без друга в жизни туго объяснение пословицы
Как вы понимаете пословицу «без друга в жизни туго»?
И ещё несколько мудрых пословиц на эту тематику:
Настоящий друг-это такая же награда как и настоящая любовь. Обрести родственную душу в лице друга крайне редкое сочетание, все ищут мало кто находит, но все хотят! «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» встречается чаще, но это уже другая история.
Осень хвастается своими запасами. Сколько всего собрано, убрано, припасено, заготовлено. И все в такой красочной форме, с представлением этих запасов на зиму. Кажется осень покорила своим представлением о собраном урожае. Но не следует забывать, что за осенью наступает зима. И не всегда она теплой бывает. Так что порой и не хватает того, что припасено. Вот тогда по справедливости и люди, и домашний скот доедают те остатки, которые и не доложила осень. Так оно и получается в жизни. Так что пословица верная.
Если же усложнять и запутывать, стараться получить выгоду и делать все сложным, то и останетесь одиноким, никто не будет рядом с вами. Тут нет места естественности и любви, а царствует гордыня и расчет.
Пословица-синоним «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Смысл в том, что если у Вас много знакомств и связей, Вам всегда, ну или почти всегда помогут чем смогут. Экстраверты поэтому зачастую довольно обеспеченные ребята)
Как вы понимаете пословицу «без друга в жизни туго»?
Пословица-синоним «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Смысл в том, что если у Вас много знакомств и связей, Вам всегда, ну или почти всегда помогут чем смогут. Экстраверты поэтому зачастую довольно обеспеченные ребята)
Осень хвастается своими запасами. Сколько всего собрано, убрано, припасено, заготовлено. И все в такой красочной форме, с представлением этих запасов на зиму. Кажется осень покорила своим представлением о собраном урожае. Но не следует забывать, что за осенью наступает зима. И не всегда она теплой бывает. Так что порой и не хватает того, что припасено. Вот тогда по справедливости и люди, и домашний скот доедают те остатки, которые и не доложила осень. Так оно и получается в жизни. Так что пословица верная.
Если же усложнять и запутывать, стараться получить выгоду и делать все сложным, то и останетесь одиноким, никто не будет рядом с вами. Тут нет места естественности и любви, а царствует гордыня и расчет.
И ещё несколько мудрых пословиц на эту тематику:
Русская поговорка «Без пословицы не проживешь» передает огромную важность употребления пословиц и означает, что говорящий очень часто использует их использует. В этой поговорке смысл пословиц, как житейской мудрости приравнивается к постоянной жизненной необходимости. Для говорящего невозможно прожить без пословицы.
Классный час «Без друга в жизни туго»
Тема классного часа: «Без друга в жизни туго».
Методы: беседа, игра, диспут, мозговой штурм.
Оборудование: компьютерная презентация, радуга, ладошки, конверт с пословицами и разыгрывание ситуаций, карандаши и клей для детей.
Содержимое разработки
«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 18″
Тема: «Без друга в жизни туго»
учитель начальных классов
Клепакова Светлана Васильевна
Тема классного часа: «Без друга в жизни туго».
Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; развитию связной речи.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся.
Методы: беседа, игра, диспут, мозговой штурм.
Оборудование: компьютерная презентация, радуга, ладошки, конверт с пословицами и разыгрывание ситуаций, карандаши и клей для детей.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
II. Создание проблемной ситуации.
На минуту в землю врос
Мост высокий без перил.
Я хочу вам подарить «Радугу», но наша радуга будет необычной /на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать/. Радугу- разрезать и отдельно каждая группа будет разукрашивать, затем приклеиваем на ватман:
Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Ребята! Вас с нетерпением дожидается Следопыт. Он приготовил для нас очень важные, интересные вопросы, над которыми обязан задуматься хоть раз в жизни каждый человек.
Выберите, пожалуйста, тот вопрос, который вас больше всего заинтересовал, вопрос, на который вам бы очень хотелось получить ответ.
Кого можно назвать настоящим другом?
Как ты думаешь, для чего человеку нужен настоящий друг?
Должен ли друг всегда делать то, что хочешь делать ты?
На твой взгляд, легко ли быть настоящим другом?
Может ли быть много друзей?
Друг, приятель, товарищ – это одно и то же?
Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.
Хорошо, что вам захотелось задуматься, поразмышлять над такими важными вопросами. Ведь именно поиск ответов на эти вопросы, позволит человеку совершенствовать себя, свои мысли, поступки.
Игровое упражнение «Найди себе подобного»
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
— Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
— Какой рисунок у вас на спине?
Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?
Мозговой штурм «Дружба – это …».
Работа в группах: обсуждение понятия – дружба.
Я сделала подборку из различных словарей о значении – дружба. Подчеркните слова, которые характеризуют слово – ДРУЖБА,
В толковом словаре С.И. Ожегова:
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»
Владимир Иванович Даль:
«Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.»
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – … КОРЫСТЬ.
КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; Выгода, польза.
БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.
Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Многие понимают под словом ДРУГ
Человека, который сходил с ним в магазин
Знакомого во дворе
Человека, с которым провел смену в лагере
Человека, который дал списать урок
— Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.
Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.
Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.
Учитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».
ДРУГ – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Кто твой друг. Назови его имя?
ТОВАРИЩ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.
ПРИЯТЕЛЬ – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?
ЗНАКОМЫЙ — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать. (знакомый)
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете. (приятель).
Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете- (товарищ).
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете. (друг)
Разговор о настоящем друге.
Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой. Как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.
Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека
“Лже-Друга”
— Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг.
В толковом словаре С.И. Ожегова:
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Составление цветка «Дружбы” из качеств настоящего друга.
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок «Дружбы”.
Ход игры: Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте.
Честность, враньё, грубость доброта верность взаимовыручка бескорыстие предательство драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный
У нашего цветка нет лепестков, лепестки-ладошки лежат в конверте №2, приклеить их на плакат.
Представьте, что эту ладонь вы дарите своему лучшему другу. Подумайте, какой я – друг? Каким я готов быть другом. Напишите на пальчиках ваши лучшие качества.
— Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
-Я отвечу на вопрос «Кого можно назвать настоящим, верным другом?» в стихах.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.
А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
— А как можно вернуть дружбу? (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)
Собери пословицу из частей.
Один и камень не поднимет,
Что одному трудом дается,
а товарища выручай.
а миром и гору перенесем.
то коллективом легко берется.
Игра «Знаю ли я своего друга?»
(Две-три пары поднимают руки.)
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Вы пишите ответы оба, а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.
(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)
Какого цвета у него глаза?
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какой вид спорта любит? Ш Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое любимое блюдо у твоего друга?
Чем любит заниматься?
Какую одежду любит носить?
Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)
Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Учитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Получили ли вы ответы на свои вопросы?
Все ребята встают в круг. Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти слова и повторяйте за мной.
Комментарии в стихах. Цикл пословиц 51
БЕЗ ДРУГА В ЖИЗНИ ТУГО!
Истинный друг в твоей жизни опора!
Счастье твое, если друга имеешь,
Не будет страшна тебе недругов свора,
С дру4зьями жизнь всегда светлее!
БЫЛИ БЫ ПИРОЖКИ, БУДУТ И ДРУЖКИ!
Дружок и друг – разные люди,
Дружок с тобой, пока ты с пирожком,
Не будь же глупым ты верблюдом!
Дружок пусть ходит всегда пешком!
ВСЯК САМ СЕБЕ И ДРУГ,И НЕДРУГ!
Всяк сам себе и друг, и недруг,
Вся жизнь в ошибках состоит,
Но есть алмазы в твоих недрах,
Себя же нужно любить, и не любить!
ГОВОРИЛ ПРАВДУ, ПОТЕРЯЛ ДРУЖБУ!
Друг был плохой,
Не выдержал он испытанье,
Не нужен больше друг такой,
И к миру с ним не приложу старанья!
ГОРЕ С ТОБОЙ, БЕДА БЕЗ ТЕБЯ!
Горе с тобой, беда без тебя,
Ну надо же случиться такому,
Я ненавижу, тебя любя,
Какому же молиться мне святому?
ГУСЬ СВИНЬЕ НЕ ТОВАРИЩ!
Дружба бывает из общих стремлений,
Из одинаковых воззрений,
Из ваших общих идеалов,
Следи, она чтоб не пропала!
НЕ БОЙСЯ УМНОГО ВРАГА, НО БОЙСЯ ГЛУПОГО ДРУГА!
Бояться нужно их обоих,
Но глупый друг врага опасней,
Тот и другой весь вред удвоит,
Не поддавайся глупой страсти!
ДРУГ ДЕНЕГ ДОРОЖЕ, ДРУГА НЕ КУПИШЬ!
Приятеля за деньги сможешь ты купить,
Плохая другу он замена!
Ты правду можешь не любить,
Но опасайся же подмены!
ДРУГ ДРУГУ ТЕРЕМ ТЕШЕТ, А НЕДРУГ НЕДРУГУ ГРОБ ЛАДИТ!
Хороший человек гроб никогда не будет ладить,
Плохие люди дружбы никогда не водят,
В твою же душу друг не будет лазить,
Плохие хвалятся в полицию приводом!
ДРУГ ЛУЧШЕ СТАРЫЙ, А ПЛАТЬЕ НОВОЕ!
Износа дружбе не бывает,
Чем старше, тем она сильней,
Нас этим дружба привлекает,
А с возрастом стаем мы многие дружней!
ДРУГ НАУЧИТ, А НЕДРУГ ПРОУЧИТ!
Друг научит,
а недруг проучит!
Люби друга,
Недругов бойся,
Живи всегда жизнью своей,
Будь чистым в душе,
Телесно же почаще мойся!
Без друга в жизни туго объяснение пословицы
Автор: Осина Надежда Николаевна
Организация: МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей»
Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск
Конспект урока (внеклассного мероприятия)
Тема: «Почему без друга в жизни туго?»
Продолжительность: 20 минут
Класс (группа): 2 класс
Технологии: компьютер, экран, проектор
Аннотация: Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ на тему «Почему без друга в жизни туго?» проводится в форме беседы с целью раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни; развить стремление дружить с окружающими. Данное мероприятие может быть использовано в рамках внеурочной деятельности.
Формы работы: беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
План-конспект внеклассного мероприятия
Цель мероприятия: раскрыть сущность понятия «дружба»; показать какими качествами должен обладать настоящий друг; какую роль играют друзья в жизни; развить стремление дружить с окружающими.
— способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
2. Научить детей жить в дружбе и согласии.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. Планируемые результаты:
Личностные УУД: учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы. Познавательные УУД: познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки). Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные УУД: свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос, использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.
Ход занятия
— Сегодня мы проведём с вами необычный урок. Почему он будет необычным? Посмотрите, как по-особенному ярко сегодня светит солнце за окном. Я думаю оно принесёт нам новые знания.
2. Создание проблемной ситуации
(слайд 2) Тему сегодняшнего классного часа вы видите на доске. На доске 5 карточек со словами
Без _____________ в жизни туго.
— Это русская народная пословица. Все ли слова вам понятны?
— Что значит слово туго? (плохо)
— Без чего в жизни может быть туго? (варианты ответов) Вывод: (карточки открываются)
— Значит чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?
— Да, ребята сегодня мы с вами поговорим о дружбе,
— А какие цели мы поставим перед собой?
— Да, мы с вами вспомним пословицы, поговорки, обсудим законы дружбы.
3. Основное содержание
— Кто такой друг? Подберите синоним к слову друг? (приятель, товарищ)
-А какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете
Вывод: Почему без друга в жизни туго? (высказывания учащихся)
( слайд 5) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Я, ты, он, она
ОПЫТ С ЛЕПЕСТКАМИ (сухие лепестки зажимаем в ладони)
-Представьте себе на секунду, что это произошло с вами. Каким тогда станет ваш мир без друзей? Почему? Нравится он вам?
-Давайте попробуем составить правила дружбы, которые помогут сохранить друга или друзей, которых ты нашёл в классе.
(слайд 6) РАБОТА В ГРУППАХ
-Как здорово у вас получилось. Я обобщила все, что вы сказали, давайте ещё раз прочитаем эти правила.
1. Всегда помогай другу, особенно если он попал в трудную минуту. Никогда не бросай друга в беде!
2. Старайся поделиться с другом всем, что у тебя есть.
3. Не завидуй, если у друга что– то есть, а у тебя нет.
4. Всегда говори другу правду.
5. Если что-то обещал другу – выполни.
6. Не ссорься с друзьями.
7. Если ты поступил плохо, имей мужество признаться своему другу.
8. Найди время выслушать своего друга.
9. Если ты обиделся на друга, постарайся поговорить с ним.
-Эти законы вы можете поместить в своём классном уголке.
— Вот и подошло к концу наше сегодняшнее внеклассное мероприятие. Подведем итоги. Чему оно было посвящено? Какие вопросы мы с вами обсудили?
— Посмотрите, какое большое сердце появилось у нас на доске. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Кто из вас готов отдать своему другу частичку своего сердца? Кто готов соблюдать все правила дружбы? Кто никогда не подведёт своего друга? У кого есть друг? Кто бы хотел завести ещё больше друзей? Кто готов дружить? Возьмите с парты красное сердечко и подойдите к доске. Приклейте своё сердечко в центре нашего сердца.
— А эту розу я хочу подарить вам как символ сплоченности. Ведь в розочке каждый лепесток – это часть бутона, как каждый из Вас – часть классного коллектива.


