ство­вать пасо­мых в устро­е­нии, под­дер­жа­нии и совер­шен­ство­ва­нии духов­ной жизни во спа­се­ние, в лоне святой Церкви.

В каком состо­я­нии ока­зы­ва­ется чело­век, кре­стив­шийся без огла­ше­ния?

Чело­век, кре­щён­ный без огла­ше­ния (то есть без пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции), не знает суще­ства своей веры, цер­ков­ного веро­уче­ния, пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Сим­вола веры и Закона Божьего) и обре­тать жизнь по вере, кото­рую принял кре­стив­шийся чело­век, явля­ется его свя­щен­ным долгом и хри­сти­ан­ским при­зва­нием. Только зна­ю­щий спо­со­бен ценить, любить, хра­нить, пре­умно­жать и пере­да­вать другим это сокро­вище. Уте­рять пре­ем­ство веры не про­сти­тельно, ибо без веры невоз­можно уго­дить Богу и спа­стись! ( Евр. 11:6 ), ( Мк. 16:16 ).

Такой чело­век не знает:

Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях. Кано­ни­че­ские источ­ники наста­и­вают также на изу­че­нии веры как сред­стве про­фи­лак­тики укло­не­ния в ереси.

Кре­стить без пред­ва­ри­тель­ной кате­хи­за­ции (за исклю­че­нием особых слу­чаев) запре­щено 78 пра­ви­лом VI Все­лен­ского, и 46 пра­ви­лом Лаоди­кий­ского Собо­ров.

Усло­вия при­ня­тия Кре­ще­ния и вхож­де­ния в цер­ков­ную жизнь.

Согласно древ­не­цер­ков­ной прак­тике, опи­ра­ю­щейся на Ново­за­вет­ное Откро­ве­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние, к уве­ро­вав­шим во Христа людям и жела­ю­щим кре­ститься предъ­яв­лялся ряд непре­лож­ных усло­вий и тре­бо­ва­ний. Пять глав­ных из них можно особо выде­лить:

От тех же, кто совер­шает Кре­ще­ние, тре­бу­ется сугу­бая забота об огла­ша­е­мых, выра­жен­ная в молитве за них в чине Литур­гии, в тща­тель­ном науче­нии исти­нам веры и пред­ва­ри­тель­ном испы­та­нии их веры перед Кре­ще­нием.

Не следуя в этом вопросе Цер­ков­ному авто­ри­тету и чину, крестя без долж­ного огла­ше­ния, мы духовно порож­даем заве­домо нецер­ков­ных, «номи­наль­ных хри­стиан», лишён­ных жиз­ненно важных знаний и духов­ных ори­ен­ти­ров.

Кре­ще­ние, поис­тине, должно стать «не плот­ской нечи­стоты омы­тием, но обе­ща­нием Богу доброй сове­сти» ( 1Петр. 3:21 ).

Глав­ным делом Церкви на Земле всегда было откры­тие Благой вести о Христе и руко­вод­ство хри­стиан в обре­те­ние бого­угод­ной жизни во спа­се­ние.

Итак, лишь верно следуя запо­ве­дан­ным Богом, Цер­ко­вью и ука­зан­ным их авто­ри­те­том усло­виям в деле кате­хи­за­ции, пре­одо­ле­вая име­ю­щи­еся труд­но­сти, мы будем на спа­сен­ном пути.

Санкт–Петербургская епар­хия, отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и духов­ного про­све­ще­ния. Епар­хи­аль­ная кон­фе­рен­ция Насущ­ные вопросы кате­хи­за­ции: Тра­ди­ции и совре­мен­ность.

Источник

Школа катехизатора

катехизаторские курсы что это

Православие в наши дни. Можем ли мы что-то объяснить людям? Размышления катехизатора

Так сло­жи­лось, что боль­шая часть воцер­ков­ля­ю­щихся людей не знают, почему Пра­во­сла­вие именно такое, каким они его узнали и при­няли. Это нор­мально и есте­ственно на пер­вых порах цер­ков­ной жизни, потому что Цер­ковь пред­ла­гает совре­мен­ному чело­веку тра­ди­цию, освя­щен­ную двух­ты­ся­че­лет­ним опытом…

Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин

Цель кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти как этапа цер­ков­ного слу­же­ния – помочь чело­веку стать само­сто­я­тель­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И каза­лось бы, все понятно: мы – воцер­ко­в­лен­ные люди, хри­сти­ане, и хотим помочь дру­гим, новым чле­нам Церкви, воцерковиться.

Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения — священник Стефан Нохрин

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­­ально-обще­ствен­­ной кар­тине мира.

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Дары, полу­чен­ные в Таин­стве Свя­щен­ства, семи­нар­ское обра­зо­ва­ние, высо­кий кре­дит дове­рия со сто­роны мирян дают свя­щен­но­слу­жи­те­лям немало пре­иму­ществ перед миря­нами, однако не исклю­чают воз­мож­ность и для мирян стать успеш­ными катехизаторами.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед кате­хи­за­тору необ­хо­димо ста­раться избе­гать сле­ду­ю­щих наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся оши­бок. Изло­жен­ные в дан­ной работе наблю­де­ния и выводы яви­лись резуль­та­том осмыс­ле­ния опыта девя­ти­лет­него про­ве­де­ния авто­ром огла­си­тель­ных и кате­хи­зи­че­ских бесед.

Роль катехизической практики при подготовке катехизаторов — Якунцев В.И.

Доклад В.И. Якун­цева, пре­по­да­ва­теля кате­хе­тики Свято-Фила­ре­то­в­ского пра­во­­славно-хри­­сти­ан­ского инсти­тута на XX Рож­де­ствен­ских чтениях

Источник

Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов

Доку­мент под­го­тов­лен Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке катехизаторов.

Оглав­ле­ние

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вве­де­ние Цер­ков­ного обра­зо­ва­тель­ного стан­дарта по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обу­слов­лено необ­хо­ди­мо­стью каче­ствен­ного раз­ви­тия кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на совре­мен­ном этапе. Кате­хи­за­ция, как содей­ствие уве­ро­вав­шему в Бога чело­веку в обре­те­нии основ пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния и образа жизни по Хри­сто­вым запо­ве­дям, в созна­тель­ном и ответ­ствен­ном уча­стии в литур­ги­че­ской жизни Церкви, должна осу­ществ­ляться на систем­ной основе и быть обес­пе­чена под­го­тов­лен­ными к этой дея­тель­но­сти кад­рами. В связи с реше­нием Свя­щен­но­на­ча­лия о вве­де­нии штат­ной опла­чи­ва­е­мой долж­но­сти кате­хи­за­тора на при­ходе и в бла­го­чи­нии на всей кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, Архи­ерей­ский Собор 2011 года поста­но­вил раз­ра­бо­тать меха­низмы под­го­товки кате­хи­за­то­ров (Опре­де­ле­ние Освя­щен­ного Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 4 фев­раля 2011 года «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (п.18)).

Пер­выми учре­жде­ни­ями, начав­шими осу­ществ­лять систе­ма­ти­че­скую под­го­товку кате­хи­за­то­ров, стали кате­хи­за­тор­ские (бого­слов­ско-педа­го­ги­че­ские) курсы. С начала 90‑х гг. курсы – наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная форма обра­зо­ва­ния в основ­ном для мирян, жела­ю­щих осу­ществ­лять духовно-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность на при­хо­дах. Уча­щи­еся кур­сов полу­чают базо­вую бого­слов­скую под­го­товку, а также основы педа­го­ги­че­ской и кате­хи­за­тор­ской работы. Мно­гие выпуск­ники кур­сов осу­ществ­ляют слу­же­ние в каче­стве пре­по­да­ва­те­лей вос­крес­ных школ для детей и взрос­лых. Однако на насто­я­щий момент в ряде епар­хий отсут­ствуют подоб­ные цен­тры под­го­товки кате­хи­за­то­ров, а име­ю­щи­еся рабо­тают по раз­лич­ным про­грам­мам и предъ­яв­ляют неоди­на­ко­вые тре­бо­ва­ния к выпуск­ни­кам. Вве­де­ние опре­де­лен­ного стан­дарта при­звано обоб­щить и систе­ма­ти­зи­ро­вать накоп­лен­ный опыт под­го­товки кате­хи­за­то­ров с уче­том совре­мен­ных задач, сто­я­щих перед кате­хи­за­цией, и, по воз­мож­но­сти, рас­про­стра­нить его во все епархии.

Дан­ный стан­дарт пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции про­грамм по под­го­товке, пере­под­го­товке, повы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции кате­хи­за­то­ров в духов­ных шко­лах, вузах и на кате­хи­за­тор­ских кур­сах для осу­ществ­ле­ния духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти на уровне при­хода и бла­го­чин­ни­че­ского округа, а также для атте­ста­ции рабо­та­ю­щих кате­хи­за­то­ров. При состав­ле­нии стан­дарта за основу была взята сред­не­сроч­ная про­грамма, рас­счи­тан­ная на два (два с поло­ви­ной) года обу­че­ния по очно-заоч­ной форме. Такую про­грамму пред­ла­га­ется счи­тать опти­маль­ной для под­го­товки кате­хи­за­то­ров. Кроме того, про­граммы обу­че­ния могут реа­ли­зо­вы­ваться в дру­гих фор­мах: очной, заоч­ной, дистан­ци­он­ной. В соот­вет­ствии со стан­дар­том при­го­тов­ле­ние к кате­хи­зи­че­скому слу­же­нию про­ис­хо­дит через духовно-нрав­ствен­ное воз­рас­та­ние и при­об­ре­те­ние зна­ний и имеет своей целью утвер­жде­ние буду­щего кате­хи­за­тора в исти­нах веры, бла­го­че­стии и страхе Божием, а также в овла­де­нии им про­фес­си­о­наль­ными навы­ками, необ­хо­ди­мыми для осу­ществ­ле­ния духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности.Большое зна­че­ние при под­го­товке кате­хи­за­то­ров должно уде­ляться вос­пи­та­тель­ному про­цессу. По окон­ча­нии про­граммы обу­че­ния пред­по­ла­га­ется выда­вать соот­вет­ству­ю­щий доку­мент цер­ков­ного образца. На основе стан­дарта учеб­ные заве­де­ния должны раз­ра­бо­тать свою основ­ную обра­зо­ва­тель­ную про­грамму, рабо­чие про­граммы по изу­ча­е­мым дис­ци­пли­нам.

Необ­хо­димо под­черк­нуть, что учеб­ное заве­де­ние, осу­ществ­ля­ю­щее под­го­товку кате­хи­за­то­ров, должно быть тесно свя­зано с бла­го­чи­ни­ями и при­хо­дами, иметь пло­щадки для про­хож­де­ния слу­ша­те­лями прак­тики по кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти. При­вет­ству­ется пере­вод уже дей­ству­ю­щих кате­хи­за­тор­ских кур­сов на базу духов­ных учеб­ных заве­де­ний или вузов в епар­хиях, где суще­ствует такая воз­мож­ность. В выс­ших учеб­ных заве­де­ниях под­го­товка может осу­ществ­ляться, напри­мер, по спе­ци­аль­но­сти «рели­гио­ве­де­ние», «тео­ло­гия» с изу­че­нием допол­ни­тель­ных дис­ци­плин цикла «Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ность», а также в форме допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. В духов­ных семи­на­риях и учи­ли­щах при­вет­ству­ется созда­ние кате­хи­за­тор­ских факуль­те­тов (отде­ле­ний). Для более эффек­тив­ной работы обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние может орга­ни­зо­вы­вать фили­алы в рай­он­ных цен­трах, раз­ра­ба­ты­вать про­граммы заоч­ного и дистан­ци­он­ного обучения.

Поло­же­ния стан­дарта могут стать основ­ной для состав­ле­ния крат­ко­сроч­ных про­грамм повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, а также дол­го­сроч­ных про­грамм и про­грамм выс­шего образования.

Для обу­че­ния по сред­не­сроч­ным и крат­ко­сроч­ным про­грам­мам под­го­товки и повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции реко­мен­ду­ется при­ни­мать свя­щен­но­слу­жи­те­лей и воцер­ко­в­лен­ных мирян, име­ю­щих выс­шее или сред­нее про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние по направ­ле­нию от насто­я­теля при­хода (бла­го­чин­ного округа). Лица, име­ю­щие выс­шее бого­слов­ское, рели­гио­вед­че­ское, педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние могут повы­сить свою ква­ли­фи­ка­цию пройдя обу­че­ние по отдель­ным дис­ци­пли­нам стандарта.

Рас­ходы на обу­че­ние целе­со­об­разно воз­ло­жить на при­ход (бла­го­чи­ние) от кото­рого направ­ля­ется уча­щийся, с тем, чтобы после про­хож­де­ния обу­че­ния по про­грам­мам под­го­товки (повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции) выпуск­ник осу­ществ­лял кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность на дан­ном при­ходе (в бла­го­чи­нии). Также могут быть орга­ни­зо­ваны фонды, для обес­пе­че­ния под­го­товки кате­хи­за­то­ров, выде­ляться гранты, выпла­чи­ваться сти­пен­дии. В свою оче­редь епар­хи­аль­ный Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции дол­жен содей­ство­вать выпуск­ни­кам учеб­ного заве­де­ния в трудоустройстве.

ЦЕРКОВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

по под­го­товке катехизаторов

(сред­не­сроч­ные курсы)

^ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Насто­я­щий цер­ков­ный обра­зо­ва­тель­ный стан­дарт пред­став­ляет собой сово­куп­ность поло­же­ний, кото­рые сле­дует учи­ты­вать при реа­ли­за­ции основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке (повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­товки) кате­хи­за­то­ров в учеб­ных заведениях:

пра­во­слав­ных духов­ных учеб­ных заведениях;

обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ниях выс­шего про­фес­си­о­наль­ного обра­зо­ва­ния (вузах);

1.2. Право на реа­ли­за­цию основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние имеет при нали­чии пред­став­ле­ния Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

^ II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В насто­я­щем стан­дарте исполь­зу­ются сле­ду­ю­щие сокращения:

ООП – основ­ная обра­зо­ва­тель­ная программа;

К – компетенции;

УЦ ООП – учеб­ный цикл основ­ной обра­зо­ва­тель­ной программы.

^ III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ

Нор­ма­тив­ный срок, общая тру­до­ем­кость осво­е­ния основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм (в зачет­ных еди­ни­цах) 1) и соот­вет­ству­ю­щая ква­ли­фи­ка­ция при­ве­дены в таб­лице 1.

Сроки тру­до­ем­ко­сти осво­е­ния ОПП и ква­ли­фи­ка­ция выпускников

Наиме­но­ва­ние ООПКва­ли­фи­ка­цияНор­ма­тив­ный срок осво­е­ния ООП(для очно-заоч­ной (вечер­ней) формы обучения)Трудоемкость(в зачет­ных единицах)
ООП по под­го­товке катехизаторовкате­хи­за­тор2 года60 2)

Сроки осво­е­ния основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по под­го­товке кате­хи­за­то­ров по заоч­ной форме обу­че­ния, а также в слу­чае соче­та­ния раз­лич­ных форм обу­че­ния могут уве­ли­чи­ваться отно­си­тельно нор­ма­тив­ного срока, ука­зан­ного в таб­лице 1, на осно­ва­нии реше­ния уче­ного совета обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

^ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАТЕХИЗАТОРОВ

4.1. Система при­ход­ской кате­хи­за­ции (духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти) вклю­чает в себя:

– пред­кре­щаль­ную кате­хи­за­цию (огла­ше­ние);

– систе­ма­ти­че­скую духовно-про­све­ти­тель­скую работу с ново­кре­щен­ными, воцер­ков­ля­ю­щи­мися при­хо­жа­нами, сотруд­ни­ками храма;

– кате­хи­зи­че­скую работу с детьми и под­рост­ками через систему вос­крес­ных школ, а также пат­ри­о­ти­че­скую работу;

– при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние по вопро­сам пра­во­слав­ной веры и цер­ков­ной жизни;

– кате­хи­за­цию в про­цессе экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

– под­го­товку и рас­про­стра­не­ние кате­хи­зи­че­ских материалов.

4.2. Дея­тель­ность кате­хи­за­то­ров направ­лена на:

мирян, не участ­ву­ю­щих в цер­ков­ных Таин­ствах и обря­дах, при­хо­дя­щих в храм только в неко­то­рые празд­ники, в дни поми­но­ве­ния усоп­ших и др.;

лиц, жела­ю­щих при­нять Таин­ство Кре­ще­ния, Таин­ство Вен­ча­ния, повы­сить уро­вень зна­ний о пра­во­слав­ном веро­уче­нии и др.;

воцер­ков­ля­ю­щихся мирян – при­хо­жан храма, пери­о­ди­че­ски участ­ву­ю­щих в Таин­ствах и обря­дах и сотруд­ни­ков храма.

4.3. Кате­хи­за­тор гото­вится к сле­ду­ю­щим видам деятельности:

Кон­крет­ные виды дея­тель­но­сти, к кото­рым, в основ­ном, гото­вится кате­хи­за­тор, опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием сов­местно с епар­хи­аль­ным архи­ереем, епар­хи­аль­ным отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, бла­го­чин­ными окру­гов, насто­я­те­лями при­хо­дов, научно-педа­го­ги­че­скими работниками.

4.4. Кате­хи­за­тор дол­жен решать сле­ду­ю­щие про­фес­си­о­наль­ные задачи в соот­вет­ствии с видами деятельности:

изу­че­ние воз­мож­но­стей, потреб­но­стей жела­ю­щих воцер­ко­виться и опре­де­ле­ние инди­ви­ду­аль­ных под­хо­дов к их катехизации;

опре­де­ле­ние форм и мето­дов кате­хи­за­ции в зави­си­мо­сти от целе­вой аудитории;

раз­ра­ботка про­грамм по духовно-нрав­ствен­ному про­све­ще­нию и обу­че­нию пра­во­слав­ной вере для раз­лич­ных групп воцерковляющихся;

осу­ществ­ле­ние духов­ного про­све­ще­ния, обу­че­ния, при­об­ще­ния к уча­стию в цер­ков­ной жизни (бого­слу­же­ниях, таин­ствах, цер­ков­ных празд­ни­ках, экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ских поезд­ках и др.);

фор­ми­ро­ва­ние у воцер­ков­ля­ю­щихся собор­ного созна­ния, пред­став­ле­ния о себе как о чадах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;

изу­че­ние и фор­ми­ро­ва­ние потреб­но­стей у раз­лич­ных групп воцер­ков­ля­ю­щихся в даль­ней­шем духов­ном совершенствовании;

изу­че­ние воз­мож­но­стей, потреб­но­стей, дости­же­ний обу­ча­ю­щихся детей в обла­сти изу­че­ния веро­учи­тель­ных пред­ме­тов и опре­де­ле­ние на основе полу­чен­ных резуль­та­тов инди­ви­ду­аль­ных под­хо­дов к их воцер­ко­в­ле­нию, вос­пи­та­нию и развитию;

раз­ра­ботка и реа­ли­за­ция про­грамм по веро­учи­тель­ным дис­ци­пли­нам для раз­лич­ных воз­раст­ных кате­го­рий детей;

фор­ми­ро­ва­ние уклада, обра­зо­ва­тель­ной среды в вос­крес­ной школе, при при­ходе, спо­соб­ству­ю­щей духовно-нрав­ствен­ному раз­ви­тию обу­ча­ю­щихся, уко­ре­нен­но­сти в вере, при­об­ще­нию к литур­ги­че­ской жизни Церкви;

осу­ществ­ле­ние лич­ност­ного роста педа­гога, осо­зна­ние учи­тель­ства как дара Божьего;

орга­ни­за­ция и пла­ни­ро­ва­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на при­ходе и/или в благочинии;

осу­ществ­ле­ние коор­ди­на­ции кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на уровне при­хода и/или благочиния;

орга­ни­за­ция меро­при­я­тий в обла­сти кате­хи­за­ции на при­ходе и/или в благочинии;

выпол­не­ние кон­крет­ных задач по орга­ни­за­ции и про­ве­де­нию кате­хи­зи­че­ской деятельности;

состав­ле­ние годо­вого плана работы и отчета по кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти на при­ходе и/или в благочинии.

^ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ

5.1. Выпуск­ник дол­жен обла­дать сле­ду­ю­щими ком­пе­тен­ци­ями (К):

готов­но­стью и способностью:

ком­пе­тен­ции в обла­сти цер­ков­ного образа жизни

созна­тельно участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах и обря­дах (К‑1);

соблю­дать цер­ков­ную тра­ди­цию в обще­нии, образе жизни, быте (К‑2);

пре­лом­лять духов­ные зна­ния в лич­ный духов­ный опыт (К‑3);

к совер­шен­ство­ва­нию в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии на про­тя­же­нии всей жизни (К‑4);

к само­оценке и само­кон­тролю (К‑5);

ком­пе­тен­ции в обла­сти кате­хи­зи­че­ской деятельности

исполь­зо­вать зна­ние Свя­щен­ного Писа­ния, основ­ных раз­де­лов пра­во­слав­ного веро­уче­ния, литур­гики, цер­ков­ной исто­рии в духовно-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти (К‑6);

исполь­зо­вать навыки чте­ния Свя­щен­ного Писа­ния и бого­слу­жеб­ных тек­стов на цер­ков­но­сла­вян­ском языке и их пере­вода в про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти (К‑7);

исполь­зо­вать зна­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния и сек­то­ве­де­ния для обес­пе­че­ния духов­ной без­опас­но­сти воцер­ков­ля­ю­щихся (пони­ма­ние опас­ной сущ­но­сти язы­че­ства и оккуль­тизма, уме­ние про­ти­во­сто­ять дея­тель­но­сти тота­ли­тар­ных сект и дви­же­ний) (К‑8);

выяв­лять сте­пень воцер­ко­в­лен­но­сти чело­века и в соот­вет­ствии с ней опре­де­лять содер­жа­ние, объем, методы, формы, сроки кате­хи­за­ции (К‑9);

исполь­зо­вать зна­ния в обла­сти пси­хо­ло­гии в кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти и педа­го­ги­че­ской работе (К‑10);

при­ме­нять основ­ные методы кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в работе с воцер­ков­ля­ю­щи­мися (К‑11);

аргу­мен­ти­ро­вано и убе­ди­тельно изла­гать цер­ков­ную пози­цию перед нево­цер­ко­в­лен­ной и воцер­ков­ля­ю­щейся ауди­то­рией (К‑12);

обес­пе­чить кате­хи­зи­че­ское сопро­вож­де­ние цер­ков­ных меро­при­я­тий (К‑13);

ком­пе­тен­ции в обла­сти педа­го­ги­че­ской деятельности

при­ме­нять тра­ди­ции и методы пра­во­слав­ной педа­го­гики и хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии в педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти (К‑14);

решать задачи вос­пи­та­ния и духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти обу­ча­ю­щихся в вос­крес­ной школе (К‑15);

раз­ра­ба­ты­вать и реа­ли­зо­вы­вать про­граммы по веро­учи­тель­ным дис­ци­пли­нам для раз­лич­ных воз­раст­ных кате­го­рий детей (К‑16);

ком­пе­тен­ции в обла­сти орга­ни­за­тор­ской деятельности

пла­ни­ро­вать и орга­ни­зо­вы­вать кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность на при­хо­дах и/или бла­го­чи­ниях (К‑17);

орга­ни­зо­вы­вать меро­при­я­тия в обла­сти кате­хи­за­ции на при­ходе и/или бла­го­чи­нии (К‑18).

^ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ

6.1. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ров преду­смат­ри­вает изу­че­ние сле­ду­ю­щих учеб­ных цик­лов (таб­лица 2):

основы пра­во­слав­ного вероучения;

6.2. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ро­ви­меет базо­вую (обя­за­тель­ную) часть и вари­а­тив­ную (про­филь­ную), уста­нав­ли­ва­е­му­ю­о­б­ра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием. Вари­а­тив­ная (про­филь­ная) часть дает воз­мож­ность рас­ши­ре­ния и (или) углуб­ле­ния зна­ний, уме­ний, навы­ков и ком­пе­тен­ций, опре­де­ля­е­мых содер­жа­нием базо­вых (обя­за­тель­ных) дис­ци­плин, поз­во­ляет обу­ча­ю­щимся полу­чить углуб­лен­ные зна­ния и навыки.

Учеб­ное заве­де­ние может кор­рек­ти­ро­вать базо­вую часть на 20%

6.3. Базо­вая часть цикла «Основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния» преду­смат­ри­вает изу­че­ние сле­ду­ю­щих обя­за­тель­ных дис­ци­плин: «Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета», «Свя­щен­ное Писа­ние Нового Завета», «Пра­во­слав­ное веро­уче­ние», «Литур­гика», «Исто­рия Церкви», «Цер­ков­ное искус­ство», «Цер­ков­но­сла­вян­ский язык».

6.4. Базо­вая часть цикла «Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ность» преду­смат­ри­вает изу­че­ние дис­ци­плин: «Орга­ни­за­ция и веде­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти», «Исто­рия миро­вых рели­гий», «Сек­то­ве­де­ние», «Пра­во­слав­ная педа­го­гика», «Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», «Основы экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской дея­тель­но­сти», «Логика, тео­рия и прак­тика аргу­мен­та­ции», «Пси­хо­ло­гия».

Струк­тура ООП по под­го­товке катехизаторов

Учеб­ные циклы, раз­делы и про­ек­ти­ру­е­мые резуль­таты их освоенияПере­чень дис­ци­плин для­раз­ра­ботки при­мер­ных про­грамм, а также учебников

и учеб­ных пособий

Фор­ми­ру­е­мыеком­пе­тен

Основы пра­во­слав­ного вероучения
В резуль­тате изу­че­ния цикла выпуск­ник дол­жен:знать:основ­ные исто­ри­че­ские и наи­бо­лее зна­чи­мые собы­тия Вет­хо­за­вет­ной истории;

исто­рию Нового Завета;

свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние собы­тий Вет­хого Завета и исто­рии Нового Завета;

основ­ные поло­же­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния и нрав­ствен­но­сти, пра­во­слав­ной антропологии;

отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти веро­уче­ния иных кон­фес­сий и основ­ные прин­ципы отно­ше­ния Пра­во­слав­ной Церкви к инославию;

основ­ные осо­бен­но­сти ислама, иуда­изма, буддизма;

струк­туру и основ­ное содер­жа­ние богослужения;

основ­ные собы­тия исто­рии Все­лен­ской Церкви и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви;

осо­бен­но­сти цер­ков­ного искус­ства, ее видов и жан­ров в архи­тек­туре и иконописи;

осо­бен­но­сти цер­ков­но­сла­вян­ского языка (гра­фи­че­ские, лек­си­че­ские, грам­ма­ти­че­ские) с целью пони­ма­ния Бого­слу­же­ния и осо­знан­ного в нем участия;

уметь:

при­ме­нять зна­ния Свя­щен­ного Писа­ния, его тол­ко­ва­ния, зна­ния о веро­уче­нии в реше­нии прак­ти­че­ских вопро­сов воцер­ко­в­ле­ния мирян;

пере­дать (изло­жить) основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния для раз­ных целе­вых ауди­то­рий, отдель­ной лич­но­сти в доступ­ной форме;

объ­яс­нить основ­ные, а также наи­бо­лее непо­нят­ные места пра­во­слав­ного богослужения;

исполь­зо­вать зна­ния по Исто­рии Все­лен­ской и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для фор­ми­ро­ва­ния пред­став­ле­ния о роли хри­сти­ан­ства в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии госу­дар­ствен­но­сти, куль­турно-исто­ри­че­ских тра­ди­ций Рос­сии и евро­пей­ских стран;

объ­яс­нять непо­нят­ные места кано­ни­че­ских текстов;

аргу­мен­ти­ро­вано и убе­ди­тельно отве­чать на вопросы по задан­ной тематике;

вла­деть:

цер­ков­ной тра­ди­ци­ейв бого­слу­жеб­ной жизни, лич­ной молитве, обще­нии, образе жизни, быте;

навы­ком само­со­вер­шен­ство­ва­ния в хри­сти­ан­ском благочестии;

навы­ками само­оценки и самоконтроля;

навы­ками чте­ния и пони­ма­ния цер­ков­но­сла­вян­ских кано­ни­че­ских текстов.

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Заве­та­Свя­щен­ное Писа­ние Нового Заве­та­Пра­во­слав­ное вероучение

Кате­хи­зи­че­ская дея­тель­ностьВ резуль­тате изу­че­ния цикла выпуск­ник дол­жен:знать:

духов­ные основы кате­хи­зи­че­ской деятельности;

сущ­ность и струк­туру, направ­ле­ния и формы кате­хи­зи­че­ской деятельности;

методы и мето­дики катехизации;

спо­собы вза­и­мо­дей­ствия кате­хи­за­тора с раз­лич­ными участ­ни­ками духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

смеж­ные формы кате­хи­зи­че­ского и мис­си­о­нер­ского служения;

осо­бен­но­сти реа­ли­за­ции педа­го­ги­че­ской, кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти в совре­мен­ных усло­виях на при­хо­дах и в благочиниях;

спо­собы вза­и­мо­дей­ствия кате­хи­за­тора, педа­гога с раз­лич­ными участ­ни­ками кате­хи­за­ции, педа­го­ги­че­ского процесса;

основы духов­ной без­опас­но­сти (пони­ма­ние опас­ной сущ­но­сти язы­че­ства и оккуль­тизма, тота­ли­тар­ных сект и дви­же­ний на тер­ри­то­рии России);

реше­ния Свя­щен­но­на­ча­лия, каса­ю­щи­еся духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

госу­дар­ствен­ные нор­ма­тивно-пра­во­вые доку­менты, регла­мен­ти­ру­ю­щие кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность Церкви;

офи­ци­аль­ную пози­цию Церкви по раз­лич­ным соци­аль­ным вопросам

основы цер­ков­ного протокола;

содер­жа­ние и мето­дики пре­по­да­ва­ния веро­учи­тель­ных дис­ци­плин для раз­ных целе­вых аудиторий;

тео­рии и тех­но­ло­гии обу­че­ния и вос­пи­та­ния детей раз­ного возраста;

пра­во­вое регу­ли­ро­ва­ние экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

тех­но­ло­гии под­го­товки экс­кур­си­он­ного маршрута;

основ­ные методы веде­ния дискуссии;

осо­бен­но­сти дис­кус­сии по рели­ги­оз­ной проблематике;

основы воз­раст­ной и семей­ной пси­хо­ло­гии, пси­хо­ло­гии обще­ния, зависимости;

осо­бен­но­сти цер­ков­ного собор­ного взаимодействия;

спо­собы про­фес­си­о­наль­ного саморазвития;

уметь:

системно ана­ли­зи­ро­вать и выби­рать спо­собы, формы и методы катехизации;

опре­де­лять спо­собы и методы кате­хи­за­ции в зави­си­мо­сти от целе­вой аудитории;

выяв­лять и исполь­зо­вать наци­о­наль­ные и реги­о­наль­ные осо­бен­но­сти, воз­мож­но­сти в духовно-нрав­ствен­ном просвещении;

раз­ра­ба­ты­вать и реа­ли­зо­вы­вать про­граммы по катехизации;

кон­суль­ти­ро­вать взрос­лых по вопро­сам веры, бого­слу­же­ния и пра­во­слав­ного образа жизни;

управ­лять дея­тель­но­стью при­ход­ских работ­ни­ков и волон­те­ров, рабо­та­ю­щих в обла­сти катехизации;

объ­яс­нять отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти ислама, иуда­изма, буд­дизма от Православия;

отли­чить тол­ко­ва­ние дис­кус­си­он­ных мест Свя­щен­ного Писа­ния сек­тами от свя­то­оте­че­ского толкования;

исполь­зо­вать и при­ме­нять пра­во­вую инфор­ма­цию в кате­хи­зи­че­ской деятельности;

орга­ни­зо­вать духовно-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность во время палом­ни­че­ских поез­док, экскурсий;

вести дис­кус­сию по рели­ги­оз­ной проблематике;

выяв­лять спе­ци­фику пси­хи­че­ского функ­ци­о­ни­ро­ва­ния чело­века с уче­том осо­бен­но­стей воз­раст­ных этапов;

ока­зы­вать помощь в соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции к цер­ков­ной среде, быту, тра­ди­циям, по пре­одо­ле­нию зависимостей;

кор­ректно вза­и­мо­дей­ство­вать с участ­ни­ками духовно-про­све­ти­тель­ской деятельности;

