кварта на гитаре что это

Интервалы на гитаре

Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.

Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.

Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.

кварта на гитаре что это

Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй

Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.

Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.

Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.

Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.

На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.

От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).

кварта на гитаре что это

Рис. 2. Интервалы на одной струне.

Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:

Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.

Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:

Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.

При игре на гитаре используется понятие позиции это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.

Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3

кварта на гитаре что это

Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.

В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.

кварта на гитаре что это

Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.

Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.

Интервалы на закрытых струнах

При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.

На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).

кварта на гитаре что это

Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.

Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.

Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.

Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).

кварта на гитаре что это

Рис. 6. Малая секунда.

Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.

Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.

Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.

В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.

Пример 1. Мелодические секунды.

О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.

Пример 2. Гармоническая малая секунда.

кварта на гитаре что это

Рис. 7. Большая секунда.

Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.

Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.

Пример 3. Большая секунда и малая терция

Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.

Пример 4. Большая секунда + большая терция

Терции показаны на рис. 8.

кварта на гитаре что это

Рис. 8. Малая и большая терции.

Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.

Пример 5. Мелодическое движение терций.

кварта на гитаре что это

Рис. 9. Кварта и квинта.

Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.

Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.

Пример 7. Кварта + терции

Дополним большую секунду и малую терцию квартой.

Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.

Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!

При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)

Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.

Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.

кварта на гитаре что это

Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.

Пример 10. Квинта и тритон

Пример 11. Квинта + большая секста.

кварта на гитаре что это

Интервалы с использованием одной или двух открытых струн

Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.

кварта на гитаре что это

Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте

Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.

кварта на гитаре что это

Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!

Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:

кварта на гитаре что это

Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.

В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.

Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).

кварта на гитаре что это

Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.

Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.

Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).

Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы

Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)

кварта на гитаре что это

Рис. 16. Гармоническая прима.

Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция

В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?

Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:

Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.

На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!

Источник

Интервалы на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 03.04.2015 · Обновлено 06.07.2019

Говоря простыми словами интервалы — это расстояния между нотами (ступенями). Так же интервалом можно назвать сочетание двух звуков в пределах октавы. Звуки сыгранные последовательно называются мелодическим интервалом, а если одновременно, то гармоническим. Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной.

Интервалы так же разделяются на коссонансы и диссонансы.

Простые интервалы

Для лучшего понимания возьмём за точку отсчёта ноту До на пятой струне.

Уменьшенная квинта, кстати, имеет и другие названия. Иногда её называют тритон. Почему? Посчитайте количество тонов в шести полутонах, от сюда и название. Также этот интервал носит название Diablos in musicia, что означает — «Дьявол в музыке». Такое название выдумала церковь много столетий назад. На сколько мне известно это как-то связано со святой троицей. Некоторые считали, что с помощью него можно вызвать сами знаете кого. Нет! Не Воландеморта 🙂 Совпадение это или нет, но в современной музыке есть направление, которое опирается на уменьшенную квинту. Возможно вы догадались что это Дэт-метал.

Обращения интервалов

Если нижний звук сделать вершиной, в верхний основанием, то мы получим обращение этого интервала, то есть интервал превратится в своего родственника.

Составные интервалы

Я не буду заострять на них внимание, так как они не так часто используются в игре, но всё же используются.

Интервалы на грифе гитары

Не обязательно каждый раз стоить необходимые вам интервалы, достаточно запомнить их аппликатуру на грифе гитары. Ниже я приведу аппликатуры самых необходимых интервалов, а именно: большой терции (б.3), чистой кварты (ч.4), чистой квинты (ч.5), большой сексты (б.6) и малой септимы (м.7).
кварта на гитаре что это

Советы

Используйте октавы для нахождения нужных вам нот и построения остальных интервалов, в пределе этой октавы.
кварта на гитаре что это
Октава хороша тем, что образует аппликатурный скелет, основу позиции, которая затем обрастает аккордами, арпеджио и гаммами.
кварта на гитаре что это

Используйте систему октав, которая создаст опору для визуализации всего грифа гитары, а именно: аппликатур всех аккордов, арпеджио и гамм в их взаимосвязи друг с другом.
кварта на гитаре что это

Источник

Кварто-квинтовый круг: что это такое и как им пользоваться

Музыканты, которым не довелось получить музыкального образования невольно вздрагивают, когда речь заходит о теории музыки. Теория навевает скуку и кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей не исключение. Страх увязнуть в теоретических дебрях лишает музыкантов инструмента, который сильно облегчает жизнь. Даже человек без музыкального слуха с его помощью сможет сочинить аккомпанемент в считанные минуты.

В этой статье нет сильного углубления в теорию музыки. По прочтении вы узнаете, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, зачем он нужен, как им пользоваться и применять на практике.

Что такое квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей — это графическая схема изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот. Интервал между соседними тональностями в квинтовом круге составляет чистую квинту.

На внешней стороне кварто-квинтового круга изображены мажорные тональности, на внутренней — их параллельные миноры.

Помимо визуализации отношений между мажорными и минорными тональностями, квинтовый круг позволит моментально определить количество знаков при ключе в каждой из тональностей и поможет решать на практике более тривиальные задачи, с которыми рано или поздно сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты, композиторы и аранжировщики.

кварта на гитаре что это

Что нужно знать, чтобы выучить квинтовый круг

Чтобы быстро выучить и понять суть кварто-квинтового круга тональностей, разберемся в этих терминах:

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это сочетание двух звуков, взятых одновременно (гармонический интервал) или последовательно (мелодический интервал). Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Гармонические интервалы подразделяются простые и составные, консонансы и диссонансы. Для работы с квинтовым кругом требуется знать 2 простых совершенных консонанса: квинту и кварту.

Таблица простых музыкальных интервалов

НазваниеТоновая величинаХарактер звучания
Прима0 (унисон)Абсолютный консонанс
Секунда (малая)0,5 (полутон)Диссонанс
Секунда (большая)1 (целый тон)Диссонанс
Терция (малая)1,5 (полудитон)Несовершенный консонанс
Терция (большая)2 (дитон)Несовершенный консонанс
Кварта (чистая)2,5Совершенный консонанс
Кварта (увеличенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (уменьшенная)3 (тритон)Диссонанс
Квинта (чистая)3,5Совершенный консонанс
Секста (малая)4Несовершенный консонанс
Секста (большая)4,5Несовершенный консонанс
Септима (малая)5Диссонанс
Септима (большая)5,5Диссонанс
Октава6Абсолютный консонанс

Таблица простых музыкальных интервалов

Из этой таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты — 3,5 тона, чистой кварты — 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Магия кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта — это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз — получится чистая кварта.

Что такое тональность

Тональность — это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность — это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональность, которые имеют разные тоники, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия.

# (диез) — повышает звук на полутон, b (бемоль) — понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом

Теперь вы знаете всю необходимую теорию, чтобы начать пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей. В этом разделе мы рассмотрим основные варианты его использования, которые существенно облегчат жизнь начинающим и профессиональным музыкантам.

Транспозиция

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга — транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг — это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против — получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла — снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

кварта на гитаре что это

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге — можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

Ля минорAmGDmAm
Ми минорEmDAmEm

Транспонирование тональности

Сочинение музыки

кварта на гитаре что это

кварта на гитаре что это

кварта на гитаре что это

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта — это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта — следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой — Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой — минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом. Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент — можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Заимствование аккордов

Мы уже выяснили, что кварто-квинтовый круг тональностей — это графическое изображение мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.

Из этого следует, что две соседние тональности на квинтовом круге идеально подходят для заимствования аккордов. Это нужно в том случае, если вам недостаточно стандартных аккордов и вы хотите разнообразить гитарный аккомпанемент.

Сравните тональности До мажор и Соль мажор. На рисунке видно, что они имеют 4 общих аккорда. Это значит, что в нашем аккомпанементе в До мажор или Ля минор вполне неплохо приживутся аккорды D и Bm. Но можно пойти ещё дальше и попробовать использовать другие аккорды. Квинтовый круг в этом плане дает массу возможностей для экспериментов.

кварта на гитаре что это

Модуляция

Модуляция — это смена тональности в процессе исполнения музыкального произведения. Чаще всего модуляция производится в родственную тональность, и тут нам на помощь опять приходит кварто-квинтовый круг.

Для модуляции используется модуляционная связка. Самая распространенная модуляционная связка — общий аккорд для двух тональностей и аккорд, свойственный только для той тональности, в которую будет производиться модуляция.

Доминантсептаккорд, который является доминантой в новой тональности используется для этих целей чаще всего.

Например, вы играете проигрыш все той же песни «Кукушка» в Ля миноре и хотите сделать модуляцию в Ми минор. Тогда наша модуляционная связка будет выглядеть как последовательность аккордов G, B7. Проигрываем последовательность аккордов Am, C, G и добавляем аккорд B7, который не свойственен тональности Ля минор и вот, мы уже в Ми миноре и можем играть в куплете другую последовательность аккордов, которую мы уже разобрали чуть выше.

кварта на гитаре что это

Определение количества знаков в тональности

Страшный сон учеников музыкальных школ — задача на определение количества ключевых знаков в тональности. Детей заставляют учить считалочки на уроках сольфеджио, вместо того чтобы определить количество диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу.

кварта на гитаре что это

Например, нам нужно вычислить количество диезов в тональности Соль мажор или Ми минор. Смотрим на кварто-квинтовый круг — видим, что в этих тональностях 1 диез. Чтобы определить какая это нота — используем коричневую стрелку и ноты внутри круга.

Стрелка начинается в ноте Фа. Значит в тональностях Соль мажор и Ми минор нет чистой ноты Фа, но есть нота Фа-диез.

Смотрим на Ре мажор и Си минор. Видим, что в этих тональностях два диеза. Опять смотрим на коричневую стрелку и видим, что первый диез это Фа-диез, второй — До-диез. Порядок диезов всегда будет одинаковый. Все что нужно — посмотреть на стрелку и отсчитать количество диезов, обозначенное серым цветом на внешней стороне круга.

То же правило работает и для вычисления количества бемолей, но в этом случае нам поможет синяя стрелка.

Заключение

Как видите, кварто-квинтовый круг мажорных и минорных тональностей используется для решения целого спектра музыкальных задач. С его помощью вы сделаете свою музыку гармонически интересной и выразительной. Сначала это кажется сложным, но с практикой приходит полное понимание сути этого инструмента.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *