В законе об образовании установлено что основное общее образование является обязательным предположим
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.
9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.
10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Практические задачи для повторения темы «Правотворчество и законодательный процесс» 10 класс
Правотворчество. Законодательный процесс
В Законе РФ об образовании установлено, что общее образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование.
Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?
Действительно, и в Конституции, и в Законе РФ об образовании говорится о том, что общее образование в нашей стране является обязательным. Сделано это не случайно, образованные граждане — это потенциально лучшие работники, которые могут выполнять работу более сложную, более технологичную и способны к тому же лучше и качественнее делать любую работу. Но не только в этом состоит выигрыш общества в целом. Образованные граждане — это еще и социально активные граждане, т. е. способные сознательно участвовать в выборах государственных органов и тем самым, косвенно участвуя в управлении государством, могущие заставить власть считаться с мнением народа и служить людям.
Однако в жизни могут так сложиться обстоятельства, когда самые благородные намерения бывает трудно исполнить. Именно ситуация со школьным образованием, описанная в задаче, существует во многих сельских местностях. При этом хорошим правилом следует считать следующее: надо ставить планку несколько выше, чем реальные обстоятельства, и постараться ее достигнуть, соответствующим образом изменяя и совершенствуя жизнь.
Правительству не следовало выходить с предложением, о котором речь идет в задаче, по двум причинам:
по существу : такое предложение регрессивное и создает условия для отката общества назад по сравнению с завоеванными на сегодняшний день позициями в области образования;
по форме : постановление Правительства, даже если бы оно было принято, было бы незаконным, поскольку оно противоречит нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу (Конституции РФ и Закону РФ об образовании).
Как же тогда должно поступить Правительство?
Вариантов множество. Вот лишь три на этот счет:
выделить деньги для приобретения транспорта с целью доставки школьников тех сельских местностей, где существует дефицит педагогических кадров и нет возможности организовать обучение, в более крупные населенные пункты;
выделить деньги для строительства интернатов в более крупных населенных пунктах, где можно осуществлять обучение школьников по полной программе девятилетнего образования, с тем чтобы не возить в школы детей ежедневно;
предусмотреть льготы для выпускников педагогических вузов, направляющихся на работу в сельскую местность.
Одна из партий, проанализировав ситуацию с военным делом в стране, пришла к выводу, что реальное улучшение обороноспособности страны возможно только при переходе на контрактную армию. Были проведены соответствующие экономические расчеты, составлен законопроект и от имени депутата, члена этой партии, подан в Президиум Государственной думы.
На заседании Президиума Государственной думы законопроект был рассмотрен, но не поставлен в очередь законопроектов, поступивших в палату. В качестве причин были выдвинуты следующие аргументы:
законопроект противоречит положениям Конституции РФ, где сказано о том, что защита страны есть долг и обязанность каждого гражданина, и нет ни слова о профессиональной армии;
у государства нет денег на создание профессиональной армии.
Оцените эти аргументы с точки зрения закона и скажите: правильно ли было отказано депутатам в рассмотрении законопроекта?
Отказ незаконный по следующим причинам.
1) Согласно ст. 104 Конституции РФ, депутаты Государственной думы имеют право законодательной инициативы, причем один депутат или несколько, а также разрозненные депутаты или объединившиеся во фракцию — не имеет значения.
Каждый гражданин обязан защищать Отечество, однако порядок несения военной службы определяется не Конституцией РФ, а Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». Вот именно этот Закон и предлагают изменить депутаты, причем кардинально: предусмотреть в нем создание армии на профессиональной основе.
Что же касается отсутствия денег на ее создание, то их надо найти, а не отговариваться этим.
Предположим, что Министерство образования и науки РФ, ознакомившись с зарубежным опытом и найдя его весьма положительным, разработало проект закона «О специализированном обучении в старших классах». Проект был подан в Государственную думу. Через месяц пришел ответ за подписью председателя Комитета по образованию Государственной думы. Сообщалось, что законодательное предложение не может быть принято по двум причинам:
министерство не относится к числу государственных органов, которым по Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы;
в России пока не сложились условия для повсеместного введения специализированного обучения в школе (особенно это касается сельских школ).
Оцените ответ (и по форме и по содержанию) с точки зрения закона.
Отказ в принятии законопроекта к рассмотрению законный. Дело в том, что само министерство не обладает правом законодательной инициативы (см. ст. 104 Конституции РФ). Оно должно свои предложения проводить через Правительство РФ. И это справедливо: члены Правительства со всех сторон (в том числе и с финансовой) могут оценить предложения и направить законопроект в Государственную думу. Одним словом, формальная причина здесь была положена во главу угла.
Что же касается причины отказа содержательного характера (не сложились условия для введения специализированного обучения), то этот аргумент не основан на законе. Оценка этого фактора — дело депутатов, которые и будут рассматривать законопроект.
Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. С учетом довольно скромного бюджета было решено воспользоваться железнодорожным транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а также сообщили, что, согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию.
Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не узнали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован?
Требование уплатить установленную пошлину при переезде через государственную границу справедливо.
Прежде всего это установление справедливо по существу: содержание границы и осуществление пропускного режима через границу (без этого в настоящее время, к сожалению, не обойтись) требует денежных затрат, и немалых. Государство, проводя необходимые мероприятия, может рассчитывать только на деньги, получаемые от граждан и организаций в качестве налогов и пошлин.
Далее. По форме со стороны пограничников требование уплаты пошлины было предъявлено семье Николаевых также справедливо. Дело в том, что действует презумпция, т. е. предположение, знания закона. И для этого есть достаточные основания: все законодательные акты в нашей стране теперь (в отличие от советского периода) обязательно публикуются. Лишь о наиболее важных законах (да и то сжато) может быть сообщено по ТВ и радио. Любой гражданин может точно узнать содержание любого нормативного акта, обратившись в ближайшую библиотеку, где обязательно имеется «Российская газета», а может быть, и журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» или через Интернет.
В законе об образовании установлено что основное общее образование является обязательным предположим
1. Начальное общее образование согласно пункту 2 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).
В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы начального общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,
№ 12, 22.03.2010).
2. Основное общее образование согласно пункту 3 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).
В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы основного общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).
К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный
№ 19644 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 9, 28.02.2011).
Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г., регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).
Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).
3. Среднее общее образование согласно пункту 4 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).
В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы среднего общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части3 статьи 12 Федерального закона).
К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№ 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г., регистрационный
№ 24480 – «Российская газета», № 139, 21.06.2012).
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 4 части 2 статьи 108 Федерального закона основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным указанным Федеральным законом образовательным программам среднего общего образования.
Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г,, регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).
Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).
4. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование (далее – общее образование) направлено на формирование и становление личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ общего образования знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых, в том числе для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216), система образования на всех этапах, начиная с дошкольного в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени.
Одним из целевых ориентиров развития системы образования, установленных к 2020 году, является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р-«Собрание законодательства Российской Федерации, 2008», № 47, ст. 5489). Кроме того, к числу основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в области модернизации образования отнесены такие приоритетные меры как завершение перехода к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии, а также формирование национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся, создание профильных старших классов (гимназий) в структуре ведущих университетов (утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г. –http://www.government.ru, 01.02.2013). 14 мая 2015г. Председателем Правительства Российской Федерации были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в новой редакции, в которых предусматривается обновление содержания и технологий общего образования, завершение перехода к профильному обучению старшеклассников.( http://government.ru).
5. В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона начальное общее, основное общее и среднее общее образование есть уровни общего образования, которые являются обязательными. Не освоение основной образовательной программы одного из указанных уровней общего образования является основанием недопущения к обучению на следующих уровнях общего образования.
О выборе семейной формы получения общего образования родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (части 3 и 4 статьи 59 Федерального закона).
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования, и могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организациях, в формах, предусмотренных Федеральным законом.
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 3 статьи 17 Федерального закона).
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
6. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, в том числе в следующих случаях:
по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания (пункты 1 и 2 части 2 статьи 61 Федерального закона).
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (часть 4 статьи 61 Федерального закона).
При этом, оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия) и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее – Управление образованием).
Родители (законные представители) подают на имя руководителя образовательной организации заявление об отчислении обучающегося, в котором указывают причины отчисления, форму обучения и наименование образовательной организации, в которой обучающийся планирует осваивать образовательную программу основного общего образования. Заявление рассматривается на заседании органа управления образовательной организации.
Поступившие в Управление образования документы рассматриваются в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей), а также полномочных представителей образовательной организации. По результатам рассмотрения документов Управление образования принимает решение о согласии или несогласии на отчисление обучающегося из образовательной организации.
В случае принятия решения о согласии на отчисление обучающегося из образовательной организации Управление образования направляет документы на рассмотрение в Комиссию.
Комиссия в установленный срок рассматривает документы в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей) и полномочных представителей образовательной организации.
В случае согласия на отчисление обучающегося Комиссия совместно с его родителями (законными представителями) и Управлением образования в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего с его согласия и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения.
Если Управление образования и Комиссия не дают согласия на отчисление обучающегося образовательная организация организует его дальнейшее обучение. Необходимо отметить, что Федеральный закон допускает отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как меры дисциплинарного взыскания за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося в этом случае применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование этой организации.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия Комиссии. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия Комиссии и органа опеки и попечительства.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания Управление образования. В свою очередь Управление образования и родители (законные представители) отчисленного несовершеннолетнего принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования (части 8, 9 и 10 статьи 43 Федерального закона).
(Положение о порядке отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений утверждено постановлением администрации Козульского района Красноярского края от 1 июля 2014 г. № 439 –«Авангард», № 33, 14.08.2014; Порядок принятия мер по продолжению освоения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет и оставившим муниципальное общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, образовательные программы основного общего образования в иной форме обучения, утвержден постановлением администрации Краснинского муниципального района Липецкой области от 21 февраля 2014 г. № 83 – «Заря Красного», № 25,01.03.2014 (официальный отдел).
В группах продленного дня помимо завтрака во время учебных занятий должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед и полдник.
Хозяйственно-бытовое обслуживание детей включает в себя соблюдение требований к санитарному содержанию помещения групп продленного дня, такие как: очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.
Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:
организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;
организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;
организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.
Конкретные обязательства образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по осуществлению присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и этой организации с учетом СанПиН. (Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346, «Вестник образования»,
№ 23, декабрь, 2014 г.; Порядок организации присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных организациях Тугулымского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных учреждениях Тугулымского городского округа, утвержден постановлением администрации Тугулымского городского округа от 29 октября 2014 г. № 366).
8. Учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и размер этой платы.
Так, согласно Порядку установления размера и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в государственных образовательных организациях с наличием интерната, подведомственных министерству образования Нижегородской области, за исключением общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, утвержденному приказом минобразования Нижегородской области от 1 октября 2013 г. № 2164 (далее – Порядок) («Нижегородская правда», № 130 (25737), 30.11.2013), размер родительской платы устанавливается ежегодно на начало учебного года учредителем образовательной организации.
В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, входят следующие расходы на детей:
расходы на оплату труда с начислениями, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта;
транспортные услуги (за исключением оплаты расходов по проезду при направлении работника в служебные командировки, связанные с учебным процессом, в том числе на курсы повышения квалификации);
увеличение стоимости основных средств (движимое имущество);
увеличение стоимости материальных запасов:
продукты питания, мягкий инвентарь, обмундирование, предметы личной гигиены сверх нормативов, установленных Правительством Нижегородской области;
хозяйственно-бытовое обслуживание и другие расходы.
Ежегодно уровень родительской платы за содержание детей в образовательной организации может быть увеличен не более чем на индекс роста потребительских цен (коэффициент инфляции).
Денежные средства, поступающие от родительской платы, расходуются на содержание детей, в том числе: на совершенствование материально-технической базы образовательной организации, используемой обучающимися, на содержание обучающихся и обеспечение их безопасности; на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для обучающихся (включая участие в конференциях, конкурсах); на материальное стимулирование и поощрение обучающихся.
Федеральный закон предоставил учредителям образовательной организации право снижать размер родительской платы за содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся в определяемых ими случаях и порядке.
Согласно указанному Порядку за содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательной организации, родительская плата не взимается.
Размер родительской платы за содержание детей снижается на 50 процентов от установленной родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, определенных учредителем этих организаций и категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, к которым относятся малоимущие и многодетные семьи, инвалиды I и II группы, семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, имеющих двое и более детей дошкольного возраста.
Льгота по родительской плате за содержание несовершеннолетних обучающихся, проживающих в интернатах, предоставляется в размере 100% при приеме в интернат родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Хабаровского края, размер льготы составляет 50% не только при приеме обучающегося в интернат, но и ежеквартально (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утверждено постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 783 – «Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района», № 11 (том 2), 06.12.2013).
Под присмотром и уходом за детьми Федеральный закон понимает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливаемый учредителем образовательной организации, зависит от образовательной организации (для одаренных детей, углубленным изучением отдельных предметов), категории детей в группах продленного дня (дети – инвалиды, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией), продолжительности пребывания и кратности питания (одноразовое, двухразовое).
9. В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, включаются расходы: на оплату труда и начисления на оплату труда, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта; транспортные услуги; услуги связи; услуги по содержанию движимого имущества; прочие услуги и расходы; амортизация основных средств и нематериальных активов; расходование материальных запасов.
10. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона). Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 11 статьи 66 Федерального закона).
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации является: письменное заявление родителей (законных представителей) об организации обучения на дому или в медицинской организации; заключение медицинской организации.
Обучение обучающихся на дому или в медицинских организациях осуществляет образовательная организация, в которую зачислен обучающийся. При этом прием детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в обязательную организацию осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные организации.
Отношения по организации обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях оформляются договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося (обучение на дому); договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося и между образовательной организацией и медицинской организацией (обучение в медицинской организации).
Образовательный процесс в медицинской организации организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. При отсутствии у обучающихся медицинских противопоказаний для работы с компьютером, обучение может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.
обучающиеся, нуждающиеся в делительном лечении, а также дети-инвалиды, которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (далее – обучающиеся);
родители (законные представители) обучающихся;
государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования (далее – образовательные организации);
Обучение на дому или в медицинской организации обучающихся организуется образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучающегося и (или) обучающегося.
Отношения между образовательной организацией, обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося в части организации обучения по образовательным программам общего образования оформляются договором, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Организация обучения по программам общего образования на дому производится по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, с которой заключен договор об организации обучения по программам общего образования. Время занятий согласовывается с обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося.
Объем учебной нагрузки для обучающегося по образовательным программам общего образования может быть изменен с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.
Для организации обучения по образовательным программам общего образования между образовательной организацией, родителями (законными представителями) обучающегося и (или) обучающимся, медицинской организацией заключается договор.
Обучение по образовательным программам общего образования в медицинских организациях проводится индивидуально или в форме группового обучения. Расписание занятий согласовывается с главным врачом. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося.
Медицинская организация в целях организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении в этой организации предоставляет образовательной организации на безвозмездной основе помещение, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.
12. Девиантное (общественно опасное) поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выражающееся в противоправных, аморальных действиях, которые представляют общественную опасность. Обучающиеся с таким поведением нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.
В целях получения детьми с таким поведением начального общего, основного общего и среднего общего образования создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.
В специальные учебно-воспитательные учреждения отрытого типа принимаются дети от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1,4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст.3177) (далее – Федеральный закон о профилактике).
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:
не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях зарытого типа являются:
постановление судьи – в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике;
приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья: несовершеннолетние с задержкой психического развития и несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2014 г. № 134 «О категориях несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы», зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31468 –«Российская газета», № 54, 07.03.2014).
Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.