вести диа­лог и избе­гать кон­фликт­ных ситу­а­ций в обще­нии с людьми раз­ных соци­аль­ных групп;

исполь­зо­вать пра­во­слав­ные методы пси­хо­ло­ги­че­ской и педа­го­ги­че­ской диа­гно­стики для реше­ния задач катехизации;

учи­ты­вать раз­лич­ные кон­тек­сты (духовно-нрав­ствен­ные, соци­аль­ные, куль­тур­ные, наци­о­наль­ные), в кото­рых про­те­кают про­цессы кате­хи­за­ции, обу­че­ния, вос­пи­та­ния и соци­а­ли­за­ции детей раз­ного возраста;

про­ек­ти­ро­вать и осу­ществ­лять обра­зо­ва­тель­ный про­цесс в вос­крес­ной школе с исполь­зо­ва­нием совре­мен­ных тех­но­ло­гий, не нару­шая цер­ков­ной традиции;

исполь­зо­вать в обра­зо­ва­тель­ном про­цессе (вос­крес­ные школы) гума­ни­тар­ные и есте­ствен­но­на­уч­ные зна­ния с пози­ций пра­во­слав­ного мировоззрения;

исполь­зо­вать раз­лич­ные формы, виды уст­ной и пись­мен­ной ком­му­ни­ка­ции, в том числе рели­ги­оз­ной, в кате­хи­зи­че­ской деятельности;

про­яв­лять рели­ги­оз­ную терпимость;

ана­ли­зи­ро­вать миро­воз­зрен­че­ские, соци­ально и лич­ностно зна­чи­мые проблемы;

вла­деть:

мето­ди­ками кате­хи­зи­че­ского сопро­вож­де­ния Таинств и обрядов;

мето­ди­кой кон­суль­ти­ро­ва­ния по вопро­сам веры и уча­стия в жизни Церкви;

основ­ными нор­ма­тив­ными доку­мен­тами, регла­мен­ти­ру­ю­щими дея­тель­ность Церкви в сфере катехизации;

спо­со­бами, фор­мами духовно-нрав­ствен­ного про­све­ще­ния в раз­ных воз­раст­ных группах;

осно­вами экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности;

мето­ди­ками пре­по­да­ва­ния веро­учи­тель­ных дисциплин;

осно­вами рели­ги­оз­ной ком­му­ни­ка­ции и куль­туры речи;

навы­ками раз­ра­ботки орга­ни­за­ци­онно-тех­ни­че­ской доку­мен­та­ции, цер­ков­ного документооборота;

спо­со­бами пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ской под­держки и сопро­вож­де­ния в про­цессе при­об­ще­ния к жизни Церкви, ее традициям;

навы­ками пси­хо­ло­ги­че­ского консультирования;

пра­во­выми, соци­аль­ными, педа­го­ги­че­скими, пси­хо­ло­ги­че­скими и иными осно­вами работы с раз­лич­ными кате­го­ри­ями людей.–

Орга­ни­за­ция и веде­ние кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти­Ис­то­рия миро­вых религийСектоведение

Пра­во­слав­ная педа­го­гика Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ

Основы экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ской деятельности

Логика, тео­рия и прак­тика аргументации

Вари­а­тив­ная часть (зна­ния, уме­ния, навыки опре­де­ля­ются ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения)
Учеб­ная прак­тика (прак­ти­че­ские уме­ния и навыки опре­де­ля­ются ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения)
Ито­го­вая аттестация
Общая тру­до­ем­кость основ­ной обра­зо­ва­тель­ной программы

^ VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

7.1. Учеб­ные заве­де­ния само­сто­я­тельно раз­ра­ба­ты­вают и утвер­ждают ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров, кото­рая вклю­чает в себя учеб­ный план, рабо­чие про­граммы учеб­ных кур­сов, пред­ме­тов, дис­ци­плин и дру­гие мате­ри­алы, обес­пе­чи­ва­ю­щие пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние и каче­ство под­го­товки обу­ча­ю­щихся, а также про­граммы учеб­ной прак­тики, кален­дар­ный учеб­ный гра­фик и мето­ди­че­ские мате­ри­алы, пред­на­зна­чен­ные для реа­ли­за­ции соот­вет­ству­ю­щих обра­зо­ва­тель­ных технологий.

ООП опре­де­ля­ется обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием в соот­вет­ствии с при­мер­ной основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мой, раз­ра­бо­тан­ной Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

7.2. При раз­ра­ботке ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров должны быть опре­де­лены воз­мож­но­сти обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния в фор­ми­ро­ва­нии цер­ков­ного образа жизни: созданы усло­вия для духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти на тра­ди­циях Пра­во­сла­вия, в част­но­сти, уча­стие в молеб­нах, бого­слу­же­ниях, экс­кур­си­онно-палом­ни­че­ских меро­при­я­тиях, соци­аль­ном слу­же­нии и др.

7.3. Реа­ли­за­ция ком­пе­тент­ност­ного под­хода должна преду­смат­ри­вать широ­кое исполь­зо­ва­ние в учеб­ном про­цессе актив­ных и интер­ак­тив­ных форм про­ве­де­ния заня­тий в соче­та­нии с вне­а­уди­тор­ной рабо­той с целью фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия навы­ков обу­ча­ю­щихся. В рам­ках учеб­ных кур­сов должны быть преду­смот­рены встречи со свя­щен­но­на­ча­лием, свя­щен­но­слу­жи­те­лями, пре­по­да­ва­те­лями духов­ных и иных про­филь­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, мастер-классы экс­пер­тов и специалистов.

7.4. В учеб­ной про­грамме каж­дой дис­ци­плины должны быть четко сфор­му­ли­ро­ваны конеч­ные резуль­таты обу­че­ния в соот­вет­ствии с осва­и­ва­е­мыми зна­ни­ями, уме­ни­ями и при­об­ре­та­е­мыми ком­пе­тен­ци­ями по ООП.

Общая тру­до­ем­кость дис­ци­плины не может быть менее двух зачет­ных еди­ниц. По дис­ци­пли­нам, тру­до­ем­кость кото­рых состав­ляет три и более зачет­ные еди­ницы, должна выстав­ляться оценка («отлично», «хорошо», «удо­вле­тво­ри­тельно»).

После осво­е­ния дис­ци­плин цикла «Основы пра­во­слав­ного веро­уче­ния» обу­ча­ю­щи­еся пишут кур­со­вую работу.

7.5. Мак­си­маль­ный объем учеб­ных заня­тий обу­ча­ю­щихся не может состав­лять более 36 ака­де­ми­че­ских (один ака­де­ми­че­ский час равен 45 мину­там) часов в неделю, вклю­чая все виды ауди­тор­ной и вне­а­уди­тор­ной (само­сто­я­тель­ной) учеб­ной работы по осво­е­нию ООП и факуль­та­тив­ных дис­ци­плин, уста­нав­ли­ва­е­мых обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

7.6. Мак­си­маль­ный объем ауди­тор­ной нагрузки в неделю по очно-заоч­ной (вечер­ней) форме обу­че­ния не может состав­лять более 16 ака­де­ми­че­ских часов (один ака­де­ми­че­ский час равен 45 минутам).

7.7. В слу­чае реа­ли­за­ции ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров в иных фор­мах обу­че­ния мак­си­маль­ный объем ауди­тор­ных заня­тий уста­нав­ли­ва­ется в соот­вет­ствии с Уста­вом или Типо­вым поло­же­нием об обра­зо­ва­тель­ном учреждении.

7.8. Общий объем кани­ку­ляр­ного вре­мени в учеб­ном году дол­жен состав­лять не менее 7 недель, в том числе не меньше двух недель в зим­ний период.

7.9. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние обя­зано озна­ко­мить обу­ча­ю­щихся с их пра­вами и обя­зан­но­стями при фор­ми­ро­ва­нии ООП, разъ­яс­нить, что избран­ные обу­ча­ю­щи­мися дис­ци­плины ста­но­вятся для них обязательными.

7.10. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма по под­го­товке кате­хи­за­то­ров обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния должна вклю­чать прак­ти­че­ские заня­тия по дис­ци­пли­нам базо­вой части, фор­ми­ру­ю­щим у обу­ча­ю­щихся уме­ния и навыки в сле­ду­ю­щих областях:

Орга­ни­за­ции и веде­ния кате­хи­зи­че­ской деятельности;

Веде­ния дис­кус­сии по рели­ги­оз­ной проблематике;

Пси­хо­ло­гии, а также по дис­ци­пли­нам вари­а­тив­ной части, рабо­чие про­граммы кото­рых преду­смат­ри­вают цели фор­ми­ро­ва­ния у обу­ча­ю­щихся соот­вет­ству­ю­щих уме­ний и навыков.

7.11. Обу­ча­ю­щи­еся имеют сле­ду­ю­щие права и обязанности:

право в пре­де­лах объ­ема учеб­ного вре­мени, отве­ден­ного на осво­е­ние дис­ци­плин по выбору, преду­смот­рен­ных ООП, выби­рать кон­крет­ные дисциплины;

право при фор­ми­ро­ва­нии своей инди­ви­ду­аль­ной обра­зо­ва­тель­ной тра­ек­то­рии полу­чить кон­суль­та­цию в обра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии по выбору дис­ци­плин и их вли­я­нию на буду­щий про­филь подготовки;

обу­ча­ю­щи­еся обя­заны выпол­нять в уста­нов­лен­ные сроки все зада­ния, преду­смот­рен­ные ООП обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

7.12. Раз­дел основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по под­го­товке кате­хи­за­то­ров «Учеб­ная прак­тика» явля­ется обя­за­тель­ным и пред­став­ляет собой вид учеб­ных заня­тий, непо­сред­ственно ори­ен­ти­ро­ван­ных на прак­ти­че­скую под­го­товку обу­ча­ю­щихся. Учеб­ная прак­тика про­хо­дит в форме про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед перед совер­ше­нием Таин­ства Кре­ще­ния, бесед с бра­чу­ю­щи­мися, заня­тий в вос­крес­ной школе для детей и взрос­лых, а также уча­стия в работе кон­суль­та­тив­ной службы по вопро­сам веры и цер­ков­ной жизни или орга­ни­за­ции духовно-про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий и др.

Цели и задачи, про­граммы и формы отчет­но­сти по учеб­ной прак­тике опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

Прак­тика про­во­дятся в при­хо­дах, пра­во­слав­ных моло­деж­ных цен­трах, духовно-про­све­ти­тель­ских цен­трах и др.

Атте­ста­ция по ито­гам прак­тики вклю­чает под­го­товку пись­мен­ного отчета и пуб­лич­ную защиту резуль­та­тов прак­тики с после­ду­ю­щей оценкой.

7.13. Реа­ли­за­ция основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по под­го­товке кате­хи­за­то­ров должна обес­пе­чи­ваться научно-педа­го­ги­че­скими кад­рами, име­ю­щими базо­вое обра­зо­ва­ние и/или уче­ную сте­пень, соот­вет­ству­ю­щие про­филю пре­по­да­ва­е­мой дисциплины.

К обра­зо­ва­тель­ному про­цессу должно быть при­вле­чено не менее десяти про­цен­тов пре­по­да­ва­те­лей из числа дей­ству­ю­щих руко­во­ди­те­лей и работ­ни­ков про­филь­ных орга­ни­за­ций (епар­хи­аль­ных Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции, Мис­си­о­нер­ского отдела, Отдела по делам моло­дежи по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­ному слу­же­нию, духовно-про­све­ти­тель­ских цен­тров, вос­крес­ных школ для детей и взрос­лых) и обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, в кото­рых име­ются кафедры тео­ло­гии, рели­гио­ве­де­ния, пси­хо­ло­гии, педа­го­гики и др.

До 30 про­цен­тов от общего числа пре­по­да­ва­те­лей, име­ю­щих базо­вое обра­зо­ва­ние и/или уче­ную сте­пень, соот­вет­ству­ю­щие про­филю пре­по­да­ва­е­мой дис­ци­плины, может быть заме­нено пре­по­да­ва­те­лями, име­ю­щими стаж прак­ти­че­ской работы по дан­ному направ­ле­нию (в цер­ков­ных орга­ни­за­циях, цер­ков­ных и цер­ковно-обще­ствен­ных фору­мах, орга­ни­за­ции духовно-про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий, прак­тике и др.) на долж­но­стях руко­во­ди­те­лей или веду­щих спе­ци­а­ли­стов не менее 5 послед­них лет.

7.14. Основ­ная обра­зо­ва­тель­ная про­грамма должна обес­пе­чи­ваться учебно-мето­ди­че­ской доку­мен­та­цией и мате­ри­а­лами по всем учеб­ным кур­сам, дис­ци­пли­нам основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы. Содер­жа­ние каж­дой из таких учеб­ных дис­ци­плин должно быть пред­став­лено в сети Интер­нет или локаль­ной сети обра­зо­ва­тель­ного учреждения.

Вне­а­уди­тор­ная работа обу­ча­ю­щихся должна сопро­вож­даться мето­ди­че­ским обес­пе­че­нием и обос­но­ва­нием вре­мени, затра­чи­ва­е­мого на ее выполнение.

Каж­дый обу­ча­ю­щийся дол­жен быть обес­пе­чен досту­пом к биб­лио­теч­ной системе, содер­жа­щей изда­ния по основ­ным изу­ча­е­мым дис­ци­пли­нам и сфор­ми­ро­ван­ной по согла­со­ва­нию с пра­во­об­ла­да­те­лями учеб­ной и учебно-мето­ди­че­ской литературы.

Биб­лио­теч­ный фонд дол­жен быть уком­плек­то­ван печат­ными и/или элек­трон­ными изда­ни­ями основ­ной учеб­ной лите­ра­туры по дис­ци­пли­нам всех цик­лов, издан­ными за послед­ние 10 лет из рас­чета не менее 25 экзем­пля­ров таких изда­ний на каж­дые 100 обучающихся.

7.15. Уче­ный совет или руко­вод­ство обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния при вве­де­нии ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров утвер­ждает раз­мер средств на реа­ли­за­цию соот­вет­ству­ю­щих основ­ных обра­зо­ва­тель­ных программ.

7.16. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние, реа­ли­зу­ю­щее основ­ную обра­зо­ва­тель­ную про­грамму по под­го­товке кате­хи­за­то­ров, должно рас­по­ла­гать мате­ри­ально-тех­ни­че­ской базой, обес­пе­чи­ва­ю­щей про­ве­де­ние прак­ти­че­ской работы обу­ча­ю­щихся, преду­смот­рен­ной учеб­ным пла­ном обра­зо­ва­тель­ного учре­жде­ния и соот­вет­ству­ю­щей дей­ству­ю­щим сани­тар­ным и про­ти­во­по­жар­ным пра­ви­лам и нормам.

Мини­мально необ­хо­ди­мый для реа­ли­за­ции ООП по под­го­товке кате­хи­за­то­ров пере­чень мате­ри­ально-тех­ни­че­ского обес­пе­че­ния вклю­чает: учеб­ные ауди­то­рии и библиотеку.

^ VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ

8.1. Обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние обя­зано обес­пе­чи­вать гаран­тию каче­ства под­го­товки, в том числе путем:

раз­ра­ботки стра­те­гии по обес­пе­че­нию каче­ства под­го­товки выпуск­ни­ков с при­вле­че­нием пред­ста­ви­те­лей работодателей;

мони­то­ринга, пери­о­ди­че­ского рецен­зи­ро­ва­ния обра­зо­ва­тель­ных программ;

раз­ра­ботки объ­ек­тив­ных про­це­дур оценки уровня зна­ний и уме­ний обу­ча­ю­щихся, ком­пе­тен­ций выпускников;

обес­пе­че­ния ком­пе­тент­но­сти пре­по­да­ва­тель­ского состава;

регу­ляр­ного про­ве­де­ния само­об­сле­до­ва­ния по согла­со­ван­ным кри­те­риям для оценки дея­тель­но­сти (стра­те­гии) и сопо­став­ле­ния с дру­гими обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями с при­вле­че­нием пред­ста­ви­те­лей работодателей;

инфор­ми­ро­ва­ния пра­во­слав­ной обще­ствен­но­сти о резуль­та­тах своей дея­тель­но­сти, пла­нах, инновациях.

8.2. Оценка каче­ства осво­е­ния основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм должна вклю­чать теку­щий кон­троль успе­ва­е­мо­сти, про­ме­жу­точ­ную атте­ста­цию обу­ча­ю­щихся и ито­го­вую атте­ста­цию выпускников.

8.3. Кон­крет­ные формы и про­це­дуры теку­щего и про­ме­жу­точ­ного кон­троля зна­ний по каж­дой дис­ци­плине раз­ра­ба­ты­ва­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием само­сто­я­тельно и дово­дятся до све­де­ния обу­ча­ю­щихся в тече­ние пер­вого месяца обучения.

8.4. Для атте­ста­ции обу­ча­ю­щихся на соот­вет­ствие их пер­со­наль­ных дости­же­ний поэтап­ным тре­бо­ва­ниям соот­вет­ству­ю­щей ООП (теку­щий кон­троль успе­ва­е­мо­сти и про­ме­жу­точ­ная атте­ста­ция) созда­ются фонды оце­ноч­ных средств, вклю­ча­ю­щие типо­вые зада­ния, кон­троль­ные работы, тесты и методы кон­троля, поз­во­ля­ю­щие оце­нить зна­ния, уме­ния и уро­вень при­об­ре­тен­ных ком­пе­тен­ций. Фонды оце­ноч­ных средств раз­ра­ба­ты­ва­ются и утвер­жда­ются обра­зо­ва­тель­ным учреждением.

Обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием должны быть созданы усло­вия для мак­си­маль­ного при­бли­же­ния про­грамм теку­щего кон­троля успе­ва­е­мо­сти и про­ме­жу­точ­ной атте­ста­ции обу­ча­ю­щихся к усло­виям их буду­щей дея­тель­но­сти – для чего кроме пре­по­да­ва­те­лей кон­крет­ной дис­ци­плины в каче­стве внеш­них экс­пер­тов должны активно при­вле­каться рабо­то­да­тели (сотруд­ники про­филь­ных епар­хи­аль­ных отде­лов, бла­го­чин­ные окру­гов насто­я­тели при­хо­дов и др.), пре­по­да­ва­тели, чита­ю­щие смеж­ные дис­ци­плины, и т.п.

8.5. Ито­го­вая атте­ста­ция вклю­чает защиту выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной работы. Тре­бо­ва­ния к содер­жа­нию, объ­ему и струк­туре выпуск­ной ква­ли­фи­ка­ци­он­ной работы опре­де­ля­ются обра­зо­ва­тель­ным учре­жде­нием. Выпуск­ная ква­ли­фи­ка­ци­он­ная работа выпуск­ника пред­став­ляет собой бого­слов­ски гра­мот­ную прак­ти­че­скую раз­ра­ботку в обла­сти кате­хи­за­ции (напри­мер, состав­ле­ние цикла огла­си­тель­ных бесед или бесед с бра­чу­ю­щи­мися, раз­ра­ботка кате­хи­зи­че­ского листка, орга­ни­за­ция про­све­ти­тель­ского меро­при­я­тия и т.п.).

[1] Одна зачет­ная еди­ница соот­вет­ствует 36 ака­де­ми­че­ским часам. Один ака­де­ми­че­ский час равен 45 минутам.

[2] Тру­до­ем­кость основ­ной обра­зо­ва­тель­ной про­граммы по очно-заоч­ной (вечер­ней) форме обу­че­ния за учеб­ный год равна 30 зачет­ным единицам.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *