долг или обязанность в чем их различие

Госдолг: что это такое и какие виды бывают

«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Источник

Общие черты и важные отличия между долгом и обязанностями

Каждый человек практически ежедневно слышит такие слова, как долг и обязанность. Для гражданина оба термина имеют аналогичное значение, объединенный смысл. Это далеко не так, поскольку терминология данных слов имеет определенные различия. Поэтому важно понимать, какое значение заложено изначально в слово долг, обязанность, и что это такое.

Определение

На детей возлагаются обязанности по дому, школьные задачи. Родители должны объяснить малышу базовые аспекты поведения в обществе, взаимосвязь человеческих отношений. Взрослые трудятся, служат в армии, лечат людей, заботятся о родных и близких. Философское понимание долга, обязанности преподается в школе на уроках обществознания. Глубокое понимание, объяснение этих слов приходит к человеку с жизненным опытом.

Долг представляет собой совокупность обязательств определенного физического лица перед другим гражданином, обществом, государством. Родители ухаживают за малолетними детьми, больными, немощными родственниками. Должник обязуется вернуть денежные средства, полученные взаймы по кредиту, займу, расписке в установленные договором сроки. Выделяют несколько разновидностей долговых обязательств: государственные, муниципальные, корпоративные, персональные, публичные, моральные, врачебные.

Обязанность – составляющая правового статуса личности, определенное действие, которое подлежит исполнению в безусловном порядке. Повинность возникает по личному убеждению физлица или под давлением общественного мнения. В повседневной жизни различают такие понятия, как воинская, должностная, конституционная, культурная обязанность.

Гражданин Российской Федерации обязуется исполнять требования действующего законодательства, конституционного свода. Человек должен получить среднее образование, заботиться о сохранении культурных, исторических ценностей нации. Здоровые молодые мужчины в обязательном порядке проходят воинскую срочную службу.

Исходя из определений долга и обязанности, можно сделать однозначный вывод, что оба слова имеют схожий смысл, практически не отличаются, фактически являются синонимами друг друга. Употребление любого из указанных терминов в речи, фразах, словесных оборотах считается уместным, корректным.

долг или обязанность в чем их различие

С точки зрения закона

Основным подтверждением схожести понятий является статья 59 Конституции РФ. Соотношение терминов определяет их смысловое равенство. Главный российский закон призывает, обязует граждан вставать на защиту отчизны в благодарность за бесплатное образование, медицину, жилье.

Несомненно, в настоящее время концепция социальных гарантий россиян претерпела существенные изменения: очень сложно получить бесплатный кров, многие лечебные процедуры стали платными, за обучение тоже приходится вносить плату. Аналогичная картина формируется по трудоустройству: людям стало трудно подыскать хорошую работу с достойной заработной платой, официальными выплатами. Единственная гарантия, действие которой сохранилось – пенсионное обеспечение, пособия по безработице, больничные.

Дополнительно о понятиях нам говорят гражданский, семейный, административный, налоговый кодексы. Обязательства по денежным займам, имущественным спорам, преступлениям против человека рассматриваются, разрешаются в суде.

Приставы по ФЗ №229 защищают права истцов, занимаются взысканием долгов имущественного, неимущественного характера. Закон № 127-ФЗ регулирует операции по признанию должника банкротом, несостоятельным для осуществления расчетов, ведения деятельности. В том числе действие регламента распространяется на физических лиц, накопивших предельные размеры долговых недоимок.

Параллели терминов

Для того, чтобы понять, что все-таки объединяет и различает понятия долг и обязанность, рассмотрим сходства и проведем сравнение. В первую очередь оба слова подразумевают определенные обязательства для конкретного гражданина. Например, мужа, жену объединяет супружеский долг, маму, ребенка – родительский, сына и отца – сыновий. Задолженность по кредиту также относится именно к заемщику, не к кому более.

Обязанность – наиболее общее понятие моральных, общественных норм поведения человека, формирования личности. В свою очередь, заимствование – более конкретное понимание действий, которые физлицо должно совершить при определенных условиях, требованиях. Говоря о морально-этическом обязательстве, мы подразумеваем такие понятия, как честь, совесть, успех. Нравственность, достоинство, справедливость – важные критерии морали.

долг или обязанность в чем их различие

Итак, в чем состоит сходство обязанности и долга: оба понятия относятся к конкретному человеку, подлежат обязательному исполнению. Действие обязательства прекращается по исходу ситуации, выбору личности, окончанию сроков договора.

Отличительные черты

Перечислим основные доводы, в чем выявляется разница между обязанностью и долгом. Образно говоря, можно сказать, что обязанность – навязанное мнение общественности, а долг – личное решение человека, чувство ответственности.

Гражданин вправе по собственному усмотрению освободиться от определенной обязанности. Например, расторгнув трудовой договор, работник снимает с себя все должностные обязательства. Супруги оформляют развод, прекращают действие большинства обязательств по семейному кодексу.

Главное расхождение в том, что долговая повинность существует у человека с первых дней жизни. Например, отказаться от долга перед Отечеством попросту невозможно. За исключением смены гражданства, переезда на постоянное местожительство в другую страну. Денежная задолженность существует до момента возврата денег займодавцу, имеет стоимостное представление.

Заключение

По итогам размышления можно сказать, что долг и обязанность – очень схожие понятия. Очевидно, что гражданин их приобретает в большинстве случаев по собственному убеждению, реже – под внешним воздействием окружающих. Некоторые обязательства закрепляются за личностью с первых дней жизни по конституционным законам страны проживания. Далеко не все долги наказуемы штрафами, уголовной ответственностью, а вот за неисполнение гражданских обязанностей, в отличие от первого вида повинности, могут последовать негативные события.

О причинах появления долгов можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Источник

Вопрос 28. Долг и обязанность: общее и различие.

Долг – это совокупность требований, предъявляемых человеку обществом, которые выступают перед ним как его обязанности, соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью.

! Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение.

Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий.

Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности.

Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.

В исполнении долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований.

По И. Канту «долг есть необходимость совершения поступка из уважения к закону». То есть в основе нравственного мотива. По Канту, лежит чувство внутреннего долга.

Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные обязанности. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (Отношения моральные), к которой они относятся (семейные, общественные, трудовые обязанности); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в которые человек попадает.

Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них моральных обязанностей создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины.

И наоборот, пренебрежение своими обязанностями ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми. Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем обязанностей, утверждению и укреплению тех моральных принципов, которые он исповедует.

В реальной жизни различные обязанности могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора. Лицемерие морали эксплуататорского общества состоит в том, что ее требования не распространяются в равной мере на представителей различных классов. Действенность же коммунистической нравственности заключается в ее общеобязательности, в действительном равенстве всех перед ее требованиями.

Источник

Разница между обязанностью и долгом

Обязанность и долг можно понимать как два слова, между которыми существует некоторое различие в значении и коннотации, хотя они, как правило, используются как синонимы. На первый взгляд, оба слова под

Содержание:

Обязательство против долга

Обязанность и долг можно понимать как два слова, между которыми существует некоторое различие в значении и коннотации, хотя они, как правило, используются как синонимы. На первый взгляд, оба слова подчеркивают смысл связывания или требования, установленного человеком. Однако природа этой привязки различна, что подчеркивает разницу между двумя словами. Проще говоря, обязательство можно понимать как что-то, что налагается на человека в силу некоторых рамок, таких как закон. Но в случае долга именно чувство морали направляет человека к выполнению определенной задачи или деятельности. В этой статье делается попытка выделить различия между двумя терминами, создавая понимание каждого термина у читателя.

Что означает обязательство?

При рассмотрении термина обязательство его можно определить как то, что человек должен выполнить в связи с соглашением, законом и т. д. В этом смысле человек вынужден выполнить задачу или заняться какой-либо деятельностью из-за наличия правил и положений. Например, когда человек говорит: «Я был вынужден это сделать», это подчеркивает, что у него не было выбора. Мы обязаны заниматься разными видами деятельности в разных контекстах. Этот термин приобретает очень сильное значение, особенно в корпоративном секторе. Например, возьмем случай с новым сотрудником. Он подписывает договор с организацией и приступает к работе. Этот контракт включает в себя конкретную должностную инструкцию и список обязанностей, которых сотрудник должен придерживаться. Это можно определить как обязанность, потому что после подписания контракта физическое лицо обязано выполнять различные задачи. Человека к работе побуждает не мораль, а правила и нормы. Это подчеркивает, что в обязательстве человек не мотивирован к выполнению задачи, а вынужден.

У работника есть обязательства перед работодателем

Что значит долг?

С другой стороны, термин «долг» подчеркивает чувство морали который заставляет человека заниматься какой-либо деятельностью. Это ответственность, которая ложится на человека и не навязывается другими. У человека есть выбор: делать это или нет. Существование правил и положений, как и в случае обязательства, не может соблюдаться в обязанности. Это даже можно рассматривать как общественное требование и ожидание от людей. Например, возьмем уход за старейшинами. Это считается не обязанностью, а обязанностью или долгом молодого поколения. Нет жестких правил, контролирующих поведение подрастающего поколения, есть мораль. Именно это чувство правильного поступка движет действием.

В чем разница между обязательством и долгом?

• Обязательство можно определить как что-то, что возлагается на человека в силу определенных рамок, таких как законы, правила и положения и даже соглашения.

• Долг проистекает из чувства морали, которое направляет человека на выполнение определенной задачи или деятельности.

• Обязанность налагается, тогда как долг исходит изнутри человека.

• При обязательстве у человека нет выбора, но при исполнении долга у человека есть выбор.

Изображения любезно предоставлены:

Источник

Кто контролирует и оценивает исполнение долга

Подробное решение Параграф § 8 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

Долг, чувство долга — кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.

Вопрос 2. Что такое долг?

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?

Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.

Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя. Обманул, подвёл товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.

Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Вопрос 5. Что такое моральный долг?

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и праютически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Существует двойной контроль: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть.

Вопрос 7. Что такое совесть?

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью. Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждёт его?

Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д. » есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен. Никому я ничего не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.

У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.

Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.

Формализм – Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела.

Формализм – это когда по букве закона или инструкции все верно, а по сути – не правильно и даже преступно.

Формально относится к своим обязанностям – это значит поступать от «сих до сих», не проявляя личной инициативы и не учитывая никаких обстоятельств.

Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Понятия муки совести», «угрызения совести» и «нечистая совесть» схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков. Эти понятия идут по нарастающей от «нечистая совесть» до «муки совести», если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот «спокойная совесть» понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.

Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».

Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя. » и т.д.

Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.

Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Определение «бессовестный» говорит само за себя — это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести — спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие — родители, жена (муж), дети и т. д.

Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.

М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.

Обществознание
Ответьие на вопросы
1.Что такое долг?
2.Что такое Объективные обязанности?
3.Какие стороны предлагает наука различать в долге?
4.Что такое моральный долг?
5.Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
6.Что такое совесть?

1. — нравственная обязанность человека перед обществом, соц. группой и д.р.

2. — это реальные обязанности, которые человек может выполнить( например, заработать n сумму денег или купить новый дом. Не подходит, к примеру, стать феей или ангелом)

3. — Долг общественный
— Долг моралиный

4. — необходимость выполнить те или иные нравственные обязанности в той или иной случившейся ситуации.

5. — Исполнение долга контролируется самим человеком и обществом. Но при той или иной ситуации сам человек решает следовать ли долгу.
Общество же контролирует в меньшей мере, чем сам человек.

6. — это способность человека оценивать свои поступки по отношению к другим людям и к обществу в целом.

Долг и совесть (продолжение)

Долг общественный и долг моральный

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг? Начнём с фактов.

Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причём в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день грёб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю.

В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.

А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?

Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Совесть

Ты, наверное, уже заметил, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?

Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим. И опять начнём с фактов.

долг или обязанность в чем их различие

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак (1879—1942) — великий польский педагог и детский врач. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска ворвались в Польшу, фашистский топор был занесён и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошёл учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нёс больную девочку. Поезд увёз всех в концлагерь, в камеру смерти.

Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же способны лишь предполагать.

Credits

Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?

Долг, чувство долга — кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.

Вопрос 2. Что такое.

Что такое долг? Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главное: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся спустя год после Армении землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать. Должны были.

А еще раньше был Чернобыль — величайшая в истории авария. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации.

У каждого человека, как члена общества и члена коллективных отношений, есть определенный долг. Ведь именно долг связывает человека с обществом и другими людьми.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности. По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях – если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги – и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти.

Что такое долг? Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главное: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся спустя год после Армении землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать. Должны были.

А еще раньше был Чернобыль — величайшая в истории авария. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита.

Глава II. Сфера духовной культуры

Долг и совесть (продолжение)

Долг общественный и долг моральный

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без.

Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 8 класс>>Долг и совесть

Что же такое долг? Как его определить? Впрочем, не будем торопиться с определением.

Факты. Зима 1988 г. Весь мир потрясла трагедия Армении — землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ею управлять.

А подготовиться заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример — случившееся в 1989 г. землетрясение приблизительно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых, кстати, не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их соблюдать.

Урок по обществознанию на тему «Моральный выбор – это ответственность»

Цель: познакомиться с понятием «моральный выбор», продолжить знакомство с категориями добра и зла; определить соотношение свободы и ответственности в практическом поведении личности.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

2) Что такое объективные обязанности?

3) Какие стороны предлагает наука различать в долге?

4) Что такое моральный долг?

5) Кто контролирует и оценивает исполнение долга?

6) Что такое совесть?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение.

Урок № Дата Класс 8-А,Б,В

Тема урока: Долг и совесть.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Обучающие- способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;

Развивающие- способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;

Воспитательные- способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Методы: эвристическая беседа, анализ текста.

Россия,Московская область,г.о. Королёв
МБОУ Гимназия №11
Учитель истории и обществознания
Заплахова И.Б.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. Показать возможности ресурсов Интернета для духовного роста подростков.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Изучение нового материала. Рефлексия деятельности.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *